Информационный лист мудрые мысли о воспитании. Мудрые мысли и афоризмы о воспитании, о детях и родителях


«Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остаётся желать немногого; а кто лишён хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное.

Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдёт правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперёд по этому пути. Правда, есть люди, обладающие столь крепкой и столь хорошо от природы слаженной конституцией – как физической, так и духовной, что они нуждаются лишь в небольшой помощи со стороны других, что одна только сила их природной одарённости от самой колыбели влечёт их к прекрасному, и благодаря преимуществу их счастливой природной организации они способны делать чудеса. Но примеры такого рода немногочисленны, и можно, мне думается, сказать, что девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть,– добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия: здесь имеет место то же самое, что и у истоков некоторых рек, где небольшое усилие может отвести податливые воды в русла, которые заставят их течь почти в противоположных направлениях; благодаря этому слабому воздействию, которое оказано на них у самых истоков, движение вод получает различные направления, и они в конце концов достигают весьма отдалённых и далеко отстоящих друг от друга мест».

Так пишет Локк, не могу с ним не согласиться, конечно, это прекрасно, когда в здоровом теле здоровый дух при чём от рождения. Все мы разные, и все по-разному воспитаны. Так например в больших семьях, по большому счёту родители не занимаются ни воспитанием, ни здоровьем. Родители стараются прокормить своих детей, одеть, обуть. Дети в таком случае получают «воспитание» либо в школе, либо на улице. И никогда не знаешь по какому пути пойдёт каждый из них. Либо не заложив в рёбёнка с самого детства нужных направлений, позволяя ему учиться и развиваться в пол силы, такой ребёнок, а в будущем взрослый человек, не будет иметь стремлений к чему-то лучшему.

«Мои дальнейшие рассуждения о здоровье касаются не того, что должен делать врач с больным и хилым ребёнком, а того, что должны делать родители, не обращаясь к помощи медицины, для оберегания и укрепления здоровой или, по меньшей мере, не болезненной конституции своих детей».

Согласна, ведь это всего лишь рассуждения. И иногда послушать, принять к сведению какую либо информацию, весьма полезно.

«При этом я буду исходить из того общего, достоверного и заслуживающего внимания женщин наблюдения, что природа большинства детей портится или по меньшей мере терпит ущерб от баловства и изнеженности».

Абсолютно согласна, видела множество живых примеров, баловства и изнежевания. Теперь эти родители только руками разводят, ведь механизм уже запущен.

«Первое, о чём следует заботиться, – это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду».

Закаляться полезно, в разумных пределах. И как правило такие люди редко болеют, да ещё и морозоустойчивы.

«Я советовал бы также обмывать ему ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду, когда ему случится ступать в неё. Боюсь, что против меня ополчатся матери и служанки. Первые найдут, что это слишком грязно, а вторые, вероятно, решат, что им придётся слишком много трудиться над чисткой его чулок. Но ведь поистине здоровье дороже (во много раз дороже) всех этих соображений».

Не совсем согласна с тем чтоб ребёнок ходил с мокрыми ногами. Здоровье у всех разное, если ребёнок слаб здоровьем, то возможно обойтись только обмыванием ног. Хотя, в наше время ноги чаще парят после того как они замёрзли. И вообще говорят: держи ноги в тепле, а голову в холоде. Но ведь Локк был врачом и наверно всё-таки понимал что делает. Им же было предложено обмывание ног с определённой температурой на каждой стадии. Что не угрожало здоровью, напротив способствовало.

«Также очень полезно для всякого, и особенно для детей, проводить много времени на открытом воздухе и как можно меньше бывать возле огня, даже зимою. Этим путём мальчик также будет приучаться к жаре и холоду, к солнцу и дождю; а если тело человека не привыкнет их переносить, оно будет плохо служить ему на этом свете; взрослому же человеку слишком поздно начинать привыкать к ним. Привыкать надо с ранних лет, и притом постепенно: таким путём можно сделать тело выносливым почти ко всему».

Наравне с холодом человек с детства должен привыкать и к жаре. Локк ведь ставил цель воспитать джентльмена, благородного здорового и воспитанного человека. Семьи, чьё положение в обществе и состояние было достаточным, не воспитывали своих детей подобно фермерам и простолюдинам. Они, как писал Локк, изнеживали и баловали их. Тем самым, не понимая, какой быть, может вред наносили здоровью своих собственных детей. И конечно же очень важен свежий воздух.

