Имитация драгоценного камня из ограненного хрусталя. Имитация драгоценных камней


У каждой представительницы прекрасного пола, в гардеробе есть платочный аксессуар. И не случайно разговор зашел о них, ведь эти дополнения придают образу оригинальность и изысканность. Со вкусом выбранный аксессуар смотрится шикарно с любым стилем в одежде, а ещё он может защитить прохладными вечерами и в жаркие дни.

Всякий раз, когда накидывается палантин на плечи или платок. Сразу возникает вопрос, как же этот красивейший аксессуар закрепить так чтобы он не соскальзывал и не падал. Есть варианты красивого завязывания платков, но есть более интересное решение данной проблемы, это зажимы и броши. Именно эти галантерейные штучки помогут красиво закрепить платок, который создаст образу законченность и изысканность.

Как же все-таки использовать правильно зажим для платка, какие еще есть приспособления для крепления платочных изделий. А также проведем небольшой МК по изготовлению кольца из бисерин и жемчужных бусин. Все это можно найти в нашей статье.

Рассмотрим несколько способов как красиво закрепить платок используя дополнительные декоративные украшения.

В этом разделе рассмотрим, как использовать держатель для платка квадратной формы.

Вариант 1.

Взять платок не менее 30 см по ширине и держатель. Платочную ткань свернуть так чтобы получилась косынка. Косынку накинуть на шею и спереди выровненные концы пропустить в зажим сверху в низ и поднять держатель на требуемую высоту.

Вариант 2.

Второй способ, полностью повторяет первый, только платок должен быть побольше. Центр скрепления сместить на любое плечо. Один конец аксессуара закинуть на спину, а второй пусть остается в свободном падении. Этот вариант выгодно подчеркивает красивую грудь и плавность плеча.

Вариант 3.

Этот вариант идеально подойдет для лебединой шеи. Для второго способа, платок завязать, как и в первом варианте. Сместите конструкцию на любую сторону и с помощью булавки от комплекта зафиксируйте зажим. Концы разложить на груди и по плечу.

Вариант 4.

Платочный аксессуар свернуть треугольником, чтобы получилась косынка, завести за шею и ровные концы вывести на перед. Далее, на расстоянии 12 см от кончиков ткани перехватить пальцами изнутри намеченное место. Через зажим пропустить перехваченную часть, так чтобы концы остались внутри зажима. Ничего сложного в этом варианте нет. Просто надо взять и попробовать.

Вариант 5.

Идеальный способ для шёлкового аксессуара маленького размера. Ткань свернуть в виде косынки и далее свернуть в полоску не шире спичечного коробка, накинуть на заднюю часть шеи и концы пропустить через зажим в разных направлениях.

Прямоугольные платки широкие шарфы легкие палантины

В этом разделе рассмотрим, как использовать кольцо для платка геометрической прямоугольной формы.

Вариант 1.

Когда платочное изделие довольно большое, всегда привлекателен и гармоничен, в отличии от более маленьких аксессуаров. Для варианта, который показан на фото ниже, надо использовать аксессуар большого размера. Ткань надо сложить в виде широкого шарфа, полученную конструкцию сложить пополам и набросить на шею так, чтобы с одной стороны образовалась петля.

Вариант 2.

Объединить концы и петлю, затянуть узел. Далее каждый конец продеть в крепление и поднять его до места получившейся петли.
Идеальный и универсальный способ завязывания платочных аксессуаров на все времена года и для любых видов тканей. Начиная шелковыми платочками и заканчивая тяжёлыми тканями.

Вариант 3.

Из платочной ткани надо сделать . Спереди завести концы назад перекрестить из и вывести на грудь.Начиная от шеи перекрутите концы платка так, чтобы в итоге образовался хомут. Концы подтянуть к середине конструкции и зафиксировать зажимом.

Вариант 4.

Идеальный способ для модниц с красивым плечевым покатом. Палантин разместить на плечах так, чтобы он их полностью покрывал и мягкими волнами ниспадал на предплечья. Ткань пропустить через зажим концами на встречу друг другу и закрепить. Важный момент, руки должны быть в свободном движении, но при этом ткань должна быть надежна зафиксирована. Идеальный вариант для ансамбля однотонного платья и цветного платка.

