Конспект занятия-путешествия по бисероплетению «Этапы развития бисерного искусства. Конспект открытого занятия по бисероплетению с призентатсией


Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Сувенир» ориентирована на младший и средний школьный возраст и направлена на изучение современной технологии бисероплетения, знакомство с информационными технологиями. Обучение создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Ее цель - познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, России, традициями Тамбовского края и способствовать социализации обучающихся в современном мире. Особое внимание отводится организации творческой проектной деятельности детей, что стимулирует интерес, и развивает продуктивную самостоятельность, инициативу, формирует устойчивую потребность в творчестве, в приобретении знаний, умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Путешествие в страну Бисера»

Цель : знакомство с народным творчеством.

Задачи : 1. формировать следующие специальные умения: нанизывание бисера, плетение;

  1. развивать у детей интерес к данному виду творчества;
  2. формировать дружелюбие и аккуратность.

Методы : словесный, наглядный, практический, метод контроля.

Сегодня, ребята, мы совершим путешествие на «Веселом экспрессе» в удивительную страну Бисера. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром, подарком для друзей и близких.

Бисероплетение существует давным-давно и хранит много секретов. Сегодня некоторые из них мы узнаем.

Итак, садитесь удобно, мы отправляемся.

Первая станция «Удивительное рядом».

Здесь мы узнаем историю появления на свет бисера (от арабского слова - бусер, буера; страны, украшавшие бисером одежду - Египет, Греция, Индия), познакомимся с сувенирами из шкатулки: Украшения, ювелирные творения,

Самым модным модным девочкам на запястья фенечки, Все цветы, что есть на свете, вы их здесь найдете. И как в сказочном кино - разноцветное панно.

Время пребывания на этой станции подошло к концу. Наш экспресс отправляется дальше. Интересно, какая остановка следующая?

Вторая станция «Лирическая».

Бисер - это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер путешествовал по векам, странам и сословиям, а бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки. В своем стихотворении «О пользе стекла» М.В. Ломоносов писал: Так в бисере стекло, подобно жемчугу, Любимо по всему земному ходит кругу, Им красится народ в полуношных степях, Им красится Арап на южных берегах.

Ребята, а вы что-нибудь узнали о бисерных изделиях из литературы?

М.Ю.Лермонтов «Тамбовская казначейша»: К окну поспешно он садится, Надев персидский архалук, В устах его едва дымится Узорный бисерный чубук.

(архалук , - а, м. в старину: род короткого кафтана;

ЧУБУК, - а, м. Полый деревянный стержень, на конец которого насаживается курительная трубка).

Ребята, а вы можете объяснить значения слов архалук, чубук?

JI.H. Толстой «Детство»:

В бисерных изделиях красовались четвероногие друзья «... в бисерном ошейнике, побрякивая железкой, весело вбежала Милка».

Молодцы ребята!

Продолжаем наше путешествие.

Третья остановка «Станция мастеров».

В конце 19 века в Тамбовской губернии были созданы небольшие кустарные бисерные мастерские. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом.

Давайте представим, что мы в одной из таких мастерских под названием «Сувенир». Мастер - учитель, помощник мастера - ФИ, подмастерья - остальные учащиеся.

Помощник мастера дает каждому задание.

Физминутка.

Правила техники безопасности.

Дети приступают к работе. Звучит музыка.

Индивидуальная помощь мастера.

Защита поделки.

«Цветы»

Буди заснувшие цветы,

Ими расписывай листы.

«Животный мир»

Иду и вижу - чудеса!

Зверей множество! Красота!

Молодцы ребята!

Следующая станция конечная «Станция неразгаданных тайн».

Все, о чем вы узнали, путешествуя на «Веселом экспрессе» по стране Бисера, таится в этом кроссворде. Давайте его разгадаем:

  1. От какого слова произошло слово «бисер»?
  2. Искусство работы с бисером.
  3. Из чего сделан бисер?
  4. Чему подобен бисер?

5.Одна из стран, где в древности украшали одежду бисером.

Итоги занятия.

Занятие «Изготовление цветка незабудка»

Тема: Изготовление цветка «Незабудка».

Цель: Научать изготовлять из бисера цветок «Незабудка».

