Как правильно выбрать первую обувь для ребенка? Психолог о детских травмах: «Наш характер может зависеть от того, как мы рождались Первая обувь для малышки как выбрать.


, (не волнуйтесь, ненадолго), и поговорим на тему, которая всегда вызывает живой интерес. И прежде всего, не профессиональный, а личный. Ведь многие из вас имеют деток, а многие планируют их иметь, и вопрос выбора детской обуви у кого-то уже стоял, у кого-то будет стоять.

А больше всего повезло тем, кто как раз сейчас задается вопросами:

  • Какой должна быть правильная детская обувь?
  • Почему у детей развивается плоскостопие, и как этого избежать?
  • Правда ли, что первая обувь для малыша должна быть «ортопедической»?
  • Должен ли ребенок дома ходить в обуви?
  • Какой должна быть домашняя обувь для ребенка?
  • Обязательно ли в детской обуви должен быть супинатор?

Тема животрепещущая: уж очень часто совсем крохам назначают ортопедическую обувь, причем нередко врачи-ортопеды противоречат друг другу. Один ставит ребенку в 2 года плоскостопие и направляет за ортопедической обувью, другой говорит, что, мол, ваш малыш абсолютно здоров, и советует маме попить пустырник, а ребенку бегать, прыгать и радоваться беззаботному детству. Один говорит, что обязательно в детской обуви должен быть супинатор, другой категорически с этим не согласен.

Как вы помните, я к врачам-ортопедам не отношусь, поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю, как обычно, включить логику.

Включили? Тогда давайте разбираться вместе.

Как формируется стопа ребенка?

Как-то мы с вами уже говорили, что представляет собой стопа. Если забыли, почитайте вот . Давайте посмотрим, как она развивается.

Итак, первое, что нужно уяснить: ребенок рождается с плоской стопой. Вспомните, дорогие мамочки, как выглядели стопы ваших деток, когда они еще даже под стол пешком не ходили.

Как видите, место, которое потом станет продольным сводом, сейчас заполнено жирком. И это правильно. Ведь свод – это что? Это рессора, которая пружинит, когда мы ходим, чтобы погасить ударные нагрузки и не «разбомбить» суставы ног и позвоночник. А зачем такому детенышу рессора? Ведь он еще не ходит. Логично?

Вспомним еще один важный момент: арочная форма сводов поддерживается мышцами голени и стопы. Но мышцы еще не развиты, поскольку наш малыш пока не ходит, не бегает, не прыгает. А когда он встает на ножки и делает свои первые шажочки, жировая подушечка стоп очень даже ему пригодится.

  • Во-первых, она увеличивает площадь опоры и повышает устойчивость нашего героя, чтобы он понял, что ходить-то, оказывается, прикольно! И больше увидишь, и больше пощупаешь, и мамку не надо звать, можно до нее дотопать. Сначала по стеночке, потом короткими перебежками, и вот уже «идет бычок, качается». 🙂
  • Во-вторых, подошвенный жирок нужен для амортизации, пока еще нет полноценной рессоры.

Такая объемная жировая подушечка сохраняется у деток до 3-летнего возраста, а затем начинает постепенно рассасываться. К 5 годам вырисовывается продольный свод, а в 7-10 лет мы уже видим стопу, совсем похожую на взрослую. А полностью формирование стопы человека заканчивается примерно в 20-21 год, у девочек – на 2-3 года раньше. Это означает, что к этому возрасту происходит окостенение всех хрящевых структур стопы.

Но пока малыш станет ходить уверенно, он пройдет сложную школу эквилибристики. Как только он встает на ножки, он опирается больше на наружные своды стопы. Это называется «варусная установка стоп». Она бывает у деток примерно до 1,5 лет.

По мере того, как малыш учится ходить, он пытается удержать равновесие, широко расставляя ножки. В сохранении равновесия ему помогает как раз та самая жировая подушечка, о которой мы говорили выше, и на которую он начинает опираться. Получается некоторый завал стоп внутрь. Это называется вальгусной установкой стоп. Вот как это выглядит:

Такое состояние отмечается, как правило, в 2-4 года. Далее, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата стоп, форма ножек обычно выравнивается: голень, колени и бедро выстраиваются по одной линии. И если в норме угол вальгусного отклонения пяточной кости в 3 года составляет 5-10 °, то к 7 годам он равен 0-2 °.

Итак, делаем выводы:

  1. Плоскостопие есть у всех детей до 5 лет

  2. Вальгусная установка стоп до 4-5 летнего возраста – это вариант нормы

Поэтому если вашему двух-трехгодовалому ребенку поставили диагноз «плоскостопие», знайте, что все идет по плану, и беспокоиться не о чем. И абсолютно незачем бежать за ортопедической обувью. Ну, и что, что врач назначил? Вы — мать или кто? Лучше сконцентрируйте свое внимание на укрепление мышц стоп и голеней своей кровиночки, и будет вам всем счастье: и родителям, и малышу, и его стопам. 🙂

Назад, в прошлое

В 60-е годах прошлого столетия сотрудники Ленинградского института протезирования им. Альбрехта провели исследование, в котором участвовало около 5000 детей. Они оценивали «созревание» сводов стопы. И смотрите, что получилось: в 2 года плоскостопие было выявлено у 97,6% детей, а в 9 лет оно осталось только у 4% наблюдаемых. Конечно, если провести это исследование в наши дни, показатели будут более плачевными.