Широкие треугольные платки

Вариант 1.

Большой широкий платок приложите к горлу так, чтобы его вершина оказалась на груди. Заведите концы за шею, перекрестите их и выведите их на перед. Концы ткани пропустить через кольцо сверху вниз. Украшение подымите на нужную высоту.

Вариант 2.

Повязать платок так, чтобы вершина треугольника была смещена в сторону по отношению к груди. Концы пропустить через кольцо и поднять ближе к шее.

Платки и шарфы в нестандартном виде

Еще один вариант нестандартного использования большого платка. Из платочной ткани сделать широкий длинный пояс, хорошо подойдет для тех, у кого есть животики, обмотать поясом талию, концы пропустить в кольцо на встречу друг другу. Для тех, у кого тонкая талия, можно сделать пояс поуже, он хорошо подчеркнет линии изгиба тела.

Брошь зажим для платка основные виды

С держателями платков в виде зажимов и колец мы ознакомились, а также вариантами их использования. Настала очередь подробнее рассмотреть брошь для платка.

Три самых популярных вида брошей используемых для крепежа платочных аксессуаров:

  • Кольцо;
  • Клипса;
  • Пирамида из трех соединенных колец.

В зависимости от принципа крепления броши, зависит техника ее использования.

Брошь зажим (кольцо), имеет вид, который говорит сам за себя, удобная и простая конструкция для применения. Данное украшение предназначено для плотных и тяжелых тканей.

В чем же заключается техника его использования. Ничего сложного, ткань продевают в зажим и фиксируют его на нужной высоте. Концы ткани расправляются и укладываются красивыми складками. Другой способ, это спрятать концы в цилиндре.

При этом формируется красивый бант, который смотрится очень элегантно и красиво.

Брошь зажим (клипса), говорит сама за себя и имеет крепление, как у клипс для ношения на ухе. Эта конструкция предназначена для ношения воздушных и шелковых тканей.

В кольцо конструкции протягивают ткань, подымают украшение на требуемую высоту и фиксируют ее.

Брошь зажим (пирамида), используется для больших платочных аксессуаров. Концы ткани продевают в крайние две детали конструкции и подымают крепление на нужный уровень. Платок в таком варианте красиво ложится мягкими волнами.

Какие еще броши можно крепить на платках и шарфах

Производители галантереи выпускают в большом разнообразии брошек, которые пользуются у модниц большим спросом.

В основном крепления в виде брошей — это бижутерия, которая выполнена из специального сплава и украшена различными, камнями, стразами, жемчугом, стеклом, глазурью. Зажимы для платков в виде брошей находятся в не конкуренции с другими модными дополнительными аксессуарами для платков и шарфов. Ее присутствие в одежде всегда вносят изысканность и тонкость в созданный образ.

Примеры брошей для платков различных стилей:

Кроме, креплений для плиточных изделий в виде, допускается использование брошей, которые предназначены для украшения и дополнения в одежде. Существует еще несколько видов брошей:

  • Изделия, которые сделаны собственными руками (хенд мейд);
  • Крепление у изделия в виде иглы;
  • Изделия, которые крепятся с помощью обыкновенной булавки.
  • Крепятся они соответственно своей застежки и также стильно смотрятся при использовании их для крепления платков и шарфов.

Как завязать шарф с брошью

Длинный платочный аксессуар можно завязать, создав из концов форму банта, продев через кольцо броши не концы ткани, а захватить часть с середины изделия.

Для шарфа в виде трубы, брошь идеальная находка, которая будет очень стильно смотреться на такой конструкции. Элегантно добавляет в образ асимметрию и вносит нотку таинственности и недосягаемости. Можно самим из широкого шарфа сделать трубу с помощью броши, закрепив ее концы ткани.

Брошь красиво ставит завершающий акцент на оригинально завязанных платках. Все варианты показаны на фото. Сложностей в завязывании никаких нет. А смотрятся они удивительно нарядно. Таким аксессуаром с брошью зажимом можно дополнить однотонную кофточку или платье. необычно смотреться шарф и на футболке.

Классически завязанному шарфу крупная брошь тоже придаст нотку необыкновенности.

Броши зажимы, позволяют давать волю фантазии, при этом платочный аксессуар приобретает самые необыкновенные формы.