Задачи:

  1. Формировать следующие специальные умения: нанизывание бисера, плетение.
  2. Развивать у детей интерес к данному виду деятельности.
  3. Формировать дружелюбие, аккуратность.

Форма занятия: Игра-путешествие.

Оборудование: бисер, проволока, букет цветов, технологические карточки, схема изготовления цветка, книги, музыка.

Методы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практическая работа,
  • методы контроля.

План занятия:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Вводная часть – 9 мин.

III. Основная часть – 25 мин.

IV. Итоговый момент – 10 мин.

Ход занятия.

I. Оргмоменты.

Цель: Переключить детей на другой вид деятельности.

Я рада этой новой встрече, мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы с удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем плести, выводы делать и обсуждать,

А чтобы занятие прошло каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Вводная часть .

Цель: Активизировать детей, расположить к творческому участию.

Голос: Вначале не было ничего и сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет. И сотворил Бог рыб больших и всякую птицу, и зверей, и цветы. И послал Бог на землю нимф, служащих природе, охраняющих дары.

Флора: Я – Флора, цветов благоухающих покровитель, создатель гармонии прекрасного в природе.

По силам мне данным свыше мастерством

Волшебный праздник создать для ваших глаз.

И показать, как удается мне в природе

Творить цветы, что радуют всех нас.

Флора: Каждому по красоте его,

Каждому по нежности и очарованию

Дарую я достойное имя

Только ему принадлежащее.

Ты – нежное розовое создание с тонким чарующим ароматом будешь зваться розой и станешь символом любви и нежности.

Ты – будешь зваться лилией. Кто хоть раз прикоснется к лилии, тот на всю жизнь станет сильным и смелым.

Ты – будешь зваться ландышем и станешь символом чистоты и грусти.

Ты – ромашка, будешь служить зонтиком для маленьких степных гномиков.

Ты – василек, скромный цветок, растущий на полях.

Ты – колокольчик, лиловенький цветочек, очень узенький листочек.

Ты – сирень с нежными лиловыми цветами.

Ты – камелия, цветок печали или «Зимняя роза». Цветки твои, замечательной красоты, не обладающие ароматом, расцветать будут только зимой.

Ты – тюльпан. С глубокой древности повелось дарить тюльпан только тем, кто счастлив.

Ты – лютик. Маленький цветочек – золотистый лепесточек.

Ты – мак. Все, кого касался цветком мака крылатый Бог Морфей, погружались в сладкий легкий сон.

Ты – нарцисс. Легенда утверждает, что ты первый цветок, появившийся на Земле.

Флора: Кто это? Чей это тонкий нежный голосок, что так тревожит память. Словно что-то близкое и родное коснулось сейчас моего сердца. Где же ты, обладатель этой тайны? Давайте поищем его.

(В руках у Флоры букет цветов, перебирая его, еще раз произносит названия тех цветов, которым уже присвоены имена. Тут Флора видит прекрасный цветок, о котором забыла сказать, который остался без имени).

Ребята, из какого материала изготовлен этот цветок?

Дети: Из бисера и проволоки.

Правильно, ребята! Вот видите, даже имея под руками этот материал можно творить чудеса, можно изготовить прекрасный цветок. Для его изготовления потребуется бисер и проволока /показ/.

У каждого из вас есть все необходимое, мы можем начинать.

III. Основная часть.

Цель: Реализация основной идеи занятия.

Сядем красиво, спина прямая, чтобы не пришлось вызывать доктора Айболита. И я предлагаю разогреть ладошки. Напоминаю, бисер и проволоку в рот не брать, низко не наклоняться. Но чтобы приступить к плетению, нужно знать последовательность работы, т.е. технологическую карту.

Посмотрите, с чего мы начинаем.

/Объяснение, схема на доске/

Обратите внимание еще раз на технологическую карту. Приступаем.

/Звучит музыка, дети работают/

Упражнение для глаз.

Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево, направо, вниз. Затем в обратном направлении.

После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.

IV. Заключительная часть.

Цель: Систематизация полученного опыта.

Флора: Теперь, ребята, когда вы своими рукам сплели наш таинственный цветок, увидели его необычность, красоту и передали это через бисер, я думаю, что вы его никогда не забудете и сможете узнать среди множества других цветов.

Какое имя дадим цветку?

