Библия онлайн. Новый завет Евангелие от иоанна гл 14 толкование


1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

22 Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Иисус — путь к Отцу

1 Иисус сказал: «Пусть не тревожатся сердца ваши. Веруйте в Бога и в Меня веруйте. 2 Много комнат в доме Отца Моего. Если бы это было не так, то Я сказал бы вам. Я иду туда, чтобы подготовить для вас место. 3 И когда пойду и приготовлю для вас место, приду опять и заберу вас с Собою, чтобы вы были там, где Я. 4 Вы знаете путь, ведущий туда, куда Я иду».

5 Фома сказал Ему: «Господи, мы не знаем, куда Ты идёшь. Откуда же нам знать путь?»

6 Иисус сказал: «Я — путь, истина и жизнь. Никто не придёт к Отцу, кроме как через Меня. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И с этого дня вы знаете Его и видели Его».

8 Филипп сказал: «Господи, покажи нам Отца, и нам этого хватит».

9 Иисус ответил: «Я пробыл среди вас так долго, а ты все ещё не знаешь Меня, Филипп? Кто видел Меня, видел и Отца. Как можешь ты говорить: „Покажи нам Отца”? 10 Ты ведь веришь, что Я в Отце, а Отец — во Мне? Слова, которые Я говорю вам, не от меня: Отец, пребывающий во Мне, совершает Свои дела. 11 Верьте Мне, когда говорю, что Отец во Мне, а Я в — Отце. А если в это не верите, то верьте по делам Моим. 12 Истинно вам говорю: кто верует в Меня, сможет исполнить то же, что и Я, и даже больше того, что исполнено Мной, так как Я иду к Отцу. 13 И Я исполню для вас всё, что ни попросите у Меня, и прославится Отец в Сыне. 14 И если чего попросите Меня во имя Моё, Я исполню».

Обещание послать Святого Духа

15 «Если вы любите Меня, то исполните Мои заповеди. 16 Я же попрошу Отца, и Он пошлёт вам другого Помощника # Помощника 14:16 Или «Утешителя», «Защитника». Также см.: 14:26. , который останется с вами навечно, — 17 Духа истины # Духа истины 14:17 См.: словарь «Святой Дух». Святой Дух разъясняет последователям Христа Божью истину. Также см.: 14:13. . Мир не может принять Его, так как не видит и не знает Его. Вы же знаете Его, потому что Он живёт с вами и будет в вас.

18 Я не оставлю вас сиротами, а вернусь к вам. 19 Ещё немного, и мир уже не будет видеть Меня, вы же будете видеть, так как Я живу, и вы будете жить. 20 В тот День узнаете вы, что Я в Отце, вы во Мне, и Я в вас. 21 Тот, кто знает Мои заповеди и исполняет их, любит Меня. Тот, кто любит Меня, того и Отец Мой возлюбит, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

22 Иуда (не Искариот) сказал Ему: «Господи, почему Ты явишься нам, а не миру?»

23 Иисус сказал в ответ: «Если кто любит Меня, то станет исполнять Моё учение, и Отец Мой возлюбит того, и тогда Мы придём к Нему и станем пребывать с Ним. 24 Кто не любит Меня, не исполняет Моё учение; учение же, которое вы слышите, исходит не от Меня, а от Отца, пославшего Меня.

25 Я говорил это вам, пока был среди вас. 26 Утешитель же, Дух Святой, которого Отец пошлёт вам во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам обо всём, что Я говорил вам.

27 Мир Я вам оставляю. Мой мир Я даю вам, но не так, как мир даёт, даю Я вам. Да не смутятся сердца ваши и да не устрашатся. 28 Вы слышали, как Я сказал, что ухожу, но приду к вам снова. Если бы вы Меня любили, то сейчас радовались бы тому, что Я ухожу к Отцу, Который превосходит Меня в величии. 29 Потому Я и говорю вам об этом заранее, чтобы, когда это случится, вы поверили. 30 Недолго Мне ещё осталось говорить с вами, потому что князь этого мира # князь этого мира 14:30 То есть «сатана». См.: «сатана». уже близок. Нет у него власти надо Мной, 31 но всё это происходит ради того, чтобы мир узнал, что Я люблю Отца и поступаю, как Он мне повелел.

Встаньте, и пойдём отсюда».

14:1-31 В этой главе продолжается прощальная речь Иисуса.

14:1 Да не смущается сердце ваше. Эти слова, приносящие всем верующим величайшее утешение, были сказаны Иисусом в тот момент, когда Его переполняла острая боль, вызванная предательством Иуды и ненадежностью Петра, предчувствием близких страданий в Гефсимании и муки креста.

14:2 В доме Отца Моего. Метафорическое название небес. См. статью "Небеса" .

обителей много. Здесь имеется в виду, что на небесах достаточно места для бесконечного множества людей. Хотя узок путь и тесны врата, ведущие в вечную жизнь (Мф. 7,14), справедливо и то, что число детей Авраамовых равно числу песчинок на морском берегу и звезд на небе (Быт. 22,17), и они составляют "великое множество людей, которого никто не мог перечесть" (Откр. 7,9).

приготовить место вам. Христос приготавливает место на небесах для Своих, в то время как на земле Святой Дух приготавливает избранных для уготованной им участи.

14:3 возьму вас к Себе. В 1,51 Иисус говорит о Себе как о некоем подобии лестницы, связывающей небеса и землю. Он есть Тот, Кто берет людей на небеса.

14:6 никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это утверждение подчеркивает, что Христос является единственно возможным путем спасения. Представлять себе и провозглашать иные пути значит вводить людей в заблуждение и отрицать необходимость воплощения Христа и Его искупительного подвига (Деян. 4,12; 1 Ин. 5,12).

истина. Этим словом обозначается не только то, что соответствует реальности, но и то, что обладает полнотой и совершенством.