Теперь вы владеете искусством завязывания платков, шарфов и палантинов с помощью броши зажима. Купить их можно в любом магазине с галантерейными товарами. Но, как же будет сказочно красиво смотреться брошь из бисера сделанная своими руками. Предлагаем МК по ее изготовлению.

Как сделать кольцо из бисера

В данном МК будем делать своими руками декоративный элемент для фиксации платка. Зажим будет неплохой альтернативой и встанет в один ряд с декоративными заколками и булавками, которыми приходится пользоваться для фиксации тонкой и скользкой ткани.

Вот такое кольцо будем творить своими руками:

Зажим для платка из бисера мастер класс:

Что нам потребуется для изготовления жемчужного кольца:

  • Черного матового цвета бисерины номер 11 – 2 грамма;
  • Серебристого цвета бисерины номер 10 – 2 грамма;
  • Бусины, желательно жемчужные, диаметром 3 миллиметра – 12 штук;
  • Тонкая проволока – 1 метр;
  • Игла тонкая для работы с декоративными элементами.

Пошаговое описание изготовления кольца:

Подготовить нить для нанизывания декоративных объектов, набрать на нее 54 штуки черного бисера. Замкнуть нить в кольцо, плотно прижав бисерины между собой.

Плетением «мозаика», набрать следующий ряд и завершить его через 2 бисера.

Следующий ряд набрать декором серебристого цвета. Крупный декор не даст краям загнуться во внутрь, а сделает плавную ровную линию. Для формирования плоской фигуры конструкцию не затягивать. Закрыть ряд также, как и предыдущий.

Бисером серебристого цвета завершить четвертый ряд.

Таким способом изготовить еще четыре детали.

Подсчитайте количество выступающих бисерин, их должно получиться 27 штук. Далее разделить исходное количество бисерин на три группы. В каждой группе будет следующий расчет:

Пять штук бисера пойдут на сшивание, четыре на крепления жемчужных бусин. Пометить для удобства корректором каждую группу.

Теперь надо вшить две бусины между отмеченными группами (см. фото).

Соединить две детали так, чтобы разметка совместилась. Сформировать между бисерными зубцами «карманы» и заполнить их серебряным декором. Передвигаясь по диагонали надо вшить 5 бусин из жемчуга.

На обратном пути по той же траектории пройтись и нацепить бисерины, которые были не задействованы при проходе в ту сторону. Как только прошлись по второму кругу должна сложиться мозаичная картинка. Нить протянуть между жемчугом.

На нить нанизать бусину и вывести ее через бисерину, помеченную белым цветом.

Полученную конструкцию, прошить за два стежка со второй стороны.

Проволоку протягиваем через две бусины и заканчиваем формировать третью сторону.

Теперь надо всей конструкции предать дутый вид.

Далее надо пришить дно к сформировавшемуся треугольнику. Для этого надо четвертую деталь пришить к трем сторонам конструкции. Повторяя технику предыдущих шагов сформировать на каждой вершине рисунок из шести бусин.

Нанизать две штуки бусины и в два раза пришить одну из сторон донышка.

Нанизать третью жемчужину и пройтись по второй стороне. Вернуться и закрепить бусины.

Предпоследнее действие. Формируем и оформляем две вершины (3 и 4). Для этого нужно сшить одну из сторон и бусиной закончить формирование вершин.

Концы нитей вытянуть, скрепить узлом и спрятать их в плетении.

Именно аксессуары - эти мелочи - часто формируют по-настоящему оригинальный и элегантный внешний вид. Однако то, что может украсить, в излишке или при неудачном сочетании может и испортить имидж. Поэтому стоит тщательно подбирать все мельчайшие детали - будь то зажим для платка, браслеты или кулоны, часы или цепочки.

Изящный шелковый шарфик способен преобразить и деловой костюм, и скромное платье. Способов его завязывания существует множество. В том числе для этого можно использовать и броши. Хотя самым удачным и всегда элегантным аксессуаром будет зажим для платка. Казалось бы, это очень простая вещь, и ничего нового тут выдумать нельзя. Однако, дизайнеры, действительно обладающие воображением и художественным вкусом, разрабатывают все новые модели, а фирмы-производители их патентуют.

