Мечты и цели. Практические упражнения


Что лежит в основе поведения людей? Почему люди читают газеты, коллекционируют марки, едут добровольцами на войну или поступают в школу фотомоделей? Что толкает людей на те или иные поступки? Психологи называют эту силу “мотивацией”. Считается, что в основе мотивации лежат те или иные нереализованные потребности, которые, преломляясь через призму личностных особенностей и индивидуального жизненного опыта, направляют человека к тем или иным действиям. Например, одной из потребностей является стремление человека стать лучшим специалистом в своей области. По этому поводу нобелевский лауреат Ганс Селье писал: «Люди самых разных культурных, умственных и физических возможностей: домашняя прислуга, ремесленники, инженеры, секретари, поэты, философы, ученые или спортсмены испытывают потребность в достижении «вершин». Любая профессия дает удовлетворение и чувство самовыражения, если мы сделали большое дело, и оно получило признание, пусть даже только наше собственное».

Существует множество классификаций мотиваций (потребностей). Например, их можно разделить на биологические, социальные и духовные. К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в еде, одежде, сне, безопасности и пр.). К социальным потребностям относится стремление человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми и пр. Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Считается, что эти три группы мотиваций (биологические, социальные и духовные) образуют своеобразную пирамиду, где биологические потребности представляют собой базальный слой. При их выполнении (когда человек удовлетворил свой голод, жажду и пр.), у него возникают социальные потребности, а затем - духовные. Поэтому философией - поиском истины, в Древней Греции могли заниматься только избранные - те, кого не заботила проблема пищи и крыши над головой. Однако бывает и так, что высшие социальные или духовные потребности человека оказываются сильнее биологических. И тогда солдат бросается на вражеский пулемет, а врач специально заражает себя болезнетворными микробами, чтобы найти лекарство от губительной эпидемии.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и дабы избежать путаницы, наше подсознание расставляет их по степени значимости, образуя, таким образом, довольно сложную иерархическую структуру. Известный американский психолог Абрахам Маслоу считал, что, несмотря на разную «сиюминутную» значимость тех или иных потребностей в жизни человека, они изначально отличаются по своей важности. Он предложил свою “пирамиду” мотиваций, нижний уровень которой составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше - потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самореализации. Разберем устройство этой «пирамиды» чуть более подробно, так как это поможет нам лучше понимать свои поступки, а также мотивы поведения других людей.

Цель физиологических (биологических) потребностей - удовлетворить насущную нужду человека в еде, питье, отдыхе, половой активности и пр. Эти потребности чрезвычайно важны, но как только они удовлетворяются, то сила их сразу же резко ослабевает. Если вы голодны, то будете думать только о еде, но когда вы насытили свой голод, то вам хочется чего-то еще - например, почитать свежую газету (потребность в информации).

Потребность в безопасности и стабильности - включает в себя уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Когда я в качестве психолога работал с кредитными инспекторами Центрально-Черноземного банка Сбербанка России, то обращал их внимание на необходимость индивидуального подхода к клиентам. На занятиях они спрашивали меня, почему одни и те же аргументы в пользу кредитования то великолепно работали, то давали сбои, почему одни директора предприятий с интересом и готовностью выслушивали их доводы, в то время как другие руководители с испугом и недоверием, что называется, «с порога» отметали предложение о кредитовании. И это в то время, когда конъюнктура благоприятствовала экономическому росту, а вложенные в производство деньги могли уже в ближайшее время принести ощутимую прибыль.

Ответ лежал не в сфере экономики, а скорее в области психологии. Директора, отвергавшие предложение о кредитовании, имели чрезмерно развитую потребность в безопасности и стабильности, и их сознание автоматически отсекало все великолепные перспективы, которые рисовали им кредитные работники. Как правило, это были хозяйственники старой советской закалки, не привыкшие рисковать, для которых главной целью было не совершить ошибки. Вместо того, чтобы размышлять в направлении: «Какую пользу я смогу принести своей фирме, получив дополнительные субсидии? Как я смогу расширить и модернизировать производство? Как, имея дополнительные денежные средства, я смогу потеснить конкурентов с рынка?», в первую очередь они думали о возможных негативных последствиях займа средств: «Кредит - это ответственность. А вдруг я не смогу вернуть его в срок, и банк заберет мой залог или того хуже обанкротит меня? Нет уж, жил я без кредитов сам по себе, авось проживу и дальше…». Понятно, что для такого человека аргументация в пользу кредитования должна строится совершенно по-другому, чем для человека, нацеленного на успех и обладающего повышенной склонностью к риску. Директору из второй группы нужно было не столько рассказывать о том, какие возможности откроются у его предприятия при наличии дополнительных оборотных средств, а упирать на надежность сотрудничества с банком, на малую вероятность неудачи и легкость возврата кредита. Поэтому, учитывая существование двух категорий людей - нацеленных на успех и на избежание неудач, я на своих семинарах обучал кредитных работников определять ведущие потребности клиентов и, соответственно, во время «презентаций» по-разному расставлять акценты.

Третья группа потребностей по А. Маслоу - в любви и принадлежности к группе - в настоящее время часто остается неудовлетворенной. Многие люди, желая любви и привязанности, одновременно боятся этих чувств. Им кажется, что реализация этих потребностей несет в себе зависимость от ближнего, что означает для них потерю свободы. Поэтому такие люди с выраженными индивидуалистическими тенденциями разрываются между желанием быть сильным и самостоятельным, с одной стороны, и стремлением раствориться в другом человеке или малой группе, с другой. Вот почему многие успешные карьеристы, вопреки всей мишуре их внешнего успеха, порой чувствуют себя несчастными и одинокими, пытаясь заглушить эту неудовлетворенность сверхурочной работой или алкоголем.

Четвертая группа - потребность в признании, в которую входит целый комплекс потребностей, которые можно разделить на две подгруппы: а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти. Следует отметить, что вопреки сложившемуся в советское время стереотипу, честолюбие - важнейший позитивный стимул для профессионального роста, и если его правильно культивировать, оно служит мощным двигателем личностного прогресса.

Пятая и высшая потребность по А. Маслоу - это потребность в самореализации - желание делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты. Когда человек занимается любимым делом, появляется ощущение гармонии, если же человек не смог полностью реализовать себя в любимом деле, он, рано или поздно, начинает испытывать чувство неудовлетворения и скуки. Первооткрыватель стресса, нобелевский лауреат Ганс Селье так писал о подобной ситуации: «У лиц, занятых типичной для современного общества работой в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере услуг (от простого подручного до руководителя с ограниченной ответственностью), главный источник дистресса находится в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям. Старея и приближаясь к завершению карьеры, человек начинает сомневаться в важности своих достижений. Он испытывает чувство крушения от мысли, что хотел и мог бы сделать что-то гораздо более значительное. Такие люди часто проводят остаток жизни в поисках козлов отпущения, ворчат и жалуются на отсутствие условие, на обременяющие семейные обязанности - лишь бы избежать горького признания: винить некого, кроме себя».