жизнь. Имеется в виду не просто существование, которое будет бесконечным для всех людей, но жизнь в полном соответствии с Божиим замыслом (1,4).

14:7 Если бы вы знали Меня. В этом знании Бога, представляющем собой гораздо большее, нежели просто понимание умом, поскольку оно включает в себя также чистосердечное послушание, суммированы все упомянутые ранее благословения. Знать Сына значит знать Отца (1,18; 17,3).

14:8 покажи нам Отца. Просьба Филиппа показывает некоторое непонимание им происходящего, но она служит переходом к последующим событиям.

14:9 Видевший Меня видел Отца. Иисус не отрицает здесь различия Божественных Лиц между Собой. Но Он отклоняет просьбу Филиппа дать какое-то иное откровение об Отце. Иисус был самым полным откровением Отца из всех, которые когда-либо видел мир. Он обладает одной и той же сущностью с Богом Отцом и Святым Духом и являет Собой зримое выражение этой сущности.

14:10 Я в Отце, и Отец во Мне. 0б этом взаимном пребывании друг в друге было сказано еще в 10,38, а здесь, в ст. 20 и в 17,21, этот тезис разрабатывается подробнее. Существуют три великих единства, о которых возвещается в Писании: единство трех Лиц Троицы в едином Боге, единство Божественной и человеческой сущности в единой личности Примирителя, Иисуса Христа, а также единство Христа и Его народа.

Отец и Сын действуют в совершенной гармонии, и потому соделанные Христом чудеса являются свидетельством совершенного согласия между Отцом и Сыном.

14:12 и больше сих сотворит. История доказывает, что Иисус вовсе не имел здесь в виду, что каждый верующий будет творить более великие чудеса, чем те, которые творил Он Сам. Слова "больше сих", возможно, говорят о жизни в силе Святого Духа, которую Иисус изольет на Своих последователей после того, как Сам пойдет к Отцу. Возможно также, что Иисус имеет здесь в виду труд Его служителей, который они совершат в силе Святого Духа; их труд будет "больше" труда Иисуса по своему географическому охвату.

14:13 если чего попросите у Отца во имя Мое. Это не гарантирует того, что Бог автоматически исполнит нашу молитву, к которой, наподобие магической формулы, добавим слова "во имя Христа". Молиться во имя Христа - значит до такой степени проникнуться целями и Духом Христа, что наша воля полностью отождествится волей Бога (1 Ин. 5,14). Молитвы никогда не остаются без ответа, ибо молящийся обретает благословение в том, что его воля полностью подчиняется воле Бога (ср. Мф. 26,39.42.44; 2 Кор. 12,8.9). См. статью "Молитва" .

да прославится Отец в Сыне. В учении о молитве проявляются близкие отношения, существующие между Лицами Троицы. Здесь говорится, что Сын "делает" то, о чем верующие просят в молитве, а в других местах - что Отец "дает" им (15,16; 16,23). Поэтому Отец прославляется в Сыне уже самим фактом ответа на молитву. В Рим. 8,26.27 - Святой Дух помогает нам в наших молитвах и ходатайствует за нас. А в Рим. 8,34 и Евр. 7,25 - за нас ходатайствует Сам Христос. В этом нет противоречия, поскольку Они едины.

14:15 соблюдите Мои заповеди. Истинное доказательство любви не в словах, а в послушании. Там, где присутствует упорное неповиновение, есть серьезные основания сомневаться в наличии любви, как бы горячо ее ни исповедовали (ст. 21,23,24).

14:16 Я умолю Отца, и даст вам. И Отец, и Сын играют активную роль в ниспослании Святого Духа, Который называется Духом Бога, Духом Отца (Быт. 1,2; Ис. 11,2; Мф. 10,20), но также Духом Христа, Духом Сына (1 Пет. 1,11; Рим. 8,9; Гал. 4,6; Флп. 1,19).

другого Утешителя. Здесь особенно важное значение придается деятельности Святого Духа, Который в день Пятидесятницы должен был вступить с верующими в более тесное общение. Понятно, что Иисус в Своей прощальной речи упоминает эту истину (ст. 26; 15,26; 16,7-15). Слово "утешитель" (греч.: "параклетос") как юридический термин использовалось для обозначения защитника на судебном процессе (см. 1 Ин. 2,1, где употреблено это же греческое слово), но в более общем смысле оно обозначало "того, кого призывают на помощь". Иисус был и ныне является таким помощником для Своих учеников, однако после Его вознесения ту же функцию принял на Себя и Святой Дух. Это подчеркивает как индивидуальность Святого Духа, так и Его полное единство с Отцом и Сыном в деле искупления.

мир. Греховное человечество, противопоставляемое искупленному народу Божию (15,18.19;17,9;1Ин.2,15-17;4,5;5,4.5.19).

с вами пребывает и в вас будет. Здесь содержится величайшее из всех благословений Нового Завета, которое заключается в том, что Святой Дух поселяется в каждом верующем) 1 Кор. 3,16.17; 6,19; 2 Кор. 6,16; Еф. 2,22).

14:18 приду к вам. Эти слова относятся в первую очередь к приходу Святого Духа в день Пятидесятницы, поскольку для осуществления взаимопребывания друг в друге, "вы во Мне и Я в вас" (ст. 20), не обязательно дожидаться Второго пришествия Христа. Но эти слова также воплощают в себе благословенную надежду Церкви: славный Примиритель, Иисус Христос, однажды вернется на землю, чтобы взять искупленных с Собой (ст. 3,19,28; Деян. 1,11).

14:19 ибо Я живу, и вы будете жить. Здесь еще раз подчеркивается истина, провозглашенная в 11,25.26. Жизнь может быть обретена только в Иисусе Христе (1,4; 14,6).

14:20 Я в Отце. См. ком. к 10,38 и 14,10.11. Пребывание друг в друге Лиц Троицы аналогично взаимному пребыванию друг в друге Христа и верующего.