Для крупных шерстяных платков (павлопосадских, оренбургских) подойдут большие броши или специальные кольца-пряжки.

Зажим для платка может изготавливаться из пластика или металла. Нередко его украшают тиснением или чернением, поделочными или даже драгоценными камнями. Все зависит и от общего стиля, и от конкретного наряда. Зажим для может быть отличным подарком как для женщины, так и для мужчины.

Это сейчас шелковые шарфы ассоциируются с элегантностью и изысканностью. Если же мы заглянем в историю моды, окажется,
что первоначально их носили простолюдины, а позже они стали частью женского гардероба, но прежде всего - спортивного. Со временем, начиная с Коко Шанель, дизайнеры стали сами изобретать зажимы для шарфов и платков - нередко в виде логотипа марки. Подбирая эту деталь туалета, стоит учесть свою цветовую гамму. Ведь именно шарфик будет ближе всего к лицу, поэтому именно он должен сочетаться с типом вашей внешности. Женщинам "весна" и "осень" подойдут теплые, коричнево-золотистые и пастельные тона. А вот такому типу внешности, как "зима" - яркие, насыщенные цвета, с крупным рисунком. Соответственно следует подбирать и зажим для платка. К примеру, на клетке или геометрическом узоре не каждый аксессуар будет заметным - тут лучше всего опираться на основной цвет одежды. Золотой зажим для платка не стоит носить с разноцветной бижутерией или украшениями из белого металла. Рекомендуется обратить внимание на гармоничное сочетание всех "мелочей" в гардеробе.

К примеру, если пуговицы или

пряжки выполнены из желтого металла, то и зажим для платка лучше подобрать в этой же цветовой гамме.

Как Чаще всего его складывают в треугольник или свивают в вытянутую полоску. Зажим для шейного платка не должен иметь острых углов, чтобы не повредить тонкой ткани. Отверстий в нем может быть два, три и даже четыре, форму же он может иметь самую необычную.

Кстати, завязывать платки и шарфы можно не только на шее, но и на руках, голове, волосах и на сумке. Можно сделать из них тюрбан или прикрепить к лацкану пиджака. На однотонной ткани зажим для платка станет изящным и ярким украшением - в этом случае не стоит надевать кулоны или бусы. Простой по форме аксессуар подойдет и молодым девушкам, и зрелым женщинам, а вот изысканный или богато декорированный зажим для платка - элегантным дамам.

Стекло - наиболее дешевый и распространенный заменитель драгоценных камней. В конце XVIII в. Штрасе предложил рецепт особого свинцового стекла, удачно заменяющего драгоценные камни: 38,2 % кремнезема, оки-си свинца 53,0 % и поташа 8,8 %. Кроме этого в смесь добавляли буру, гли-церин и мышьяковистую кислоту. Этот сплав назван стразом. Для него характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Такое стек-ло использовалось для имитации бриллиантов. Позже научились изготов-лять цветные стразы. Для получения рубинового цвета в стеклянную мас-су добавляли 0,1 % кассиевого порфира, сапфирового - 2,5 % окиси ко-бальта, изумрудного - 0,8 % окиси меди и 0,02 % окиси хрома. Были раз-работаны рецепты для получения имитаций гранатов, аметистов, шпинели.

В настоящее время стекла, имитирующие драгоценные камни, широко используются в ювелирных изделиях.

Итак, химический состав и физические свойства синтетических и соот-ветствующих им природных камней одинаковы. Однако синтетические камни - это продукт труда человека, и изготовить их можно сколько угодно.

Природные камни - творения природы, число их ограниченно, обнаружить и добыть - трудно. Именно поэтому драгоценный камень в десятки, а иногда и в сотни раз дороже своих синтетических аналогов, несмотря на то, что синтетические камни по качеству и цветовым характеристикам часто значительно превосходят природные камни.

Ювелирные камни - прекрасное творение природы и человека. Природа не поскупилась, создав глубокое спокойствие сочно-зеленых изумру-дов, умиротворенность синих сапфиров, пылкость красных рубинов, ска-зочную или страстную изменчивость белых и черных опалов, нежность ро-зовых и голубых топазов, безбрежное море цветов, оттенков, рисунков. Человек, вдохнув в них свою душу, бережно, с любовью обработав их, придал им завершенность, законченность, превратил их в настоящие про-изведения искусства, призванные нести людям радость, наслаждение, вдохновение, а не горе и слезы, не быть предметом наживы и обогащения, а свидетельством богатства и огромной духовной мощи народа.