Я иногда думаю: если убрать сейчас все компьютеры, гаджеты, телефоны, что будут делать дети? А взрослые? Интересно, а скакалки сейчас продаются, или это уже раритет? А современные дети знают игру «вышибалы»? А в бадминтон играют?

Себя в детские годы помню исключительно с намазанными зеленкой коленками. Мы дома не сидели, особенно, в выходной. Все время бегали, прыгали, так что диагноз «плоскостопие» в моей детской памяти не отложился.

********************************************************************************************************

Как тренируются мышцы сводов стопы?

Вы видели когда-нибудь на картинах Адама и Еву в обуви? Вы думаете, Богу жалко было им сварганить какие-нибудь штиблеты? Или у него фантазии на это не хватило?

Ничего подобного!

Просто стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности, чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут уплощаться.

Вывод:

Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы мышечно-связочный аппарат стопы как можно больше работал. Если есть такая возможность, пусть ребенок, хотя бы дома, ходит босиком.

Правда, в этом вопросе врачи-ортопеды расходятся в мнениях. Одни говорят, что дети должны обязательно носить дома обувь, другие — чтобы они по возможности дома бегали босиком.

Я склоняюсь ко второму мнению.

  • Во-первых , исходя из своего педиатрического опыта. У детей из многодетных семей намного реже встречается плоскостопие. 🙂
  • Во-вторых, нормальный ребенок, у которого шило в попе, он не просто ходит по квартире. Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.

Если пол холодный, то надевайте малышу теплые носочки. Сейчас бывают даже на не скользящей «подошве». Для тех деток, кто делает свои первые шаги, идеально подойдут обычные тоненькие пинетки (если босиком по каким-то причинам им перемещаться нежелательно).

  • В-третьих, из своего личного опыта. Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.

Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?

  1. Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку и мягкий коврик рядом на случай падения. Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.
  2. Купите велосипед, и пусть ваш дитеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.
  3. Приобретите в ортосалоне или у себя, в аптеке, массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок. Что-нибудь вроде этого:

  1. Есть и эконом. вариант: найдите у себя в «закромах» кусок ткани, положите его на пол, разбросайте по нему бусинки или пуговицы. Можно дать задание вашему малышу пальчиками ног собрать бусинки в коробочку.
  2. А можно сделать так:

6. Найдите в интернете упражнения для стопы и делайте вместе с ребенком. Вспомните, как раньше на физкультуре учитель говорил: «Идем на носочках, теперь на пяточках, на внутренней стороне стопы, на наружной». И это классная тренировка мышц!

Пишите, комментируйте, делитесь своим опытом.

Кстати, я выложила правильные ответы на тест по препаратам от . Смотрите внизу страницы.

С любовью к вам, Марина Кузнецова

Первые шаги крохи требуют уверенности, обеспечить ее может правильно подобранная обувь. Ни один специалист не даст однозначного ответа на вопрос, какая именно обувь будет качественной, но любой опытный врач-ортопед подтвердит, что важные атрибуты обуви для малышей – удобство и безопасность. Как подойти к вопросу о выборе обуви для карапузов и не ошибиться в этом нелегком деле? Как узнать требуемый размер? Какие материалы подойдут для первой обувки? Что советуют врачи относительно каблука, супинатора и подошвы? Обсудим все нюансы выбора обуви для ребенка 1 года.

Первая обувь малыша непременно должна быть качественной, поэтому подбирать ее нужно по рекомендациям специалистов

Когда покупать первую обувку?

Кости и хрящи в детских ножках еще не до конца сформировались и отличаются пластичностью, а значит имеется опасность их деформации под воздействием негативных внешних факторов. Ошибочно подобранная обувь может стать причиной деформирования стопы малыша. Ботиночки необходимы ребенку, только когда он начинает осваивать самостоятельное хождение. До этого периода врачи рекомендуют надевать только носочки. Итак, основной совет ортопедов: жесткая обувь – не раньше 9-12 месяцев.

Есть ли смысл покупать малютке ортопедическую обувь, когда он только начинает ходить? Такая специализированная обувь прописывается строго ортопедом. Профилактическое использование ортопедической обуви не требуется.

Особенности обуви

Материал

  • Обувь для малышей изготавливается обязательно из натуральных материалов. В такой обувке ножка будет дышать, а материал максимально приспособится к форме стопы. Кожаные изделия – самый лучший вариант. Они отличаются мягкостью, гибкостью, хорошей воздухопроницаемостью, умением сохранять тепло и впитывать излишнюю влагу. Кожа является «умным» материалом, адаптирующимся к особенностям детской стопы.