Чтобы жить счастливо, очень важно понять свое предназначение в этом мире, ведь на планете, населенной более шестью миллиардами людей не существует двух идентичных человеческих существ. Каждый уникален и неповторим. И первый Ваш шаг к успеху заключается в осознании этого великого факта. Он означает, что существует дело (бизнес, род деятельности, призвание), которое Вы сделаете лучше других. Потому что у вас так устроены руки, или глаза, или таков Ваш обмен веществ, или особым образом переплелись нервные клетки в головном мозге… Только не забудьте одной маленькой детали, а то у Вас преждевременно закружится голова от осознания своего величия. Даже самый великолепный бриллиант, украшавший корону могущественнейших земных царей, при своем обнаружении был всего лишь светлым камушком, и только после соответствующей огранки, превратившись из алмаза в бриллиант, стал излучать тысячи радужных брызг и вызывать восхищение своей красотой. Вы потенциально можете сделать что-то лучше других, если : а) поймете, что именно Вы можете делать хорошо ; б) будете тренировать и совершенствовать Ваши способности («огранять свой бриллиант»). Ибо даже великий Моцарт не написал бы «маленькую ночную серенаду» или «Реквием», если бы по много часов с самого раннего детства не играл на музыкальных инструментах, а Леонардо не подарил бы нам «Джоконду», если бы предварительно не сделал десятки тысяч карандашных набросков, рисуя все, что попадалось ему на глаза - от парящих птиц, до повешенных преступников. Поэтому, благодарите Вселенную, что она подарила вам эту великолепную потребность в самореализации, но не забывайте ежедневно совершенствовать свои способности.

Определение долговременной цели

Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Задумаемся над таким парадоксом: большинство людей чем-то заняты, куда-то стремятся, спешат, но мало кто из них имеет четко сформулированную жизненную цель. Я не говорю о философском вопросе «Зачем живет человек?», на который, по видимому вообще нет однозначного ответа, а имею в виду вполне конкретные цели, определяющие поведение человека, его мысли и устремления.

Александр Македонский хотел завоевать мир, Шлиман откопать легендарную Трою, Магеллан - обогнуть земной шар, и, надо сказать, эти люди преуспели в своих мечтах. Но наши цели не обязательно должны быть столь глобальными. Вполне конкретными и серьезными могут оказаться такие менее масштабные цели как купить себе джип, написать книгу, заработать миллион рублей или стать мэром своего города. К числу достойных и прекрасных целей также можно смело отнести три дела, которые, по преданию, должен исполнить в своей жизни мужчина: посадить дерево, построить дом, зачать и вырастить сына. В общем, цели, которые ставят перед собой люди, могут быть разными, однако, прежде чем их формулировать, следует иметь в виду несколько важных моментов.

1. История показывает, что чем крупнее, масштабнее ставит перед собой цель человек, тем большего он добивается в жизни. Не следует бояться ставить планку слишком высоко. Если вы решили стать маршалом, то станете, как минимум, генералом. Если же вы рассчитываете только на капитанские погоны, то вряд ли дослужитесь даже до майора.

2. По большому счету, наиболее важные для нас цели, которыми мы руководствуемся в жизни, определяются не нашим разумом, а рождаются в глубинах подсознания. На самом деле сознание помогает достичь только то, что предлагает нам бессознательное. Поэтому, очень важно понять свои подсознательные скрытые желания и адекватно сопоставить их с рациональными целями, лежащими на поверхности нашего сознания.

3. Формулируя крупные цели в своей жизни, очень важно бывает выйти за привычные рамки, за границы обыденных представлений. Запомните, что ваши возможности в сотни раз превышают наши представления о них. Строя планы, мы привыкли искать причины и обстоятельства, которые могут нам помешать, пытаясь морально обезопасить себя на случай возможной неудачи.

«Куда уж мне поступить в этот престижный институт - туда поступают только блатные, дети «новых русских» или гении», - думает юноша и выбирает себе институт, в котором он пять лет будет осваивать нелюбимую профессию.

«Разве я могу подойти познакомится с такой красивой девушкой - она не захочет иметь со мной дела, или того хуже высмеет меня при всех», - думает застенчивый парень, и выбирает себе подружку, с которой ему придется маяться всю жизнь.

«В наше время без связей и огромных денег невозможно открыть собственное дело», - размышляет несостоявшийся предприниматель и идет гнуть спину на хозяина.

Возможно, в чем-то они и правы, но также верно и то, что каждый из них имел свой шанс, но не использовал его. В любом, самом престижном институте, какое-то количество людей поступают по знаниям, любая, самая красивая девушка, хочет, чтобы ее любили и для какой-то из женщин важны не столько деньги, сколько душевные качества любимого человека, а из людей, занявшихся предпринимательской деятельностью с минимальным начальным капиталом, кто-то наверняка достигнет сияющих финансовых вершин. Таким образом, люди, отказавшиеся от своей мечты из–за страха неудачи, упустили свой шанс, и всю оставшуюся жизнь будут довольствоваться малым.

Но как же избавиться от этого страха, как научиться быть свободным и смелым в своих мечтах? Забавно, что помощь здесь можно получить от маленького, слабого и неумелого существа, у которого, тем не менее, есть важное преимущество перед нами - оно еще не согнулось под гнетом реальных и придуманных неудач, не закостенело от обид и насмешек, и мозг которого еще не зашорен железными пластинами ограничений и предписаний. Это существо - Вы сами, дорогой читатель, только в детстве.

Вспомните себя в возрасте 4-5 лет. Весь мир прекрасен и интересен, вы полны любопытства и непосредственности - и все возможно! Если бы еще убрать этих нудных взрослых с их запретами и глупым словом «Нельзя!», то мир был бы совершенен.

Вспомните детское мироощущение: "Мир - это место, где меня все любят и хотят порадовать", примерьте его на себя и попробуйте побыть в нем сначала пять минут, затем час, а потом - целый день, и вы у видите, как изменится ваше настроение.

Но вернемся к принципам формирования целей. Хочу еще раз подчеркнуть, что если вы хотите достичь в этой жизни настоящего успеха, который наполнит вашу душу радостью и гордостью за взятые рубежи, то прежде, чем отправиться в путь, вам следует очень тщательно определить цель путешествия. Древняя восточная мудрость гласит: «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути». Плохо, когда к середине путешествия вдруг осознаешь, что твоя цель недостижима, но с этим еще можно примириться, как примирился Христофор Колумб с мыслью, что вместо пути в Индии он открыл Америку. Гораздо хуже бывает на душе, когда, достигнув ценой неимоверных трудов какой-то цели, человек осознает, что гнался за призраком, за целью, которая, по большому счету, совершенно не соответствует твоим истинным стремлениям. Именно в таком положении оказались в восьмидесятых годах прошлого столетия революционеры, решившие убить царя, чтобы облегчить жизнь трудового народа. После многочисленных покушений, унесших жизни, как самих революционеров, так и ни в чем не повинных людей, цель экстремистов, казалось, была достигнута - Александр II был убит бомбой И.Гриневицкого. Однако вместо убитого «тирана» (на самом деле Александр II был достаточно прогрессивным правителем и приличным человеком) на трон взошел Александр III, который без жалости и колебаний разгромил революционеров и установил такой жестокий режим, что оставшиеся в живых борцы за народное счастье не раз глубоко пожалели о содеянном.

Путь к серьезной, большой цели может занять многие годы. Поэтому есть смысл все тщательно взвесить, продумать и учесть, прежде чем отправляться в далекое путешествие. Но в любом случае, отправной точкой отсчета должна служить мечта, ибо жизненная цель - это конкретизированная мечта.

