Цифра 1 в подготовительной группе. Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос


Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»

Разработка конспекта занятия.
Автор разработки:
Форма работы с детьми: интегрированное занятие.
Название: математика
Тема: «Число и цифра 9».
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Возраст детей: 6-7 лет

Программные задачи:
- познакомить с числом и цифрой 9;
- учить писать цифру 9;
- учить отгадывать математическую загадку;
- учить записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.);
- закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «высокая», «пониже», «еще ниже», «низкая», «самая низкая», «повыше», «еще выше».
Оборудование: Числовой ряд, набор цифр, знаков и полотно, вагончики и билеты для дидактической игры, веера на каждого ребенка, тетради, карандаши.

Ход занятия:
1 Оргмомент
Круг радости:
Ребята вы все готовы к занятию. Давайте все встанем в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И трудиться все пойдем. (Дети выполняют упражнения, в соответствии с текстом.)
- Ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в страну «Математика». А на каком транспорте мы можем туда отправиться (ответы детей). Правильно вы много предложить вариантов, но отправимся мы на поезде. Я вам раздам всем билеты, а вы должны будете занять нужное место в вагончике. (Дети выполняют задание.)
- Ребята, смотрите, у нас один вагончик остался без пассажиров. А как вы думаете почему?
Дети:
- Эта цифра нам еще не знакома. (Если дети затрудняются в ответе помочь).
2
Давайте мы сейчас выйдем из своих вагончиков на станции «Числовой». Присаживайтесь на свои места ножки поставьте вместе спинка прямая.
давайте вспомним счет от 1 до 10, и обратно.(дети считают хором).
назовите соседей числа 3, 5, 7.
какое число находится между числом 5 и 7, 4 и 6, 5 и 3?
какое число следует после 4?
какое число находится перед числом 7?
решите примеры
7+1= 5+2= 2+1= 6-1= 4-1= 7-2=

Следующая станция «Новая» на этой станции мы с вами и познакомимся с новой цифрой.
Эта станция нас встречает загадкой.
- Отгадать загадку:
Восемь кубиков у Саши,
Еще один кубик – у Паши.
Вы кубики эти
Сосчитайте, дети!
1. Сколько кубиков у Саши и Паши! (Девять) (Показ задачи на доске с помощью квадратов.)
2. Как получилось число 9? (8+1 равно 9.)
Вот мы и познакомились с цифрой 9.
Посмотрите внимательно на цифру 9 и послушайте стихотворение.
Цифру девять
Получить нам несложно.
Нужно только цифру шесть
Вверх ногами повернуть осторожно!
Ребята, похожи эти цифры?(ответы детей)

Давайте теперь встанем из-за столиков и отправимся на следующую станцию «Спортивную»

Физкультминутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
3
А теперь присаживайтесь за столы, что бы нам отправиться на следующую станцию «Занимательная»
- давайте попробуем цифру 9 выложить из фасоли. (Дети выкладываю цифру)
- теперь поучимся писать цифру 9. (показ на доске). В начале обведите ее по точкам, а потом самостоятельно до конца ряда.

Найдите в тетрадях задание № 3. Что изображено в этом задании. (ответы детей) Художник не закончил рисунок и вам нужно дорисовать елочки, но перед тем как вы будете рисовать давайте внимательно рассмотрим рисунок. В верхнем ряду, сколько елочек (ответы детей)? Они все одинаковые? Чем они отличаются? Первая, какая елочка (самая высокая), а последняя (низкая). Как они расположены (от самой высокой к низкой). Какую вы дорисуете елочку высокую или самую низкую? (самую низкую.)
Посмотрите на второй ряд, вы сами догадались, какую елочку должны нарисовать. Какую елочку вы дорисуете в этом ряду? (самую высокую). Как расположены елочки в этом ряду? (от самой низкой к высокой).

Найдите задание №4. Рассмотрите все внимательно, в этом задании изображены листики календаря которые обозначают дни недели. Давайте вспомним с вами, как мы обозначали дни недели с помощью кружков. Начнем с первого. Какой первый день недели? Сколько мы кружков должны нарисовать? Второй? Сколько кружков должно быть? И т.д.
Дети закрывают тетради, кладут на край стола и выходят на ковер.
Занятие заканчивается опросом:
- С каким числом и цифрой мы познакомились? (9)
- Как получилось число 9?
-Что сегодня для вас занятии показалось трудным?