14:21 кто любит Меня, тот возлюблен будет. Как и пребывание друг в друге, любовь тоже является взаимной (см. ком. к ст. 15).

Я... явлюсь ему Сам. Любовь предполагает откровение.

14:22 нам, а не миру. Иуда правильно понял Иисуса, но его мессианские ожидания, основанные, может быть, на Авв. 3,3-15 и Зах. 9,9-17, вероятно, включали в себя политический триумф, очевидный для всего мира.

14:23 тот соблюдет слово Мое. Иисус еще сильнее, чем прежде, подчеркивает необходимость осуществления того, что Он заповедал.

обитель. Со Святым Духом в верующего также вселяются Отец и Сын (Рим. 8,9-11; Откр. 3,20).

14:24 Слово Отца и слово Сына находятся между собой в совершенной гармонии (7,16; 14,10).

научит вас всему. Т.е. всему, что необходимо для исполнения нашей миссии (16,13).

напомнит вам все, что Я говорил вам. Эти слова показывают, какова цель учительной деятельности Святого Духа: она будет полностью соответствовать учению, проповеданному Самим Иисусом. Эти обещания, данные сначала апостолам, исполнились в апостольской проповеди и в богодухновенности Писаний НЗ. Они продолжают исполняться и ныне, поскольку и в наше время народу Божию вновь и вновь напоминается содержание богодухновенного Писания и преподается божественное учение. Христианская церковь является апостольской, потому что апостолы, помощью Святого Духа, сохранили и развили учение нашего Господа.

14:27 Мир оставляю вам. Это обычное приветствие, которым евреи обменивались при встрече и прощании. Но Иисус использовал его в новом и более глубоком смысле: Его мир - это стабильность и безопасность для того, кто обрел спасение, кто примирился с Богом. Этот мир может быть приобретен только через смерть и воскресение Иисуса (ср. Деян. 10,36; Рим. 5,1; 14,17; Еф. 2,14-17; Флп. 4,7; Кол. 3,15).

14:28 то возрадовались бы. Уход и возвращение Христа, по сути дела, завершают исполненное Им дело примирения человека с Богом (ст. 3), знаменуя окончание Его унижения и начало Его прославления.

Отец Мой более Меня. Данное утверждение следует понимать в свете божественности Сына и Его равенства и единства с Отцом (1,1; 10,30; 14,9). Контекст указывает на то, что Сын стал "менее" Отца, добровольно сложив с Себя Свою славу, принадлежащую Ему как Божественному Сыну Отца, и пойдя в смиренной покорности воле Отца на воплощение в человеческое тело и на жертвенную смерть (Флп. 2,6-11).

14:29 Я сказал вам. Исполнение пророчеств Иисуса подтвердит Божественный авторитет Его миссии (ср. Втор. 18,22).

14:30 князь мира сего. Сатана (ср. 12,31; 16,11).

не имеет ничего. Эти слова в очередной раз утверждают безгрешность Иисуса (ст. 31; 8,29.46; 2 Кор. 5,21; Евр. 7,26.27). Он - единственный представитель человеческого рода, о котором могло быть сказано подобное.

Иоан. 14:1-2 . "Утешительная" речь Иисуса, обращенная к ним, содержит в себе как наставления, так и обещания. Да не смущается сердце ваше, проникновенно говорит Он. Сердце - символический центр человеческой личности. И каждый верующий ответственен за состояние своего сердца (Прит. 3:1,3,5; 4:23; 20:9). Твердо уповая на Бога Отца и на Сына Его - Иисуса Христа, верующие смогут преодолевать гнетущую печаль и малодушие, они смогут устоять в грядущих испытаниях. Слова Иисуса: веруйте в Бога и в Меня веруйте звучат как торжественная заповедь.

Смерть не должна страшить его учеников - ведь Иисус идет приготовить им место… в доме Своего Отца. (Необходимо сказать об опечатке во втором стихе Синодального текста Библии. После "Я сказал бы вам" должна стоять точка, как стоит она в английском тексте, а не двоеточие. И тогда фраза приобретает иное звучание: Если бы в доме Отца Моего не было бы много обителей, Я сказал бы вам о том и (подразумевается) не вводил бы вас в заблуждение. Но они есть, и вот, Я иду приготовить место вам в этих обителях.)

Иоан. 14:3-4 . Обещание приду опять относится не к Его воскресению и не к смерти каждого из верующих, а к возвращению Христа за своей Церковью (1-Фес. 4:13-18); это подтверждается словами и возьму вас к Себе (сравните Иоан. 17:24). Иисус не сказал о характере того места, куда Он уходит. Того, что Он открыл ученикам, было достаточно: верующие будут там находиться с Отцом и с Ним, Иисусом (2-Кор. 5:8, Фил. 1:23; 1-Фес. 4:17). Ученики уже знали, как попасть на небо, ибо путь туда Он "показывал" им на протяжении всего Своего служения. Вот почему Он сказал им: А куда Я иду, вы знаете…

Иоан. 14:5-6 . Однако заявление Фомы: Господи, не знаем, куда идешь, и его вопрос: и как можем знать путь? - свидетельствовали как о недопонимании происходящего Одиннадцатью, так и об охватившем их смятении. В таком состоянии они будут оставаться до смерти Христа, Его воскресения и последующего сошествия на них Святого Духа. Вся необходимая информация уже была предоставлена им, но до поры до времени они не умели логически увязать между собой все, что им было сообщено.

Я есмь путь и истина и жизнь - это шестое поражающее воображение заявление Иисуса из семи Его заявлений в Евангелии от Иоанна, начинающихся на "Я есмь" (6:48; 8:12; 10:9,11; 11:25; 14:6; 15:1). Иисус есть "Путь" потому, что Он есть "Истина" и "Жизнь". Поскольку Он - воплощение Отца Небесного, являющегося Истиной и Жизнью, люди обретают доступ ("путь") к Отцу (1:4,14,18; 11:25).

