Нервные расстройства у детей: что должны знать родители. Как укрепить нервную систему и психику взрослому, ребенку? Как восстановить психику детей после


Как бы мы не хотели, мы не можем полностью защитить детей от страшных, болезненных и трагических событий. Болезни, смерть близких людей, развод и переезд, стихийные бедствия и насилие – всё это часть нашего мира, с которым детям тоже приходится сталкиваться.

Маленький ребёнок освобождается от негативных, травматических переживаний, когда плачет на руках у взрослых. Слёзы не только помогают сбросить напряжение, но и работают как обезболивающее – снижают и физическую и душевную боль. Дети старше 3-4 лет интуитивно находят способы снятия стресса: выражают свои переживания в рисунках и играх, возвращают себе способность активно действовать, а не быть пассивной жертвой, через «агрессивные» игры, разговоры о том, что пугает или беспокоит со взрослыми, которым доверяет.

Родители обычно очень беспокоятся о том, чтобы последствия пережитого стресса для ребёнка не оказались разрушительными и не оказали длительного негативного действия на дальнейшую жизнь ребёнка.

Что может делать родитель (или другой заботящийся взрослый), чтобы помочь ребёнку пережить трудное время:

9 шагов от травмы к нормальной жизни

1.Создавайте охранительный режим для нервной системы и телесный комфорт ребёнку. Постарайтесь ограничить активности, слишком возбуждающие нервную систему, такие как просмотр телевизора (из-за мелькания), походы в многолюдные места, слишком громкие звуки. Этот режим похож больше всего на режим выздоравливающего ребёнка после гриппа. Как после болезни все силы уходят на восстановление и выздоровление, также все ресурсы психики и тела после стрессового события брошены на его переработку. Частое питье и питание по чуть-чуть, больше времени на сон или пассивный отдых. На фоне стресса обычно снижается аппетит, но бывает, что ребёнок начинает есть больше обычного и таким образом ищет способы снизить тревогу и успокоиться. Комфортный ребёнку тактильный контакт, спокойное внимание и присутствие близкого взрослого, «вышагивание» тревоги в совместной прогулке с родителем – этого обычно достаточно, чтобы снизить тревогу и свести на нет «заедание стресса».

2. Поддерживайте разговор о страшном (стрессовом) событии. Слушайте спокойно, помогите восстановить последовательность событий. Называйте вещи своими именами, избегайте иносказательности и преуменьшения – «умер», а не «ушел», «развод», а не «ссора», «укол» – вместо «укольчик». Назовите словами чувства, которые мог испытать ребёнок: страх (испугался, стало страшно, ужасно), злость (разозлился, рассердился, возмутился, был взбешен), растерянность (растерялся, не знал, что делать), бессилие (ничего не мог поделать), горе (расстроился, горевал, было грустно, горько).

Если ребёнок травмировался (порезался, сломал руку или ногу, сильно расшиб лицо или коленку и т.д.) или стал свидетелем того, как кто-то пострадал по собственной неосторожности, не торопитесь учить безопасному поведению в подобных ситуациях. Сначала – отреагирование чувств, успокоение, и только потом – «организационные выводы» и профилактическое обучение. Пока сильны эмоции, обучение не эффективно.

3. Дайте возможность «легально» выражать агрессивные импульсы: лепите вместе из пластилина или глины, делайте грязевые «бомбы», рвите бумажки (например, для отрывной аппликации или чтобы утилизовать ненужные газеты), играйте с водой (вода снимает психомышечное напряжение), пальчиковыми красками (даже со «взрослыми» детьми), или песком.

4. Помогите восстановить активность в игре. Например, ребёнку пришлось пережить болезненные процедуры (уколы из-за инфекции), когда его или ее насильно удерживали и естественная активность ребёнка подавлялась. В этом случае может помочь игра-фантазия, в которой ребёнок будет играть роль успешного борца с инфекцией (взрослый может взять на себя роль «инфекции», а ребёнок с мечом, или вооружившись «заклинаниями» будет эту «инфекцию» побеждать). Ребёнок, переживающий разъезд родителей, может найти опору на свою активность в создании своего песочного «мира», расселяя кукол и зверей по норам, или фантазируя о том, как будет самостоятельно и по своей инициативе переезжать из страны в страну, чтобы встретиться со старыми друзьями.

5. Не бойтесь агрессивных игр и того, что игра-отреагирование может повторяться много раз. Исключение составляют агрессивные действия по отношению к живым существам (тянуть за хвост кошку, бить других детей или кусать взрослых, обзывать или оскорблять других людей и т. д.). Если ребёнок начинает проявлять жестокость к живым существам, необходимо не только останавливать непозволительное поведение, но и сразу предоставлять легальные альтернативы выражения агрессии.