Одним из лучших вариантов считается кожа - удобная, дышащая, износоустойчивая
  • Текстильные варианты, такие как лен, рогожа, джинса, составляют коже отличную конкуренцию коже по своим гигиеническим свойствам, а по цене они значительно ниже. Легкие материалы – излюбленный вариант на лето. В холодное время года в ход идут драп, фетр, войлок, шерсть и сукно. Прогресс не стоит месте, и сегодня в продаже можно найти ряд ботинок на основе полимерных материалов, а также соединенные варианты из натуральных и синтетических тканей. Такие новшества позволяют сохранить естественный воздухообмен. Резиновые сапоги в данном случае в счет не идут. Производители подтверждают, что их непременно нужно надевать с суконными или войлочными сапожками/стельками, а также поддевать носочки из тонкой шерсти.

Задник

Жесткий задник – обязательное условие для надежной фиксации ножки ребенка. Благодаря высокому и жесткому заднику нога хорошо зафиксируется и не будет скользить. Изготавливается он из натуральной кожи, в большинстве случаев из более жесткой по сравнению с остальными участками. Не использовать жесткий задник можно, если вашему ребенку уже исполнилось 11 лет. Раньше этого возраста отменять его нельзя.

Данный элемент хоть и является небольшим, но в то же время он очень важен. Именно в его силах направить развитие стопы по верному пути. Отсутствие супинатора может привести к появлению плоскостопия. Определение последнего в качестве диагноза потребует назначения покупки стелек с коррекционными супинаторами. Они будут помогать крохе учится ходить заново, ставя ножку по-иному.



Супинатор поддерживает боковой изгиб стопы и препятствует развитию плоскостопия

Подошва

Уделите внимание подошве. Должны соблюдаться следующие важные условия: плотность, цельность, способность свободно сгибаться, но в то же время отсутствие излишней мягкости. Хорошая подошва прекрасно повторяет форму ноги. Чрезмерная жесткость подошвы приведет к тому, что ножка будет выскакивать из ботиночка. Наличие амортизирующих вставок обеспечит надежную защиту малышовых ножек при прыжках, особенно на асфальте.

Перечислим материалы, наиболее предпочтительные для использования в качестве подошвы: натуральный каучук, полиуретан или пористая резина. Ни в коем случае не выбирайте обувь на пластиковой подошве. Она очень скользкая. Обычно такая обувка производится в неспециализированных компаниях.

Каблук

Плоская подошва не подходит для ребенка. Отсутствие каблучка приведет к нарушению походки и осанки. Вес распределится по стопе равномерно, если верхняя часть обуви будет чуть приподнята. При таком подъеме походка у ребенка будет правильной, он не будет шаркать и сутулиться. Высота каблука должна быть небольшой: для первой в жизни обувки – 0,5 см, для более взрослых детей – 1,5 см.


Небольшой каблук правильно распределяет нагрузку веса ребенка на стопы

Носок

Форма малышовой ножки напоминает веер, поэтому разумно сделать выбор в пользу широкого носка у обуви. Закругленный и просторный, он должен дарить вашему чаду при ходьбе ощущение свободы. В правильной обуви кроха в состоянии пошевелить пальчиками ног.

Зауженный носок приведет к неправильному формированию стопы. Что касается выбора между открытым или закрытым носком, предпочтение отдайте последнему, так вы избежите ненужных травм детских пальчиков.

Как снимать мерки?

Понять, какой размер требуется покупать, можно при помощи снятия мерок, а сделать это следует так:

  • Положите лист бумаги на пол, поставьте на него детскую ножку. С помощью карандаша в вертикальном положении обведите стопу.
  • Отметьте, сколько сантиметров от начала большого пальца до пятки вы получили, и то же самое проделайте со второй ножкой. Обычно стопы одинаковой длины, но имеются случаи с разницей до 6 мм.
  • Учитывайте тот факт, что стопа при ходьбе немного удлиняется, а пальцы чуть сдвигаются вперед, это происходит из-за давления массы тела. Для комфортного ношения обуви нужно к полученной длине стопы прибавить еще 1,5 см, из которых 9 мм идет на удлинение стопы, а 6 мм – запас на вырост. Всего один-два месяца и ножка крохи как раз догонит полную длину. Откажитесь от желания купить ребенку обувь «впритык».

Изначально используемая в России метрическая система сегодня заменена современной штихмассовой. Раньше размер соответствовал длине стопы и измерялся в сантиметрах. Теперь размер указывается в штихах. Так, 1 штих равен 0,66 см. Понять, какой размер вам нужен, очень просто. К примеру, длина стопы ребенка – 12,7 см. К этой длине добавляем еще 1,5 см на запас = 14,2 см. Эту величину делим на 0,66 и получаем 22 размер обуви (с округлением).