Мечта нужна человеку. Она придает ему энтузиазма, дарит напор энергии, необходимой для больших свершений, добавляет блеска в глазах и радости в душе, она наполняет жизнь человека глубоким смыслом. Психологи утверждают, что не надо скрывать от мира свою мечту, наоборот, нужно рассказывать другим людям о своих целях и мечтаниях, ибо в дискуссиях и спорах уточняется истина и возникает лучшее понимание своей цели. Правда, следует внести лишь одно уточнение - не стоит общаться с людьми, настроенными к вам недоброжелательно. Обсуждать свои цели и делиться планами нужно с теми, кто вас любит и поддерживает.

Многие руководства по психологии подчеркивают, что без четкого определения свой цели в жизни человек почти не имеет шанса добиться серьезного и долговременного успеха. Например, американский психолог Бил Фицпатрик отмечает, что если сам человек не определит линию своей жизни, то обстоятельства жизни или другие люди сделают это за него. «Вы - скульптор вашей собственной судьбы, - говорит он. - Оглянитесь, есть ли вокруг вас люди, которые уже добились тех результатов, которые вы себе запланировали? Приглядитесь внимательно - их опыт может быть вам очень полезен. Начните в любое время, прямо сегодня, сейчас, и стойте на своем. Не волнуйтесь о том, что подумают другие о ваших способностях. Верьте в себя и ваши силы. Будьте уверены в себе, чтобы бросить вызов своим проблемам. Это - ваша жизнь, живите полноценно каждый день». Ганс Селье писал в своей книге «Стресс без дистресса»: «Для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее осуществления. Каждый человек должен каким-то образом высвободить скрытую в нем энергию, не создавая конфликтов с собратьями, и, если возможно, завоевать их расположение и уважение».

Б. Фицпатрик советует фиксировать свои цели на бумаге, а также регулярно отмечать, как вы движетесь к ним. Когда затраченные усилия отражены в четкой и наглядной форме, лучше видны все ошибки и удачные способы решения проблем. Это позволяет работать более продуктивно и избегать повторения неэффективных ходов.

Для того, чтобы грамотно и точно выстроить свою жизненную цель, желательно придерживаться определенных правил, которые можно назвать стратегией по выработке жизненных целей. Разберем эту стратегию поподробнее. Но для начала сделаем одно небольшое, но важное упражнение.

Упражнение Метафора моей жизни

Возьмите лист бумаги и напишите на нем:

МОЯ ЖИЗНЬ - ЭТО.. . _______________________________________

_____________________________________________________________

После этого подумайте, на что похожа ваша жизнь и напишите первый же образ (метафору), который придут в Вашу голову.

После этого напишите ниже на том же листе:

Я В СВОЕЙ ЖИЗНИ КАК... – и продолжите это предложение.

________________________________________________________

Теперь определимся с вашими желаниями. Напишите на том же листе третье предложение:

Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ МОЯ ЖИЗНЬ БЫЛА КАК... __________

___________________________________________________________

И четвертое:

ТОГДА Я БЫ БЫЛ КАК... __________________________________

____________________________________________________________

Несколько минут посвятите анализу этих ассоциаций, подумайте, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Задайте себе вопрос: "Что я хочу получить от этой жизни?" и постарайтесь честно и откровенно ответить на него.

Теперь конкретизируйте свою мечту и спросите себя: "Чего я хочу достичь за пять следующих лет?", то есть к "___"________ 200_ г.

Напишите на листе бумаги десять целей, которые вы хотели бы достичь за ближайшие пять лет (в левом столбце таблицы):

Упражнение Определение сознательных целей.

Мои цели, в том порядке, как они пришли мне в голову

Мои цели в порядке важности (сознательные цели)

После этого проранжируйте цели - то есть расставьте их по важности. Решите, какая цель для вас наиболее привлекательна в настоящее время, достижение каких рубежей принесет вам наибольшее удовлетворение, чего вам в первую очередь не хватает в жизни. Вас не должно смущать, что, целей может быть несколько - так бывает у большинства людей, и по этому поводу Селье писал: «Поиски приемлемой философии жизни следует начать с самоанализа. Мы должны честно ответить себе, чего мы хотим от жизни. Обычно у нас есть две (или более) отдаленные цели, из которых одна почти всегда главенствующая». Поэтому, если у вас несколько целей, просто определите, с какой вы начнете работу. Остальные пока подождут. С течением времени вы или приметесь за них, или они потеряют для вас интерес. Кроме того, старайтесь не забывать отличий между целями и средствами, о которых писал Ганс Селье: «Начнем с проведения четкой границы между конечными целями, придающими жизни смысл и значение, и средствами их достижения. Так деньги никогда не будут конечной целью, они ничего не значат сами по себе, а служат средством, помогающим достичь конечной цели, имеющей для нас безоговорочную ценность. Лишь немногие люди размышляют о коренном различии между целями и средствами, но без осознания этой разницы нельзя обрести душевный покой. Средства нужны только для приобретения того, что мы в глубине души по-настоящему уважаем».

Итак, будем считать, что вы завершили первый этап работы - определили свои сознательные цели. Однако у вас могут быть и глубинные подсознательные цели, может быть слишком смутные и неоформленные, может быть идущие в разрез с мнением окружающих, может быть столь смелые, что вы не решаетесь их озвучивать, так как считаете, что вам их все равно не достичь. Возможно, что некоторые ваши желания не попали в составленный список потому, что сознание посчитало их слишком «неприличными» с точки зрения общепризнанной общественной морали. Это нередко встречается в практике постановки целей, и вы должны знать, что на самом деле, для нашего подсознания не бывает ничего «неприличного» или запретного. Запреты ставит только «Супер-Эго», и именно оно зачастую делает человека несчастным. Поэтому наша цель - поиск компромисса между тремя составляющими психики, и именно такой компромисс приносит в душу человека гармонию, счастье и чувство удовлетворения.

Для более точного определения своих глубинных целей можно задать себя ряд вопросов:

Что вы хотите больше всего?

О чем вы мечтали в детстве?

Что бы вы сделали, если бы у вас были бы неограниченные возможности?

Каким бы вы хотели видеть себя через десять лет, если бы вы могли воплощать в жизнь свои мечты?

Какое занятие доставляет вам наибольшее удовольствие?

Упражнение 2.3. Работа с подсознательными целями.

Подготовьте магнитофон с чистой кассетой, включите его на запись и усядьтесь поудобнее в кресло. Предварительно проверьте уровень записи - магнитофон должен записывать даже тихий голос. Расположитесь с комфортом. Зафиксируйте внимание на потоках воздуха, которые входят в ваш организм и покидают его во время дыхания. Отметьте про себя, как прохладный воздух входит в ваши дыхательные пути, проходит носовую полость, гортань, трахеи и наполняет легкие. Он отдает вам кислород, согревается и уже более теплый покидает ваше тело. Во время этого упражнения дышите спокойно и расслабленно, стараясь не изменять естественный ритм вашего организма. На первом этапе упражнения (3-5 минут) ваша задача - только отслеживать потоки воздуха внутрь организма и наружу из него.

Затем, когда вы расслабитесь, отключитесь от внешней среды и войдете в так называемое «аутогенное состояние» задайте вопрос своему подсознанию:

"Чего я хочу достичь за 5 лет? Какие цели для меня являются действительно важными?"

Проговорите свои цели в магнитофон. Их может быть от 5 до 20. Проговаривайте их все подряд, независимо от того, большие они или маленькие, серьезные или легкомысленные, нравственные или аморальные, реальные или фантастические. Для нашего подсознания нет таких критериев - и если вы чего-то хотите по настоящему сильно - озвучьте эту цель и запишите на магнитофон.