Дети: …

Флора: А я предлагаю назвать этот цветок незабудкой и делаю его символом любви и памяти.

Их видимо-невидимо,

И кто их только выдумал –

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть наколдовали

И сделали цветок.

Молоды ребята. Каждого из вас можно назвать сейчас творцом.

Создатель миров дал человеку дар творить,

И этот царственный подарок обязаны вы сохранить,

Творцов прекрасного немного на Земле,

Я счастлива, что он теперь у каждого из вас в душе.

Вашим домашним заданием ребята станет следующая работа: к этому

Замечательному цветку вам нужно будет приделать застежку, так чтобы полученное изделие служило вам украшением.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества

муниципального образования Ейский район

Тема занятия: Плетение объемного изделия.

Изготовление фигурки «Мышь»

Педагог дополнительного образования:

Баранова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ ст. Камышеватская МО Ейский район, отделение МБОУ СОШ №9, руководитель кружка «Волшебная бусинка».

ст. Камышеватская

Конспект занятия по бисероплетению.

Тема: Плетение объемного изделия.

Изготовление фигурки «Мышь»

Цели:

Формирование у обучающихся устойчивой систематической потребности к саморазвитию и побудить желание совершенствовать и развивать свои творческие способности.

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечения к прикладным видам искусств.

Формирование условий для проявления интереса к бисерному промыслу.

Задачи :

образовательные:

Способствовать овладению навыков плетения;

Обучить основным техникам бисерного плетения;

развивающие:

Развить желание и потребность к саморазвитию;

Развить собственные навыки и творческие способности;

Развить познавательные процессы: память, внимание, воображение, творческое и логическое мышление;

воспитательные :

- воспитывать самостоятельность, терпение, бережливость и аккуратность в работе;

Воспитывать дисциплинированность и умение работать в коллективе;

Воспитывать уважение к труду и трудолюбие.

Оборудование для учеников: схема для каждого, проволока, бисер (белый, серый, черный, красный, розовый), ножницы, салфетка желательно светлая и однотонная.

Оборудование для педагога: конспект занятия, наглядное пособие, книги по бисероплетению, готовый образец, схема изделия, бисер, проволока, ножницы, салфетка.

Методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса:

Объяснение, наглядный (показ педагога, работа по образцу), практический (практическое задание). Словесный – беседа, диалог.

Форма организации: групповая ОРГмомент: приветствие, установление дисциплины, проверка готовности к занятию, психологический настрой детей.

Ход занятия:

Тема: Плетение объемной фигурки « Мышь »

Цель:

Укрепление навыков плетения и освоение техники плетения объемных фигур и совершенствовать умение работать с бисером и проволокой на основе параллельного плетения.

Формировать практические умений и навыки плетения бисером;

Освоить технику плетения объемной фигуры;

Развить мелкую моторику рук;

Развить познавательные процессы;

- воспитывать самостоятельность, терпение и аккуратность в работе;

Воспитывать нравственные качества личности, умение работать в коллективе;

Воспитывать эстетический вкус и гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов.

Ход занятия:

Дети вы любите разгадывать загадки?

Сейчас я вам загадаю загадку:

Зубки острые точу,

Сделать дверь в полу хочу?

Под полом таится, кошки боится?

Все вы наверно читаете сказки, рассказы. Вспомните, сказки или рассказы, где одна из героев была мышка. Дети называют сказки и рассказы, которые они читали. При затруднении педагог помогает наводящими вопросами вспомнить нужные произведения. («Репка», «Теремок»,» « Мышиное горе» Саша Черный, «Мышонок Пик» Виталий Бианки, «Дюймовочка» Ханс Кристиан Андерсен.

Молодцы.

Сегодня мы с вами будем плести мышку.

Детям объясняется, что на этом занятии мы познакомимся с новой техникой плетения объемных фигурок. Но для начала вспомним, какие способы плетения бисером, мы с вами знаем?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Показ наглядных схем педагогом. Объяснение при затруднении ответа. Наводящие вопросы.

Внимательно рассмотрите схему, какой это способ плетения?

Вспомним, что такое параллельное плетение? Расскажите об его особенностях.

В чем отличие игольчатого плетения от параллельного?

