Посещение детей в больнице сценарий. Сценарий проведения праздника в Детской городской больнице


Сценарий для детей. Рассчитан на среднюю группу детского сада, или старшую группу. Зрителями могут быть как родители, так и дети других групп. Данный сценарий не требует большой подготовки и легок в исполнении.

В зале появляется доктор Айболит и медицинская сестра, можно использовать на выходе музыку из мультфильма.

Медсестра:

— Добрый доктор Айболит

Всех согреет, исцелит,

У кого чего болит,

Тот про то и говорит.

(Доктор усаживается за столик, медсестра готовит все к приему пациентов. Первый пациент заходит с перевязанной щекой, у него болит зуб.)

Медсестра:

— Заходите в кабинет,

Сколько вам скажите лет?

— Ой, ой, ой, мне шесть лет.

(Медсестра все записывает в журнал.)

— Расскажите, что болит?

— Ой, спасите Айболит,

У меня так зуб болит,

Что терпеть я не могу,

И от боли закричу.

Ой, ой, ой.

— Чистишь зубы по утрам?

— Иногда.

— Чистишь их по вечерам?

— Никогда.

— Конфеты ешь ты целый день?

— Да, да, да.

— А вот за зубками следить,

Тебе конечно лень!

Открывай скорее рот. Вот!

— Вот твой зубик небольшой,

Диагноз очень точный,

Зубик был молочный!

(Показывает зубик на ниточке, можно нарисовать большой картонный зуб и привязать его на ленточку. Больной радостно подпрыгивает.)

— Ну, спасибо Айболит,

Ничего ведь не болит!

Добрый доктор Айболит,

Всех согреет, исцелит.

(Следующая заходит девочка с плюшевым медведем на руках.)

Медсестра:

— Заходите в кабинет, сколько Мишке будет лет?

— Пару месяцев назад,

Мне его купил мой папа,

Было весело играть,

Только оторвалась лапа.

— Это дело поправимо,

Мишке лапу мы пришьем,

Будет снова он красивый,

Только береги его!

(Айболит пришивает медведю лапу.)

— Добрый доктор Айболит,

Всех зверушек исцелит!

Ах, спасибо вам большое,

Разрешите в этот миг,

Танец с Мишкой подарить.

(Выходят еще четыре или больше девочек. Они исполняют танец с мягкими игрушками, под конец танца в зале появляются пираты. Звучит грозная музыка и пираты окружают доктора с медсестрой.)

— Ха, ха, ха, мы теперь здесь главные!

— Да, да, да, мы пираты славные!

— Будут все теперь болеть,

— Будут сильно нас просить,

Айболита отпустить!

— Айболита не отпустим,

Ведь у нас в карманах пусто!

— Будут все нам дань платить,

За то, что б доктор мог лечить!

(Пираты на радостях устраивают пир, они приносят котел (нарисованный картонный) и повар начинает готовить.)

— Что пиратушкам приготовить?

Может кашу или суп,

Положу в котел приправу,

И нарежу мелко лук.

Кину я в котел картошку,

Сахара насыплю ложку,

Получилась ерунда,

Ну, пусть варится еда!

(Пираты тем временем танцуют с пустыми чашками и ложками. Методично постукивая во время танца то по чашкам, то друг другу по ложкам. В конце танца, все пираты выстраиваются в очередь к повару. Повар раздает кашу и утаскивает котел за дверь. Пираты после такого обеда хватаются за животы и стонут от боли.)

— Добрый доктор Айболит,

Нам скорее помоги....

Все пираты (вместе):

— Добрый доктор Айболит,

Нам скорее помоги...

— Вы должны пообещать,

Никого не обижать.

Все пираты:

— Обещаем!

— Больше никого не грабить,

И со всеми мирно ладить.

Все пираты:

— Обещаем!

— Медсестра, готовьте стол,

Будем делать им укол.

(Медсестра выносит огромный шприц, и ставит ширму. Пираты заходят по очереди за ширму, оттуда раздается громкое «Ой» и с другой стороны выходят приличные мальчики, без пиратских атрибутов.)

Медсестра:

— Добрый доктор Айболит,

Всех согреет, исцелит,

Приходите к нам лечиться,

Есть для этого больница,

Здесь всегда помогут вам.

Мальчики все вместе:

— Слава, слава, докторам!

(Мальчики берут за руки девочек и все дружно встают в хоровод. Все вместе они двигаются по кругу и поют песенку на мотив «В лесу родилась елочка».)