После того, как вы озвучите свои глубинные цели, вернитесь к своему обычному состоянию, возьмите лист бумаги и запишите на него в две колонки свои сознательные и подсознательные цели. Проинтегрируйте их, то есть сопоставьте между собой и определите список из 10 целей, которые интересны как сознанию, так и подсознанию.

Снова погрузитесь в аутогенное состояние, включите магнитофон и обратитесь с просьбой к своему подсознанию, чтобы оно подсказало вам цели, с которых стоит начинать. После выхода из транса запишите на листке бумаги список ваших целей в том порядке, в каком вы их наговаривали на магнитофон. Подчеркните первую из них - это ваш приоритет, а с остальными целями придется подождать. Здесь очень важна последовательность действий - нельзя распылять свои силы. Необходимо сконцентрироваться на выбранной цели, как луч света, концентрируясь в увеличительном стекле, прожигает бумагу.

Обычно выполнение вышеназванных рекомендаций позволяют достаточно четко сформулировать основные жизненные цели. Если же этого по какой-то причине не произошло, и вы не определились с вашими подсознательными целями, то можно использовать еще одно упражнение (№1), приведенное в «Приложении» к данной книги. Это достаточно сильное средство и его не рекомендуется выполнять особо впечатлительным людям или лицам с психическими заболеваниями.

Конкретизируйте свою мечту.

Итак, вы определили свою цель, но она может быть слишком абстрактной и далекой, чтобы вдохновить вас на значительные усилия по ее достижению. Цель нужно конкретизировать, насытить цветом, объемом и звуками, сделать ее столь яркой и вещественной, чтобы воодушевить вас на активные действия.

Подумайте о цели, которую вы хотите достичь… Какой образ у вас возникает в связи с этим?

Это может быть образ дома, который вы строите, машину, которую вы хотите купить, должность, к которой вы стремитесь. Возможно, у вас возник образ дороги, по которой нужно пройти долгий путь к вашей цели. Кто-то представляет свою цель в виде горной вершины, которую необходимо покорить, а кто-то - как мишень, в которую нужно попасть.

Психологи считают весьма полезным создать в своем воображении соответствующий образ достижения цели.

Сейчас я приведу несколько упражнений для прояснения и постановки жизненной цели. После выполнения всех упражнений, вникни в результаты. Следующий раз сделай эти упражнения через 3 месяца и сравни результаты. Только после продуктивной работы над целями – ты прояснишь себе их. А без цели, зачем вообще что-то делать? Возможно, ты удаляешься от своего счастья и успеха.

Упражнение на жизненную цель №1

1. Назовите два своих уникальных личных качества, например весёлость и спокойствие

2. Перечислите один-два способа, которые вы любите проявлять, общаясь, например успокаивать и поднимать настроение.

3. Предположите, что мир стал сейчас совершенным. На что он стал похож? Как люди взаимодействуют друг с другом? Какие ощущения они и вы испытываете в новом мире? Запишите ваш ответ в настоящем времени, как будто вы описываете то, что видите сейчас. Например По телевизору идут только комедии. Люди улыбаются и шутят. Всё вокруг очень радостно и свободно. Мир полон любви….

4. Объедините три предыдущих пункта в общую формулировку.

Например: Моя цель- использовать свою весёлость и спокойствие для того, чтобы поднимать настроение окружающим людям, чтобы вокруг меня было радостно и спокойно и мир был полон любви…

Упражнение №2

Это упражнение рекомендует Стивен Кови, для того, чтобы прописать свою жизненную миссию, свою конституцию, в соответствии с которой ты будешь действовать. Нужно руководствоваться в своей жизни той программой, которую ты сам создашь себе. Это даёт внутреннее равновесие и силу.

Сядь поудобнее, возьми лист бумаги и ручку. Закрой глаза и представь, что ты находишься на похоронах. Ты подходишь через многих людей к умершему. Заглядываешь ему в лицо и видишь,… что это ты. Ты достаточно много прожил. Многие пришли на твои похороны. Сейчас начнут говорить прощальные речи. Рассказывать о том, каким человеком был умерший. Будут выступать жена\ муж, дети, друг, сосед, люди, с которым умерший работал. Что они скажут? Что бы ты хотел, чтобы они сказали? Представь в подробностях их речи и запиши их.

Из них ты можешь составить свою жизненную цель, а уже имея последнюю станцию - ты сможешь двигаясь обратно к сегодняшнему дню, составить промежуточные цели. Записывай выступления….

Жена\муж________________________________________________________________

дети_____________________________________________________________________

друг______________________________________________________________________

сосед____________________________________________________________________

знакомые по работе________________________________________________________

Из этих высказываний ты можешь начать составлять свою личную Конституцию. В Конституции будет отражена твоя жизненная Миссия. Твоё кредо. Как ты собираешься прожить свою жизнь? По каким законам и правилам? Ради чего? Когда ты прояснишь себе это, тебе будет легко проверять этой Конституцией все свои промежуточные цели и решения.

Моя Конституция. Моя Миссия,________________________________________________

Или ты сам пишешь план и сценарий своей жизни, или ты играешь роль статиста и массовки в чьей-то пьесе. Ответственность в любом случае на тебе. Даже, когда твоей жизнью управляют другие люди - это только потому, что ты в своём коротком сценарии написал: Я БУДУ ДЕЛАТЬ ТАК, КАК МНЕ ГОВОРЯТ ДРУГИЕ ЛЮДИ.

Следующей репликой артистов такого сорта будет: ОТ МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ЗАВИСИТ. ОНИ ВИНОВАТЫ…. Каждый выбирает себе роли по вкусу. Одни сидят на трибуне, а другие играют на площадке. И те, и другие умирают, причём иногда раньше времени…. и всегда раньше, чем хочется.

Упражнение №3.

Жизнь заключается в двух вещах: бытие и делании. Разумеется, ваша судьба заключается в том, кем вы становитесь и что вы делаете. Чтобы найти великий смысл значения вашей жизни, следуйте этим трем шагам и начинайте открывать вашу жизненную цель.

Шаг 1: Помните, что вы хотели в детстве, чтобы было, когда вы «повзрослеете», и так же времена, когда вы чувствовали себя по-настоящему «на коне».

1. С закрытыми глазами, вспомните, когда вам было пять, шесть, семь лет. Кем вы хотели стать, когда вырастите? Почему вы хотели быть им? Какие чувства вы надеялись испытать?

  • Что вы хотели делать?
  • Почему вы хотели это делать?
  • Какие ощущения вы надеялись испытать из этого?
  • Кто были вашими примерами для подражания?

Я хотел быть археологом, спортсменом, писателем.

2. Подумайте о чем-то другом, кем вы хотели быть, когда взрослели. Почему вы хотели быть им? Какие чувства вы надеялись испытать? Найдите жизненную цель

3. Подумайте о трех вещах, кем вы хотели бы быть. Снова, почему вы хотели быть им? Какие чувства вы надеялись испытать?

4. Теперь, снова с закрытыми глазами, подумайте о том времени, когда вы были по-настоящему «на коне», где все делалось без усилий. Что вы делали, чувствовали, переживали?

5. Подумайте о другом времени, когда вы были на пике, где вы чувствовали себя «Вот в чем заключается жизнь». Что происходило? Что вы делали, что вы ощущали? Были ли в это включены другие люди? Каким вы были и что вы делали? Овладейте не только идеей, но и так же ощущениями.