«Игра на открытом воздухе, насколько мне известно, скрывает в себе только одну опасность, которая заключается в том, что дети, разгорячённые беготней, садятся или ложатся на холодную землю. Эту опасность я признаю; также и холодное питьё, когда человек разгорячён работой или физическими упражнениями, уносит в могилу или близко подводит к ней, причиняя лихорадку или другие болезни, большее количество людей, чем какая-либо другая известная мне причина».

Нужно выработать привычку у ребёнка с самого детства, постоянным напоминанием. У Локка всё основывается на выработке полезных привычек и положительного примера, как будет ещё не раз сказано.

«Упоминание о девочках заставляет меня вспомнить одну вещь, о которой не следует забывать, а именно: платье вашего ребёнка не должно делаться слишком тесным, особенно в груди. Предоставим природе возможность формировать тело так, как она считает лучшим: предоставленная самой себе природа работает гораздо лучше и точнее, чем если бы следовала нашим указаниям».

Совершенно верно, это просто варварство, нельзя мешать, природе делать то, что она сама задумала. Джон Локк был против корсетов, зная, как они вредны и был прав.

«Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой; до двух - или трёхлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса».

Но как бы Локк не описывал все полезности питания, опасался, что родители с этим не согласятся. Может из невежества, а может из нежных чувств. Только правильное питание не может навредить здоровому организму. Джон Локк считал, лучше хлеб, чем мясо.

«На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку…нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а ещё лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует так же умеренно солить их пищу».

Согласна полностью, например, относительно специй, они приуменьшают вкус, а не наоборот. Некоторые и вовсе вызывают привыкание. И насколько верно подмечено, каши и молоко, а не бутерброды и сухие завтраки. Недаром англичане так часто упоминают овсянку.

Другая польза, достигаемая этими положениями о правильном питании подрастающего джентльмена, заключается в том, что его не приучат, есть больше и чаще, чем требует природа.

«Прежде всего необходимо особенно тщательно следить, чтобы мальчик, если он изредка пьёт вино и крепкие напитки, пил их возможно реже. В Англии ни один обычай не имеет такого распространения, как обычай давать детям вино; а между тем ничто так разрушительно не действует на них. Дети не должны никогда пить никаких крепких напитков, разве только в тех случаях, когда это требуется как лекарство для укрепления сердца, и притом лишь по предписанию врача».

Правильно, ведь проблемы алкоголизма приводят к печальным последствиям. И уже не говорю о том, чтобы джентльмен был с детства приучен употреблять алкогольные напитки. Тем более, что это не способствует здоровью.

«Постель ребёнка должна быть жёсткой, и стёганное одеяло лучше перины; жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости. Кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий».

Не совсем согласна, дети всё таки не солдаты, а так как сон играет важную роль в целом, для всего организма, то стоило бы высыпаться. А когда ты спишь на жёсткой кровати, да ещё и под тяжёлым одеялом, тело не отдыхает. И когда встаёшь утром, то испытываешь тяжесть в теле и недосып.

«Единственное, что необходимо – это сон сам по себе».

Из всего того, что похоже на баловство и изнеженность, ничего другого нельзя разрешать детям с большей снисходительностью, чем сон, писал Локк. Но так же считал, что ребёнка нужно приучать к режиму сна. Вырабатывать привычку вставать рано и ложиться спать тоже рано. Это и есть «здоровые часы отдыха».

И опять возвращаюсь ко сну, но здесь я согласна полностью. Режим имеет место быть. Потому что непостоянный режим, так же приводит к недосыпам.

«Большая ошибка в деле воспитания детей, заключается в том, что родители редко уделяют достаточно внимания тому, чтобы сделать душу ребёнка послушной дисциплине и разуму, и в тот наиболее подходящий для этого период, когда юная душа наиболее нежна и легче всего подвержена воздействию, родители, которым природа мудро внушила любовь к детям, очень склонны, если разум не контролирует этой естественной привязанности со всей бдительностью, позволять ей переходить в слепую влюблённость».

Конечно, пока ребёнок маленький, он очаровывает своей непосредственностью. Но некоторые дети с детства умеют манипулировать своими родителями, для удовлетворения своих желаний. Ну это ведь нормально, у всех есть желания. Тем более, что детям в раннем возрасте сложно объяснить всё то, что нам взрослым кажется правильным. Я считаю важно и нужно дарить свою любовь детям, а не быть жёстким консерватором. Так они будут добрей.

«Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус».

Любить своих детей – это долг каждого родителя, но капризам потакать нельзя. Ведь когда у ребёнка выработается привычка вести себя так как ему захочется, сложно будет перевоспитать, по крайней мере разумным способом.