Все вместе:

— И девочки и мальчики,

Все ходят к докторам,

Должны мы быть здоровыми,

И радовать всех мам,

Должны мы быть здоровыми,

И радовать всех мам.

Лечиться не боимся мы,

Здоровье всех важней,

Хотим быстрее вырасти,

Стать крепче и сильней,

Хотим быстрее вырасти,

Стать крепче и сильней.

По этому сегодня мы

Собрались дружно тут,

Сказать спасибо доктору,

За ваш нелегкий труд,

Сказать спасибо доктору,

За ваш нелегкий труд.

Лечение в больнице не просто не повод отказаться от праздника по случаю дня рождения - это повод устроить самое незабываемое торжество! Тем более, что волонтёры нашего фонда в этом непревзойденные мастера!

Вариантов веселья в больнице, казалось бы, не так уж и много - строгая диета не позволяет угоститься тортом, четыре стены палаты не вместят гостей из родного города, а режим стерильности не позволит устроить праздничную "вылазку" на природу. И тем не менее в эти выходные в Российской детской клинической больнице (РДКБ) и в Центре детской гематологии им. Димы Рогачева (ФНКЦ ДГОИ) состоялись три лучших дня рождения на свете!

В отделении гематологии и химиотерапии Российской детской клинической больницы день рождения отметили две именинницы: одиннадцать лет исполнилось Насте Селезневой и восемь - Алисе Бессоновой. Девочки сейчас получают химиотерапию - это значит, что они не могут даже выйти в коридор отделения. Не беда! Волонтеры с мастер-классом по декупажу чайных домиков пришли к ним прямо в палату.

Настя для декорирования своего домика выбрала золотой цвет: подобрали оттенки материалов, красок, придумали разные техники - дом получился зимним и очень волшебным. После мастер-класса Настя заявила гостям: «Я не могу на него налюбоваться».

Подарили нам Лего-friends, - сказала мама Насти. - Настя любит конструкторы и очень ждала именно этот подарок. И, несмотря на то, что этот набор большой, Настя уже собрала его: сейчас мы на блоке химиотерапии - ей надо как-то отвлекаться.

Следующая именинница, Алиса, ждала гостей в красивом платье и с прической. Делала Алиса все самостоятельно, и ее домик получился весенним, розово-фиолетовым.

Алиса немного устала, но это была приятная усталость, все-таки праздник получился. Подарили ей конструктор, и мы его уже собрали. А вообще Алиса постоянно чем-нибудь занимается, рисует, волонтеры к нам приходят - времени грустить не оставляют.

А в этом же время прямо через дорогу, в Центре детской гематологии имени Димы Рогачева , состоялся еще один очень важный праздник: совершеннолетие в больнице отмечала Аня Алешкина.

Аня очень переживала, что 18-летие пройдет в четырех (да каких!) стенах. Поэтому мы приложили все усилия, чтобы день получился счастливым.

Поздравления девушке начали поступать еще по времени ее родного Владивостока. С утра по времени московскому к девушке в палату пришли визажист и мастер по маникюру - Аня надела красное платье, шляпку и пошла встречать своих московских друзей, которым врачи разрешили приехать на день в больницу. Днем девушке устроили праздничную фотосессию, но главный сюрприз ждал её вечером.

Волонтеры фонда и наш координатор Юлия Болейнингер, которая все придумала и организовала, привели Аню на вертолетную площадку Клиники. Ну, а что ещё делать на вертолётной площадке, как не выпускать в небо восемнадцать шаров и задувать свечи на праздничном торте? Кстати, торт для Ани специально приготовили в пищеблоке больницы!

Родители и друзья рядом, волонтеры и фотограф...Потрясенная именинница не скрывала эмоций. Но на этом сюрпризы не закончились: Аню ждало видеопоздравление от ее любимого актера Константина Хабенского.

То внимание, которое нам уделили - это самый лучший подарок, какой только можно представить, - рассказала мама Ани. - На следующий день после праздника мы еще раз все вспомнили, посмотрели в интернете спектакли Константина... Несмотря ни на какие обстоятельства, совершеннолетие Ани вышло чудесным!

Мы в свою очередь восхищаемся и благодарим всех волонтеров и сотрудников фонда, которые придумывали и организовывали эти незабываемые праздники.

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОСУГОВОЙ СИСТЕМЫ В БОЛЬНИЦЕ.