Словами никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня Иисус подчеркивает, что, вопреки человеческим представлениям, многих путей к спасению не существует. Есть только один путь, ведущий на небо (Деян. 4:12; 1-Тим. 2:5). Прийти к Отцу можно только через Иисуса Христа, потому что только Он "исшел" от Отца (Иоан. 1:1-2,51; 3:13).

Иоан. 14:7 . Первая часть этого предложения звучит как упрек: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Господь укоряет учеников за слабое понимание ими как Личности Его, так и Его миссии (сравните 8:19), как это явствует из последующего диалога (14:8-9). Но фраза …и отныне знаете Его - это обещание, которое исполнится в будущем, после Креста и Воскресения (исповедание Фомы в 20:28 - "Господь мой и Бог мой").

Иоан. 14:8-9 . В словах Филиппа отражено извечное желание человечества - увидеть Бога (сравните Исх. 33:18). В извращенной форме это желание ведет к идолопоклонству. Филипп, видимо, очень хотел стать свидетелем теофании, т. е. явления Бога в видимой форме (Исх. 24:9-10; Ис. 6:1). Ошеломляюще звучат ответные слова Иисуса: видевший Меня видел Отца (сравните с 12:45). В них - прямое свидетельство о том, что Отец пребывает в Иисусе, и Иисус в совершенстве являет Его (сравните 1:18). А посему не было нужды и в теофании!

Иоан. 14:10-11 . Доказательство единства Иисуса с Небесным Отцом - трояко. Ученикам следовало верить в Иисуса, потому что Он - а) той же природы, что Отец (Я в Отце, и Отец во Мне - сравните со стихом 20); б) Его слова - это слова Отца (Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя - сравните с 7:16; 12:49-50; 14:24); в) в силу тех чудесных дел, которые Бог творил через Него (Отец, пребывающий во Мне, Он творит верьте Мне по самым делам - сравните с 5:36).

Ключевое значение имеют в Евангелии от Иоанна чудесные знамения; они подобны милостивому Божиему персту, указывающему на путь спасительной веры (5:36; 10:25,38; 11:47; 12:37; 20:30-31).

Иоан. 14:12-14 . Здесь не подразумевается, что апостолы совершат более впечатляющие чудеса, чем совершал Иисус (большие, чем, к примеру, насыщение 5000 человек); речь, скорее, идет о больших результатах тех знамений, которые и они станут подавать, и, в первую очередь, их проповеди (например, через проповедь Петра только в один день обратилось 3000 человек). Это стало возможным потому, что Иисус, уйдя к Отцу, послал на землю Святого Духа. Чудеса имеют важное значение, но многие евангелисты действительно "сотворили нечто большее", донеся Благую весть до многих тысяч людей.

Во имя Мое (стихи 13-14) не соответствует некоему магическому заклинанию. Но Христос обещал отвечать на молитвы верующих - как тех, которые исполняют на земле Его дело. Свое учение в этой его части апостол Иоанн развивает в первом своем Послании, где пишет: "когда просим чего по воле Его, знаем, что получаем просимое от Него" (1-Иоан. 5:14-15).

Просить что-либо "во имя Христа" и значит просить в соответствии с Его волей (сравните Иоан. 15:16; 16:23-24,26). Новозаветные молитвы обычно адресованы Отцу Небесному, но такую же силу имеет и обращение к Сыну (например, молитву Стефана: "Господи Иисусе" (Деян. 7:59). Через отвеченные молитвы Отец прославляется в Сыне. Как прославляется Отец и в делах, совершаемых верующими (Иоан. 15:8).

Г. Обещание Иисуса послать Утешителя (14:15-31)

Иоан. 14:15 . Любовь учеников к Иисусу Христу проявляется в исполнении ими Его заповедей (сравните стих 21, 23; 1-Иоан. 2:3; 3:22,24; 5:3).

Иоан. 14:16-17 . Это первое из нескольких упоминаний о Духе Святом в беседе Христа с учениками в горнице. До сих пор в Евангелии от Иоанна о Духе было сказано немного. В Иоан. 3:5-8, в частной беседе Спасителя с Никодимом, и в 7:39, где содержится указание на Пятидесятницу. Духу Святому предстояло прийти как Утешителю (греческое слово "параклитос", вошедшее и в еврейский язык в несколько видоизмененной форме, имеет значение "утешителя-советника"; далее встречается в 14:26; 15:26; 16:7).

В настоящее время Святой Дух в каком-то смысле заменяет на земле Иисуса, в Его физическое отсутствие; Он является Посредником между Богом и верующими. Дух Святой неизменно пребывает в истинно верующих (да пребудет с вами вовек; сравните Рим. 8:9). Он является также Духом Истины (Иоан. 15:26; 16:13); в качестве такового Ему и предстояло наставлять апостолов. Дух - невидим (мир не может Его принять, потому что не видит Его), но Он вполне реален и активно действует в мире. (Заметим, что при отсутствии радиоприемников и "действие" радиоволн осталось бы незамеченным.)

Не "видят" Святого Духа и не знают Его люди, не верующие в Бога, т. е. не имеющие в себе духовной жизни. Но ученики уже были до известной степени "знакомы" со Святым Духом, действовавшим через проповеди их и в чудесах, которые им дано было совершать; Иисус, однако, дает им понять, что с этого времени действие Духа в их жизни станет гораздо более явным.

Почему Христос сказал, что Дух Святой будет в них? Очевидно, потому, что в Ветхом Завете Дух временами сходил на тех или иных верующих с определенной целью дать им особую силу, но после дня Пятидесятницы Ему предстояло пребывать в каждом верующем постоянно (Рим. 8:9; 1-Кор. 12:13).