Педиатры уверяют, что покупка обуви на вырост с большим запасом - серьезная ошибка родителей

При точно известном значении длины стопы определить нужный размер можно по таблице. Подобные таблицы есть в каждом детском обувном магазине:

См. 9.5 10.5 11 11.6 12.3 13 13.7 14.3 14.9 15.5 16.2 16.8 17.4 18.1 18.7 19.4 20.1 20.7
Р-р 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Особенности примерки

Малышу до возраста 5 лет трудно адекватно определить, жмет ему обувь или нет. Это обусловлено тем, что вся стопа крохи защищена до этого возраста жировой подушечкой, которая позволяет не чувствовать боли. Такое ошибочное определение подходящего размера может привести к деформации костей.

Важно помнить следующие моменты:

  • Измерения длины стопы нужно проводить, только когда ребенок уверенно стоит на поверхности. Когда малыш сидит или ножка находится на весу, длина будет меньше.
  • Измерение всегда проводите с двумя стопами. Помните, что возможна разница до 6 мм.
  • Проводить измерение лучше дома вечером. К этому моменту ножка немного увеличивается в размере из-за прилившей за день крови.
  • Важно знать, что каждая страна-производитель может иметь собственные стандарты размерного ряда.

Доктор Комаровский в своей видеопередаче еще раз напоминает всем родителям: «Никогда не покупайте ребенку обувь на вырост, а также ту обувь, которая будет для него тесной». Все это отрицательно скажется на формировании детской стопы и полученные дефекты нужно будет исправлять не один год. Слишком большую обувку также лучше не покупать. Расстояние между стенкой обуви и большим пальцем должно составлять не больше 0,5 см.

Родители, помните - ножка у ребенка растет очень быстро. Перемеривайте ногу каждые три месяца перед покупкой новой обуви. Сделать это без ошибок вам помогут фотоуроки в интернете.

Рейтинг лучших производителей

Скороход

Специализированная коллекция «Первый шаг» создается на основе уникальных колодок, разработанных в Научном центре им. Г. А. Альбрехта совместно с фабрикой «Скороход». Детский институт ортопедии им. Г.И. Турнера одобрил данные модели, так как они снабжены гибкой стелькой, небольшим каблучком на подошве и имеют удобные липучки для фиксации ножки. Легкие сандалии регулируются сразу в трех положениях, что позволяет их покупать как на ножку с высоким подъемом, так и для худеньких ступней. Ботиночки, в т.ч. и зимние, изготавливаются из натуральной кожи, что идеально подходит для детской ноги. Такие правильные параметры сделают прогулку начинающих ходить малышей увереннее и приятнее.



Тотто

У фирмы существуют специальные модели для первых проб в ходьбе, которые изготовлены с учетом физиологических параметров. Такая обувка станет отличным вариантом для крох, которые только учатся топать. В каждой летней и зимней модели продуман жесткий задник, каблук Томаса, а также стелька с супинатором, которая повторяет изгибы стопы. В итоге, ножка в районе голеностопа надежно зафиксирована, а кроха уверенно стоит на ногах. Учет анатомических особенностей стопы позволяет распределять нагрузку правильно, что предотвратит деформацию костей. Мышцы и связки ног у карапузов еще не вполне окрепли, им нужна защита. В данных моделях - это упругая подошва. Широкий носок не сдавливает пальцы, не мешает их формированию.



Котофей

В моделях коллекции «Первые шаги» подошва выполнена из натуральной кожи. Наличие каблучка в 5-7 мм позволяет ножке развиваться правильно. Некоторые модели снабжены дополнительными вставками из термополиуретана, которые обеспечивают еще большую надежность и предотвращают скольжение. Любую модель, летнего или зимнего сезона, из малышовой коллекции «Первые шаги» производитель рекомендует перед ноской несколько раз перегнуть в месте будущего сгиба ножки, тогда подошва разработается и будет достаточно гибкой при ходьбе.



Минимен

Широкий ассортимент обуви Минимен представляет модели и для малышей, и для подростков. Среди прочих вы найдете линию обуви для детей, которые начинают ходить. Данные модели снабжены жестким задником, поддерживающим ножку, а носок ботиночек слегка приподнят, что не позволяет крохе упасть. Обувка для зимних и летних дней станет прекрасным выбором благодаря:

  • антискользящей рельефной подошве;
  • наличию супинатора;
  • имеющейся вставке из пенообразного материала, которая отвечает за максимальное удобство;
  • натуральной телячьей коже.



Таши Орто

Главная задача данной обуви – помочь стопе ребенка правильно формироваться и предотвращать развитие патологий. Каждая модель снабжена ортопедической стелькой, что является весомым достоинством (рекомендуем прочитать: ). Благодаря этой небольшой детали у детей происходит профилактика плоскостопия, а также снимаются боли при ходьбе.