«Только в отношении собственных детей мы проявляем небрежность; и сделав их дурными детьми, мы неразумно надеемся, что из них выйдут хорошие люди. Порок заключается не в том, чтобы иметь желания, соответствующие этим различным возрастам, а в неумении подчинять их правилам и ограничениям разума. Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться».

Всё вышесказанное, не говорит о том, что ребёнка нужно воспитывать слишком строго, я считаю. Просто разум ребёнка, ничем не «затуманен», ребёнок как чистая доска, и на ней можно написать то, что впоследствии выйдет достойной личностью.

В «Мыслях о воспитании» Локк даёт некоторые практические советы о том, как воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости.

«Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью».

Очень верно подмечено, но как порой сложно рассудить детей. Но во всяком случае надо постараться научить их друг друга уважать. Взаимоуважение, очень важная составляющая часть в общении.

«Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать».

Абсолютно согласна, что жадность ужасное качество. Но слишком строго взыскивать не стоит, достаточно привести примеры и объяснить, что нужно делиться.

Достаточно показательно в этом плане и мнение Локка относительно подарков. «Подарки, которые принято делать детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения, причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость, тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить».

Ну конечно, если дарить неприлично дорогие подарки, то это будет приносить вред. Но ведь можно к примеру подарить книгу и ещё много полезных подарков. Тем самым показать своё неравнодушие, что безусловно будет приятно. А если совсем ничего не дарить, то тогда точно появится и зависть и злость. Всё должно быть в меру.

«Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми. Эти меры поэтому следует применять очень редко и притом только по серьёзным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. Ибо, потворствуя таким образом этим дурным наклонностям, которые они должны были бы ограничивать и подавлять, они закладывают основу будущих пороков, которых можно избежать, лишь подавляя наши желания и с ранних лет приучая их подчиняться разуму».

Не согласна, что можно лишь иногда прибегать к телесным наказаниям. Нельзя бить детей, это грех. Я считаю, что если бить ребёнка, даже за провинности, мы тем самым можем нанести большой урон его сознанию. И в конце концов, ребёнок может затаить злобу. Неужели если пороть ребёнка, то он станет больше проявлять интерес к учению. Да, ребёнок будет исправно сидеть над книжкой, но уже из страха быть наказанным, в случае неповиновения. Я считаю, что нужно углядеть его интересы и наклонности, а не навязывать, то, что родители считают нужным, не учитывая интересов и наклонностей ребёнка. Часто давление на ребёнка делает его забитым, что в дальнейшем сказывается на его достижениях в той или иной области его деятельности. И не поощрять ребёнка тоже нельзя, ещё раз повторюсь, дети не солдаты и не машины. Нужно во всём поддерживать баланс.

«Здесь позвольте обратить ваше внимание на одну вещь, которую я считаю ошибкой обычного метода воспитания; она заключается в обременении детской памяти всевозможными правилами и предписаниями, которые часто бывают недоступны их пониманию и всегда забываются детьми сейчас же, как только они их получили. Если вы желаете, чтобы дети выполнили какое либо действие или сделали это иначе, следовало бы их поучить и поупражнять. Но воспитателю гораздо легче приказывать, чем учить».

Правила и предписания существовали и существуют всегда и везде, и мы выполняем их. Но ведь они создавались не просто так, быть может, это способствовало дисциплине, прививались тем самым какие-то полезные привычки. Но учить я считаю, нужно без приказов.

«Я видел родителей, которые наваливали на своих детей такую кучу правил, что бедным малышам невозможно было запомнить и десятую их часть, и ещё менее они могли их выполнять. И не смотря на это, за нарушение этих правил, дети подвергались брани и побоям. Поэтому пусть этих правил, которые вы создаёте своему ребёнку, будет как можно меньше. Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались».

Действительно, бедные дети, свод правил повсюду. Чем больше правил устанавливают родители, тем меньше возможностей у детей развиваться, так как нужно выполнять правила. Тем более если на них воздействуют физически. Страх будет мешать им думать о чём то другом, кроме страха быть наказанным.

«Детей не следует учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их всё, что по вашему мнению, они должны уметь делать, усваивать путём необходимой практики, приурочивая эту практику к каждому подходящему случаю, а если возможно, сами создавайте эти случаи. Это будет порождать у них привычки, которые, раз установишь, будут действовать сами собой, легко и естественно, без помощи со стороны памяти»

Самое большое влияние на поведение детей оказывает общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят. Дети лучше понимают то, что видят, чем то, что слышат.