6. Создавайте и поддерживайте опоры безопасности и предсказуемости жизни: режим, проговаривание ближайших планов, повторение (иногда по нескольку раз) последовательности предстоящих действий. В острой фазе проживания горя и сразу после стрессового события может быть временно снижение памяти, внимания – говорить стоит простыми, короткими фразами, повторяйте по необходимости несколько раз одно и то же.

7. Если ребёнок стал с трудом засыпать или жалуется на кошмары, то во время укладывания посидите с ним подольше. Даже если ребёнок уже большой и до события самостоятельно умел сам укладываться, для возвращения чувства безопасности ему или ей может временно понадобиться ваше присутствие рядом. Перед сном можно, ласково поглаживая ребёнка, повторять «опорные послания» от родителя к ребёнку: «Мама тебя любит, папа тебя любит, бабушка тебя любит…» Можно также проговаривать положительные качества ребёнка («хорош_ая, любим_ая, сильн_ая, красив_ая»), называя его или ее по имени.

8. Заботьтесь о себе, своем здоровье и эмоциональной стабильности – больше отдыхайте, отложите на время все несрочные дела и уделите время своему душевному и физическому здоровью. Перегруженный делами, уставший или сильно встревоженный родитель едва ли может дать ощущения безопасности и поддержать своего ребёнка. Этот пункт идет в конце списка, но по важности может быть является самым первым.

9. Обратитесь за помощью и поддержкой для себя и своей семьи. К психологу или врачу стоит обратиться, если симптомы (см. статью ) после стрессового события сохраняются больше месяца или мешают нормальной жизни семьи. Также можно обратиться к специалистам «профилактически», если событие угрожало жизни и здоровью (травма, ДТП, серьезное заболевание) или существенно поменяло основы привычной жизни ребёнка (смерть близкого, переезд в другой город/страну, развод и разъезд родителей).

Чем может помочь психолог : Психолог помогает ребёнку восстановить целостность самоощущения, опору на собственную активность и найти новые основы достаточного чувства безопасности. Детям постарше психолог помогает начать говорить о событии и осознавать свои чувства и реакции, маленьким детям, которые еще не могут словами описать свои переживания словами, условия для освобождения от переживаний, восстановления активности и целостности создает в игре, во время рисования, игры в песочнице. Также в ненавязчивой игре психолог обучает ребёнка навыкам саморегуляции, приёмам снижения тревоги и страхов.

Казалось бы, не существует аргументов в пользу физического наказания. Только прошив. Но отчего-то число детей, регулярно подвергающихся подобному „семейному насилию", не уменьшается, а, наоборот, растет. К сожалению, некоторые родители пытаются таким образом добиться послушания и уважения от собственных детей.

Сидя за столом в гостях, я заметила удивленный взгляд 3-летней Ани. Вероятно, ей не понятно слово „аплодисменты", которое упомянул в разговоре ее папа. Уже выйдя из-за стола, спрашиваю: „Ты не знаешь, что такое аплодисменты?" „Не-е". „А почему же не спросила?" На Аниных глазах выступают слезы: „Мешать нельзя, а то папа побьет".

В ребенка в прямом смысле слова вдолбили правило: к беседе взрослых нужно относиться с уважением — нельзя их перебивать. Но Аня не спросила про непонятное слово не из уважения перед отцом, а из страха перед наказанием. Сейчас для девочки безопаснее не проявлять инициативу, постепенно это станет привычкой. В ребенке разовьется пассивность, пропадет пытливость ума. А в школьный коллектив Аня придет „серой мышкой".

Бить или...?

Иногда ошибочное представление об эффективности физических наказаний создается потому, что дети часто перестают делать то, за что их бьют. Но это, к сожалению, вовсе не означает, что ребенок действительно понимает, что он плохо поступил!

Просто страх перед физической болью затмевает другие желания и стремления. Наказание в этом случае способствует развитию малодушия и трусости. Не слишком ли высока цена такого „послушания"?

Ах ты, вредина!

Ирина, воспитатель детского сада, мама 5-летнего сына, жестоко наказала мальчика ремнем за то, что он стащил деньги из ее кошелька. На вопрос: „Ты понял, что так нельзя делать?" — Миша, захлебываясь слезами, кивнул. Наказание возымело действие — к маминому кошельку он больше не притрагивался. Казалось бы, у мамы все получилось. Но ситуация имела свое (кстати, вполне типичное) продолжение.