Специалисты разных направлений подтверждают высокое качество данной марки. Обувь является очень удобной, практичной и современной. В дополнение к жесткому заднику здесь имеется стелька с супинатором. Ботиночки надежно фиксируются на ноге с помощью ряда приспособлений. Каблучок имеется, но небольшой, как это и полагается в данном возрасте. Гибкая подошва не мешает правильному формированию стопы и может считаться лечебной.

Обувь на первые шаги обязательно должна быть качественной, поэтому никогда не гонитесь за модой и красотой. Подобрать лучшее не всегда легко. В первую очередь надо уделить внимание конструкции обувки, тому, насколько комфортно будет малышу в ней ходить. Всегда думайте о том, как сохранить здоровье вашего ребенка.

Чаще всего наши детские травмы отражаются на отношениях c людьми во взрослом возрасте (неумение дружить, налаживать контакт, доверять) или на отношениях с собой - человек может быть не в контакте со своим телом и эмоциями. На вопросы «что ты чувствуешь?» или «чего ты хочешь?» может часто отвечать «я не знаю». Нарушения пищевого поведения также могут быть связаны с какими-то детскими событиями: человек не очень хорошо слышит себя, когда наелся или когда голоден, - рассказывает психолог , гештальт-терапевт Юлия Воронина . - Многие наши взрослые страхи тоже из детства. Боязнь врачей, крови, высоты, темноты или каких-то более неожиданных вещей…

- Я в детстве боялась плоскогубцев, потому что когда-то прищемила палец. Это считается?

Если сейчас у вас этого страха не осталось, похоже, что вы соотнесли детское переживание с реальностью и увидели, что ничего пугающего в плоскогубцах нет. Но бывает иначе: получив травмирующий опыт в детстве, мы не можем опираться на взрослую реальность. Чаще мы сталкиваемся с детскими травмами, связанными с другими людьми, а нес вещами, но суть похожа. Например, у человека есть страх представителей профессий. Кто-то боится громкого разговора, если в детстве много кричали.

- Какие события могут быть травматическими?

В первую очередь все, что связано с насилием - физическим или эмоциональным. Для ребенка, который не подвергался, но был свидетелем насилия, эти события тоже могут стать травмой. Поэтому все истории про то, как папа бил маму, а детей не трогал, и на них насилие не повлияло, не работают. Травмирующим событием могут стать медпроцедуры вроде удаления аденоидов, долгие госпитализации без родителей (может быть боязнь врачей и отсутствие доверия к родителям).

- Чаще , когда речь заходит о детских травмах, слышу о насилии, разводе родителей и смерти близких. Есть что-то менее явное?

Первая травма, которую мы переживаем, - травма рождения. То, как человек рождался, может влиять на характер взрослого. Например, «застрявшие» дети, когда во время родов ребенок не мог выбраться. Человек подобный сценарий поведения проживает и повзрослев: у него есть энергия, а дальше двигаться не получается.

Я клиентов часто прошу расспросить у родных, как жила семья, когда мама была беременна, как прошло детство. Например, если у мамы был стресс в тот период, ребенок может переживать это как собственную травму и не иметь никаких идей, откуда это взялось. Вроде бы не происходило ничего особенного: никто не разводился и не болел… Если у матери в начале жизни ребенка произошло какое-то горе (умер кто-то из близких, к примеру), женщина становится эмоционально недоступна, хотя и заботится о ребенке. Это называется «синдром мертвой матери». Тогда человек может вырасти с постоянным необъяснимым чувством вины, тревоги, стыда или невозможностью строить хорошие отношения.

- А если нет возможности поговорить с родителями, так никогда и не узнаешь?

- Сейчас скажу то, что может показаться странным, но в психотерапии есть способы, которые обнаруживают травмы рождения. Тело помнит все, что происходило даже до рождения и во время него. Это больше работа телесных психотерапевтов. В гештальт-терапии человеку могут приходить образы в голову - отрывочные и невнятные. И когда мы начинаем их разворачивать, становится понятно, что это история из ранних переживаний. И, вероятно, что-то о рождении. Есть такая техника, называется «реструктуризация травматического опыта». Психолог предлагает человеку: «Пожалуйста, вспоминай свою жизнь от сегодняшнего дня и назад». Человек транслирует, как кино, и может дойти до очень ранних воспоминаний, о которых даже не думал никогда. Иногда даже сворачивается в позу эмбриона. Так можно найти ситуации, в которых человек переживал травматические события. И переосмыслить, пережить их заново, опираясь на ресурсы взрослого.

В ЫЖИЛ В КОНЦЛАГЕРЕ, А В МИРНОЕ ВРЕМЯ ПОКОНЧИЛ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ»

- Как понять, что у тебя есть детские травмы?