Но вот и всё, занятие подошло к концу,
Вы славно поработали сегодня,
Спасибо вам, ребята, за работу
пора вам отдыхать
Попрыгать, поиграть.

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2».

(Слайд 1)

Цель: Познакомить с числом 2, цифрой 2.

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.

2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, мыслительную активность. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Раздаточный материал: карточки с цифрами 1 и 2, карточки с разными рисунками- билетики, игральные кости, домино, монеты 1 и 2 рубля.

Ход занятия: (Слайд2)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на паровозике на поиски удивительной птицы, которая очень похожа на цифру.

Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, что нам надо приобрести (билеты). На билетах изображены разные предметы, а на вагончиках фигуры. Найдите свой вагон, найдя ту геометрическую фигуру, которая похожа на предмет на билете.

Почему ты занял этот вагон (потому что у меня на билете нарисован воздушный шарик, он имеет форму круга.)

Первая остановка- «Лужайкина»

Перед детьми экран. (слаид 3)

Посмотрите, кто прибежал на лужайку? (зайчик) (слаид 3, щелчок)

Сколько зайчиков? (один)

Найдите и покажите ту цифру, которая показывает количество зайчиков. (слаид 3, щелчок,щелчок)

На экране появляется еще один зайчик. (слаид 3, щелчок)

Что изменилось? (прибежал еще один зайчик)

Сколько стало зайчиков? (два)

Как узнали? (посчитали)

Как получилось два? (был один зайчик, прибежал еще один- стало два) (слаид 3, щелчок)

Число два обозначим цифрой 2.

А вот это цифра два .
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Найдите и покажите цифру два.

Зайчата вдруг лисичку увидали и с полянки убежали. (слаид 3, щелчок)

Впереди новая остановка - «Лесная»

На экране составлена динамическая картинка из солнышка, елочки, тучек, грибочков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая замечательная лесная полянка. Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветила все вокруг.

Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочкам.

(слаид 4, щелчок) Ну вот тучка закрыла солнышко, и пошел дождик.

Дождик полил и грибочки, и елочку. Когда дождик кончился, появилось снова солнышко. (слаид 4, щелчок)

На елку прилетела птичка (слаид 4, щелчок) , к птичке прилетела еще одна птичка (слаид 4, щелчок) .

Обрадовались солнышку и грибы под елкой, и после дождя выросли. (слаид 5, 2щелчка)

Затем воспитатель задает вопросы по картинке: (слаид 5, щелчок) .

Ребята, каких картинок у нас по одной? (1 солнышко, 1 елочка) (слаид 5, щелчки по очереди) .

Каких картинок две? (2 тучки, 2 птички,2 грибочка) (слаид 5, щелчки по очереди) .

Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка, 2 птички? (сначала прилетела птичка, затем прилетела еще одна птичка – стало 2 птички. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка) .

Как же мы с вам можем получить число 2? (К одному прибавляем один получается два) .

Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Прибавим еще одну елочку) .

А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно) .

Физминутка:

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки,

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(слаид 6,)

Следующая остановка «Озерная»

Посмотрите какая красивая птица- это лебедь, а на какую цифру она похожа?

(слаид 6, щелчок) .

Цифра два – чудная всё же:
На лебёдушку похожа.
Горделива, величава,
Всюду ходит, словно пава.
Очень дружит с единичкой,
Со своей родной сестричкой.
На две части делит ровно
И ведёт себя так скромно.
Очень жаль, когда за знанья
Двойку ставят в наказанье

Давайте посмотрим, какие задания про цифру 2 приготовили нам наши тетрадки.

Знакомство с цифрой 2.
Тетрадь № 1, стр. 32
- Покажите домино и игральные кости, где изображена одна точка. Как ещё можно показать, что речь идёт об одном предмете? Какую цифру вы знаете?
- А как показать, что речь идёт о двух предметах? Покажите две палочки.
- Кого вам напоминает цифра 2?

На кого похожа двойка ?
Может быть на утку? Стой ка!
Нет сравниться может с нею
Только лебедь, выгнув шею.

Где есть двойки ? Знаешь? Нет?
Вспомни-ка велосипед!
Это ведь не чудеса -
У него два колеса.
Есть два глаза у куницы,
Два крыла у каждой птицы.
Помнишь, что у человека
Есть два глаза и два века.
Две руки и две ноги…
Что ещё? Мне помоги!