Применяющиеся в качестве имитации стекла могут быть различной прозрачности (прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие в тонких сколах, непрозрачные) и окраски. Физические свойства их зависят от состава, в основном от содержания свинца. Показатели преломления прозрачных стекол 1,44 - 1,77; твердость 5 - 7 по шкале Мооса; плотность 2 - 4,5 г/см 3 .

Стекла изотропны, но со временем у них может появиться оптическая анизотропия. Дисперсия 0,010, в стеклах с большим содержанием свинца может быть выше.

Стекла можно отличить по присутствию газовых пузырьков различной формы, иногда свилей, сгустков красителей. Кроме чисто стеклянных имитаций применяют сдвоенные (дублеты) и строенные (триплеты) кам-ни, склеенные из стекла и натурального камня, из слабо- и густоокрашенных камней, из природного и синтетического камня. Такие подделки пре-красно видны под лупой или микроскопом: на поверхности склеивания наблюдаются пузырьки, расположенные в одной плоскости.

Стекла (и пластические массы) применяют для имитации полупрозрач-ных и непрозрачных камней: бирюзы, хризопраза, сердолика и др. Плот-ность и твердость их невысоки.

Авантюриновое стекло от авантюрина отличается физическими свойст-вами, а также наличием правильной трех- или шестиугольной формой включений медной стружки.

Искусственные, или синтетические ювелирные камни можно разделить на четыре вида:

  • синтетические камни, т.е. искусственные самоцветы, полученные синтезом оксидов металлов;
  • культивированный жемчуг;
  • естественные имитации драгоценных и полудрагоценных камней;
  • искусственно окрашенные и облагороженные камни

Также широко применяется стеклянная и пластмассовая имитация ювелирных камней.

Наиболее известным синтетическим драгоценным камнем является алмаз, представляющий собой модификацию углерода. Впервые алмаз был синтезирован группой Э. Лундблата в Швеции в 1953 г. (при давлении 8 ГПа и температуре более 2500°С). В 1954 году группа Г. Холла в США, а в 1960 группа Л.Ф. Верещагина в СССР также провели синтез алмазов.

Синтетический кварц впервые был получен (в виде столбчатых кристалликов размером 0.5-0.8 мм) В. Брунсом в 1889 г. в Англии.

В 1900 году Г. Специя (Италия) в автоклаве кристаллизовал кварц размером до 2 см. Крупные кристаллы кварца весом более 2.5 кг были синтезированы в 1955 году и в СССР.

В настоящее время синтезированы иттриево-алюминиевые гранаты (ИАГ), шпинелиды (ганит), а также (в 1976 году) искусственный цирконий – фианит (джевалит, даймонсквай) (Zr 0.8 Ca 0.2 O 1.92).

Под синтетическими камнями понимают искусственно полученные кристаллические или аморфные химические соединения, которые сходны по своему составу и структуре с природными либо имеют внешнее сходство, обусловленное физическими свойствами. Путем синтеза получены рубин, шпинели, изумруды, кварц , а также самостоятельные химические соединения (гранатит, фианит).

Синтетические, искусственные самоцветы, обладая свойствами натуральных камней, с успехом заменяют их в ювелирных изделиях из драгоценных металлов, но они по сравнению с натуральными дешевы, а стеклянные имитации – это всего-навсего дешевые подделки.

Синтетические корунды и шпинели имеют большое разнообразие цветов, а свое торговое название камни получают по имеющимся аналогам в природе – рубины, сапфиры, турмалины, александриты, аквамарины и др. Для получения синтетических корундов пользуются чистейшей окисью алюминия, а для получения шпинели смесью окисей алюминия и магния. В зависимости от заданного цвета добавляют красители: для рубина – окись хрома, голубого сапфира – оксиды железа и титана, василькового сапфира – оксиды железа, титана, хрома, александрита – окись ванадия и т. д.