РОЛЬ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ДОСУГА В БОЛЬНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Надежда Черноморченко, координатор

группы инициативных родителей онкобольных детей,

г. Херсон

В период общегосударственного кризиса в Украине самыми социально незащищенными являются семьи, в которых есть дети-инвалиды, больные раком. Проблемы маленьких пациентов с онкопатологией и их родителей касаются не только врачей, помогающих этой категории малышей и подростков, но и всего общества. Необходимость работы волонтёров и инициативных родителей в области детской онкогематологии доказана и зарубежным, и отечественным опытом.

Тяжёлая болезнь ребёнка, которая может иметь летальный исход, длительное пребывание в больничных стенах, а также трудности в обеспечении полноценного и качественного лечения из-за отсутствия базы доноров в нашей стране и дорогостоящих препаратов в лечебном учреждении расцениваются как травмирующие факторы для детей и их родителей.

Поэтому с первых же дней нахождения в отделении онкогематологии очень важна психологическая реабилитация, которая может существенно улучшить состояние здоровья не только ребёнка, но и его близких, в первую очередь, - матери, осуществляющей уход за своим сыном или дочкой. Сегодня выявлена тесная связь между нейропсихическим состоянием мамы и биоэнергетическим состоянием ребенка. Это еще раз подчёркивает необходимость включения в процесс реабилитации и матери болеющего.

Наиболее эффективно помочь ребёнку и его семье в условиях стационара могут профессионалы: психологи, психотерапевты, реабилитологи, воспитатели, а также священники. К сожалению, в украинских лечебных учреждениях для детей с онкопатологией таких профессионалов пока недостаточно. Поэтому и по ряду других причин, преимущественно личного и личностного характера, задачи эмоциональной поддержки детей и родителей, а также их адаптации к больничным условиям во время курса интенсивной химиотерапии берут на себя добровольцы и объединения инициативных родителей.

В условиях больницы, где по-нескольку месяцев находятся маленькие пациенты, психологическая помощь , которую могут осуществлять подготовленные волонтёры, невозможна без организации досуга. Досуг для тяжело болеющих детей – это то пространство личного времени, которое должно наполняться положительными эмоциями и радостью, служить развитию различных умений и навыков, готовить к возвращению в реальный мир после завершения лечения.

В течение пяти лет моей волонтёрской деятельности в отделении онкогематологии ДОКБ г. Херсона была предпринята попытка создания досуговой системы для детей, проходящих курс лечения в больнице. Накопленный опыт позволяет говорить о том, что совместные развлечения пациентов с онкопатологией: игры, рисование, занятия художественным творчеством, концертные программы и многое другое - действительно способствуют улучшению психофизического состояния, как детей, так и их родителей. На фоне благоприятного эмоционального микроклимата во время совместно проводимого досуга и развлечений легче переносится химиотерапия, дети меньше подвержены нервным срывам и депрессии, успешнее проходит лечение.

КЛОУН В ОТДЕЛЕНИИ

Очень важным и эффективным средством эмоциональной поддержки онкобольных детей являются встречи с клоуном. Непринужденная обстановка во время развлечения, игровая деятельность, шутки, смех помогают организму, ослабленному химиотерапией, быстрее восстанавливаться. А в здоровом теле – здорОво всё: мысли, чувства, эмоции, желания. Европейскими врачами, проводившими наблюдение в онкогематологических клиниках для детей, неоднократно подтверждались факты достаточно быстрого восстановления формулы крови у пациентов после их активного общения с клоунами, фокусниками, ряжеными.

В некоторых европейских странах есть традиция обучать врачей некоторым несложным фокусам и трюкам. Подготовленный доктор-клоун в одежде с элементами клоунского наряда, с красным носом приходит к больным детям прямо в палаты, особенно – ко вновь поступившим в отделение. Дети, впервые попавшие в больничные условия и не ожидающие от процесса лечения и времени, проведённого в стационаре, ничего, кроме неприятностей и скуки, бывают потрясены увиденным: доктор-клоун во время дневного обхода играет с ними, смешит и воодушевляет на борьбу с недугом. Ребёнок перестаёт бояться врача, учится видеть в нём своего союзника и главного помощника. Гораздо позже, во время курса интенсивной терапии, маленькие пациенты начинают осознавать важность работы врачей-клоунов, понимают, какую роль в их больничной жизни занимает врач, надевший такой необычный наряд и начинающий медицинские осмотры с фокусов.

«Дорогой доктор Гарибальди!