6. Подумайте третий раз о периоде, когда вы чувствовали себя превосходно. Запомните, что вы делали, творили, разделяли, чувствовали.

Шаг 2: Напишите вашу цель

Напишите простую фразу, предложение или два. На первый раз это не должно быть идеальным. Запустите мозговой штурм, напишите несколько, пока вы не найдете одну.

Пример:

Цель моей жизни – быть веселой, счастливой и благодарной личностью; радоваться жизни и делиться своей любовью с другими.

Ваши обязательные критерии в цели:

1. Будьте настроены на позитив

2. Будьте лаконичными

3. Включайте эмоционально окрашенные слова

4. Расскажите, каким вы собираетесь быть, что собираетесь делать

5. Включите себя и других

6. Будьте достижимы в вашей продолжительности жизни

7. Будьте способными приобретать опыт каждый день

8. Делайте себя счастливым…по-настоящему счастливым!

Цель моей жизни – это...

Шаг 3: В течение следующего месяца держите ваши цели-утверждения перед вами.

Сделайте копию и повесьте другую копию на ближнюю стенку. Так как вы смотрите на нее каждый день, подумайте, как вы можете следовать к вашей цели ещё быстрее….

Я могу следовать к моей цели еще быстрее, с помощью...

«Нет вещи в мире, которая может устоять перед желанием человека» – Мудрецы Торы.

«Как можно раньше определите, чем вы любите заниматься, и затем все силы бросьте на то, чтобы выяснить, как можно этим зарабатывать на жизнь». Пэт Уильямс, старший вице-президент баскетбольной команды Orlando Magic

«Чтобы получить от жизни всё, что ты хочешь, необходимо в первую очередь определить, а чего же ты хочешь». Бен Стайн, актёр и писатель.

Перед любым выступлением подумайте о своей Миссии и жизненных целях.

Подумайте о том, как это выступление приблизит Вас к их реализации.

Сделайте КАЖДОЕ выступление ФУНДАМЕНТОМ для своих целей и Миссии, и они будут МОЩНЫМИ, ВООДУШЕВЛЕННЫМИ И ЯРКИМИ.

Такими же, как и ТЫ, Дорогой Читатель - теперь уже точно, ЧЕЛОВЕК С МИССИЕЙ И ЦЕЛЯМИ! (что звучит ОЧЕНЬ КРУТО И ГОРДО!)

Я Знаю- Ты Можешь!!!

Читайте больше развивающих статей:

Объяснение: «Ценности - это наиболее общие образование, они не лежат на поверхности и тем не менее определяют нашу жизнь. На этом занятии мы выполнили большую и важную работу. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче, потому что они больше осознаются человеком. Смысл поставленных целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах! Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома».

Цель: определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.

Инструкция: 1. Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15 пунктов. Мы настоятельно просим составить этот список, ведь в конце концов его можно выбросить. Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий.

Время выполнения 10 минут, после чего ведущий продолжает давать инструкцию.

2. Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего-либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения...).

Время выполнения 5 мин.

Когда список завершен, ведущий просит записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания. Поработать со списком ценностей.

1. Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.

2. Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.

3. Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.

4. Распределите все желания на три категории: А - очень, очень важные, Б - очень важные, В - важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.

5. Перепишите все А - желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б - желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию.

6. Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Таким же способом доведите список до 10.

Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим? Можете представить и почувствовать это сейчас.

Попросите членов группы выполнять задания именно в указанном порядке, хотя это может показаться делом долгим. Но эффективной проработки целей можно добиться только при тщательном следовании инструкции.

Заключительная часть.

Продолжительность: 5 – 6 часов.

Целевая аудитория тренинга: управленческий, педагогический, проектный персонал, чья деятельность связана с планированием, анализом и принятием ответственных решений.

План тренинга:

Блок 1. «РАБОТА С ЦЕЛЯМИ»

4. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

5. Работа с опасениями по Декартовой схеме.

6. Решётка Келли.

7. Процесс «Кто Я?»

8. Процесс «Личный герб и девиз».

Блок 2. «контур управления. Планирование и контроль».

9. Контур управления.

10. Контур управления. Этап 1. Постановка целей.

11. Контур управления. Этап 2. Планирование. Инструменты планирования. Установка параметров.

12. Контур управления. Этап 3. Мониторинг. Методы контроля.

13. Контур управления. Этап 4. Анализ и корректировка.

14. Подведение итогов. Завершение тренинга.

15. Сбор письменных отзывов о тренинге.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Планшеты.

2. Бумага для письма (формат А4).

3. Ватман (2 – 3 листа).

4. Маркеры цветные (по возможности +фломастеры).

5. Позитивный настрой и инициатива.

Ход тренинга.

1. Приветствие, установление контакта и внимания.

2. Постановка целей на тренинг. Договорённости.

Рассказываем о том, что, как показывает практика, в мире только 5% людей умеют правильно ставить себе цели и добиваться их. Правильно поставленная цель – это 90% успеха задуманного. далее обозначаем содержание тренинга. После этого оговариваем правила поведения и взаимодействия на тренинге.

Предлагаем каждому участнику записать в листе целеполагания свою цель на этот тренинг. Затем, по желанию озвучить.

3. Упражнение «жизненные цели».

Шаг 1. уделите 15 минут времени поиску ответа на вопрос «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте всё что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашего бытия. Фантазируйте. Чем больше, тем лучше. После этого в течение 2х минут решите, что бы вы хотели добавить в свой список.

Шаг 2. Сейчас вам две минуты на то, чтобы выбрать из вашего списка

то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после ещё две минуты – чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев – две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над своими целями. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель – приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно, даже меняете направление, но главное, знаете, куда идёте.

Отвечайте на первый вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Но, составляя списки средне- и краткосрочных целей, пишите так, как если бы это были ваши последние годы, дни и месяцы. Первая рамка поможет вспомнить всё, к чему стремитесь. Вторая рамка позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

4,5. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

Цели должны быть SMART

Для придания целям ясности и конкретности необходимо ответить на ряд вопросов (Декартова схема):

Теперь, чётко обозначив и осознав свои цели, давайте поговорим о плате за их достижение. Попробуем ответить на следующие вопросы:

· С какими трудностями я могу столкнуться на пути к своей цели?

· На что я готов ради достижения своей цели?

· Чем я готов пожертвовать во имя своей цели?

Записав ответы на эти вопросы на бумаге, попробуем обозначить свои самые серьёзные страхи и опасения на пути к цели. Затем пропустить через декартовую схему, оценить их объективную значимость.

6. Решётка Келли.

После проведения описанных выше действий с целями, попытаемся определить, что нас больше всего привлекает и отталкивает в людях.

Возьмите чистый лист бумаги, разрежьте пополам. Одну половину разрежьте на шесть равных частей. На трёх из них напишите имена трёх ваших знакомых, которым вы симпатизируете. На трёх других – имена знакомых, к которым вы испытываете нейтральные чувства. Теперь переверните эти карточки именами вниз и перемешайте. Неразрезанную половинку листа расчертите пополам. Теперь возьмите три из шести бумажек с именами и откройте. Найдите одно положительное качество, которыми обладают двое из троих ваших знакомых, чьи имена окажутся на бумажках. Запишите это качество в правый столбец половинки. В левом столбце запишите противоположное качество. Процедуру повторить 15 раз, затем проранжировать качества, записанные в правом столбце.