Через некоторое время уже в бабушкином кошельке Миша стал подменять пятирублевые монеты рублями и копейками и утаивать от близких сдачу от покупки конфет. Со временем, попадая с родителями в гости, мальчик начал таскать деньги из карманов и кошельков хозяев. Ирина добилась лишь того, что порок стал тайным. Вообще появление отрицательных черт характера — серьезное последствие рукоприкладства. Ребенок может стать очень упрямым: упрямство формируется из протеста насилию.

Если родителям удастся совершенно подавить волю малыша, из него вырастет слабый человек с дурным характером, вечно недовольный собой и окружающими, всю жизнь мстящий за свое забитое детство.

Еще одно распространенное заблуждение взрослых — миф о „злой воле" детей. Будто бы „вредничать" и не слушаться доставляет ребенку удовольствие. Нередко родители за подобное поведение принимают интерес малыша к новым вещам, желание познавать мир. Действительно, иногда даже собственного ребенка нелегко понять.

Часто папе и маме не хватает аргументов, терпения или времени убедить малыша делать так, а не иначе. Не долго думая, в ход пускается ремень. Но ведь у каждого родителя есть свои приемы убеждения , воздействия на малыша. Конечно, их применение требует сил, времени, собственных нервов.

Но ведь психическое здоровье ребенка дороже!

Бывает, что взрослые наказывают малыша не регулярно, время от времени, совершенно не придавая этому значения. Скажи таким „воспитателям", что они бьют ребенка — возмутятся. Но ведь подзатыльники, шлепки по попе, по рукам — это тоже проявления насилия. Малыш еще острее переживает чувство обиды, унижения, если при наказании присутствуют посторонние. Так, походя, можно запросто искалечить родную душу. Неужели именно такую цель преследуют родители?

Конечно же, нет. Но многим детям приходится терпеть такие мелкие телесные наказания, может быть, и не очень болезненные, но очень обидные и негативно влияющие на психику малыша. Те, кто пережили кошмар детства с побоями, знают это чувство отчуждения, возникающее между ребенком и родителем. Рождаясь, ребенок доверяет миру. Побои подрывают эту веру, особенно потому, что исходят от мамы и папы, которых малыш считает своими друзьями. Если его так предают самые близкие люди, что же ждать от чужих? В будущем уже у взрослого человека возможны проблемы в отношениях с людьми.

Страх довериться и испытать при этом боль превышает желание сближаться с другими людьми, дружить и доверять им.

Физические наказания в детстве влияют на развитие патологической сексуальности. Например, на развитие садистских или мазохистских пристрастий. Чаще всего детей бьют по ягодицам, и неизбежно затрагиваются эрогенные зоны. То есть удары приходятся по той части тела, которая со временем призвана дарить эротическое наслаждение и радость.

Получается, что из-за боли и агрессивной психологической обстановки между физическим воздействием на зоны удовольствия и чувствами в подсознании ребенка устанавливается стойкая связь. А чувства эти — страх, обида, тоска. Появление сексуальных отклонений не обязательно, но негативная ассоциация любви и боли остается в памяти ребенка. Вырастая, такие дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, им сложно поддерживать настоящие, долгие, романтические отношения.

Некоторых родителей провоцирует на наказания то, что их самих били в детстве. Став взрослыми, они воссоздают модель воспитания своей семьи, подсознательно компенсируя свою обиду, причиняют боль собственным детям.

Так что, наказывая своих детей, папы и мамы закладывают бомбу замедленного действия по отношению к внукам. Мне приходилось разговаривать с уже взрослыми людьми, достигшими определенных успехов в жизни, чье детство было покалечено побоями.

Несмотря на жестокость родителей, они высказывали одобрение наказаний. „Ну и правильно делали, что били. Я был ужасным хулиганом, — говорит один из моих собеседников. — Где бы я сейчас оказался, если бы не родители?" Такое парадоксальное мнение можно объяснить. У малыша есть потребность любить маму, папу. Детское сознание вытесняет воспоминания о боли, страхе в область бессознательного, „обеляет" фигуры родителей. Для ребенка легче думать, что он заслужил наказание, нежели понять, что родные люди способны причинять такие телесные и душевные муки.

Так что поборникам физических наказаний не стоит обольщаться и думать, что дети действительно довольны тем, что их бьют. Счастье и благополучие детей в будущем зависит от того, каким было их детство. Дарите больше радости и любви своим малышам.

Человек рождается с потенциалом быть здоровым, уверенным в себе, но нормальная самооценка не присутствует у него в крови, она не передается генетически. Скорее наоборот: как новорожденные, так и дети более слабые, менее способны противостоять проблемам, чем старшее окружение. Маленький человек зависит от того, как родители воспитают его уверенность в себе.