Я очень доволен твоей «работой», приносящей радость туда, где её нет или есть, но очень мало: к примеру – в больнице. Ты мне очень помог, когда я был в больнице, в палате: чтобы убить время, я смотрел на капельницу с водой и минеральными солями, которые мне вводили в вену через надоевшую трубку. Я радовался, когда уровень раствора опускался хотя бы на миллилитр. Но с твоим появлением палата наполнялась радостью – разноцветные шары, твой нос цвета красного помидора, время, посвящённое мне, превращали скучные дни в незабываемые моменты. И тогда время улетало в мгновение. Когда приносили обед, я не хотел, чтобы ты уходил, а я опять оставался один смотреть на капельницу, которая, казалось, была на том же уровне.

Спасибо тебе за то, что ты сделал для меня.

В 2000 году мы с моим 9-летним сыном начинали лечение острого лейкоза в детской областной больнице г. Херсона. В то время мы абсолютно ничего не знали о таком явлении, как добровольчество в области детской онкогематологии. Мамы с детишками строили свою больничную жизнь, развлекались, кто как мог. Но уже тогда я обратила внимание на то, что после чтения весёлых повестей Астрид Линдгрен, после безудержного смеха над проделками Пеппи Длинный Чулок и Карлсона самочувствие моего ребёнка улучшалось. А наша лечащий врач, приходившая наутро с обходом, говорила: «Ну, что, молодой человек, Ваши дела сегодня на полкопейки лучше, чем вчера: лейкоциты немного возросли, тромбоциты не упали, а гемоглобин – дело поправимое». Только через два месяца в далёкой Италии, куда нас взял на лечение директор Центра детской онкогематологии, я узнала, что в европейских клиниках ведётся специальная работа с детьми, имеющими злокачественные новообразования. И направлена она на то, чтобы каждый ребёнок изо дня в день получал как можно больше положительных эмоций и радости. Итальянские волонтеры объяснили мне, что «работа с чувствами» маленьких пациентов – неотъемлемая составная противораковой терапии: встречи с клоуном-фокусником, уроки рисования и труда, концерты добровольцев помогают детям достаточно эффективно бороться с болезнью.

В Херсоне нет доктора-клоуна, но два раза в месяц приходит клоун-волонтёр Артём. Он не статист-зазывала из супермаркета, а профессионал своего дела, или «настоящий», как характеризуют его малыши. Во время игровых программ, которые он предлагает детям, царит необычайная радость, активизируются даже «тяжёлые» пациенты и подростки в депрессивных состояниях.

Встречи с клоуном заряжают детей оптимизмом, положительными эмоциями, дарят надежду на выздоровление, закрепляют стремление к выздоровлению и скорейшему возвращению к обычной жизни. Зав. отделением Вера Гавриловна Редькина неоднократно подчёркивала, что организация досуга с клоуном изменяет к лучшему качество жизни пациентов и их родителей в больничных условиях.

РИСОВАНИЕ – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ БОЛЬНИЧНОЙ СКУКИ

Одной из самых важных форм досуга для детей с онкологией являются занятия арт-терапией, позволяющие снять стресс и уравновешивающие эмоциональное состояние. В процессе рисования даже не специалисту можно увидеть страхи, которые испытывает ребёнок, т. к. ему легче нарисовать свой страх, чем рассказать о нём. Кроме того, рисование в коллективе друзей по отделению важно и в том плане, что ребёнок на некоторое время как бы возвращается в ту обстановку, в которой он жил до болезни. Всё это вместе с разнообразием впечатлений, связанных с приездами преподавателей художественной школы, помогают детям восстановить душевные силы, истощённые болезнью.

В организации и проведении занятий рисованием нам помогает дирекция художественной школы и дизайн-лицея. Преподаватели привозят в отделение настоящие мольберты, предлагают детям «переоборудовать» холл в класс для занятий, разрешают им самостоятельно подготовить «рабочие места». Мальчики и девочки охотно и с большой радостью откликаются на предложения взрослых: деятельность, предшествующая уроку, вносит оживление в больничную жизнь, отвлекает детей от мыслей о болезни. На занятиях у нас всё, как было когда-то в жизни маленьких пациентов до болезни: настоящий урок, настоящие преподаватели, радость успеха – художники-профессионалы каждому ребёнку на уроке помогают стать успешным.

На этом, первом, этапе рисование для ребёнка является средством, которое способно отвлечь его от тяжёлых размышлений о состоянии своего здоровья, смерти друзей по отделению, неопределённости завтрашнего дня.