Формирование знаний в практической деятельности .
Где мы встречаем цифру 2? (Номер, на часах, второй месяц февраль, второй день недели?

Как можно показать цифру 2? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина.
Показать цифру 2 из пластилина (на столах у каждого пластилин заготовка).
Обведите цифру пальчиком. Запомните написание цифры 2. Прописывание в воздухе.

2,стр32 В этом задании закрепляется графический образ цифры 2 и проводиться через действия детей.

Физкультминутка. Пальчиковая игра «Счет».


(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

2. Повторение.

Работа по тетради № 4. Стр. 33

Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно
Задание выполняется с комментированием. Действия с предметами сопоставлять с числовыми равенствами. Предложить детям объяснить их и обвести числа, записанные пунктиром.

Первая часть красный прямоугольник, вторая часть-зеленый треугольник. Сложим их - в сумме получим красный прямоугольник и зеленый треугольник. Это целое.

Если к одному прибавить еще один, получим два: 1+1=2

Поменяем части местами. Теперь на первом месте зеленый треугольник, а на втором красный прямоугольник. Сумма не изменится: опять получим зеленый

треугольник и красный прямоугольник. И снова: 1+1=2

В большом мешке две фигуры- красный прямоугольник и зеленый треугольник.

Это целое. Если убрать красный прямоугольник, то останется зеленый треугольник.

Если из двух вычесть один, то получиться один: 2-1=1

Целое не изменилось. Теперь из него берем другую часть-зеленый треугольник.

Останется красный прямоугольник. Два минус один равно одному: 2-1=1

№5, стр 33

На этом задании закрепляются пространственные представления, воспитывается аккуратность, самостоятельность.

Посмотри на картинку. Что заинтересовало детей? Как назвать эти предметы одним словом (игрушки). Сколько игрушек слева от мяча, справа?

Раскрасть мяч в любимый цвет и ленточку, идущую от мяча, в тот же цвет.

На каком по счету узелочке, начиная слева, она закончилась? А какой по счету узелок начиная справа.

Вот и закончилось наше путешествие, ведь мы нашли птицу ЛЕБЕДЬ, которая так

похожа на цифру два.

Итоговая рефлексия.

-Понравилось вам путешествие?

- Что именно понравилось?

- С какой цифрой мы познакомились?

Поднимите две руки, два пальчика.

Сколько предметов обозначается этой цифрой?

- Молодцы!

Дома закончите ритм, не нарушая закономерности. Раскрасите игрушки и цифры 2

Список литературы.

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».
2. Дополнительное пособие к практическому курсу математики «Раз – ступенька, два – ступенька…». Математика для детей 5 – 6 лет часть 1.

3.В.Волина, «Праздник числа» Занимательная математика для детей.

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5

Конспект НОД

по ФЭМП

в старшей группе ДОО

на тему

«Числа и цифры 1,2,3»

Подготовила: воспитатель I КК Е.Г. Самофалова

Тема : Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача на установление закономерностей, квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Задачи:

1.Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

2.Учить писать цифру 3;

3.Знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3;

4.Учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

5.Учит выкладывать квадрат из счетных палочек;

6.Познакомить с тетрадью в клетку;

7.Учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку;

8.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

9.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Необходимые материалы: карандаши по количеству детей; раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход НОД:

1.Заучивание стихотворения И. Блюмкина.

Выгнув шею – гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

2.Иговое упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Жадным быть, разумеется, плохо.

Кого обманула лисица – пройдоха?

Припомните двух неразумных зверей

И сказку про них расскажите скорей.

(Два жадных медвежонка)

Нарисуйте под каждой картинкой столько кружков, сколько соответствует числу в отгадке.

3.Учимся писать цифру 3.

Воспитатель дает задание детям обвести цифру 3 по точкам, а затем написать в каждой клеточке до конца строчки.

4.Игровое упражнение «Нарисуй шарики».

Задание: Нарисуйте в каждом прямоугольнике шариков столько, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной под ним.

Сколько нарисовали шариков? (три)

Почему? (Потому что под ним написана цифра 3)

Воспитатель дает аналогичные задания со вторым и третьим прямоугольниками.