Подготовленная шихта (затравка) сыплется непрерывной струйкой через водородно-кислородное пламя (пламя «гремучего газа»), температура которого выше 2000°С, на тугоплавкий стержень. На стержне образуется конус расплава, который опускается с заданной скоростью. Таким образом, вырастает одиночный кристалл в виде цилиндрического стержня (були).

Для получения синтетических звездчатых корундов (рубинов и сапфиров) в исходный материал добавляют окись титана. В процессе синтеза образуется смешанный кристалл, при последующем его нагревании ниже температуры плавления окиси алюминия он распадается с выделением тончайших игольчатых кристалликов рутила. Расположение кристаллов рутила в синтетическом корунде такое же, как и в естественном звездчатом корунде. При огранке кабошоном синтетический рубин или сапфир дает тот же звездчатый эффект, что и природный.

Синтетические корунды и шпинели обладают прекрасными физическими и химическими свойствами; имеют нулевую пористость, высокую прозрачность, прочность даже при высоких температурах, стойкость к воздействию обычных кислот и большинства щелочей. Плотность их 3.98 – 3.99, твердость по шкале Мооса – 9.

Синтетический изумруд получают флюсовым и гидротермальным методами. Наращивание кристаллов в обоих случаях происходит на затравку из природного берилла. Скорость роста кристаллов 0.8 мм в сутки. В большинстве случаев синтетические изумруды имеют отчетливо выраженную зональность окраски.

Синтетический кварц выращивается гидротермальным способом, а растворителями природного сырья служат растворы гидроокисей и карбонатов щелочных металлов – натрия или калия. Посредством красителей (окислов металлов) или облучения кварц можно получать от бесцветного до черного, включая цвета всех природных кристаллических его разновидностей.

Гранатит (иттрий-алюминиевый гранат) представляет собой иттриево-алюминиевую окись, имеющую структуру граната. В чистом виде гранатит бесцветен, плотность 4.54, твердость по шкале Мооса – 8.

Гранатит получают в специальных аппаратах при высоких температурах в глубоком вакууме методом «вытягивания» кристалла из расплава. Благодаря своим свойствам бесцветный гранатит используется как имитация алмаза, а с помощью добавок гранатит окрашивается в различные цвета.

Культивированный жемчуг . Культивированный жемчуг, подобно природному, выращивается в теле моллюска в естественных условиях. Зародышем служит перламутровый шарик. Его заключают в кусочек оболочки мантии трехлетнего моллюска, вырабатывающего перламутр, получая таким образом «жемчужный мешок». Этот мешок вкладывают в другую раковину, которую помещают в специальный водоем. Обволакивание зародыша может длиться от 2 до 7 лет. В процессе роста жемчужин раковины проверяют несколько раз в год. Выращенные жемчужины внешне неотличимы от натуральных, имеют правильную заданную форму. Оболочка искусственного жемчуга соответствует по химическому составу натуральному и обладает теми же физическими свойствами. Искусственный жемчуг может выращиваться в больших количествах, принимать заданные размеры и формы и быть не менее красивым, чем настоящий.

К естественным имитациям драгоценных и полудрагоценных камней относят камни, полученные из отходов натуральных камней путем склеивания, прессования, сплавки, а также натуральные камни, окрашенные в другой цвет.

Один из видов имитации самоцветов – дублеты (дубли), склеенные камни. Отходы (тонкие пластинки) – натуральных самоцветов, которые не могут быть огранены самостоятельно, склеиваются с менее дорогими минералами, сходными по прозрачности и цвету, и совместно обрабатываются. Чаще других встречаются дублеты сапфиров и изумрудов. Подклейками могут служить горный хрусталь и цветные стекла. Дублеты, таким образом, состоят из верхней части – дорогостоящего минерала и нижней – дешевого. Если на камень смотреть сверху, склейка дублета незаметна, если же его просматривать, повернув боком, под определенным углом к источнику света, заметна красноватая полоска по периметру подклейки или слабые красноватые отражения подклеенной грани. Дублеты обладают всеми оптическими свойствами самоцвета и, так как низ камня не изнашивается, долговечны в эксплуатации.

Янтарь имитируют прессованием и сплавкой. Прессованный янтарь – разогретые и спрессованные под давлением мелкие зерна и осколки естественного янтаря, они отличаются от естественного большим замутнением. Блеск жирный, а твердость и химические свойства в пределах естественного.