Примечание: качества лучше выражать именами прилагательными, так проще будет подбирать противоположные по значению.

Полученный список – рейтинг ценностей конкретного человека. Он отражает систему ценностей данного человека. И в какой-то мере является критерием оценки поступков других людей. Следует показать, что у каждого человека система ценностей своя, она уникальна. Это следует учитывать при общении и уважать взгляды других людей.

7,8. Процесс «Кто я?», Процесс «Личный герб».

Процесс «Кто я?»

Каждый отвечает на вопрос не более чем десятью словами и пишет ответ на карточке. 5 мин. Ходят, смотрят, знакомятся с ответами друг друга.

Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот ёмкий вопрос «Кто я?». Кто–то считает наиболее важным одно, кто–то другое. Первые три ответа, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я – образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я – образ в первом приближении.

Итак, подчеркните первые три ответа на вопрос «Кто я?». Каждый из этих ответов отображает какую – то сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны. Каким мог быть ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте? В качестве девиза может выступать всё что угодно: известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное – чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе. Теперь обратитесь ко второму, третьему пункту, придумайте девизы к ним и запишите на отдельных листах. Следующее задание – к каждому пункту придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.

Есть ли среди нас люди, в жилах которых течёт дворянская кровь?

Процесс «Личный герб».

Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным древним родам и приглашены на бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золочёных каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же за гербы, и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было легче – кто-нибудь из их предков совершил благородное деяние, которое прославляло его и отображалось на гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придётся потрудиться над созданием собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для разработки у вас уже есть. Но, может быть, вы сможете придумать нечто ещё более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений и позиций в познании себя? В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы чётко понять, с кем он имеет дело.

Вот примерная форма герба: герб разделён по горизонтали на две части, верхняя разделена по вертикали на три. 10 мин.

Левая часть – мои главные достижения в жизни.

Средняя часть – то, как я себя воспринимаю.

Правая часть – моя главная цель в жизни.

Нижняя часть – мой главный девиз в жизни.

А теперь, дамы и господа, у вас есть у каждого по минуте, чтобы представить свой герб и девиз. Вариант: разбиться на пары и после пятиминутной подготовки каждый должен представить своего напарника.

9. Контур управления.

Подумайте о важном задании или проекте, который вы планировали и выполнили, но который вызвал у вас проблемы. Каковы были главные причины проблем, которые вы испытали?

Многие менеджеры сказали бы, что большинство проблем в выполнении планов связаны с людьми и с неожиданными событиями. Поэтому далее мы обсудим эти вопросы, но сначала рассмотрим теоретические основы нашей практики планирования и контроля.

Сущность рациональной теории планирования и контроля проиллюстрирована на рисунке, который известен как «контур управления». Мы можем дать определение «планированию» и «контролю». Планирование – это процесс разработки того, что делать и как это делать, чтобы достичь некоторой цели (этапы 1и2). Контроль – процесс обеспечения успешного выполнения запланированных задач (этапы 3и4).

Контур управления.

Этап 1: установите цели

Если вы собираетесь взять на себя какую-нибудь инициативу, большую или маленькую, то сначала ясно представьте себе, чего вы хотите достичь. Полезно также установить определённые критерии успешного достижения поставленной цели, чтобы знать, достигли вы её или нет.

Цели должны быть SMART

При постановке целей в интересах всех участников сделать так, чтобы они были ясными и однозначными. Это значит, что они должны обладать определёнными характеристиками. Эти характеристики можно запомнить по первым буквам английской аббревиатуры SMART , т.е. цели должны быть:

· Конкретными (specific – S ) – ясными и чёткими в отношении того, что должно быть достигнуто.

· Измеримыми (measurable – M ) – т.е. указывать, как и чем будет измеряться успех.

· Согласованными (agreed – A ) – с целями и миссией организации, а в идеале с человеком, который будет работать ради достижения поставленных целей, и с любым, на кого может повлиять результат их достижения.

· Реалистичными (realistic – R ) – достижимыми с учётом имеющихся ограничений и необходимости согласования с другими целями.

· Определёнными во времени (timed – T ) – для достижения цели устанавливается необходимое время.

И всё же, если мы имеем цели соответствующие принципу SMART , нам всё равно нужно что-то ещё, что поможет удостовериться в достижении этих целей. Мы не можем себе позволить ждать окончания проекта, чтобы узнать о своём успехе или неудаче. Нам необходимо знать по мере продвижения вперёд, как идут дела, а для этого нужен план и параметры, по которым мы можем контролировать движение к цели.

Этап 2: составьте план, определите параметры и выполняйте задачи

Выяснив, что вы хотите сделать, важно далее спланировать действия, а затем начать выполнять запланированное. На этом этапе необходимо определить параметры – промежуточные контрольные показатели, которые можно рассматривать как критерии для оценки продвижения в направлении ваших целей. Из составленного плана можно получить показатели, определяющие величину планируемого продвижения к указанной дате.

Рассматривая создание планов на данном этапе, мы умышленно упростим некоторые вопросы. По своей сути процесс планирования представляет собой:

· Планирование:

Ø Установка ясных целей;

Ø Определение задач, которые следует выполнить;

Ø Распределение ресурсов, необходимых для выполнения задач;

Ø Составление рабочего плана, отвечающего вашим потребностям как менеджера.

· Контроль:

Ø Мониторинг продвижения к цели (контроль);

Ø Пересмотр планов согласно контуру управления. (корректировка).

Таким образом, при допущении, что цели, поставленные ранее, являются разумными, мы должны определить, какие задачи надо выполнить для достижения этих целей. Для этого мы рассмотрим два различных метода.

· Первый метод – это карты памяти. На простой карте памяти – иногда их называют «паукообразными» схемами – можно увидеть основную проблему (или идею) в середине страницы, от которой вы рисуете ответвления к каждой составляющей вашего понимания проблемы. Каждая из таких составляющих, в свою очередь, делится на более детальные части. Таким образом, карты памяти могут помочь раскрыть и зафиксировать ваше понимание проблемы в целом.

· Второй метод – это «дерево задач». Такая схема является более логичной и структурированной по сравнению с картами памяти. Планируемый проект подразделяется на составные части. Вы начинаете с предполагаемой работы в целом, а затем задаёте себе вопрос» какие два или три (четыре, пять) основных элемента составляют этот объём работ?» Затем каждый из этих элементов последовательно рассматривается и дробится до такой степени детализации, которая вам необходима. Составление такой схемы является хорошим способом обеспечить определённый уровень логической согласованности, исчисляемый количеством сформулированных подзадач на каждом уровне схемы.

Определив перечень задач, можно заняться графическим представлением их последовательности в формате плана. Наиболее часто используемым в этих целях инструментом является диаграмма Ганта, которая представляет собой форму полосовой диаграммы. Диаграмма Ганта – это просто координатная сетка, на которой слева страницы перечислены все задачи, а в верхней части страницы находится временная шкала. Сетка заполнена полосками, обозначающими продолжительность каждой задачи

Люди приспосабливают подобную диаграмму к своим целям, поэтому её внешний вид может быть различным. Например, некоторые люди показывают пунктирной линией продолжение полосы, чтобы обозначить, сколько ещё может длиться выполнение задачи сверх положенной даты, не вызывая сложностей. Другой вариант – оставить достаточное место под каждой полоской, чтобы потом другим цветом обозначить здесь реальные результаты продвижения к цели на интересующую дату.