5.Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой: (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,(Поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто (Приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил (Дети имитируют игру с погремушками)

Винокурова Алёна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДС "Берёзка", г.Первомайск, Нижегородская область.

ЦЕЛЬ: уточнить представления о составе чисел 2 и 3, тренировать умение печатать цифры 1 -3 в клетках;

ЗАДАЧИ:
1.Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи части и целого;
2.Тренировать умения составлять по картинкам и решать задачи на сложение и вычитание, решать простейшие примеры;
3.Уточнить представления о геометрических фигурах и их свойствах;
4.Сформировать первичные представления о работе в группе (команде), опыт взаимопроверки и самопроверки по образцу, использования критериев для обоснования своего суждения.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:
1. карточки с написанными на них примерами к заданию 2.1.
1+2=3 3-2=1 3-1=2
2. веревочки;
3. образцы выполнения задания 2.4.
Раздаточный:
1.карточки с картинками для составления задач;
2. карточки (на 3 человека) к заданию 2.2;
3. простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у короля одной заморской страны разбойники украли корону. А без короны никто королю не верит, что он - король, и никто не выполняет его приказов. Король просит детей найти корону.
- Хотите найти крону?
- Сможете это сделать?

2. Игровая деятельность.

2.1. Игра «Деление на команды».
- Как вы считаете, нелегкое и, возможно, опасное дело легче выполнять одному или с друзьями?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что в народе говорят: «Что одному не под силу, легко коллективу».
- Как вы понимаете эту поговорку?
Воспитатель говорит, что искать корону дети пойдут командами несколько человек.
Чтобы разделиться на команды, каждый ребенок должен взять со стола 1 карточку, составить по ней задачу, решить ее и подойти к столу, на котором находится запись решения задачи.
Задачи подобраны так, что возле каждого стола должно собраться по 3 человека.
Задание проверяется соседями по столу.
После этого воспитатель помещает на доску 3 карточки с одного из столов, а также карточку с их решением.
- Почему в одной задаче говорится, например, об эскимо, во второй - о листьях, в третьей - о клубнике, а решаются они одинаково? (Потому что не важно, о чемидет речь в задаче, важно количество.)

2.2. Игра «Реши и прочитай».
Воспитатель убирает со столов карточки с задачами и их решениями, и дети по 3 человека садятся за столы.
Воспитатель рассказывает, что у разбойников удалось найти записи, по которым можно определить, под каким деревом они спрятали корону.
Воспитатель показывает детям карточку и объясняет задание:
- Для того чтобы узнать, под каким деревом спрятана корона, надо сна¬чала решить примеры, а ответы записать в клеточки.
- Какими правилами вы будете пользоваться при работе в команде?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ:
«Выбираем в группе капитана. Капитан должен распределить работу между членами команды. Если что-то не понял, нужно переспросить. Если с чем-то не согласен, нужно спокойно высказать свое мнение. Обращаемся друг к другу вежливо».
- Чем вы будете пользоваться при решении примеров? (Можно восполь-зоваться пальцами, счетным материалом, домиками с составом числа.)
Далее дети работают самостоятельно.
Для проверки воспитатель просит прочитать первое равенство, после чего задает вопрос:
- Почему, если от 3 отнять 1, то получится 2? (Потому что 3 можно составить из двух частей - 2 и 1 .Если отнять одну часть - 1, то останется другая часть - 2.
Аналогично разбираются остальные равенства.
После этого воспитатель раздает командам еще одну карточку
Иобъясняет, что в пустые клетки надо напечатать буквы, соответствующие полученным ответам.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель просит прочитать лучившееся слово. Дети читают слово «ель».
- Смогли вы определить, под каким деревом зарыта корона?
- Какие знания вам в этом помогли? (Знание состава чисел 2 и 3, умение отгадывать и вычитать, печатать цифры, умение договариваться.)
Король благодарит детей и просит показать его подданным, как правильно изображать цифры.

2.3. Игра «Веревочка».
Дети выходят из-за стола.
- Разделитесь на 3 команды с одинаковым количеством членов.
Каждой команде воспитатель дает веревку и предлагает, держа веревку в
руках, изобразить из нее цифру 1, затем 2, а потом 3. Более легкий вариант: веревку можно положить на ковер.
После выполнения каждого задания воспитатель обращает внимание детей на то, что работа спорится в том случае, если члены команды умеют договариваться.