Способы плетения:

Простой способ низания - это когда бусинки нанизываются одна за другой)

Петельный способ низания – это когда набирается нужное количество бусинок, делаем петлю и скручиваем проволоку у основания, отступаем и снова повторяем низание.

Параллельный способ низания – это плетение начинается сверху вниз, на проволоку нанизывается нужное количество бусинок, расположив их на середине проволоки, затем

повернуть рабочий конец проволоки через все бусинки и т.д.

Игольный способ низания – это когда на проволоку набирают определенное количество бисера, затем проволоку продевают через все бисерины кроме последней в обратном направлении. Эта операция повторяется столько раз, сколько требуется иголочек в модели.

Молодцы, мы все вспомнили.

Постепенно мы с освоили с вами плоское параллельное плетение.

Педагог показывает готовые образцы плоских фигурок.

Теперь можем применить свой опыт, в плетении объемных фигурок.

Объемные фигурки плетутся, тем же способом параллельного плетения, что и плоские, но по мере плетения один готовый ряд выгибается наверх, а следующий за ним – в противоположенную сторону, вниз.

Показ образца объемной фигурки мышки. Показ иллюстраций (фото) готовых изделий.

Фигурки животных чаще формируют от носа к хвосту, так как спрятать остатки проволоки сзади проще, чем на мордочке, но в некоторых случаях можно формировать фигурку в обратном направлении, а остатки проволок использовать в качестве усиков (например при плетении тигра, мышки, кошки) или применить для выполнении хобота или клюва животного. В технике параллельного низания есть свои секреты, позволяющие получить плотные ряды. После каждого нового ряда проволоки нужно сильно вытягивать, потянув в противоположные стороны у места их выхода из рядов.

Наглядный показ плетения педагогом и объяснение.

Это позволяет бисеринкам встать вплотную друг к другу, а самому ряду максимально близко подойти к предыдущему ряду. При этом если вы формируете объемную фигурку, то и затягивать проволоки нужно после того, как придадите ряду нужную дугообразную форму или выполнять эти две операции одновременно.

Повторение техники безопасности перед практической работой.

Давайте вспомним правила безопасной работы.

Опрашивается один из учащихся, который проявил желания назвать правила безопасности. Если затрудняется во время ответа, помощь коллектива и педагога.

Правила безопасности:

    нельзя работать неисправным инструментом (ножницы);

    использовать инструмент только по необходимости;

    поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе;

    во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что металл, хотя и мягкий, но время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;

    нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;

    нельзя брать проволоку в рот;

    прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;

Практическая работа.

Закрепления материала и навыков плетения на практике.

Показываем готовое изделие объемной фигурки мышки. Педагог анализирует его вместе с детьми.

Внимательно рассмотрите образец изделия.

В какой технике плетения изготовлена «Мышь»?

Назовите материалы, использованные при изготовление данной фигурки?

Из каких частей состоит?

Показ и объяснение плетения педагогом:

Перед вами лежат схемы изделия.

Внимательно посмотрите на схему плетения изделия, найдите начало плетения.

Правильно, начало плетения мышки с длинного хвоста (простое низание, на оба конца проволоки) , и только потом вы начинаете плести туловище параллельным способом, затем формируем задние лапки (игольным способом), после снова продолжаем плести туловище, потом передние лапки, затем формируем ушки (петельный способ плетения);

Каким способом мы формируем ушки?

Что мы после ушек продолжаем плести?

Правильно мордочку, снова каким способом?

Заканчиваем плетение мышки, нос последняя бусинка. Из оставшейся проволоки формируем усики.

Какими могут быть наши мышки?

Можно выполнить из бисера серого, белого, молочного, черного, розового цвета. При желании живот мыши, лапы, уши могут выполняться из другого цвета, для глаз и носа используются подходящие по цвету бисеринки, из более крупного бисера например, № 8.

Цвет для своей мышки, подобрать самостоятельно.

Итак, мы с вами познакомились с техникой и схемой плетения мышки. Теперь вы начинаете плетения фигурки. Самостоятельная работа детей. Учащиеся берут необходимый по цвету бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать на проволоку согласно схеме плетения и выполняют задание под руководством педагога.

Совет и помощь педагога вовремя практической работы.

В свези с особенностью материала, предусматривается пауза вовремя практической работы:

Отдохнем от работы. Рассмотрим книги по бисероплетению и иллюстрации.