Сплавленый (плавленый) янтарь – легкоплавкая масса, получаемая в результате разложения янтаря при сухой возгонке при температуре 420°С. Цвет от желтовато-коричневого до коричнево-черного, температура плавления 180°С, растворим в бензоле, сероуглероде, горячем льняном масле. Прессованный и плавленый янтарь по качеству и декоративным свойствам уступает натуральному и ценятся недорого.

Для изменения окраски ряда камней применяют прокаливание для самоцветов и химическую окраску для цветных. Пользуясь свойствами ряда минералов группы кварца изменять цвет при нагревании, ранее их прокаливали различными способами: запекая в хлебе, засыпая золой в горшочке, обмазывая глиной, и после полного равномерного остывания камни приобретают розовые или золотые тона.

Для изменения цвета агата и яшмы их выдерживают длительное время (от нескольких дней до нескольких месяцев) в сахарном или медовом растворе, обрабатывая затем серной кислотой и другими реактивами. Очень часто окрашивают агаты, имитируя карнеол или сардер (красного и коричневого цвета), оникс (черного или коричневого), хризопраз (зеленого), халцедон (синий и голубой).

Красный цвет получают пропиткой в азотнокислом железе и последующим нагреве. Желтый цвет получают травлением пропитанного соединениями железа агата в соляной кислоте. Черная и коричневая окраска агата достигается проваркой в сахарном сиропе с дальнейшим травлением нагретой серной кислотой. Зеленая окраска достигается применением солей хрома или нитрата никеля с дальнейшим сильным нагревом. Синяя и голубая окраска получается при пропитке агата в растворе ферроцианида (желтая кровяная соль) и последующим кипячением в медном купоросе.

В результате халцедоны могут принимать цвет хризопраза и сердолика, агаты – коричневую и черную окраску, а яшмы – усиливать яркость окраски и изменять ее. Цвет бирюзы может быть усилен анилиновыми красителями, но еще в древности для улучшения цвета бирюзы (CuAl 6 (OH) 2 ×4H 2 O) ее клали в бараний жир или масло. В настоящее время искусственную бирюзу получают, в том числе, и при прокрашивании минерала говлита, боросиликата кальция (Ca 2 [(BOOH) 5 SiO 4 ]) или халцедона солями меди или анилиновыми красителями. Кроме того синтетическую бирюзу («неолит», «необирюза», «резе бирюза») получают из крошек бирюзы, спеченной с клеящей массой, стеклом, фарфором, смолами.

Стеклянная и пластмассовая имитация камней. В качестве дешевой имитации самоцветов и цветных камней применяют стеклянные и пластмассовые сплавы.
Стеклянные сплавы – это легкоплавкое прозрачное стекло, в состав которого для усиления блеска вводятся окислы свинца, калия и бора. Окрашивают стеклянные сплавы окислами меди, селена, кобальта, урана, марганца и др. Камни получают штамповкой с последующей обработкой. Для создания эффекта игры камня на обратную сторону его наносят тонкий зеркальный слой серебра, закрепленный лаком.

Непрозрачные стеклянные сплавы могут служить имитацией цветных камней: бирюзы, агата (черного), лазурита и др.

Пластмассы служат имитацией камней органического происхождения и некоторых цветных камней. Цвет пластмассы и прозрачность задаются в зависимости от того, какой камень имитируется. Для имитации жемчуга применятся молочно-белая пластмасса с незначительной прозрачностью, с последующим покрытием жемчужной эмульсией для перламутрового блеска, янтаря – неровно окрашенная, местами прозрачная, желтых тонов, коралла – непрозрачная, кораллового цвета, для бирюзы – непрозрачная, голубовато-зеленоватая и т.д., форму придают штамповкой.

Каздым А.А.,
кандидат геолого-минералогических наук,
член МОИП

ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ EMAIL-РАССЫЛКУ:

Каждый понедельник, среду и пятницу мы будем присылать вам на email дайджест самых интересных материалов нашего сайта.

В ювелирной промышленности используются специальные термины для обозначения искусственных камней, которые выглядят как драгоценные: синтетические камни и имитация камня. Разница между ними незначительная, но очень важная.