И конечно практика играет важную роль. При помощи практических действий можно понять куда больше, чем при помощи заучивания правил.

«Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности при помощи частных испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться».

Полностью согласна, обучать детей с учётом их способностей это прекрасно. Многие родители не придают значения или не замечают наклонностей своих детей, проходят мимо именно тех задатков, которые быть может если бы их развивали, могли перерасти в нечто большое. К примеру, знаменитый маринист Айвазовский, талант мальчика рисовавшего на заборах, плитах, привлёк внимание городского архитектора, который помог определить его в Симферопольскую гимназию, а затем в Петербургскую академию. Гофа заметил именно те задатки, из которых вышел великий художник. Так что родителям стоит изучать своих детей, а не воплощать в них свои несбывшиеся мечты.

«Ни один предмет, который они должны изучить, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Всё, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным, душа проникается отвращением к этому даже в том случае, если оно раньше было для нее приятно или безразлично».

Согласна полностью, считаю, что не стоит давать детям рутинные знания.

«Между тем при правильной организации дела занятие каким-либо предметом учебной программы можно было бы превращать в такой же отдых, каким игра является после учения. Труд одинаков в том и другом случае. Да и не он отталкивает детей; ибо они любят быть занятыми, а перемены и разнообразие, естественно, увлекают их. Единственная разница в том, что при называемой игре они действуют по своему усмотрению и свободно прилагают свой труд, а к учению их принуждают: их зовут, сажают насильно, подгоняют. Это-то их сразу отталкивает и охлаждает: они чувствуют утрату свободы. Добейтесь того, чтобы не воспитателю приходилось звать учиться, а чтобы они сами просили его поучить их, как они просят товарищей поиграть с ними; и тогда, удовлетворённые тем, что и здесь они действуют так же свободно, как и в других случаях, они и за учение будут приниматься с таким же удовольствием, и оно не будет отличаться от других их развлечений и игр».

Если придерживаться всех этих приёмов, можно пробудить в ребёнке желание научиться всему, чему бы вы хотели его научить.

«Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать».

Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Считаю данный пример весьма целесообразным, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

«Если можно найти воспитателя, который, считая себя заместителем отца, принявшим на себя его заботы, и разделяя вышеизложенные идеи, будет стараться с самого начала осуществить их на практике, то ваш сын сделает такие успехи в учении и благовоспитанности, каких вы, может быть, не представляете себе. Только никоим образом не разрешайте воспитателю когда бы то ни было бить мальчика без вашего согласия и распоряжения, по крайней мере до тех пор, пока вы на опыте не убедитесь в его рассудительности и сдержанности. Вы обязательно должны и сами оказывать воспитателю большое почтение и заставлять точно так же относиться к нему всю вашу семью. Ибо вы не можете рассчитывать, что ваш сын будет относиться к человеку с уважением, к которому его мать и отец, по его наблюдениям, относятся пренебрежительно».

«Как пример отца должен учить ребёнка уважению к своему воспитателю, так пример воспитателя должен побуждать ребёнка к тем действиям, которых он требует от последнего. Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями, если только он не желает испортить ребёнка. Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров».

Считаю это правильным, так как воспитание ребёнка должно быть в одном стиле. И нужно конкретно подходить к выбору воспитателя и (или) учителя. Чтоб он был идеальным примером, олицетворением так сказать, всех самых замечательных качеств, собранных в одном человеке. Без вредных привычек и злости.

Следующим аспектом педагогической системы Локка, на который я бы хотела обратить внимание, является то, что юноша должен был получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного воспитателя, который, по сути дела, становился практически членом семьи. Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: «Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрёл «интеллектуальную культуру». .

Что ж на тот период времени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не сколько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребёнка тягу к знаниям, стремление к учёбе. Розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичного и любознательного человека, мы получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно воспитанных детей, «стадо», будет плохо влиять на молодого джентльмена.

«Вовсе не отрицаю, что обучение наукам очень способствует развитию и добродетели, и мудрости в людях с хорошими духовными задатками, но необходимо также согласиться с тем, что в других людях, не имеющих таких задатков, оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё более глупыми и дурными людьми. Я говорю это с тем, чтобы вы, размышляя о воспитании вашего сына и подыскивая для него учителя или воспитателя, не имели в своих мыслях только латынь и логику. Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств».

Локк указал на то, что воспитание надо отличать от обучения и оценивать воспитание важнее, чем обучение.