Проведем гимнастику для глаз.

Упражнение 1.

1.Очень медленно вращать глазами. Смотреть вправо, вверх, влево, вниз. 2. Устремить взор вдаль.

3.Повторить в другую сторону.

Выполнить по 4-5 раз.

Упражнение 2.

1. Посмотреть на кончик носа.

2. Посмотреть вдаль.

Повторить 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению фокусировки глаз.

Упражнение 3.

1.Резко закрыть глаза.

2. Резко открыть.

Повторить 4-5 раз.

Продолжение практической работы.

Подведение итогов занятия:

Молодцы, все справились с поставленной задачей. У нас получилась объемная фигурка.

Педагог анализирует проделанную работу вместе с детьми.

Демонстрация изделий:

Дети укладывают сделанные изделия на однотонный лист бумаги.

Педагог ведет диалог с детьми:

Посмотрите, какие красивые мышки у нас получились! - Предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие способы плетения мы с вами применяли в изготовлении мышки.
- Были ли трудности в изготовлении игрушки?
- Как мы можем использовать наше изделие?

(Фигурку мы можем использовать, как брелок, можем пришить на косметичку, сумочку, на чехол мобильного телефона).

Детям задается вопрос о пройденном занятии, что понравилось

Педагог учитывает мнения детей.

Уборка рабочего места.

Конспект занятия-путешествия по бисероплетению «Этапы развития бисерного искусства»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и труда, воспитателей.
Использование: Вводное занятие по бисероплетению, ознакомительная беседа об истории декоративно-прикладного творчества.
Цель: Расширение знаний о декоративно-прикладном творчестве – бисероплетение, знакомство воспитанников с историей возникновения и развития бисера и бисерного искусства в мире.
Задачи: - познакомить с историей развития бисероплетения;
- развить воображение, моторику рук, эстетический вкус;
- воспитать усидчивость, взаимопомощь и взаимовыручку, уважение к народным традициям и обычаям.
Оборудование: бисер и бусины, наглядные пособия, иллюстрации, магнитофон, таблица "Этапов развития бисерного искусства"
Тип занятия: частично поисковый
Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие друзья. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с небольшой загадки.
Маленькие бусинки на капельки похожи.
На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.
Из них мы соберем зверят и фенечки сплетем.
Скажите, как мы бусинки такие назовем?
Ответ детей: Бисер
Правильно. А что мы знаем о бисере? (Ответы детей.)
А как вы думаете, с чего все началось?
Ответ детей: С истории.
Молодцы. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения и развития бисероплетения как декоративно-прикладного вида творчества.

Игра- путешествие «Машина времени».
Давайте с вами немного попутешествуем и познакомимся с историей развития бисерного искусства. И по ходу нашего путешествия мы с вами составим таблицу «эволюции» бисерного искусства от зарождения до наших дней.
И так, мы отправляемся. Первая наша остановка – первобытно общинный строй.
Как вы думаете, в это время люди носили украшения из бисера?
Ответы детей: Нет, они украшали себя изделиями, собранными из костей, зубьев, когтей животных и различных семян растений, ракушек и др.
Таким образом, мы можем говорить о появлении примитивной техники. По вашему мнению, что это была за техника?
Ответы детей: низание.


Правильно. И сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли первобытных мастериц.
Игра.
У вас на столах лежат приблизительно такие же материалы, из которых древние люди изготавливали свои украшения. Ваша задача – за 5 минут изготовить украшение подобное тем, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения.
Время на работу 5 минут. После завершения, ребята представляют свои изделия.
И так мы заполняем первую ступеньку нашей таблицы «эволюции». Что мы вписываем в нашу таблицу?
- Ношение украшений из зубов, когтей, ракушек, семян растений.
Примитивная техника низания.

Время шло, человечество продвигалось по пути прогресса, люди научились изготовлять стекло.
Как вы думаете, когда было изобретено стекло?
Стекло было изобретено в четвертом тысячелетии до нашей эры. По этому поводу существует даже легенда.
Легенда. Однажды финикийские купцы возвращались из Африки с грузом соды. На ночь они расположились на песчаном берегу и развели костер, чтобы приготовить себе ужин. Не найдя на берегу ни одного камня купцы обложили костер кусками перевозимой ими соды. Поужинав, они легли спать, а утром разгребая золу костра, обнаружили странные слитки – они были твердыми и переливались на солнце.
С момента изобретения стекла и началась история стеклоделия. У человека появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные бусы. Древняя бусина найденная при раскопках древнего города Фивы относится к III – IV веку.