Второй этап арт-терапии носит реабилитационный характер и направлен в будущее. После ряда уроков мы проводим конкурс детских работ: из общего количества рисунков отбираются лучшие – на выставку. Членами жюри выступают преподаватели художественной школы и дизайн-лицея во главе с директором, профессором Академии, Заслуженным деятелем искусств Украины. Я не случайно так подробно рассказываю о составе жюри: все конкурсы для наших детей мы стараемся проводить на высоком уровне. Это очень важно для малышей и подростков, проходящих курс лечения в нашем отделении – они начинают понимать, что «всюду жизнь», жизнь даже в больничных стенах, а они сами интересны окружающему миру и людям, никак не связанными с ними узами родства. Это способно поднять боевой дух маленьких страдальцев и вернуть им утраченные с болезнью уверенность в себе и собственных силах. Уровень проводимых конкурсов очень важен и для нас, взрослых: результаты таких мероприятий бывают самыми неожиданными – в детях открываются такие таланты, о которых не подозревали ни родители, ни сам ребёнок. И такие вот результаты-открытия, кроме сиюминутных полезностей и приятностей, могут стать перспективой для будущей жизни ребёнка с онкологией: два пациента нашего отделения, Георгий С. и Екатерина С.., по итогам конкурса рисунков стали учащимися дизайн-лицея, а затем (Георгий С..) – и Академии.

Дети всегда с нетерпением ждут подведения итогов. Этим ожиданием, волнением, надеждами наполняется больничная жизнь пациентов. Однообразие сменяется полнотой бытия ; бессилие и апатия – радостью от того, что болеющие начинают чувствовать себя нужными окружающим, не забытыми в самый трудный для них период.

На выставку мы обычно приглашаем всех детей, кому по показаниям можно покинуть больницу на несколько часов. В городской галерее детского творчества «Синий кот» юных художников ожидает еще несколько приятных и радостных моментов – возможность пообщаться с тележурналистами и корреспондентами газет и награждение.

Этот последний, третий, этап арт-терапии носит элементы социальной адаптации, которая предстоит детям после возвращения из больницы в обычную жизнь. Таким образом, уже во время лечения, в самый неблагоприятный период в судьбе, они начинают постепенное освобождение от последствий психотравмы, связанной с болезнью. Дети приходят к осознанию того, что они ничуть не хуже своих здоровых сверстников; что они очень многое могут, а их творчество не только интересно, но и полезно многим людям. Кроме того, мероприятия такого рода, проводимые в несколько этапов, позволяют страдающим малышам и подросткам постоянно возвращаться к разговорам об ожидаемом событии, мысленно предвосхищать его и, в связи с этим, долгое время удерживать и переживать положительные эмоции.

В итальянской клинике, где мы с сыном проходили лечение, уроки рисования проводятся обязательно и ежедневно. В первой половине дня два штатных преподавателя-профессионала работают с детьми. Один – в игровой комнате с теми, кто может передвигаться, самостоятельно или с помощью взрослых; другой – с послеоперационными и лежачими больными (по желанию ребёнка) или с их родителями. Во время М-протокола, который мы переносили очень тяжело, мой сын постоянно находился в палате, но не переставал жить обычной детской жизнью с маленькими радостями и победами, которые стали для него возможны с учителем художественного творчества.

Позднее детские рисунки развешивались в холле дневного стационара клиники, в манипуляционных кабинетах на специальных стендах. Результаты подобной работы и отношения медперсонала и преподавателей клиники к творчеству пациентов – самые положительные. Ребёнок получает мощный позитивный заряд во время обследований после курса химиотерапии, когда его с порога встречает возглас медицинской сестры в манипуляционной: «Привет, Массимо! Вот твой рисунок висит у меня в кабинете. Очень красивый рисунок. Ты молодец!». Затем она вовлекает ребёнка в обсуждение рисунка и только потом – необходимая медицинская процедура.

У нас в больнице, к сожалению, нет штатного преподавателя художественного творчества. Художники-добровольцы из художественной школы и дизайн-лицея не могут ежедневно заниматься с нашими детьми. Но позитивные изменения в состоянии и поведении пациентов во время рисования, во время подготовки и проведения конкурса рисунков и выставки помогли воспитателям принять решение об организации ежедневных уроков художественного творчества для детей. На занятиях они вместе с мамами обучают детишек тому, что умеют сами: аппликации , поделкам из бумаги и ткани, бисероплетению.