2.4. Работа в учебнике-тетради («Игралочка - ступенька к школе», ч. 4).
№ 1. с. 17.

«Допиши цифры 1,2 или 3».
Дети садятся за столы.
Воспитатель рассказывает, что королевские приказы со временем немного стерлись, и королевскиеписари просят детей восстановить записи, т.е. дописать элементы цифр, которых не видно. Воспитатель уточняет, что на королевских приказах были напечатаны только цифры 1, 2 и 3.
Первый пример воспитатель вывешивает на доску, и он разбирается.

Какое действие здесь производится? (Сложение.)
- Покажите части и целое
- Какое число было первым? (Число 1.)
Дети рисуют недостающую деталь цифры 1. Воспитатель делает это на доске.- Какое число было вторым? (Число 2.)
Дети рисуют недостающие детали цифры 2.
Воспитатель рисует недостающие детали на доске.
- Какое число получается при сложении числа 1 и числа 2? (Число 3.)
Дети рисуют недостающие детали цифры 3. Воспитатель дублирует действия детей на доске.
- Назовите в этом равенстве части и целое, (Части 1 и 2, целое - 3.) Далее дети самостоятельно восстанавливают вторую запись, после чего воспитатель вывешивает образец, и дети проверяют свою работу:
- Почему, если от 2 отнять 1, то останется 1? (Потому что 2 можно составить из двух частей 1 и 1.Если отнять одну часть, то останется другаячасть.)
После этого дети восстанавливают записи по одной с последующей самопроверкой по образцу.

2.5. Работа в учебнике-тетради («Игралочка - ступенька к школе», ч. 4(1).
№2. с. 17.
«Выполни вычисления и подбери детали для построек.
Закончи постройки так, чтобы они были устойчивыми».
Хотите поучаствовать в постройке дворца?
- Как вы будете искать деталь для первой постройки? (Будем по порядку решать примеры, написанные внутри геометрических фигур. Если получим ответ 1, то посмотрим, будет ли постройка устойчивой с этой деталью. Если деталь не подойдет, то продолжим решать примеры.)
- Что вам может помочь в решении примеров? (Счетный материал домики с составом числа.)
Задание выполняется фронтально:
- Сколько получится, если от 3 отнять 1? (2.)

Почему? (Потому что в этой постройке должны быть только детали
ответом 1.)
- Сколько получится, если от 3 отнять 2.(1)
- Подходит эта деталь для первой постройки? (Нет.)
- Почему? (Потому что не выполняется второе условие - постройка не будет устойчивой.)
Далее решаются остальные примеры. Для первой постройки подходит последняя деталь. Дети проводят линию от детали к ее месту в первой постройке.
Остальные задания дети выполняют самостоятельно.
Для проверки воспитатель задает вопрос:
- Какой формы деталь подошла для второй (третьей) постройки? (Прямоугольная, треугольная).
Король очень доволен работой детей.

3. Осмысление (итог) занятия.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Какие знания и умения дали вам возможность найти корону короля; восстановить записи в королевских приказах, закончить постройку нового дворца для короля? (Знания состава числа 2 и 3, умение записывать числа cпомощью цифр.)

НОД по ФЭМП В старшей группе «Число 0. Цифра 0»

Перевощикова Галина Валентиновна воспитатель дошкольной группы МОУ Николо-Кормская СОШ
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы (5-6 лет)по теме "Число 0. Цифра 0."
Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе по теме: "Число 0. Цифра 0."
Цель:
1)Сформировать представление о числе, познакомить с цифрой 0,сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2)Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по тетради»;
3)Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;
4)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Ход образовательной ситуации