Детские травмы могут приводить к диссоциации. Совсем в тяжелых случаях это истории Билли Миллигана с десятками личностей. Но ни я, ни мои коллеги, с которыми мы эти вопросы обсуждаем, таких случаев вживую не видели. А так люди довольно часто диссоциируются от своих переживаний. Есть тело, эмоции, поведение и знание. У человека это как будто функционирует отдельно. Например, человек рассказывает о том, как папа бегал за мамой с топором, как о совершенно повседневных вещах, потому что переживания отщеплены куда -то. Есть еще такая особенность - склонность впадать в транс. Для психолога это один из критериев, который говорит о том, что у человека инфантильные травмы. Вроде бы разговариваете с человеком, но не в контакте с ним, и это не зависит от того, интересен вам собеседник или нет. Еще одна особенность, говорящая о том, что есть детские травмы, - возникает часто и беспричинно одно и то же чувство. Например, обездвиживающий, токсичный стыд. А чего - непонятно, никаких явных причин. Чувства могут быть разные: страх, злость, чувство вины… А еще признаками того, что нужно поисследовать свое прошлое, могут быть частое ощущение беспомощности, неверие в свои силы, ощущение внутренней пустоты, желание навредить себе, фантазии о возможных достижениях без реальных действий.

- Есть люди, у которых нет никаких детских травм?

Невозможно, чтобы у ребенка совсем не было никаких травматических событий. Вопрос в том, что делают с этими событиями дальше. Кто-то, пережив самые тяжелые ситуации в детстве, вырастет достаточно здоровым и адаптированным, если травматическая ситуация будет переработана. Частая ситуация - развелись родители. И если взрослые дальше взаимодействуют с ребенком адекватно, объясняют, что любят его и остаются мамой и папой, несмотря на то, что они теперь не муж и жена, ребенку проще пережить развод. Конечно, останутся какие-то шрамы, но это не рана, которая болит и гниет. Ну и, конечно, все зависит от устройства нервной системы. В одной семье двое детей: одно и то же событие один ребенок переживает как травму, второй - как стресс. Это значит, что все переработалось, и дальше человек живет без последствий.

- Что с этим всем делать?

Кто-то любит говорить, что надо простить и отпустить, но это не работает. Хорошо, когда взрослый человек сможет пережить события, которые происходили с ним в детстве. Проще это сделать со специалистом. Пока взрослый не примет, что его детский опыт содержал страдания, но сейчас жизнь другая и ресурсов личностных у него намного больше, ему будет очень сложно, будет ограничен стереотипами. Например, классика: меня били - и ничего, хорошим человеком вырос, так что и я буду бить.

- А еще вам скажут, что раньше как-то и без психологов справлялись, никто не умер…

Отлично справлялись! По поводу «никто не умер», я бы не была так уверена, но тем не менее сейчас, говоря о психологической помощи, мы говорим не только о спасении, но в первую очередь о качестве жизни. Раньше невозможно было обнаружить, что есть травмированные люди, потому что травмированными были тотально все. Отношение к детям было другое: стал взрослым - пошел работать - и нормально. Плюс много войн и тяжелых событий. Исследования о влиянии травмы на личность взрослого появились только в середине ХХ века. Когда пришли люди с войны, один справлялся и жил дальше, а второй нет. Человек смог выжить в концлагере, а в мирное время не адаптировался и покончил жизнь самоубийством.

- Стоит обсуждать эти темы с родителями? Часто ведь воспринимается как упрек: тебя вырастили, а ты о травмах…

Что бы мы ни делали, детям всегда будет, что рассказать психологу. Наступает время, когда человек понимает, как это сделать, чтобы не травмировать родителей. Даже говоря о детских травмах, я предлагаю не делать из родителей извергов. Это люди, которые воспитывали, как умели. Бывает, что мы в 5 лет попросили маму помочь, а она была занята. И все, мы решили, что люди не помогут. И в 35 лет с этой установкой живем. Тогда к маме ли этот вопрос? Сначала можно говорить с близкими, которые не будут обесценивать ваш опыт. Но те же друзья не всегда готовы переваривать наш опыт.

Миф 1. Детям с первых шагов нужна ортопедическая обувь.
Не нужна! Здоровым детям вообще не нужно носить ортопедическую обувь. Ничего такого, что «корректирует», сковывает движения, мешает естественной подвижности суставов и росту костей стопы, и вследствие этого меняет походку. То, что продается в магазинах под названием ортопедической обуви, на самом деле правильно называть «малосложной ортопедической обувью». К ортопедии она не имеет отношения. Важно понимать, что многие проблемы детских ножек («вальгус», «варус», плоскостопие) либо являются особенностью физического развития, либо не поддаются корректировке подобной обувью. Серьезные же, клинические случаи, корректируются такими жесткими и тяжелыми в носке ботинками, что здоровый человек их никогда не наденет – их носят через «не могу» по очень серьезным показаниям.