Сказанное Локком не означает, что он усомнился в реальности «воспитывающего обучения». Просто он считает, что нельзя все надежды связывать только с обучением, при этом с таким обучением, которое содержит лишь маленькую дозу латыни и греческого языка. Считаю верным, потому что Локк предлагал расширить кругозор, отойти немного от стандартного обучения.

Ремесло

«Поскольку наклонность детей к деятельности всегда должна направляться на что-нибудь полезное для них, следует учитывать два рода выгод, которых можно ожидать от их занятий:

1. Искусство, усвоенное путём упражнения, само по себе заслуживает того, чтобы его усвоить. Таковы не только знания языков и наук, но и так же живопись, токарное дело, садоводство, закаливание и обработка железа и все другие полезные искусства, заслуживающие усвоения.

2. Упражнение, как таковое, независимо от каких бы то ни было других соображений необходимо или полезно для здоровья».

«Знание некоторых вещей настолько необходимо усваивать детям, пока они молоды, что усовершенствованию в этих вещах должна быть посвящена некоторая часть их времени, хотя бы эти занятия вовсе не способствовали их здоровью. Таковы чтение и письмо и все другие занятия, связанные с сидением на месте, цель которых – воспитание их ума. Эти занятия неизбежно отнимают у джентльменов значительную часть их времени с самых ранних лет.»

«Из научных ремёсел, для усвоения которых, равно как и для упражнения в них, требуется физический труд, многое благодаря этому упражнению не только увеличивает нашу ловкость и искусство, но укрепляет также наше здоровье, особенно если ими заниматься на открытом воздухе. При этом выборе нужно сообразоваться с возрастом и наклонностями данного человека и, привлекая его к делу, избегать принуждения».

Локк много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было важным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена. Введение элемента хобби в педагогическую систему, на мой взгляд, значительно модернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок действительно гораздо труднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не заинтересованный человек.

Как мы видим, многие положения теории Локка были актуальны и прогрессивны не только в прошлом. И на сегодняшний день многие педагогические проблемы всё также остры, а потому все вышеперечисленные советы могут с успехом применяться современными педагогами и родителями, что поможет им избежать многих проблем воспитания.

Список литературы:

  1. 1. Андреева,И.Н., Буторина, Т.С. под общ. ред. Васильевой, З.И. История педагогики и образования. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / – 5–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 429 с. – 4000 экз. – ISBN 978-5-7695-5859-7. стр.283-284, стр. 111-117
  2. 1. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]: Сочинения в трех томах: Т. 3. Мысль М: Филос – Наследие - 1988. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000460/index.shtml Дата обращения 07.12.2010 г. – Текст Google Chrome. – Заглавие с экрана.

Тема воспитания детей остра и актуальна во все времена. Многих великих ученых, писателей, педагогов волновал этот вопрос. Доказательством служат афоризмы, цитаты, фразы, высказывания и мысли великих людей о воспитании , доставшиеся в наследство современникам в огромном количестве. Просто кладезь мудрых советов и воспитательных идей, которые так нужны молодым и неопытным родителям! Ознакомиться с наследием педагогической мысли можно на этой страничке.

  • Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома (А.С. Макаренко)
  • Могут быть, умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа (Демокрит)
  • Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой (Эзоп)
  • Сначала убедись, а потом уж убеждай (К.С. Станиславский)
  • Воспитание не ограничивается школой (П. Валери)
  • Воспитание развивает способности, но не создает их (Ф. Вольтер)
  • Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу - корню всякого зла (Г. Гегель)
  • Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками (К. Гельвеций)
  • Воспитателем, как и художником, нужно родиться (К. Вебер)
  • Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет (Боэций)
  • К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т.е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера (Ювенал)
  • Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах (Петроний)
  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет — потребует жертв (П. Буаст)
  • Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П. Чехов)
  • Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать (Бичер-Стоу)
  • Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым (Б. Франклин)
  • Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании (Ф. Искандер)
  • У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим (Ж. Лабрюйер)
  • Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети (Д. Еремич)
  • Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство (Уэйтли)
  • Лучшее, что отец может сделать для своих детей — это любить их мать (Неизвестный)
  • Чтение для ума, что физкультура для тела (Аддисон)
  • Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно (В. Гюго)
  • Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И. Кант)
  • Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей (Питтак)
  • Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них (Я. Райнис)
  • Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.-Ж. Руссо)
  • У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим (Ж.-Ж. Руссо)
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа (Ж.-Ж. Руссо).
  • Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет (П. Буаст)
  • Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника (В.И. Даль)
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить (Я. Коменский)
  • Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит лишиться всякого их доверия и уважения (Ж. Лабрюйер)
  • Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни (К.Д. Ушинский).
  • Цель обучения ребенка состоит в том, .чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Э. Хаббард)
  • Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан (Ф. Честерфилд)
  • Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек (Эпиктет)
  • Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! — не тут-то было: только что начинается!..» (М.Ю. Лермонтов)
  • Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит ты воспитатель (Ш. Летурно)
  • Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя (А.Н. Острогорский)
  • Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства (В.А. Сухомлинский)
  • Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)
  • Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке (К.Д. Ушинский)
  • Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания (Т. Карлейль)
  • Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему (А.С.Макаренко)
  • Дать детям радость в учении – это первая заповедь воспитания (В.А.Сухомлинский)
  • Воспитывать — значит приготовлять к жизни… Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы (Д.И.Писарев)
  • Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание (К.Прутков)
  • Воспитание есть усвоение хороших привычек (Платон)
  • Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость (Ж-Ж Руссо)
  • Молодость больше любит быть поощряемой, нежели обучаемой (И.В.Гёте)
  • Лучшая школа дисциплины есть семья (С.Смайлс)
  • Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери (В.А.Сухомлинский)
  • Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя» (В.А.Сухомлинский)