Теперь давайте снова вернемся к нашей таблице «эволюции» (вторая ступень). Что происходит в этот период времени?
- Человек изобретает стекло, появляется стеклянная посуда.
Какая технология развивается в этот период?
- Низание.


Шли века, бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появилась маленькая бусинка.
Сразу ли эти бусинки стали называться бисером? Нет, в начале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг.
Кто первым начал изготавливать бисер? (Египтяне.)
Где они его использовали? (Делали ожерелья и расшивали одежду.)
Какую технику бисерного искусства ввели египтяне? (Вышивка бисером)
(Проводиться демонстрация слайдов с изображением изделий Древнего Египта)



Так какую технику мы вписываем в нашу таблицу (третья ступень)?
- Вышивка.


Вслед за Египтом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей эры бисер уже производится во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в.н.э. в Венеции.
И так, многие страны производили бисер. Но, чей бисер ценился больше всех остальных?
Больше всех остальных ценился Венецианский бисер. Он был более прочным, качественным и имел большую цветовую гамму.



А как вы думаете, изготавливали бисер на Руси? (Да, но в малом количестве.)
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, наручень, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды.



И только XIII в. начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
(Демонстрация слайдов изделий древних мастеров)




Какие техники развиваются в этот период?
- Развиваются низание и вышивка, и появляется техника плетения.
Давайте занесем эти данные в нашу таблицу (четвертая ступень)


В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси.
С XVв. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; саженье по бели, т.е. нашивание нанизанного на одну нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узорам; теснение по воску.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "Письмо о пользе Стекла". Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:
Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
…Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что вам в нарядах помогло,
Когда бы бисера вам не дало Стекло?
…Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобиться жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им краситсяарап на южных берегах,
В Америке живут, мы чаем, простоки,
Что на другой металл из серебряной реки
Дают европейскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно…

В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.



В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
И так, что мы узнали?
- Появились новые виды техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску.
Заполняем нашу таблицу «эволюции» (пятая ступень).


В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.




Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Заполняем следующую ступень (шестая ступень) нашей таблицы «эволюции». Какие техники появились в период с XVIII по XIX вв.?
- Появились такие техники – ткачество, вязание спицами и крючком.


С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к бисеру ослаб.
Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать обороты, усовершенствовались многие существовавшие технологии и появились новые – изготовление изделий на проволочной основе. (рис 19, 20)




Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
И так, давайте еще раз вспомним, как развивалось искусство бисероплетения от первобытно общинного строя до наших дней, поднимаясь по воображаемой лестнице развития бисерного искусства, и перечислим все техники появившиеся за этот период. (табл. 1)


1. Низание
2. Вышивка
3. Плетение
4. Саженье по бели
5. Вышивка по канве
6. Теснение по воску
7. Ткачество
8. Вязание спицами и крючком
9. Изделия на проволоке

Примечание: для демонстрации используются репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии и др. (Книга М. Ляукина «Энциклопедия. Бисер» 2005г.)
Завершить наше сегодняшнее путешествие я хочу вот этим стихотворением:
Иголочка тонка, но достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор,
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищённый взор.
Века живут в картинах и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда-то внукам, дочкам,
Нетленные черты простого рукоделья.
Душа и руки создают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись.

Конспект урока по декоративно-прикладному искусству на тему «Плетение комнатного цветка «Пуансеттия».

Автор: Чубик Валентина Вячеславна, педагог дополнительного образования
Место работы: Центр внешкольной работы "Аулет", детский дворовый клуб "Кайнар", г.Кокшетау

Цель: формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению комнатного цветка из бисера «Пуансеттия».
Задачи:
Обучающая:
- познакомить с игольчатым плетением, плетением петлями, параллельным плетением и французским плетением из бисера; объяснить этапы изготовления цветов;
- учить создавать из простых элементов более сложные;
Развивающая:
- развивать образное мышление, творческую самостоятельность, память, воображение, внимание, мелкую моторику, вызвать желание фантазировать.
Воспитательная:
- воспитывать, личностные качества аккуратность, усидчивость, ответственность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование и наглядные пособия: компьютер, электронная презентация, ножницы, готовые изделия, бисер, проволока, технологические карты.
Ход урока.
1. Организационный момент. (3 мин.)
- приветствие;
- проверка посещаемости;
- проверка подготовленности к уроку.

