Игры «Тактильные дощечки. Тактильные дощечки Опыт работы по использованию тактильных дощечками
Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.
А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...
Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?
Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.
Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.
Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".
Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:
- доступность : необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
- уже готовы к использованию : крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
- эстетичность : все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
- относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Это могут быть:
Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,
Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,
Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...
А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!
Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.
Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.
Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось;-)).
Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!
Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.
При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!
Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:
сын переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.
Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.
Тактильную поверхность рассматривает.
И может приложить к губам, щекам...
Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.
Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.
Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.
Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.
ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ
:
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).
2. Найти логическую пару крышек.
3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.
4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.
Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .
6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.
7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.
Вариант игры: понятия "большой-маленький".
8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).
Вариант: тактильное геометрическое мемори.
9. Составление узоров, мандал.
10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).
11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.
ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ
Тактильная память это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с «тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти.
Цели. Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Материал. Набор из 10-45 дощечек с разной шероховатостью поверхностей.
Изготовление дощечек:
а) вырезать из толстого картона или любого другого жест кого материала 10-15 дощечек размером 5x10 см;
б) на одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1до15;
в) все дощечки должны быть разными на ощупь, для этого следует:
- на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха;
- на дощечку №2 - наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой);
- на дощечку №3 - кусочек мягкой ткани (байка, фланель);
- на дощечку №4 накапать расплавленный воск
- от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли;
- на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно):
- на дощечку №6 - спички или маленькие тонкие палочки;
- на дощечку №7 - скорлупки ел орехов;
- на дощечку №8 - фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой:
- на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань;
- на дощечку №10 - рубчатую ткань (вельвет);
- на дощечку №11 - крупу (греча или перловка);
- на дощечку №12 - чешуйки от шишки;
- на остальные дощечки можно наклеить те материалы, которые сочтете нужным (мелкая крупа, разломанные кусочки палочек, засушенный листок и т.п.).
Этапы работы:
- Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
- Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
- Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.).
- Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.
Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.
Предварительный просмотр:
Игры с тактильными дощечками
Игра №1:
Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.
Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.
Игра №2:
Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!
Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.
Игра №3:
У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.
Игра №4:
Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.
Игра №5:
Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить , почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.
Екатерина Калугина
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-382997-1454344817.jpg)
Для изготовления тактильных дощечек мы использовали гофрированный картон от коробок. Размером они получились довольно-таки большими - квадраты со стороной 14 см.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-382997-1454344978.jpg)
Заготовки обклеили цветной бумагой для принтера.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-382997-1454345057.jpg)
Для оформления тактильного поля использовали геометрические формы, созданные зернышками гречки, риса, гороха, арбуза, приклеили их на клей ПВА.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-382997-1454345200.jpg)
Для оформления другой дощечки мы использовали короткие цветные карандаши, которыми уже неудобно рисовать, но выкидывать их не пришлось и мы подарили им вторую жизнь. Разрезали карандаши вдоль, убрали грифель и приклеили на клей ПВА.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-382997-1454345356.jpg)
Пригодились и винные пробки, нарезали канцелярским ножом кружочки и приклеили.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-382997-1454345425.jpg)
Следующая дощечка получилась разнофактурной : кусочек поролона, флиса, текстурные обои, шершавая сторона от губки для посуды.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-382997-1454345593.jpg)
Дощечки могут быть с сюжетным изображением. Например, проведи собачку домой (или завези машинку в гараж и пр.) .
Любой бросовый материал может превратиться в великолепное пособие для развития мелкой моторики рук, мышления и просто интересную пальчиковую игру.
Публикации по теме:
"Волшебный мешочек" - это игра, помогающая обогатить активный и пассивный словарный запас ребенка, сделать его речь более рассудительной.
Одной из основных моих задач, как педагога – психолога, способствовать развитию таких познавательных процессов как: внимания, памяти,.
В развитии мелкой моторики особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, это благоприятно сказывается на развитии.
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Один из способов развития моторики: тактильные мешочки. Что бы пошить мешочки необходимо.
Цель: развитие тактильного восприятия Задачи: развитие мелкой моторики; обогащение словаря новыми понятиями; расширение знаний о качествах.
Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.
Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.
Лидия Скворцова
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности.
Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша , тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.
Вот какую тактильную доску я сделала для своих детей .
Разделила доску на прямоугольники , покрасила.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/b814580a8acd1a60ed3381efd4afa6f4.jpg.jpg)
заполнила различными материалами : ракушки, мех, карандаши, войлок,
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/b97a1d3597897caef1c5c733ff928df0.jpg.jpg)
потолочная плитка, панель ПВХ, старые фишки от лото, линолеум
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/478312de09062a0b028ca1932c940a54.jpg.jpg)
всего 12 ячеек.
Детям предлагала определить на ощупь с закрытыми глазами, что у них под ладошкой.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/0c2196fa242e8beb890ca72527198c6f.jpg.jpg)
Малыши просто гладили и ассоциировали с ощущениями : искали, что похоже на киску.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/f2cf3bcc7320d851b4acfc0079e26ca7.jpg.jpg)
на гладкую дощечку, искали ямки.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/48563eb35fe6e1236b1bcf352d892354.jpg.jpg)
Вот такая у нас появилась игра!
Светлана Гудкова
Уважаемые коллеги!Здравствуйте! Предлагаю игры с тактильными дощечками . Что такое тактильная память ? Тактильная память- это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Сделали их сами. Для этого понадобится 10 дощечек с разной шероховатостью. На верх наклеили мех,бархатную бумагу,капли воска,наждачная бумага,шнуровка,байк,спички или маленькие палочки,вельвет или джинсовку,одна дощечка с гладкой поверхностью. На обратной стороне написали её порядковый номер от 1 до 10. Вариантов игры можно придумать много. Вот одна из них. Разложить дощечки по порядку от 1 до 10 номером книзу. Закрыть глаза и тщательно,не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки . Надо запомнить,какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешать все дощечки , и разложить в прежнем порядке. Ещё один вариант. Потрогать дощечку с закрытыми глазами и представить, что тебе напоминает её поверхность. Например дощечка с мехом похожа на кошечку или шубу. И так с каждой дощечкой .
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/38e6aed10c898956da94458d7074a55a.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/f95b5c6839c749b91e43f4c69615f9a2.jpg.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/c791d0963dd13fdabe9635663d11cf85.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/0edc29cf59f59d93537fa708db0f5ce6.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/1870eca0ce7f8ee6a58f0531cd53b5d0.jpg.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/3389b407f9b0bc0bac4aa261472913e6.jpg.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/79959367141f4682a9f7948da4081e30.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/7bcfbef65c4a64190d538720c35c560d.jpg.jpg)
Спасибо за внимание!