Написанный им в 1693 году. На протяжении более чем столетия был наиболее значительной английской работой, посвящённой философским проблемам образования. В XVIII веке книга была переведена практически на все европейские языки и оказала влияние на большинство авторов, писавших об образовании, включая Руссо .

Мысли о воспитании
Some Thoughts Concerning Education

Жанр трактат
Автор Джон Локк
Язык оригинала английский
Дата написания 1693

В соответствии с разработанной ранее теорией сознания, изложенной в его «Опыте о человеческом разумении », Локк отрицал наличие каких-либо врождённых идей , а человеческий разум рассматривался им как tabula rasa . В «Мыслях о воспитании» Локк рассматривает процесс образования этого разума посредством трёх методов: развитие здорового тела, формирование добродетельного характера и выбора подходящей образовательной программы.

Педагогические идеи

Среди положений, выдвинутых Локком в «Опыте о человеческом разумении» и «Мыслях о воспитании» определяющую роль в теории образования восемнадцатого века сыграли два. Первое - идея о том, что образование создаёт человека. В самом начале своего трактата Локк пишет: «Можно, мне думается, сказать, что девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию» . Утверждая это, Локк спорит одновременно с августинианским представлением о человеке, природа которого основана на первородном грехе , и картезианством , в соответствии с которым, человек от рождения наделён способностью к логическим суждениям . В своём «Опыте» Локк постулирует наличие «пустого» разума - tabula rasa , который «наполнен» опытом. Описывая разум подобным образом, Локк обращается Платоновскому «Теэтету », где разум сравнивается восковой табличкой . При этом однако Локк не отрицал наличие врождённых способностей и интересов . Так, он советует родителям внимательно наблюдать за своими детьми с тем чтобы обнаружить их склонности и воспитывать в соответствии с присущими детям интересами, а не принуждать к деятельности, которая тем не по нраву : «Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что им подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и использовать» .

Второе из наиболее важных положений Локка, оказавших влияние на теорию образования восемнадцатого века, также основывается на его теории сознания. Ассоциация понятий, осуществляющаяся в детстве, имеет большее значение, нежели таковая в более зрелом возрасте, поскольку она формирует самые основы : «Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия»

1. Воспитание и только воспитание –это цель школы.
И. Песталоцци
2. Чтобы изменить людей, их надо любить. И. Песталоцци.
3.Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Макаренко
4.Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.
Я. Корчак

5. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно лю¬бить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. О. Ключевский
6. Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм.
Ф. Э. Дзержинский
7. Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
В. И. Даль
8. Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
И. Гёте

Учатся у тех, кого любят.
И. Гёте
9. С кем поведешься, от того и наберешься.
Сенека
10. У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам.
Э. Гиббон
11. Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

12. Вся задача воспитания - заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.
Рёскин Д.

Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет.
Д. Рескин

13. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Эмерсон У.