2. Валеологическая минутка. (2 мин.)
Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.
Учитель предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на слабом дуновении ветра. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног, покачивая ими. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены ребята включаются в урок.

3. Формулирование темы и цели урока. (5-7 мин.)
Учитель: А занятие я хочу начать со стихотворения С. Я. Маршака. (Звучит тихая музыка)
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей,
Как он прекрасен, холоден и чист
Темно – зеленый, по краям зубчатый,
За лепесток заходит лепесток.
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток.

Цветы – странные создания природы. Они распускались на нашей планете, задолго до появления самых отдаленных предков человека.
Разве не удивительно, что через полторы сотни миллионов лет цветы оказались воплощением изящества и красоты для людей?
– Наверно вы догадались, о чем пойдет речь на занятии? (ваши предположения)
– Правильно о цветах и не просто о цветах, а о цветах выполненных своими руками.
– Скажите, а какую роль цветы играют в жизни человека? (ответы ребят)
Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.

4. Вводное слово учителя. (5 мин.)
Учитель: Сейчас мы готовы платить порой немалые деньги, чтобы подержать в руках это недолговечное совершенство в виде соцветия астры или бутона розы.
С их помощью мы выражаем добрые чувства и движения души – любовь, признательность, верность. И сейчас я хочу показать вам цветы, выполненные из бисера (использование видиоролика)

В руках человека цветы оказались неиссякаемым источником новых необычных форм и неожиданных сочетаний красок. В мире выведены десятки тысяч сортов и разновидностей цветов. Примерно также дело обстоит и с декоративными цветами, вернее с конструкциями, которые нередко напоминают формы настоящих живых цветов. Люди, увлеченные искусством изготовления декоративных цветов, не пытаются копировать природу. Из бисера, лески и проволоки умелые пальцы могут извлечь, десятки разнообразных изделий, которые условно могут быть названы цветами
Назначение их, впрочем, совершенно такое же – они призваны радовать наш глаз, вызывать добрые чувства.
–Скажите, а где могут быть использованы цветы из бисера? (ответы ребят)

5. Объяснение нового материала. (7-10 мин.)
Способы и приемы плетения цветов из бисера
Основные техники, которые применяются для плетения это игольчатая, петельная, параллельная и французская. Рассмотрим каждую технику более подробно.
Игольчатое плетение


Простая техника бисероплетения. Игольчатое плетение применяется для того, чтобы делать одинарные столбики из бисера. Прекрасно подойдет для тычинок цветка.
1. Возьмите тонкую проволоку, и насадите на нее необходимое количество бисера.
2. Сдвиньте бисер к середине проволоки и сложите проволоку пополам.
3. В зависимости от величины тычинки, пропустите проволоку от 2й или 4-й бисеринки на проволоки до самого конца сквозь весь столбик из бисера.
4. Оба конца проволоки переплетите между собой.
Плетение петлями


Плетение петлями очень простая техника бисероплетения. Ее можно использовать для плетения маленьких лепестков или листиков. Этот способ плетения широко используют для деревьев из бисера. Так как маленькие петельки очень похожи на листики дерева. Выполняется плетение петлями следующим способом.
1. Берем проволоку нужной длины и нанизываем на нее бисер, чтобы он сидел свободно.
2. Скручиваем петли, оставляя на петле нужное количество бисера.
3. После каждой петли проволоку несколько раз перекручиваем, чтобы хорошо зафиксировать петлю.
Параллельное плетение