Иоан. 14:18-19 . Что Иисус имел в виду, говоря: приду к вам? Имел ли Он в виду: 1) Свое воскресение, 2) восхищение Церкви, 3) смерть верующего, 4)некое мистическое переживание, 5) сошествие Духа в день Пятидесятницы? Здесь наиболее правильными представляются предположения первое и пятое. Стих 19 говорит в пользу первого предположения, поскольку ученики действительно увидели Иисуса после Его воскресения (которое явилось залогом их воскресения: …ибо Я живу, и вы будете жить; сравните с 1-Кор. 15:20-21). Воскресение Христа стало, кроме того, основанием новой жизни.

Иоан. 14:20-21 . Фраза В тот день относится ко дню Пятидесятницы, когда сошедший на учеников Дух Святой "подал им свидетельство" о том, что Иисус вознесся к Отцу. (Некоторые, однако, думают, что Христос говорил о дне Своего воскресения как о полагающем основание для твердой убежденности христиан в их вере.) Дух, войдя в верующих (стих 17), будет "учить" их тому, что единство их с Иисусом Христом - нерасторжимо (узнаете вы, что вы во Мне, и Я в вас).

Христианская любовь становится зримой в соблюдении верующими заповедей Господа (сравните стих 15:23). Награда же любящему Его - велика: а) он возлюблен будет Отцом Небесным (стих 23) и б) Сын возлюбит Его и явится ему Сам.

Иоан. 14:22 . Иуда, не Искариот, как представляется, тот же самый ученик, которого называли Фаддеем (Матф. 10:3; Мар. 3:18). Его удивило, что Иисус собирался явить Себя им, а не миру (сравните Иоан. 14:19а).

Иоан. 14:23-24 . Отвечая ему, Иисус дает понять, что Он и Отец "не явятся" (в этом тексте - в значении "не сотворят в них обитель") тем, которые не покоряются Его слову. (О связи между покорностью Иисусу и любви к Нему и Его слову в стихе 15, 21; также 1-Иоан. 2:3; 3:22,24; 5:3.) В повинующемся же слову "поселятся" Отец и Сын, чтобы всегда пребывать в таком человеке обитель у него сотворим).

Восставать против Иисуса - значит восставать против Бога, пославшего Его. Снова повторяет Христос (сравните 12:49; 14:10), что слово… которое слышат ученики, не есть Его, но - Отца Небесного.

Иоан. 14:25-26 . То, что говорил Иисус в дни своего земного служения, было понято учениками лишь отчасти. В трех вещах нуждались апостолы, чтобы полностью осознать значение Личности и миссии Христа: 1) Он должен был умереть. 2) Он должен был воскреснуть, чтобы доказать правомочность Своих притязаний и продемонстрировать Свою победу. 3) На землю должен был прийти Дух Святый (Которого пошлет Отец во имя Мое, т. е. на место Сына и для продолжения дела Его), чтобы пояснять последователям Христа значение Его слов и дел.

Святой Дух, сказал Иисус, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Эти слова относятся непосредственно к апостолам. Из контекста следует, что "всему" и "все" относятся именно к объяснению Его Личности и значения Его служения. Впоследствии Дух действительно воздействовал на разум учеников, напоминая им, чему учил их Господь, и давая им способность проникать в глубинный смысл Его учения (сравните 2:22; 7:39,20:9).

Иоан. 14:27 . В новозаветные времена люди, прощаясь, желали мира (по-еврейски - шалом) друг другу. Иисус, "уходя" от учеников, не просто желает им мира, Он завещает им его - как некое наследство: мир Мой даю вам. Отныне они будут иметь "мир с Богом" (Рим. 5:1), потому что их грехи прощены, и таинственный "мир Божий" (Фил. 4:7) будет наполнять их жизнь, охраняя ее. Мир (человеческое сообщество) никому не может дать такого внутреннего мира, потому что, живя "в миру", люди исполнены страха смерти (Евр. 2:14-15) и боязни за будущее, которые перестают терзать тех, кто следуют за Иисусом и доверяются Ему. Таковым нет причины "смущаться" (сравните Иоан. 14:1) и "устрашаться".

Иоан. 14:28 . Если бы ученики имели более совершенную любовь к Иисусу, то были бы рады Его отшествию. Ведь оно означало конец Его земному уничижению; возвращаясь к Отцу, Он возвращался в вечную Свою славу (13:31-32). Но на тот момент любовь апостолов была еще слишком незрелой и эгоистичной, и она мешала им радоваться, несмотря даже на то, что Иисус обещал им вернуться (14:3).

В прошлом сторонники арианской ереси (зародившейся в 4-ом веке от Р. Х.) утверждали, а в наши дни это утверждают "свидетели Иеговы", ссылаясь на слова Иисуса ибо Отец Мой более Меня - что Сын - "бог, меньший чем Отец". Но такое понимание либо исходит из того, что Иисус - Существо сотворенное, либо ведет к многобожию; и то и другое противоречит Библии, из которой явствует, что Отец и Сын - односущны по своей природе (1:1-2; 14:9; 20:28). Они составляют "Одно" (10:30) и в свете той цели, которую осуществляют. Так что слова Христа в этом стихе следует понимать лишь в значении противопоставления славы Отца земному уничижению Сына.

Иоан. 14:29-31 . Исполнившееся пророчество - всегда источник утешения и поддержки для верующих (Ис. 46:8-10), О смерти Своей и воскресении Иисус заранее и многократно говорил ученикам (например, Мар. 8:31-32; 9:31). Он делал это с тем, чтобы после первоначального потрясения Его исполнившееся пророчество послужило укреплению их веры. Недолго оставалось Ему учить их, ибо приближался сатана, князь мира сего (сравните Иоан. 12:31; 16:11), действовавший в тот момент через Иуду (13:2,27).