НЕ ПЕРЕСТАЁМ УЧИТЬСЯ ДАЖЕ В БОЛЬНИЦЕ

Большинство детей за длительный период лечения очень отстаёт от школьной программы. Из-за недостатка впечатлений и невозможности получения новых знаний во время пребывания в больнице у них снижается познавательный интерес, появляются пассивность и апатия, изредка наблюдается задержка интеллектуального развития. В европейских клиниках (например, Италия) проблема предупреждения задержки интеллектуального развития онкобольных детей решатся просто: при клиниках существуют школы, в которых получают знания находящиеся на лечении подростки. Так, в Центре детской онкологии и гематологии прямо в отделении функционирует учебный класс, оборудованный компьютерами, школьной доской, географической картой мира и индивидуальными рабочими местами учащихся. В больничный школьный курс обязательно входят математика, итальянский и английский языки , география, история и основы компьютерной грамотности. Последнее очень важно, потому что дети имеют возможность обучаться современным способам получения знаний: с помощью Интернета они могут не только заниматься самообразованием, но и обрести в дальнейшем достойную профессию и работу.

У нас создание школы или постоянно действующего класса при детской областной больнице пока невозможно в силу субъективных причин. Но предупреждать задержку интеллектуального развития детей с онкопатологией необходимо и возможно даже в наших условиях с помощью некоторых форм досуга.

Совсем недавно при поддержке преподавателей и студентов музыкального училища удалось организовать музыкальные утренники для маленьких пациентов, а также их родителей. Наши познавательные утренники направлены на то, чтобы познакомить детей с различными музыкальными инструментами, их звучанием, а также дать возможность уставшим от лечения малышам и подросткам отдохнуть во время концертов и получить эстетическое удовольствие от прослушивания специально подобранной музыки.

Иногда на такие утренники мы приглашаем бывших пациентов отделения, обучающихся в музыкальных школах и училище. Частыми гостями у нас бывают Аня К. и бард Елена Т.

У обеих много лет назад была обнаружена опухоль головного мозга, обе выжили, достигли определённых успехов в жизни. Выступление Елены Т., ослепшей после перенесённого заболевания, но, несмотря на это, ставшей исполнительницей собственных песен под аккомпанемент гитары, является таким ярким примером мужества и силы духа, с которым не сравнится сотня поучительных рассказов.

С декабря 2007 года дирекция одного из районных Центров внеклассной работы нашего города проводит в отделении интеллектуальные вечеринки . Вопросы, предлагаемые пациентам, касаются многих тем из области истории, географии, культуры и современной музыки. В ходе мероприятия актуализируются имеющиеся знания больных детей, а личные успех или неудача, призы и поощрения заставляют пациентов изыскивать новые знания к следующим приездам творческой группы.

Для разнообразия впечатлений и обогащения однообразной жизни детей в больнице мы достаточно часто приглашаем в отделение областной театр кукол. Актёры-кукольники привозят в больницу весёлые и смешные поучительные спектакли. Ребёнок во время представления как бы проживает жизнь героев, радуется вместе с ними, вместе с ними грустит. Депрессивные состояния у детей, связанные с тяжёлым заболеванием и жесточайшей химиотерапией, облегчаются; одновременно облегчается и психо-эмоциональное напряжение матерей, которые страдают вместе со своими малышами. Но мы из просмотра кукольных представлений стараемся извлечь ещё один положительный момент.

После мероприятия все ненадолго остаются в холле или игровой, чтобы обсудить увиденное, проанализировать характеры и поступки героев спектакля. Так наши дети, не имеющие возможности быть активными участниками реальной жизни, оставшейся за больничными стенами, продолжают учиться различать доброе и злое, благородное и низкое в содержании тех форм искусства, которые оказываются возможными при организации досуга в лечебном учреждении.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ

Досуг детей-инвалидов, получающих лечение в больнице, не ограничивается только теми формами, где ребёнок может быть только зрителем или участником готового мероприятия. Мы стараемся в системе проводить и такие развлечения, в организации и проведении которых малыши и подростки могли бы стать активными сотрудниками взрослых. Чаще всего это мини-спектакли, поздравления друзей по отделению с днём рождения, утренники и небольшие концерты к праздничным датам.

Такие формы досуга позволяют детям самореализоваться в роли актёров, певцов, чтецов, поэтов, ведущих. Творческая деятельность, проводимая в несколько этапов: создание сценария, его утверждение, распределение ролей, репетиции и, наконец, само выступление –

делает детей счастливыми, раскрепощает их, позволяет почувствовать себя успешными. Всё это в дальнейшем может облегчить течение посттравматического периода, когда ребёнку предстоит социальная адаптация в обычной жизни после завершения лечения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ

В зарубежных клиниках особое место уделяется работе социальных сотрудников лечебного учреждения и психологов с родителями онкобольных детей, а особенно с теми из них, которые осуществляют уход за ребёнком во время химиотерапии. Обычно к каждой семье прикрепляется социальный работник, который «ведёт» эту семью заболевшего с момента постановки диагноза и далее по необходимости. Уровень психологической поддержки в европейских клиниках очень высок, а сама поддержка имеет самые различные формы проявления.