Параллельное плетение бисером это более сложная техника. Вы можете делать как плоские, так и объемные цветы в этой технике. Параллельное плетение используется для плетения лепестков цветов и листьев. Особенность этой техники заключается в том, элемент плетется сверху вниз, выполняется каждый ряд последовательно.
Рассмотрим параллельное плетение на примере лепестка.
Формула 1-1-2-4-4-4-3-2. Это означает, сколько бисерин необходимо для каждого ряда лепестка. В нашем случае у нас 8 рядов. Возьмем проволоку 12”(30см).
Ряд 1. Нанизываем на проволоку 1 бисеринку. Сдвинем ее до середины проволоки. Сложим проволоку пополам.
Ряд 2. На правую часть проволоки нанизываем 1 бисерину. Протягиваем через бисерину с левой стороны левую часть проволоки.
Ряд 3. На правую часть проволоки нанизываем 2 бисерины. И через весь ряд протягиваем левую часть проволоки.
Ряд 4. Нанизываем на правую часть проволоки 4 бисерины и вторую часть проволоки протягиваем через весь ряд. Отцентрируем четвертый ряд относительно третьего. Ряды 5 и 6 выполняем также как и 4 ряд.
Ряд 7. Набираем на правую часть проволоки 3 бисерины и пропускаем через них другой конец проволоки. Центрируем ряд относительно предыдущего ряда.
Ряд 8. Набираем на один конец проволоки 2 бисерины и пропускаем через них второй конец проволоки. Скручиваем концы проволоки, чтобы зафиксировать бисерины. Наш лепесток готов.
Если необходимо соединить лепестки между собой в нижних 6, 7, 8 рядах. Плетем последующие лепестки по схеме, когда доходим до 6-го ряда со стороны соединения цепляем нашу рабочую проволоку, которая вышла из 5-го ряда бисера, через боковые петли предыдущего лепестка. Проделываем это соединение также в 7 и 8 рядах.
Французское плетение


Французское плетение бисером очень распространенная техника. Она используется также как и параллельное плетение для изготовления листиков и лепестков. Это достаточно простое плетение, которое часто используется для плетения цветов.
1. Делаем стержень листка. На проволоку набираем необходимое количество бисера. В нашем примере 9 штук. На конце проволоки делаем петлю, которая будет препятствовать выпадению бисера со стержня.
2. На конце столбика бисера, на стержне закрепляем длинный кусок проволоки, на которую нанизываем 1 круговой ряд бисера согласно схеме (11 бисеринок). Обматываем проволоку вокруг стержня, плотно прижимая бисер к стержню.
3. Набираем 2 ряд бисера (11 бисеринок). Обматываем проволоку вокруг стержня, плотно прижимая бисер к стержню.
4. Набираем 3 ряд бисера (15 бисеринок). Обматываем проволоку вокруг стержня, плотно прижимая бисер к стержню.
5. Набираем 4 ряд бисера (15 бисеринок). Обматываем проволоку вокруг стержня, плотно прижимая бисер к стержню.
6. Разматываем верхнюю петлю на стержне и вплетаем ее в последний ряд. Остаток обрезаем.
Этапы работа над цветком.
1. Плетение лепестков.
2. Плетение тычинок.
3. Плетение листиков.
4. Сборка цветка.
5. Плетение нужного количества цветов и составление букета.

6. Физминутка. (2 мин.)
«Цветы»
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

7. Практическая работа. Изготовление комнатного цветка «Пуансетия».
7.1 Вводный инструктаж. (2 мин.)
Правила техники безопасности при работе с бисером
1. Опасности в работе: повреждение пальцев проволокой; травма руки ножницами; травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы: положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед. Нельзя резать на ходу. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
4. Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.
5. Следим за осанкой, не горбимся.

7.2 Выполнение практической работы и текущий инструктаж. (10-15 мин.)
- Назовите этапы работы над цветком? Просмотр презентации.
- Какие традиции надо соблюдать в работе? Аккуратность, терпение, добросовестность, правильность.

Плетение изделия технологической карте.

При возникновении затруднений у отдельных обучающихся, возможна организация взаимопомощи обучающихся.

7.3 Целевые обходы учителя.
-контроль организации рабочего места.
-контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
-контроль объема и качества выполнения работы.

7.4 Заключительный инструктаж (2 мин.)
Ребята проговаривает, какие в целом были допущены ошибки при выполнении задания и совместно с учителем ищут пути решения.

8. Рефлексия (5 мин.)
«Комплимент»:
Комплимент – похвала.
Комплимент деловым качествам.
Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятии.
Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

9. Подведение итогов (2 мин.)