Этап 3: проводите мониторинг движения к цели

Недостаточно просто определить соответствующие показатели: должен обязательно происходить процесс сравнения текущих реальных результатов с плановыми показателями.

Вы поставили цели, определили задачи, которые следует выполнить, составили план и обозначили различные контрольные точки, которые будут служить индикаторами. Теперь необходимо проверять, что происходит, и формировать некое суждение на основе полученной информации. Перечислим диапазон методов мониторинга, как формальных, так и неформальных:

· Наблюдение и личное участие: важно просто наблюдать, что происходит и быть доступным как для персонала, так и для коллег;

· Регулярная отчётность: например подготовка письменных отчётов для руководства;

· Отчёт об исключительных ситуациях: подготовка отчёта только в случае отклонения от плана;

· Опросы и обсуждения: возможно, во время встреч по проекту или визитов;

· Учётные записи и типовая статистика: например, составление бюджетных распечаток.

Этап 4: действуйте в соответствии с результатами мониторинга

Контроль достигнутых результатов может показать, что всё хорошо, но скорее всего он зафиксирует. Что реальное продвижение не соответствует плану или даже изменило первоначальные цели. Таким образом, мы могли бы продолжить без изменений, пересмотреть задачи или, если это в нашей компетенции, пересмотреть первоначальные цели. Затем мы продолжаем процесс мониторинга, проверки текущего состояния дел на предмет возможных отклонений от намеченного плана, принятия решений и перепланирования, в случае необходимости проходя и ещё раз по контуру управления, пока задача не будет выполнена.

После проведения мониторинга вы можете выбрать одно из трёх действий:

· Пересмотреть цели. Это радикальная мера, но иногда случается, что по мере выполнения плана истинный характер первоначально заявленных целей становится очевидным, и весьма разумным является внесение в них изменений.

· Внести изменения в задачи, которые всё равно следует выполнить, чтобы избежать отклонения от плана (или компенсировать их). Это самый распространённый способ действий. Обычно, если мониторинг показывает возникновение некоторой задержки, то в предстоящие недели должно быть выполнено больше задач, либо намеченные задачи должны быть выполнены быстрее, чтобы компенсировать такую потерю времени. При этом может понадобиться перераспределение ресурсов.

· Продолжить без изменений. Это может оказаться разумным в том случае, если отклонения незначительны.

Упражнения про цели важны и востребованы не только в тренингах целеполагания, но и в тренингах успешности, тренингах продаж и переговоров, тренингах для руководителей. Ведь грамотная постановка цели — основа успеха в любой сфере жизни.

Что такое упражнения про цели? Это и упражнения, которые учат грамотно ставить цели . И упражнения, которые наглядно демонстрируют, что сейчас цели сформулированы не корректно . И упражнения, которые помогают участникам быстрее достигать своих целей в жизни, усилить внутреннюю мотивацию .

Качественные, интересные, запоминающиеся упражнения про цели помогут участникам ваших тренингов грамотно работать с целями, повысят их успешность.

Эксперты профессионального портала для тренеров сайт подобрали для вас 7 лучших упражнений про цели , которые можно найти в открытом доступе. Пусть эти упражнения помогут вам создать эффективные тренинги.

Упражнение «Немного лучше»

Цель

Время : 5-7 минут

Размер группы : Любой

Вызываем одного добровольца. Просим подойти к стене комнаты, поднять руки и дотянуться как можно выше. Отмечаем место, до которого он дотянулся, а потом просим попробовать еще раз. Отмечаем еще раз (как правило, в этот раз всегда получается выше).

Можно пригласить сразу нескольких добровольцев. Так упражнение будет ещё нагляднее.

Итоги :

  • Как это упражнение соотносится с планированием и постановкой целей?
  • Какие выводы мы можем сделать из этого упражнения?

Основной вывод в этом упражнении может звучать так: «Когда есть очевидная планка — мы всегда способны на большее. Цели — это планки. Они позволяют вам добиться в жизни большего!»

Упражнение «Золотая рыбка»

Прекрасное упражнение на постановку целей от эксперта портала сайт профессора психологии
Н. И. Козлова .

Цель: Упражнение учит участников грамотно формулировать свои цели

Время : 15 минут

Размер группы: Любой

Вызывается любой доброволец (либо вызывает сам ведущий). Начинайте говорить быстрее, чтобы был момент растерянности. Плюс киньте фразу в зал: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».

Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.

Далее тренер ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Молчит? Загадал, но не произнес. Если вы не произнесли свои желания, как они догадаются? Если произнесли, ведущий повторяет их именно так, как было сказано.

— Дом, кучу денег, машину…

Тренер рисует дом.

— Это что?

Дом. Получи!

Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?

— Кучу денег.

Скиньтесь по рублю! Получи.

— Хочу быть счастливым!

Обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.

— Любимая женщина?

Через 150 лет она у тебя появится.

— Я не доживу!

А это твои проблемы.

Можно вызвать ещё участников…

Тренер: «Я могу поспорить на любую сумму денег, что даже сейчас никто из вас с этим не справиться!»

Итоги:

  • Что сейчас происходило?
  • Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?

Тренер подводит участников к постановке целей по :

  • Specific — конкретные
  • Measurable — измеримые
  • Agreed — согласованные (с целями более высокого уровня)
  • Realistic — реалистичные
  • Timed — определенные во времени

Ещё один вариант упражнения:

все участники представляют, что они поймали Золотую рыбку, которая выполнит три желания — одно личное (например, хочу новую машину), и два рабочих (например, хочу меньше работать и т. д.). Участники записывают свои желания на листочках. Листочки собираются, и с ними тренером производится та же работа.

Часто участники после первых «исполненных «таким образом желаний, сами выводят некоторые SMART.

Подробнее о технологии SMART можно прочитать в нашем разделе на портале .

Упражнение «Карта будущего»

Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели

Время : 30 мин. плюс обсуждение упражнения — по 3-5 мин. на каждого участника.

Размер группы: Любой

Начертите карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.

  • Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?
  • Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
  • На какую помощь вы можете рассчитывать?
  • Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
  • Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

Обсуждение итогов упражнения:

  • Где находятся важнейшие цели?
  • Насколько они сочетаются друг с другом?
  • Где вас подстерегают опасности?
  • Откуда вы будете черпать силы для того, чтобы достичь желаемого?
  • Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Представление своего будущего в виде карты местности позволит участникам более четко осознать свои цели. Метафорическое выражение целей в виде пунктов на карте, а путей их достижения в виде улиц и дорог помогает участникам создать в воображении наглядную картину своего будущего. После создания такой карты каждый сможет соотнести цели между собой и понять, насколько они сочетаются друг с другом, какие препятствия встречаются на пути к ним, какие новые возможности открываются.

При количестве участников до 12 человек можно делать и обсуждать это упражнение в общем кругу. При большем количестве рекомендую разделить участников на микро-группы для более доверительного общения и экономии времени.

Упражнение «Смятая бумага»

Цель : Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.

Время : 10 минут

Размер группы : Любой

Для этого упражнения вам понадобится бумага формата А4 и корзина для бумаг.

На примере этого упражнения очень удобно показывать результаты целеполагания. Для этого упражнения вызываем добровольца. Просим встать его в двух метрах от корзины и забросить в нее как можно больше бумаги. Через минуту останавливаем его и пересчитываем бумагу. Например, получилось 20 листов.