Ребёнок любого возраста, болеющий раком, требует индивидуального круглосуточного ухода за ним именно родителями. У матери практически нет возможности отвлечься от проблемы, с которой она остаётся один на один в течение 24 часов в сутки, оторванная от привычных дел, образа и ритма жизни. В европейских клиниках мать онкобольного ребёнка имеет возможность оставить дитя на некоторое время в больничном отделении на попечении воспитателя или социального работника. В освободившееся личное время она может навестить знакомых, посидеть за чашечкой чая в кафе с другой мамой или просто прогуляться по городу. Это очень важно: матери, которая также, как и ее ребёнок находится в состоянии стресса, необходимо по-возможности сохранить психо-эмоциональное равновесие, чтобы поддерживать оптимизм и веру в успешный исход борьбы с раком у сына или дочки.

У нас проблема психо-эмоциональной поддержки родителей онкобольных детей пока не решена, также как и не решён вопрос о штатных психологах и социальном работнике в отделении. Поэтому иногда мы проводим праздничные мероприятия только для родителей. Чаще всего развлечения для взрослых организуются к 8 марта и Международному дню матери. Праздничная комплексная программа, направленная на поддержание душевных сил родителей, даёт очень хороший результат. Женщины вспоминают о том, что надо сохранять самообладание и мужество, привлекательный внешний вид и способность не сдаваться обстоятельствам ни при каких условиях.

Мероприятия, которые мы предлагаем мамам болеющих детей, в некотором роде носят инновационный характер, т. к. в больничных учреждениях Украины не практикуются. Три года подряд мы приглашали в отделение мастера женских причесок. Первый раз желание изменить имидж к празднику высказали сами мамы, чьи дети получали лечение в отделении. Мероприятие удалось. Матери, а особенно отцы детишек с онкопатологией, пришедшие в отделение с поздравлениями вечером, остались очень довольны. Теперь уже традиционно в День матери к нам приходит парикмахер-стилист, а в этом году компания Mаry Kаy предложила услуги визажистов и комплекты косметики для женщин в подарок матерям онкобольных детей.

Более подробную информацию о проводимых мероприятиях в онкогематологическом отделении ДОКБ г. Херсона можно посмотреть на сайте Всеукраинской открытой ассоциации волонтерских групп и лиц, работающих с онкобольными детьми, «Жить завтра»: www. donor. – в Новостях по Херсону.

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) прошел семинар для всех желающих под названием «Праздник или действие? Немедицинская помощь детям в больницах». Эксперты обсудили, как создать настоящий праздник для больных детей. Оказывается, для этого главное – не прийти в качестве клоуна в больницу, надуть шариков, показать фокусы и рассказать серию банальных шуток около елки. Это не настоящий контакт, а лишь его имитация, не то, что действительно нужно больным детям, считают эксперты. К сожалению, многие волонтеры думают, что детям нужно именно это, а не кропотливая, в чем-то занудная работа.

В начале семинара всех пришедших попросили немного рассказать о себе и выбрать «либо действие, либо праздник». Как оказалось, многих из собравшихся думают о том, чтобы начать помогать больным детям в качестве волонтеров, другие – уже занимаются этой деятельностью и хотят больше узнать по теме. Из альтернативы «праздник-действие» кто-то из пришедших выбирал праздник, кто-то действие, а кто-то наотрез отказывался разделять эти понятия, объясняя это тем, что «праздник должен перерасти в действие». Наиболее правильный ответ давали люди с психологической подготовкой, понимая, что альтернатива эта искусственная.

Эксперты объяснили, чем было вызвано такое начало семинара. Они намеренно разделили эти понятия, чтобы ярче обозначить проблему, с которой они сталкиваются: иногда волонтеры считают, что именно праздник и только он нужен больным детям. «Праздник это ярко, это красиво. Во время его мы выводим детей на реагирование, на интерактив», – рассказал о своей деятельности в качестве больничного клоуна Константин Седов , руководитель АНО « ». Однако, по его мнению, часто праздник – это лишь первый этап для начала взаимодействия и повод познакомиться. Невозможно удовлетворить потребности ребенка, приходя всего лишь раз в месяц или раз в квартал и неизменно принося подарки и проводя конкурсы. 12 Дед Морозов со Снегурочками в год не сделают для ребенка того, что может дать регулярная деятельность, например, еженедельные уроки английскому языку, которые раз в месяц просто не имеют смысла. «Столько Дед Морозов – это на грани патологии для ребенка. Они все время могут ожидать, что сейчас Дед Мороз придет и принесет подарки, придет один, придет другой и т.д.», – рассказывает эксперт, добавляя, что после всех пришедших пиратов, космонавтов и индейцев наступают будни. И тут уже нужен регулярный уход и забота.