Синтетические камни изготовлены из искусственного материала, имеющего преимущественно тот же химический состав, кристаллическую структуру, а также оптические и физические свойства, как и у натуральных камней. Есть также материалы, которые просто выглядят как натуральные камни. Они называются имитацией камня и могут быть как натуральными, так и искусственными.

Искусственная имитация камня

  • Синтетическая шпинель. Синтетическая шпинель часто используется в качестве имитации, потому что она может копировать вид многих натуральных драгоценных и полудрагоценных камней (таких как сапфир, циркон, аквамарин и хризолит), в зависимости от цвета. Точное воспроизведение широкого спектра цветов служит причиной, по которой этот материал обычно выбирают для имитации камней, соответствующих месяцу рождения. Встречается часто.
  • Синтетический рутил. Синтетический рутил появился в конце 1940-х годов и использовался в качестве ранней имитации бриллиантов. Изготовленный методом кристаллизации в пламени, он почти бесцветен, с легким желтоватым оттенком, но ему можно придать разные оттенки, добавляя химикаты в процессе роста. Встречается редко.


  • Титанат стронция. Этот бесцветный искусственный материал стал популярной имитацией бриллианта в 1950-х. Однако его дисперсия (оптическое свойство, которое создает сияние в ограненном камне) в четыре раза сильнее, чем у бриллианта. Титанат стронция чаще всего изготавливают методом кристаллизации в пламени, и он может иметь разные цвета, например, темно-красный и коричневый, благодаря добавлению определенных химикатов в процессе роста. Встречается редко.
  • ИАГ и ГГГ – искусственные материалы, годами используемые в качестве имитации бриллиантов. В 1960-х иттрий-алюминиевый гранат (ИАГ) и его «родственник», галлий-гадолиниевый гранат (ГГГ) присоединился к классическим имитациям, таким как стекло, натуральный циркон и бесцветная синтетическая шпинель. ИАГ и ГГГ также бывают разных цветов. Встречаются редко.


  • Кубический диоксид циркония (КЦ), или фианит. Ранние имитации бриллиантов за последние три десятилетия почти полностью заменил бесцветный КЦ. Его получают путем процесса, называемого гарнисажной плавкой. Когда материал плавится, внешняя часть остается прохладной и формирует твердую поверхность, которая затем держит расплавленное вещество. Фианит можно изготовить почти любого цвета, в том числе, более темных оттенков, это удобная альтернатива драгоценным камням фиолетовых, зеленых и других темных тонов, включая черный. Встречается часто.


  • Синтетический бриллиант. Бесцветный синтетический бриллиант появился в конце 1990-х как имитация бриллианта. По внешнему виду он ближе к бриллианту, чем любые предыдущие имитации, но сегодня его чаще всего продают как отдельный драгоценный камень. Встречается изредка.


  • Стекло. Промышленное стекло – это старинная имитация драгоценных камней, которая используется и по сей день. Поскольку можно изготовить стекло буквально любого цвета, это делает его популярной заменой многих натуральных камней. Хотя стекло меньше сверкает, его используют для имитации таких камней как аметист, аквамарин и хризолит. Стекло можно сделать так, чтобы оно выглядело как натуральные камни, такие как тигровый глаз и опал, а сплав слоев стекла может служить имитацией агата, малахита или панциря черепахи. Встречается часто.





  • Имитация лазурита. Темно-синий лазурит, который высоко ценился в античных цивилизациях, добывается в Афганистане более шести тысяч лет. Этот камень представляет собой агрегат из нескольких разных минералов. Иногда он содержит золотистые включения пирита, которые делают его еще привлекательнее. Имитация лазурита, представленная Гилсоном, обладает некоторыми ингредиентами и физическими свойствами, отличающимися от свойств натурального лазурита. Встречается редко.

Составные камни


Когда производитель склеивает или сплавляет два или более куска материала в форме граненого камня, это называется составным камнем. Отдельные куски могут быть натуральными или искусственными. Встречаются дублеты (состоят из двух сегментов) и триплеты (состоят из трех сегментов или двух сегментов, разделенных слоем цветного скрепляющего вещества).


Составные камни не всегда являются имитацией. Например, натуральный опал иногда бывает таких тонких слоев, что его нужно укрепить, чтобы использовать в ювелирном изделии.