Миф 2. Детская обувь должна быть обязательно с укрепленной высокой пяткой.
Не должна! Точнее, разумное укрепление пятки лишним слоем материала не помешает самому ботинку – поможет дольше сохранить его форму, но слишком жесткая пятка может привести к травме, а высокая – к ограничению подвижности суставов стопы. Лучше обувь с невысокой (по ахиллесово сухожилие - место, где гнется нога в лодыжке), не слишком мягкой, но и не чересчур твердой пяткой и никаких пластиковых или железных пластин внутри! Для фиксации ножки выше пятки используются латексные подушечки, которые мягко облегают, поддерживают ножку, при этом не сковывают ее движений. Кстати, при определенных «конструкциях» стопы даже самые жесткие задники у ботинок после долгой носки немного скашиваются по форме детской пятки – это неизбежно и не повод искать обувь по принципу «чем тверже, тем лучше».

Миф 3. Арочный свод (в просторечии супинатор, хотя на самом деле супинатор - это совсем иное) поддерживает свод стопы.
Не поддерживает! Эта часть стельки просто ее «центрирует», то есть обеспечивает совмещение стопы и внутренней стельки. Подушечка на стельке к лечению или профилактике плоскостопия отношения не имеет.

Миф 4. Когда ребенок только начинает стоять, его сразу нужно одевать в плотные ботиночки с укрепленной пяткой, иначе нога деформируется от слишком ровных и твердых полов.
Неверно! Нога может деформироваться, если долго прыгать и бегать босиком по жесткому шершавому и неровному уличному асфальту – именно из-за этого «городская цивилизация» носит ботинки. Деревянный пол, ламинат, линолеум и даже плитка в некоторых частях квартиры не повредят детским ножкам и не способны изменить их развитие. Но: чтобы малыш не поскользнулся, не замерз, чувствовал себя увереннее, привыкал к обуви, в конце концов, для красоты и уюта можно надевать ребенку тапочки или ботиночки «пинеточного типа» - легкие, с мягкой подошвой (вообще в любых детских ботинках подошва должна гнуться!). А вот на улицу – ботиночки! Если же есть возможность попасть в теплую погоду на природу – снимайте с ножек все – пусть носятся по траве и песку, этим достигается самый лучший «ортопедический эффект».

Миф 5. Ботинки должны помогать стопе формироваться.
Не должны! Обувь должна НЕ МЕШАТЬ росту и развитию стопы и предоставлять ей полную свободу! Хорошие ботинки сшиты так, что в них стопа чувствует себя абсолютно комфортно, нигде не зажимается и никуда не наклоняется – формируется так, как дано природой. Если же есть какие-то «отклонения» от нормы типа вальгуса, по назначению ортопеда возможно использование, например, «стелек-клинышков» -вставок в НОРМАЛЬНЫЕ ботинки. То есть сами ботинки все равно не будут влиять на стопу – только вставки или специальные стельки.

Резюме.
Выбирать ботиночки для маленьких ножек нужно по принципу «максимальный комфорт», а не «максимальная ортопедичность» и главное обращать внимание на:
материалы: они должны быть натуральными и не позволять потеть ногам,
совсем небольшой каблучок, что оптимально для уличной обуви,
гибкую подошву, иначе нога будет получать неправильную нагрузку,
широкие носы, чтобы пальцы не были зажаты и был запас для их роста,
легкость: тяжелый вес обуви мешает ходить и бегать и нагружает позвоночник,
невысокую в меру укрепленную пятку.

ПОМНИТЕ! Ботинки не должны ограничивать свободу движения более того, что необходимо для защиты стопы ребенка от повреждения при ходьбе по жесткой опоре.

С ортопедом, врачом высшей категории, к.м.н. Василием Угнивенко беседовала Ирина Образцова

Наверное, многим мамочкам знакома ситуация: не успеешь купить ребенку новые ботинки, а он всего за несколько прогулок умудряется обтереть мыски. И, как правило, в таких случаях родители обвиняют малыша в неаккуратности и даже слышать не желают слов ребенка, что он «не специально, это само получилось». Конечно, маленький егоза не всегда признается в своих проступках. Но в случае с обувью он, скорее всего, говорит правду. Зачастую потертые мыски – это первый признак того, что ребенку не подходит размер обуви. И позвольте заметить, испорченные ботинки – это далеко не самая большая проблема, вызванная ношением неправильной обуви. Однажды купленные туфли на вырост могут стать причиной очень серьезных болезней опорно-двигательного аппарата. Не верите? Тогда эта статья именно для вас.

Как неправильный размер делает обувь опасной

Многие родители не видят ничего плохого в детской обуви на вырост. И спокойно решают проблему, набив мысок чрезмерно больших туфель или ботинок ватой. Думаете этот лайфхак, доставшийся нам в наследство от бабушек, на самом деле панацея? Позвольте расстроить всех, кто так думает. Хорошего от таких манипуляций мало. Точнее сказать, в этом нет ничего хорошего для здоровья ребенка. Но давайте отбросим в сторону пустые фразы, а по пунктам разберемся, как неправильный размер делает опасной даже самую правильную детскую обувь.