1.Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, вы любите сказки? (Да)
- А почему вы их любите? (Потому что в сказках всегда происходят чудеса, разговаривают животные и птицы и они всегда заканчиваются хорошо)
-Какие сказки вы знаете?
-Ребята, предлагаю сегодня нам отправиться в путешествие в сказку.
Ой, что это, из какой сказки эти звуки? (зайчик поет «Четыре сыночка и лапочка дочка») Может быть там нужна наша помощь? Что в этой сказке случилось.
- Как вы считаете, надо помочь зайчатам? (Да)
- Вы хотите им помочь? (Да)
- Почему вы решили помочь зайчатам? (Потому что…)
- Вы сможете помочь? (Сможем, потому что мы многое умеем, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые?)
2. Актуализация знаний
Игра «Найди пару»
Дидактические задачи:
-актуализировать счет в пределах 9, соотносить число с количеством, умение узнавать и называть геометрические фигуры;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.
-закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;
-закреплять умение делиться на пары; развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь;
- На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Сегодня я предлагаю вам поехать на воображаемом летучем корабле, но необычном, а сказочном, цветном: каждая каюта корабля имеет свой цвет.
- Слушайте внимательно:
1. В каждой каюте может ехать только пара человек. Что вам нужно сделать? (Разделиться на пары)
2. Каким способом мы можем это сделать? (Посчитаться, просто выбрать друга…).
- А можно найти пару по билету. Каждый из вас может выбрать один билет.
Дети замечают, что на всех билетах изображены круги определенного цвета и количества (например, 4-е желтых круга).
- Ребята, а что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
- Вам нужно встать в пару с тем, у кого на билете такое же количество кругов. Количество кругов будет обозначать номер вашей каюты (цифру на спинке стула). Затем вместе нужно определить, какой новый цвет получится при смешении цветов, в которые окрашены круги на вашем билете. Этот цвет и будет обозначать цвет вашей каюты (круги на спинке стула). А что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
(Смешение двух цветов:
Красный и желтый - оранжевый
Белый и синий - голубой
Белый и красный - розовый
Желтый и синий - зеленый
Синий и красный - фиолетовый)
Дети подбирают пару сначала по количеству кругов, ищут подходящую цифру на спинке стула, затем смотрят, получится ли при смешении их цветов новый цвет (цветной круг на спинке стула). Если новый цвет совпадает с цветом каюты и его номером, то занимают свое место.
Может возникнуть ситуация, когда при делении по парам останется 2 ребенка с билетами, на которых изображены круги одинакового цвета. В этом случае воспитатель выясняет:
- Как вы думаете, все могут найти свою каюту: у всех ребят при смешении цветов получится новый цвет? (Нет, потому, что у Миши и Олеси билеты с кругами одного цвета, а для получения нового цвета нужно смешивать разные цвета).
- Что нужно сделать, чтобы все ребята смогли отправиться к в сказку к зайчатам? Т.е. чтобы во всех парах были билеты разного цвета? (Поменяться парами).
Дети распределяются так, чтобы у каждой пары были билеты с кругами разного цвета.
- Здравствуйте, я ваша проводница. Приготовьте, пожалуйста, билеты.
Воспитатель проверяет и собирает билеты. Если дети выбрали неправильный цвет, предлагает самим найти свою каюту или попросить помощи у детей.
- Все правильно, все заняли свои места.
- Внимание, внимание! Корабль полетит только в том случае, если ветер будет дуть в паруса. Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветер».
Воспитатель показывает, дети повторяют. При этом слышится звук летящего корабля (фонограмма из мультфильма).
Звуки леса. Вот мы и приехали. Выходим.