Теперь вызываем следующего добровольца. Его задача — забросить больше 20 листов. Как правило, у него получается больше — 25-30 листов.

Теперь настал черед третьего добровольца. Вызываем его и даем вводную: «Вы видели, каких результатов достигли предыдущие участники. Как вы считаете, чего достигнете вы?»

Итоги:

  • Как вы думаете, мы можем соотнести это упражнение с целеполаганием?
  • На ваш взгляд, когда участники достигали лучших результатов — когда просто бросали бумагу, или когда перед ними стояла определенная задача?
  • Когда эта цель была поставлена кем-то или ими самими?

Упражнение «Верстовые столбы моего будущего»

Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.

Время : 20 мин. плюс обсуждение — 3-5 мин. на каждого участника.

Размер группы : Любой

В этом упражнении участники составляют список того, что им хотелось бы сделать в будущем, чтобы упорядочить свои цели. Преимущество этого способа работы состоит в том, что он усиливает ощущение направленности и непрерывности жизни.

Определите, как далеко в будущее вы хотите заглянуть. Может быть, вам интересно увидеть свою жизнь через год или два, а может быть — через десять лет?

Теперь подумайте, чего вы хотите достичь за это время. Что вы хотите создать? Чему научиться? Кем стать? От чего вы хотели бы отказаться или освободиться?

Представьте себе, что каждая важная цель этого жизненного отрезка является верстовым столбом на пути жизни, по которому вы идете. Когда вы доходите до очередного верстового столба, вы можете сказать себе: «Это я уже сделал!» Выбирайте только такие цели, которые для вас позитивно окрашены и достойны того, чтобы к ним стремиться. Причем их должно быть не больше шести-восьми. Расставьте их в нужной временной последовательности и обозначьте каждый верстовой столб несколькими ключевыми словами.

Обсуждение итогов:

  • Какие у вас ощущения после выполнения этого упражнения?
  • Как вы сейчас относитесь к своим целям?

Упражнение «Жизненный путь»


Цель
: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.

Время : 40 мин. плюс обсуждение — 4-5 мин. на каждого участника.

Размер группы : до 12 участников

Участники начинают выполнение коллажа на следующую тему: «Мой жизненный путь». Им задаются такие вопросы: «Вы шагаете по дороге, название которой — Жизнь… Откуда Вы идете и куда? Есть ли у Вас главные достижения? Что придает Вам сил, чтобы идти по жизненному пути, и наоборот, что мешает? Какие предметы находятся вокруг Вас? И какова конечная цель? …

Коллаж создается участниками с целью демонстрации их жизненного пути, с учетом различных планов, окружения и достижений. Данное упражнение должно выполняться самостоятельно и индивидуально, но по желанию участвующих в нем людей, может проходить и в отдельных группах.

На создание коллажей отводится около 40 минут, затем участниками осуществляется презентация, в качестве небольшой экскурсии, где все они в порядке очереди становятся экскурсоводами, демонстрирующие группе собственную работу. Рекомендуется выделить на каждого участника приблизительно 4-5 минут.

Смысл данного упражнения заключается в развитии способности планирования своего жизненного пути. Это занятие позволяет задуматься над важностью некоторых событий, стремления к поставленным целям и решения трудностей.

Обсуждение итогов:

После завершения упражнения, участники начинают его обсуждение. Им задаются следующие вопросы:

  • Какие впечатления и эмоции появляются при взгляде на собственный коллаж?
  • Удалось ли заметить новые подробности своей жизни?
  • Реально ли то будущее, нарисованное на коллаже?
  • Как можно постараться его достичь?

Для данного упражнения вам понадобятся большие листы бумаги по количеству участников, много журналов для нарезки образов.

Упражнение «Через три года»

Цель : Упражнение позволяет более четко расставить приоритеты в своей текущей жизни, начать больше работать на важные цели.

Время : 30 мин.

Размер группы : Любой

Участникам дают задание — составить небольшой список и написать в нем самые важные дела, которые занимают их в данный период жизни, и самые большие проблемы в настоящее время, не более 5 пунктов.

После составления списка, участники пробуют представить себя на три года старше, а затем подумать об этих проблемах и делах, как бы спустя три года.

Раздумывая над данным заданием, следует ответить на такие вопросы.

  1. Что Вы можете вспомнить о данной проблеме?
  2. Что произошло с ней и как она влияет на жизнь теперь, по истечении трех лет?
  3. Если бы данная проблема появилась перед Вами прямо сейчас, нашли бы Вы ее решение? Каким бы оно было?

Это упражнение выполняется в отдельных группах, состоящих из 3-4 человек; каждый участник сообщает остальным пункты из собственного списка и отвечает на конкретные вопросы. Также можно позволить желающим работать самостоятельно, без группового обсуждения, в результате упражнение выполняется участником письменно, и при этом все записи остаются у него.

Смысл данного упражнения состоит в анализе всех жизненных проблем, в соответствии со своим будущим. Оно позволяет всем участникам подумать о важной деятельности. Так, психологи официально установили, что около 80% успехов можно достичь за счет всего лишь 20% своих усилий, а остальной процент усилий помогает обеспечить 20% наших достижений. Анализ из «будущего» позволяет осознать степень важности определенных дел.

После завершения упражнения происходит его обсуждение. Участники задают себе такие вопросы:

  • Какая деятельность с помощью данного взгляда кажется более важной, а какая — нет?
  • Полностью ли совпадает это мнение с позиции настоящего времени?
  • Какие впечатления производит факт того, что через 3 года вы не вспомните ни одной проблемы или дела, которые решаете сегодня?

Каждый участник должен сделать определенные выводы только для себя.

Рекомендую ещё обратить внимание участников тренинга на то, изменилось ли их отношение к текущим проблемам, которые они выписали? Обычно данная техника помогает снизить значимость текущих проблем, переключить внимание участников на будущее.

Мы представили вашему вниманию 7 качественных упражнений про цели, которые есть в свободном доступе. Надеемся, что они станут достойным наполнением ваших тренингов.

Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:

  • Доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов. Стоит уточнить это, прежде чем проводить упражнения.
  • Не содержат подробной инструкции проведения упражнения. А не секрет, что просто знать упражнение и знать, как именно его провести — это две большие разницы. Обычно на практике требуется 2-3 раза провести упражнение, чтобы понять, как же проводить его наилучшим образом.

Когда вам понадобятся:

  • Эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

То вы всегда можете подобрать такие упражнения на .

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения !

Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе

Упражнение направлено на развитие у участников тренинга осмысленного отношения к целям, которые они ставят перед собой. Одна из задач упражнения — найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искусственных, навязанных целей или промежуточных целей.

Если у человека есть вдохновляющая цель, идея, миссия, то любой, даже самый тяжелый труд может быть сделан с радостью и удовольствием.

Мощное упражнения для тренинга достижения целей или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения при достижении целей или при необходимости вести переговоры. Помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

Эксклюзивное упражнение — разработка профессора психологии Н. И. Козлова . Тренерская методичка упражнения содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

Уникальная авторская технология от профессора психологии Н. И. Козлова.

Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

«Колесо жизни» — одна из лучших технологий , помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

Энергичное и сильное упражнение, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели.

Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. В результате этого упражнения у участников тренинга формируется сильный эмоциональный запрос на поиск путей решения, повышается их внутренняя мотивация на достижение.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Слалом"

    Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей , а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения , все тренерские тонкости и нюансы.

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус" .
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!