14. Воспитатель сам должен быть воспитан.
Маркс К.
15. Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей.
Феликс Дзержинский
16. Воспитание детей представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?
Лев Толстой
17. Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.
Л. Колумелла
18. Воспитание – это наука, обучающая наших детей обходиться без нас.
Э. Легуве
19. Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому.
Галилео Галилей
20. Какими словами вы будете называть своих жену и детей, такими они для вас по жизни и будут. Прежде всего, не называйте их «Дорогими»!
Стас Янковский
21. Будущее нации – в руках матерей.
О. Бальзак

22. Каждый хочет спасти человечество, но никто не хочет помочь маме вымыть посуду.
Патрик О’Рурк

23. Если дети видят в родителях лишь источник бесперебойного питания, то, когда источник иссякает, они начинают видеть в них только лишнюю нагрузку.
Янковский Стас
24. Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.
Мудрость Древней Индии
25. Ваши дети - это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам. Вы только луки, из которых посланы вперёд живые стрелы, которые вы зовёте своими детьми.

26. Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.
А.Чехов
27. Гении случаются редко не потому, что они редко рождаются; нет, гений случается редко, потому что очень сложно избежать процесса «обработки» в обществе. Лишь изредка ребенку удается избежать его тисков.
28. Куда не влекут способности, туда не толкай.
(Коменский Я.)
29. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
(Макаренко А. С.)
30. Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах - не держи его все время за руку.
(Виктория Фролова)
31. Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления, это и есть детство.
(Антуан де Ривароль)
32. Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.
(Плутарх)
33. Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму.
Древняя китайская мудрость
34. Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его.
(Ж.Ж. Руссо)
35. Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
(Я. Корчак)
36. Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой.
(Р. Роджерс)
37. Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
(Ульям Артур Уорд)
38. Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.
(Джузеппе Мадзини)
39. Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, - необразованный ребенок.
Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам.
Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем.
Пауло Коэльо
40. Дети прибегут с улицы мокрые по уши и с синяками, спрашиваешь: «Дрались?», отвечают: «Дрались», отругаешь – на следующий день прибегают такие же, но на вопрос «Дрались?», отвечают: «Нет, упали». Врут, а кто их приучает врать? – Родители.
Автор неизвестен.

К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды.
Автор неизвестен.

41. Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Э. Легуве
42. У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим.
Ж. Лабрюйер
Все дети мира плачут на одном языке.
Л. Леонов
43. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
Л. Толстой
44. Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
И. Кант
45. Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.
Ж. Жубер

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.
С. Харрис

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Э. Бомбек
46. Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали.
Д. Болдуин
47. Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.
Э. Севрус
48. Для родителей важно вовремя объяснить детям, что взрослый человек и умный человек это не одно и тоже..
49. Берегите СЕБЯ, ради своих ДЕТЕЙ… никто НЕ СМОЖЕТ ЛЮБИТЬ вашего ребёнка так, как любите его ВЫ!!!

50. Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.
(У. Чэннинг)
Родители меньше всего прощают своим детям те по¬роки, которые они сами им привили.
Ф. Шиллер
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
М. Эбнер-Эшенбах

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
Эзоп
51. Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе.
(В. А. Сухомлинский)
52. Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
(В. А. Сухомлинский)
53. Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа.
(Ж.-Ж. Руссо)
54. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
(Ж.-Ж. Руссо)
55. Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми.
(Р. Роллан)
56. Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них.
(Я. Райни)
57. Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.
(Питтак)
58. Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким.
(Д. И. Писарев)
59. Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение.
(А. С. Макаренко)
60. Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
(А. С. Макаренко)
61. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира.
(А. С. Макаренко)
62. Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.
(И. Кант)
63. Один отец значит больше, чем сто учителей.
(Д. Герберт)
64. Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно.
(В. Буш)
65. Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.
(О. Бальзак)

«Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя».
Л.Н.Толстой

Когда я училась в институте, то в учебной программе был такой предмет как «Педагогика». В этом учебнике вся теория воспитания располагалась по разделам: принципы, подходы, закономерности, методы.… Казалось бы, так просто – бери и воспитывай! Но на практике получилось не все так легко, как написано в книге. Оказалось, что слово «воспитание» включает в себя такой обширный смысл, который невозможно осознать, учась в институте. Подлинное значение этого понятия постигаешь после нескольких лет работы с детьми.

Есть много определений слова «воспитание». Но помимо этого каждый вкладывает в это слово свой смысл и ставит свои цели.

В чем для меня состоит этот смысл? Какова моя цель воспитания?

Смысл моей работы я вижу в том, чтобы воспитывать в детях общечеловеческие ценности, только тогда их поступки будут продиктованы честностью и порядочностью, чего так не хватает в нашем далеко не добром мире, а ещё передать детям частичку своей души, частичку в которой есть свет и любовь. Но для того, чтобы в душе рождались свет и любовь, надо их взращивать в себе.