Игра «Угощение».
Дидактические задачи:
-Актуализировать умение соотносить число с количеством, сравнивать группы по количеству с помощью пересчета;
-Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети по 4 человека садятся за столы. Перед каждым ребенком находятся 9 кругов: 4 красных, 3 зеленых, 1 желтый и 1 коричневый..
-У маленьких зайчат была целая корзина яблок. Зайчата проголодались и решили съесть их на обед. Они стали доставать яблоки из корзинки и выкладывать их на тарелочку: сначала (1) желтое яблочко, потом (3) зеленых, затем- (4) красных и (1) яблочко, которое уже начало портиться.
Дети отсчитывают по очереди сначала (1) желтый круг, (3) зеленых круга, затем (4) красных и (1) коричневый и выкладывают их перед собой.
- Сколько всего было яблок на тарелке у зайчат?
Дети пересчитывают. Их оказывается 9.
- Испортившееся яблоко зайчата выкинули (дети откладывают коричневый круг). И только они хотели пообедать, как увидели Ёжика. Он был очень расстроен, так как не смог сегодня ничего найти своим ежатам на обед. Зайчата пожалели его детишек и дали им 4 красных яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 4 красных круга.
Потом зайчата решили угостить еще и бельчат, которые далеко убежали от дома и очень проголодались. Им они дали: 1 желтое и 3 зеленых яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 1 желтый и 3 зеленых круга.
-Что можно сказать о количестве яблок у ёжика и бельчат (Их поровну - по 4)
-Сколько яблок осталось у зайчат на тарелочке? (ни одного).
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
-сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0.
-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель говорит детям, что, когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно 0.
Зайчата раздали все свои яблоки и остались без обеда. А кушать им очень хотелось.
И тогда они решили сообщить своему папе Зайчику, который был в гостях у своего друга Медведя, что у них не осталось ни одного яблочка к обеду. И чтобы он по дороге домой нашел им что-нибудь съедобного.
Зайчата стали писать письмо, но как им обозначить, что у них нет ни одного яблока, не знают, и просят вас им помочь.
Воспитатель кладет на стол карточки, на которых написаны разные числа. Карточек с цифрой 0 столько, сколько детей.
- Найдите карточку, на которой написано число 0.
Дети берут разные карточки. Если все берут карточку с числом 0, то зайчата берут другие.
Фиксация затруднения:
-Смогли мы помочь зайчатам (рассказать в письме, что у них нет ни одного яблочка)? (Нет)
-Почему не смогли? (Потому, что дети и зайчата взяли разные карточки и мы не знаем, кто прав)
-Что нам нужно сделать? (Узнать, как обозначить число 0).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
-познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
-повторить изученные способы действий в ситуации затруднения, проверить, какой из этих способов предпочитают дети.
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает, посмотреть в тетради, придумать самим).
Если дети хотят придумать сами, как обозначить число 0, то воспитатель выслушивает все ответы детей. Воспитатель может обратить их внимание на тарелочку с яблоками у зайчат. Сначала на ней было 9 яблок, затем ни одного (пустая тарелочка). После всех ответов детей, решаем, что отсутствие яблок можно обозначить пустой тарелочкой (круг). Затем дети проверяют, правильно ли они придумали, в тетради находят написание числа 0 (очень похожее на пустую тарелочку), после этого выбирают соответствующую карточку.
Воспитатель хвалит их и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
Если ценность самостоятельных действий у детей еще не сформирована,и они выберут способ «узнать у взрослого», то воспитатель по их просьбе сам показывает карточку с записью числа 0 и дает те же пояснения.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Игра «Помоги зайчику»
Дидактические задачи:
- закрепить представление детей о числе и цифре 0;
- повторить порядковый счет.
-тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети подходят к ковру. На нем находятся карточки с изображением морковки, капусты, картофеля, яблок, груш. Вверху доски в ряд расположены карточки с числами. Числа идут не по порядку, например, так:3,5,1,9,0,4,2,6,8,7. На столе стоят тарелочки для угощения.
Воспитатель предлагает помочь зайчику собрать угощение для его зайчат. Дети под музыку собирают овощи и фрукты - морковки в одну тарелочку, капусту- в другую и тд.
- Какой цифрой мы обозначим количество морковок? Яблок? И тд.
- На каком месте находится эта цифра.
- Сколько овощей и фруктов осталось на коврике?(ни одного)
- Какой цифрой нужно записать число 0?
- На каком месте слева расположена карточка с цифрой 0?
Работа в тетради.
Дидактические задачи:
- тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представления о числе и цифре 0.
- тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, мелкую моторику руки.
№1 стр.13.
«Обведи одной линией отдельно квадраты, треугольники и круги. Пересчитай фигуры в каждом мешке и соедини с нужным числом. Сколько фигур не попало в мешок? Обведи нужное число».
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает им рассмотреть картинку и рассказывает, что лесные звери собрали угощение для зайчат, и просят вас убрать угощение в мешки
(треугольники - это морковки, квадраты- капуста, круги- яблоки).
- Обведите одной чертой все морковки (треугольники).
-Сколько всего морковок?
- Соедините морковки с соответствующим числом.
Аналогичные действия дети выполняют с кругами и с квадратами.
-Сколько всего овощей и фруктов осталось на полянке? (ни одного).
-Обведите нужное число.
-Какое число вы обвели? (число 0).
- О чем рассказывает число 0? (об отсутствии предметов).
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
- провести рефлексию деятельности на занятии.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому помогли?
- Почему мы смогли помочь зайчатам? (Потому, что узнали число 0 и научились его обозначать).
После занятия воспитатель, показывая домик с числом 0, задает вопрос: куда нужно поместить этот домик? (слева от числа 1).