Однако над Христом он власти не имел во Мне не имеет ничего - в значении не имеет во Мне "точки опоры"). В людях этой "точкой опоры" для злого духа являются грех и производимая им смерть (Рим. 5:12,21а; 6:16; сравните Евр. 2:14-15). Но Иисус был безгрешен, и сатана не в состоянии был сделать Его "подданным" своего царства тьмы. Вопреки надеждам сатаны, надвигавшаяся смерть Иисуса сулила ему не победу, а поражение (Иоан. 16:11; Кол. 2:15).

В стихе 31 Христос говорит о Своей любви к Отцу, в силу которой Он в точности исполняет то, что Отец заповедал Ему, оставаясь Ему послушным и в жизни и в смерти. Миру следует знать об этом.

Иисус зовет учеников из горницы, где они ели пасху: встаньте, пойдем отсюда. Путь их лежал теперь в Гефсиманский сад на Елеонской горе. В точности, однако, неизвестно, прозвучали ли Его последние наставления, записанные Иоанном в главах 15-17, уже по пути к Гефсиманскому саду или все еще в горнице; вероятнее, все-таки в горнице.

14:1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте
Понятно, что после разговора о предательстве Христа ученики чувствовали себя неуютно, поэтому Иисус и дал им понять, что главная их задача - не ослабеть в вере, остальное нужно просто пережить.

14:2 В доме Отца Моего обителей много. То есть, для всех, кто придёт к Отцу Христа - хватит места в Его доме, никто из пришедших к Нему - не принятым не останется. Важно лишь прийти к Отцу правильным путём по стопам Христа.

А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам
Ученики должны были бы понять, что Иисус покидает их не насовсем и ради того, чтобы у них была возможность однажды попасть к Отцу.

14:3 И когда пойду и приготовлю вам место…
Между уходом Христа на небеса к Отцу и возможностью апостолам попасть туда же, где будет находиться Христос - тесная связь, и это произойдёт не сразу после его ухода.

приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
Говоря о возвращении за апостолами, Иисус говорил о времени звучания последней трубы Божьей, когда он придёт за всеми, кому надлежит воскреснуть из мёртвых и собраться к нему на небеса -1Фессал.4:16,17.
Это означает, что ни один христианин, умирая до второго пришествия Христа, не идёт сразу же ко Христу в небесные обители Бога (как учат некоторые Библеисты, говоря о вознесении на небеса после смерти)

Итак, Христос показывает, что не ученики придут ко Христу на небеса, а он сам их призовёт в своё время.

14:4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Но главное, что они теперь знают дорогу жизни, тот самый путь, который приведёт их однажды в обители Божьи (небесные)

14:5-9 Казалось бы, Иисус им доступно разъяснил суть вещей на тот момент, однако ученики не понимали этих речей его даже теперь, перед самым его уходом: Фома так и не понял, куда собирается Христос и почему это они, оказываются, знают путь к Отцу:

5 Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
А Филипп так и не понял, что Иисус УЖЕ показал им своего Отца:

8,9 Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?
Филиппу нужно было ещё время, чтобы понять кое-что об Отце Иисуса.
Из этого разговора видим, что учатся все у Христа по-разному, кто-то в «старшие классы» переходит, а кто-то в «младших» расположился.
Потому-то Христос и указал Филиппу на КОЛИЧЕСТВО времени, чтобы он осознал его скоротечность и активнее соображал, что к чему, учась у Христа.

6 Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иисус - путь к Отцу прежде всего потому, что через свою жертвенную смерть он открыл человечеству «дверь» к примирению с Отцом.
Также потому, что проложил для всех следы самого пути к Богу: показал
всем нам правдивую картину (истину) того, что нам следует делать, чтобы прийти к Отцу и спастись (жить вечно).
Не все пути, как видим, ведут к Богу, путь к Нему только один - путь по следам Христа. Поскольку Иисус сам уходит к Отцу, пройдя свой путь - значит, его пример и есть путь к Отцу на небеса. Другой образ жизни не ведёт к Нему. Так же, как и другие духовные практики.

Как показывает Библия, хотя путь к Богу у всех один, тем не менее, скорости его прохождения для всех - разные: кто-то пройдёт путь Христов ещё в этом веке и дойдёт до Отца (участники первого воскресения), а кто-то - только в самом конце Миллениума сможет прийти к Отцу и стать Ему сыном (участники второго воскресения) – Откр. 20:4,6, 7, 11-15, 21:3,4.

7,9 Видевший Меня видел Отца;
Хочет ли Иисус этим сказать, что он и его Отец - одна и та же личность? Нет. Иисус лишь говорит о том, что он, будучи сыном Отцу своему, по сути мыслит так же, как и Отец его, поступает так же, как поступил бы Отец в подобных обстоятельствах. Иисус очень хорошо знает волю Отца и его собственная воля - заключается в том же.
И чем сильнее христиане преуспеют в том, чтобы приобретать ум Христов, тем и у них больше шансов стать с Богом и Христом суть едино, чтобы можно было бы о них сказать: «видевший их - всё равно, что видел Христа и Отца его».

Ветхий завет через Моисея по большей части - в теории - рассказал о Боге, о его намерениях и законах, которые должны исполнять все, кто считает себя народом Его.
А Новый Завет через Христа и его поступки, а также через дела и поступки апостолов - показал п р а к т и к о й, какими должны быть Божьи люди на деле.

И ты не знаешь меня, Филипп?
Разговор этот происходил перед самым арестом Христа и можно себе представить глубину его скорби от полного одиночества и отсутствия понимающих его на земле. Однако уверенность в том, что в своё время всё, что будет нужно - откроется, помогало ему продолжать свой путь к Отцу.

14:10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?
Иисус не говорит здесь о буквальном присутствии Отца в нём - всемогущего Духа Вседержителя, втиснувшегося в тело человека Иисуса. И наоборот.

Иисус говорит здесь о полном духовном единении с Отцом, ибо лишь Божье духовное начало делает человека подобным образу Божьему.

Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
Иисус снова и снова терпеливо разъясняет, доколе есть ещё у него время, что же означает его единство с Отцом и как по нему возможно вычислить и Отца: вникая в суть слова, переданного от Отца, исследуя великие дела Христа, сотворённые при помощи Отца, прочувствовав образ жизни Иисуса - возможно прочувствовать и кое-что об Отце. Познать Бога не означает приобрести лишь интеллектуальные знания о Нём. Но означает прочувствовать сущность Отца на себе, поступая, как Он поступает.

Иисус показал всем, как поступает Отец его. Если мы будем поступать, как Иисус - то у нас есть шанс и Отца через познавание Христа познать.
Другого способа познать Бога через Христа, кроме как через навык пути Христова – нет.
Но есть ещё кое-что, без чего невозможно познать ни Христа, ни Бога:

14:11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне;
В то, что Иисус Христос - представляет на земле своего небесного Отца и нашего Бога - нужно верить. Без веры в необходимость принять Христа как спасителя и идти к Отцу по следам его - к Богу не попасть.

Но Иисус понимает, что бренному человеку нужны веские основания для веры: мало ли, кто себя кем называет и кто куда приглашает. Поэтому он снова подсказывает ученикам, как возможно поверить в то, что он - Христос Божий:

а если не так, то верьте Мне по самым делам .
То есть, если им трудно поверить на слово Христу, то громче слов говорят сверхчудесные явления дел, которые Иисус представил ученикам за время своего служения Богу на земле.

14:12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит
Путь Христов (дела его) возможно осилить при условии веры в то, что это - единственный путь в жизни, имеющий смысл и ведущий ко спасению. При таком подходе можно осилить и воспроизвести всё, что делал на земле человек Иисус-Христос и претерпеть то же, что и он претерпел на пути к Отцу. (не имеется ввиду явления сверхъестественного исцеления и воскресения, совершённые при непосредственном участии Бога для подтверждения тому, что Иисус - Христос Божий)

и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
В каком смысле больше и какая связь между большими делами учеников и тем, что Иисус идёт к Отцу?
Больше - не в смысле качества (никто не сможет вместить больше святого духа, нежели имел Христос), а в смысле количества: ученикам предстояло показывать путь Христов не только Иудее и Самарии, но и до краёв земли. И - на протяжении всей своей жизни, а не всего лишь 3,5 лет, как выпало Христу.

Почему это станет возможным для учеников Христа? Потому, что Иисус станет свыше им верным духовным помощником до скончания века сего нечестивого. А помощь свыше в виде святого духа - намного мощнее всего лишь физической помощи в пределах земли.

14:13,14 И если чего попросите у Отца во имя Мое
Как видим, христианин мольбы свои и прошения, которые связаны с прохождением пути Христова на земле и исполнением Божьей воли (во имя Христа) должен направлять к Отцу Христа.

то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
Христос же уполномочен просьбы своих последователей выполнять, чтобы все понимали абсолютное единство между Отцом и сыном Его: если просили у Бога, а получили чрез Христа - значит, Отец и сын - верные соратники друг другу, чрез помощь Христа - прославляется его Отец, давший сыну ВОЗМОЖНОСТЬ помогать христианам по молитвенному прошению их.

Если христиане называют Отцом того, кого называет Отцом Иисус Христос, то, значит, и делать должны всё так, чтобы прославился Отец и в них как в сыновьях Его.

Отметим, что употребление имени Иисуса Христа при обращении к Богу не гарантирует того, что любая просьба автоматически исполнится: имя Иисуса не имеет никакой магической силы и не несёт в себе никакой магической формулы.
Молиться во имя Христа - значит до такой степени проникнуться целями и Духом Христа, что наша просьба полностью отождествится с волей Бога и её исполнение поможет Божьему делу (1 Ин. 5:14).

14:15,16 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Есть один способ доказать свою любовь к Богу и Христу Его - это воплотить её в ДЕЛО исполнения воли Божьей на земле.
Иисус показал ученикам, что на этом пути – они не одиноки, за ними стоят и Отец и сын, и помогать будут с небес им этот путь проделывать по молитве их и просьбе их.
Единственное, что им нужно будет сделать САМИМ – это не охладеть в любви ко Христу и соблюсти все до единого напутствия его. В остальном – им обязательно помогут свыше:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,


14:17,18 Духа истины, ….вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Дух истины или правды от Бога, который в настоящее время пребывал со Христом, после его вознесения на небо - пребудет с учениками его. Таково намерение Бога о помощи свыше, чтобы ученики Христа имели сверхчеловеческую способность различать, где правда Божья, а где ложь, где святой дух, а где - нечистый.
Именно так, через приобщение к святому духу в Пятидесятницу сверхъестественным образом, проявится помощь Христа своим ученикам на земле:

Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
Ощутивший на "вкус" дух Божий, правду Божью, Его внутреннюю сущность, Его отношение ко всему - будет иметь возможность и поступать ТАК , как ожидает Бог, по правде Его, а не по образцу духа этого мира, которому образ жизни Божьего человека - непонятен:
мир не может принять
(дух истины Божьей), потому что не видит Его и не знает Его;

И в получении христианином в дар свыше внутреннее мироощущение и миропонимание Бога через святой дух – огромная помощь для христианина.
Оно само по себе отторгает чужеродное, не Божье, не может христианин сознательно прилепиться к нечистоте так же, как, например бабочка не может прилепиться к помойке. Но не потому, что она намного лучше помойки, а потому, что внутренне для неё это противоестественно.
Божий дух, пребывающий в христианине, облегчает ему сопротивление греху.

Сегодня дух истины Божьей христиане могут получать через чтение и исследование слова Божьего, Библии, но это не только дух интеллектуальных знаний о Боге и о Христе Его, о Его законах и истории человечества. Это также и дух любви, справедливости, милосердия, кротости, долготерпения Божьего, который можно увидеть, почувствовать, понять, принять для себя и в себя через Писание и размышление над ним.
Многие читают Библию и получают знание о Боге через неё, но не многие познают Бога, принимая в себя Дух Божий, сокрытый в ней.