Часто говорят, что воспитывать детей трудно… Конечно, трудно! Учитывая, что на практике результаты воспитания проявляются далеко не сразу. И особенно трудно прививать детям то, во что ты сам не веришь и чего сам не придерживаешься! Поэтому чтобы воспитывать детей нужно самой верить в то, что ты говоришь и делаешь.

Осознание того, то воспитывать других я смогу только изменяя себя, пришло ко мне давно, поэтому мне близки слова Льва Николаевича Толстого: «Надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. И поэтому воспитание других включается в воспитание самих себя. И другого ничего не нужно».

Я осознаю в себе то, над чем надо работать. Бывает тяжело, трудно, но по-другому нельзя! Мы проживаем этот путь вместе с детьми: они учат меня, а я их. Дети самые строгие судьи с точки зрения нравственности. Они мгновенно подмечают несоответствия между тем, что говорят и что делают. Ребята могут простить недостатки, но не двуличие. И самое страшное в результате этого несоответствия, они могут усвоить «двойную» мораль, которую демонстрируют им взрослые. Именно тогда внешне ребенок совершает правильные поступки, но внутренне думает и делает по-другому. Отсюда вытекает определенная манера поведения: при взрослых делать одно, без взрослых - другое. А это еще раз подтверждает ответственность педагогов за свои слова и поступки.

Что еще для меня важно в воспитании? Любовь к людям вообще и к ребенку в частности. Бывает, приходит к тебе маленький или большой человек: неприветливый, «колючий», агрессивный. Можно, конечно, на него рассердиться, но если присмотреться, то начинаешь понимать, почему он такой. Тепла ему не хватает, любви, уважения. И не нужны ему - ни мораль, ни нотации – лучше поговорить с ним по-человечески, выслушать с пониманием, постараться вовлечь в интересную ему деятельность. При ошибках оценивать не его лично, а поступок. А ведь как часто мы морализируем не оставляя ребенку, даже возможности исправить то что он натворил. И наказываем ради наказания, а не ради того, чтобы у него произошло осознание своего поступка.

Или наоборот, закрываем на совершенное глаза, пытаемся во чтобы то ни стало оправдать его действия…

Когда я встречаюсь с такими ситуациями, то всегда вспоминаю притчу о виноградной лозе:

«Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или строгости? Что важнее?

Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал мудрец.

Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый лень, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов».

Очень важно при воспитании детей соблюдать меру во всем, стараться найти «золотую середину» - и в действиях и в словах.

Слово - одно из главных орудий воспитания, но оно должно быть наполнено смыслом и содержанием. Хороший воспитатель тот, кто глубоко понимает жизнь ребенка. А у того, кто её понимает, слова не могут быть случайными, обижающими и ранящими. Безусловно, каждый в процессе воспитания использует свои знания и опыт. Но нужно как можно чаще задумываться о том: всегда ли я прав, всегда ли мой опыт нужен тому, кого я воспитываю? Может быть лучше вообще о нем не говорить? Не стоит проецировать на жизнь детей свои проблемы и взгляды. Нужно научить их видеть мир во всем многообразии, выбирать свой путь-это главная задача.

Что еще для меня важно? Умение прощать себя и других. Никто в нашем мире не идеален. И если вы чувствуете свою вину перед ребенком – признайтесь и попросите прощения, неважно кто это малыш, подросток или юноша. Иногда это бывает сложно, так как приходится переступать через свою гордость. Но гордыня - большой недостаток и если его в себе культивировать, то всегда есть опасность превратится в нечто недосягаемое. А тогда не получится прожить жизнь вместе с детьми – они просто будут сторониться такого взрослого.

А если дети не будут доверять тебе, то никакого воспитания не получиться.

В этом эссе я попыталась отразить все свои основные взгляды на воспитание и в заключение хотела бы сказать:

Есть такие нравственные истины, неподвластные времени, идеологиям, политическим течениям - это непричинение зла другим людям, порядочность, совестливость, терпимость, искренность. Они вечны, они есть законы человеческой жизни. Нарушение этих истин ведет к хаосу, бездуховности, внутренней пустоте, ожесточенности. Мне кажется, что стать совершенным человеком нельзя. Это та цель, которая все время будет отдаляться. Но постоянная работа над собой и стремление к совершенству помогут достичь, на мой взгляд, самой главной цели воспитания - пополнить мир как можно большим количеством хороших и добрых людей, умеющих думать над тем, что они делают и зачем они это делают и понимающих, что человеческая жизнь – самая большая ценность на земле.