Как рассказала Елена Базанова , координатор психологической службы проекта «Волонтерский уход в больницах » БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», первая заявка, с которой многие люди приходят в проект, – это желание подарить детям праздник, радость, встретиться и пообщаться с больными детьми, запустить с ними в небо шарики или фонарики. «Новички-волонтеры иногда думают, что готовы общаться с детьми. Однако ребенок без ласки часто реагирует особенным образом, он может быть очень болен и ему не до этого, а волонтеры могут быть не готовы к этому», – говорит Елена Базанова. Она считает, что праздничный настрой иногда преграждают волонтерам настоящий контакт, который и нужен детям. «Праздник помогает установить контакт. Например, вы сходили в кино, теперь есть, что обсудить, а дальше из этого может что-то развиться», – приводит она пример из жизни.

Позитивным следствием праздника является возможность установить контакт с больницами. Когда волонтеры впервые приходят к ним с предложениями о помощи, часто слышат отказ, что ничего не надо. «Праздник сделайте и отстаньте», – описывает Константин Седов отношение, с которым в больницах встречают волонтеров. Однако после знакомства, уже завязав контакты и войдя в систему, можно начинать помогать учреждению на более регулярной основе, говорит Елена Базанова. И тут уже начинается основная работа. По ее словам, больницы часто негативно на первых порах реагируют на волонтеров, потому что боятся показать огрехи в своей системе, открыто признать, что им не хватает нянечек и другого персонала..

Константин Седов в свою очередь обратил внимание на то, что и во время праздников, и в будничной деятельности волонтерам необходима в целом профессиональная подготовка. Он привел в пример случаи, когда волонтеры приходят с желанием общаться, но как делать это с годовалым ребенком не знают и вообще не соблюдают правила больницы по поводу санэпидемнорм. Они просто не задумываются об этом. Они хотят устроить праздник, а их просят помыть полы или съездить за лекарствами, однако волонтеры воспринимают это в штыки, ведь не для такой работы они пришли. «Человек соглашается, как будто одолжение делают». Или бывает, что неумелые волонтеры обещают после праздника ребенку еще раз прийти, но не держат своего слова, а у него потом начинается истерика. И успокаивать его должны будут врачи.

Именно поэтому, по мнению эксперта, и нужен в том числе закон о волонтерской деятельности, который может обязать людей проходить обучение и только потом работать с детьми. «Мы учим клоунов не обещать конкретную дату прихода», – говорит Седов, добавляя, что сравнить приход клоунов в больницу можно с прилетом Карлсона, существа с другой планеты. Поэтому и надо учиться, как взаимодействовать с больничным миром и как проводить праздники.

При этом, по его мнению, стоит учитывать, что Карлсон прилетает в данном случае в больницу, к больному ребенку. Бывает, что обычные шутки не действуют и ребенок вообще не хочет общаться. Из этой ситуации Константин Седов предлагает выпутываться нестандартными методами: например, лечь рядом на больничную койку с ребенком или каким-то иным нестандартным образом пробудить его интерес. Константин не раз сам попадал в такие ситуации.

Ближе к концу семинара эксперты попросили собравшихся участников нарисовать картинки, на одной из которых был бы изображен праздник, а на второй – самое радостное событие из детства. И если на первом рисунке часто встречались флажки, шарики, фейерверки и прочие традиционные атрибуты праздника, то на второй — глубоко личные переживания из детства, более персонифицированные картинки. И на них уже были не флажки и гирлянды, а какие-то обычные вещи из повседневной жизни. Поездка на море, совместное приготовление картошки с родителями, семейные путешествие и так далее. По мнению экспертов, этот опыт свидетельствует о том, каким на самом деле должен быть праздник, что настоящую радость могут приносить обычные, вполне будничные вещи. Поэтому не обязательно приводить профессиональных оперных певиц в больницы или оркестры, во многих случаях гораздо большую пользу принесет искренний интерес волонтера к ребенку и желание помочь ему в социализации.