14:19,20 мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. Иисус предсказывает здесь своё воскресение и встречу с учениками после воскресения, во что мир верить не будет.

В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Ученики сейчас вряд ли могли понимать Христа, но он предсказал им всё, чему надлежит быть в скором будущем, чтобы они поняли его слова хотя бы в момент, когда произойдут определённые события: встреча с ним после воскресения и помазание святым духом в Пятидесятницу.

14:21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;
Любовь больше чувства долга. Но и любви на словах - мало. Она должна проявляться на деле. Если дел христианских не будет, если заповеди Христа, записанные в Библии, исполняться христианами не будут, значит, не любят они Христа, значит, и напрасны ожидания их о спасении.

и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иисус сам решает, кому, когда и в каком проявлении явиться, призывая своего ученика на исполнение какого-либо дела Божьего. Как, например, произошло с апостолом Павлом и с апостолом Иоанном. Но непременным условием откровения Христа кому-то является исполнение им заповедей Христовых, движимое любовью к Богу, ко Христу и к праведному образу жизни.

14:22-25 Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иуда (не предатель) искренне не понимает, если о Христе Божием должен узнать весь мир, то почему у Иисуса такая избирательность и нежелание явить себя миру?

кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих;
Иисус поясняет, что не ко всякому в мире благоволит Отец Его. Нежелание соблюдать заповеди Христа – оно само по себе и оттолкнёт Отца от многих. Отцу в конечном итоге решать, на ком взгляд Свой остановить и кому открыться через Христа:
те, кто очень сильно возжелают видеть и понять Отца, кто сможет взглянуть на всё Его глазами – те увидят Его через сына и в сыне.
А не желающим Его видеть и понимать – нет смысла и показывать Себя.

«Обитель» для своего «пребывания» сын с Отцом могут себе позволить сотворить только у того, кто способен вместить и оценить это духовное сообщество, не у всех подряд.
(потому и процесс избрания и призвания происходить будет на протяжении многих веков)

слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
Иисус поясняет, откуда у Отца такое требование к людям, чтобы они непременно соблюдали слово Христа: на самом деле слово Христа - это слово Отца его, Бога. Христос всего лишь в точности донёс слово Божье до земли.

14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам
Святой дух, посланный в помощь идущим к Богу, как и Христос шёл (во имя моё ) – и станет залогом тому, что Отец принял решение сотворить здесь, в этом человеке, «Свою духовную обитель».
Святой дух станет для христиан не только утешением и помощником в пути Христовом, но и все необходимые знания для этого пути - свыше предоставит -1Иоан.20,27

Ученики Христа, например, при помощи святого духа через много лет после общения со Христом на земле, смогли вспомнить всё, что потребовалось для написания Евангелий.
А апостол Павел, например, при помощи святого духа смог предоставить собраниям христиан правдивые разъяснения многих непонятных мест Ветхого Завета, свидетельствующих о замысле Бога в отношении Христа и принятия язычников.

14:27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
Иисус показал им внутренний мир СВОЙ или Божье мироощущение и миропонимание. Они отличаются от того, которое может дать кому-то безбожный мир. У не любящих Бога совсем другие представления о смысле жизни и способах её провождения.

Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
Иисус просит также учеников не паниковать от предстоящих событий, ибо он вскоре уйдёт к Отцу на небеса, и они должны будут привыкнуть жить лишь верою в него, но без его видимого присутствия. Это нелегко.

14:28,29 Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу;
Почему же это ученики, ЕСЛИ БЫ любили его, то возрадовались бы от сообщения «иду к Отцу», а не боялись бы ухода Христа и дальнейшей жизни без него?
Потому, что:
Отец Мой более Меня.
То есть, уход Христа к Отцу означал бы, что Иисус успешно справился с заданием своего Отца, который, будучи «более сына», имел полномочия послать его на землю и принять обратно после выполнения «операции» по спасению человечества.
Ученики радовались бы тому, что Иисус сохранил верность Отцу своему, что он останется жив, и пусть его не будет с ними на земле, и пусть им без него будет плохо, но он жив, и это - главная радость для любящих Христа.

Плюс то, что Отец более сына означает, что у Отца больше и полномочий и способностей и возможностей свыше помочь им всем ПОСЛЕ того, как воскрешённый к жизни Христос станет об этом ходатайствовать пред Ним на небесах.
А это тоже - немалый повод для радости.

Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
Очень важный момент. ПОВЕРИТЬ Христу - нужно ДО исполнения предсказанного пророчества или будущих событий. Чтобы ожидать его исполнения и распознать его, когда оно исполнится.

14:30,31 идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
Дьявол, действующий через Иуду Искариота, приближался к исполнению своего замысла погубить Божьего сына.
Однако князь мира сего не имел ни одного тёмного пятна во Христе, за что возможно было бы ему уцепиться и стащить Христа в ноги себе для поклонения.
В веке этом ему разрешено быть хозяином положения и иметь власть уничтожать тех, кто не поклонится ему ни при каких обстоятельствах.
В веке этом - смерть как праведному, так и грешному –Еккл.9:2. Но можно умереть, не будучи брошенными под ноги дьяволу - в поклоне ему. А для этого надо умудриться не дать ему места для зацепки в нас.

Надо сильно постараться: Иисус отмывает нас во многом кровью своею, но и омытым - всё равно отмывать «ноги» каждый день стараться придётся, причём – до самой смерти. Чтобы не дать дьяволу за них уцепиться. (см. разбор Иоанна 13:6-10 о значении умывания ног )

Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Иисус знал, что идёт на погибель, однако такую миссию ему поручил Отец его, и ради любви к Отцу он готов был к тому, чтобы погибнуть, исполняя волю Его о спасении человечества.