Подошва

Для начала небольшой эксперимент. Попробуйте согнуть детские туфли или ботинки в подошве. Если обувь правильная, изгиб образуется только в передней части подошвы. А точнее, в самом широком ее участке, аккурат под основанием большого пальца. Это отнюдь не случайно. Физиологически именно в этом месте сгибается человеческая стопа во время ходьбы. То есть не должна требовать от ребенка дополнительных усилий во время бега, она с легкостью повторяет движения ступни.

Если основание большого пальчика и самая гибкая часть подошвы не совпадают (а это собственно и случается, когда обувь слишком большая), ребенку требуется прикладывать усилия при каждом шаге. В таком случае постоянно напрягаются мышцы стопы и голени, что чревато разными болезнями ног. К тому же такие напряжения плохо сказываются и на подошве – она изнашивается быстрее, чем при соблюдении правильного размера.

Задник

Задание этой части детской обуви – фиксировать пятку. Но в моделях на вырост между задником и ножкой образуется свободное пространство. Во-первых, незафиксированный голеностопный сустав более подвержен вывихам. Во-вторых, во время ходьбы задник натирает ножку. Ребенок инстинктивно старается предотвратить натирание и перестает поднимать стопы во время ходьбы. Вот вам и настоящая причина шаркающей походки среди детей!

Мысок

То, что мысок в детских моделях должен быть довольно широким, чтобы не сдавливать пальчики, знают многие. Но излишне широкая носовая часть туфель или ботинок – это также проблема. Думаете, что чересчур широкий мысок – это недоработка производителей детской обуви? Не всегда! Чем больше размер туфель, тем шире у них мысок и тем выше каблучок, так как эти элементы пропорционально соответствуют определенному размеру детской ножки. И если малышу купить обувь на вырост, понятное дело, мысок в ней также будет очень широкий. В таких моделях детская стопа будет «болтаться», а во время ходьбы малыш (опять-таки инстинктивно) начнет искать пальчиками ног опору. Не найдя ее (а как найти, если малыш не может дотянуться к мыску?), ребенок начинает поджимать пальцы ног, как бы хватаясь за подошву. Результат – усталость уже после нескольких шагов, мозоли, а в дальнейшем деформация пальчиков.

Супинатор

Этот элемент считается, так сказать, гордостью всех лечебно-профилактических и ортопедических моделей. Родители стремятся покупать детям обувь с супинатором, чтобы ножка малыша формировалась правильно. Но давайте вспомним, где должен располагаться супинатор. Его «законное» место – прямо под геленочной выемкой на стопе. Ни вперед, ни назад, ни в сторону эта деталь не может быть сдвинута. В противном случае она не лечит, а калечит малыша. Но именно это происходит, если ребенка обуть в туфли или ботинки, купленные на вырост. В таком случае стопа ребенка немного короче, чем стелька подошвы, а супинатор смещается относительно стопы немного вперед. И чем больше ребенку обувь, тем ближе к пальцам сдвигается супинатор. Чем это опасно? Детская ножка занимает неправильное положение. Во время ходьбы ребенок заваливается на внешнюю часть стопы, начинает косолапить. Но косолапая походка – это только начало проблем, так как за ней последует искривление в голеностопном суставе, а затем возможны нарушения в тазобедренном.

А вам было бы комфортно?

Уважаемые мамы и папы, помните ли вы, когда в последний раз покупали себе обувь неправильного размера? Ну вот, например, пришли в магазин за сапогами, а есть только варианты «на вырост». Вероятнее всего, вы уйдете без покупки.

Взрослые не покупают обувь не своего размера, так как понимают: ходить в таких моделях ужасно неудобно. А что тогда говорить о детях? Плюс 1 сантиметр к реальному размеру ножки маленького ребенка – это уже обувь на 2 размера больше. А теперь представьте, что вам предложат носить туфли на 2 размера больше...

Поверьте, детям также неудобно в таких моделях. Поэтому они часто спотыкаются, обтирают носки туфель, падают, разбивают коленки и локти, а иногда даже ломают кости. Пара туфель на вырост стоит здоровья вашего ребенка? К тому же по поводу экономии денег с такими вот покупками на вырост еще можно поспорить. Покупая ботинки, туфли или другие модели на вырост, родители мечтают, что этой пары хватит на два сезона. Но как обычно показывает практика, на следующий сезон эта пара будет уже мала (ножки у деток растут очень быстро). Вот и получается: малыш целый сезон промучился в большой обуви, чтоб на следующий родители все равно покупали новую. Неужели снова на вырост? Надеемся, что нет.

Давно миновали времена тотального дефицита. Это тогда родители покупали обувь любого размера на любые сезоны, к которой ребенку иногда надо было расти несколько лет. Но если в те времена такие покупки еще хоть как-то можно было объяснить, то сегодня это ничто другое, как безрассудство мам и пап. Тем более, когда есть интернет-магазин Theo Leo, в котором всегда предложат качественные и правильные модели на все сезоны, для детишек разного возраста, к тому же по доступным ценам.