Подавляющее большинство людей перешагивает порог взрослой жизни и независимости с более или менее заниженной уверенностью в себе. Родители, воспитывающие в детях здоровую самооценку, делают для малышей гораздо больше, чем различные психологические кружки, развивающие игрушки, мультивитаминные комплексы, отдых у моря вместе взятые. При этом, ответ на вопрос, как укрепить нервную систему и психику ребенка, очень прост: достаточно соблюдать несколько простых принципов.

Что такое уверенность в себе?

Откуда возникает уверенность в себе? Где ее истоки? Ответ на эти вопросы следует искать в детстве. Родители существенно влияют на то, пойдет ли их ребенок по жизни как психически устойчивый, уверенный в себе человек, знающий, чего и как он хочет достичь. Характер малыша формирует отношение к нему родителей.

Американский психолог, писатель Дэниэл Гоулман сказал: «Ребенок развивает уверенность в себе, когда родители доверяют его способностям, уважают его мнение в формировании семейной жизни. Только так он научится выражать свои пожелания и потребности. Самосознание формируется жизненным опытом».

Что означает уверенность в себе:

  • знание своего права на уважение, осознание обязанности уважительно вести себя по отношению к другим;
  • выражение и отстаивание своих чувств;
  • открытое, ясное отстаивание своего мнения, даже если другие имеют противоположные взгляды;
  • уважение мнения других;
  • открытое и свободное знакомство с другими людьми;
  • справедливое восприятие критики в свой адрес;
  • выражение своих пожеланий, потребностей;
  • умение сказать «нет».

Некоторые из взрослых людей испытали в детстве наказания, унижения, высокие требования родителей. Их собственный опыт поможет поставить себя на место ребенка, понять его чувства.

Как укрепить самооценку – основные правила

Для укрепления детской уверенности в себе важно соблюдать несколько основных правил. Они не сложные. Прежде всего, следует воспринимать ребенка, как полноценного человека, имеющего свое мнение. Также нужно повышать свою самооценку – если вы будете себя вести уверенно, станете примером для ребенка.

  • Осознайте, что все дети уникальны, не пытайтесь навязывать свои идеи.
  • Покажите свою любовь, даже если вам не нравится поведение малыша. Он должен знать, что может ошибаться: «Я поступил неправильно, но это не значит, что я плохой».
  • Не требуйте вещей, которые маленький человек в силу развития еще не способен сделать – в пять лет малыш не может убрать комнату так же, как в 15-летнем возрасте.
  • Не сравнивайте детей с братьями, сестрами, другими детьми. Это способствует конкурентному восприятию других, получению опыта из неудач.
  • Если ребенок совершает ошибку, покажите ему, как можно сделать лучше: «Послушай, может быть, попробовать по-другому?».
  • Воспринимайте детей так же серьезно, как хотите, чтобы воспринимали вас. Слушайте их, показывайте понимание.
  • Уважайте мнение ребенка, даже если оно не совпадает с вашей точкой зрения: «Я знаю, что ты думаешь по-другому. Как думаешь, сможем ли мы договориться, во сколько ты вернешься от друга/подруги?».
  • Дайте малышу почувствовать себя комфортно, когда он потерпел неудачу («Ты сейчас разочарован»), поощряйте его продолжать усилия («Попробуешь еще раз? Может быть, получится лучше»).
  • Не высмеивайте ребенка. Вы можете причинить ему боль.
  • Подчеркивайте, что важно быть довольным собой, независимо от похвалы и восприятия окружающих людей.
  • Создайте место, в котором будете регулярно рассказывать друг другу о проблемах. В этом месте каждый сможет высказать свою точку зрения.

Поддержка самооценки уже от рождения

Самый важный этап формирования уверенности в себе приходится на время, когда человек еще не осознает своей собственной идентичности – задолго до произнесения слова «мама». Решающий фактор правильного развития нервной системы – эмоциональная стабильность и отношения между родителями.

В этом контексте Даниэль Големан приводит следующий пример. Представьте себе двух матерей и их 2-х грудных детей посреди ночи в аналогичной ситуации. Малыш просыпается, плачет, хочет пить. Первая мать берет его на руки, прикладывает к груди, лелеет, терпеливо ждет, пока дите напьется. Она дает понять, что рада быть с малышом, несмотря на усталость. Младенец, удовлетворившись молоком и материнской любовью, скоро снова засыпает.

Другая мать (возможно, не желавшая рождения ребенка) реагирует на него с повышенной раздражительностью, нервозностью. Она встает резко, без положительных эмоций, во время грудного вскармливания смотрит перед собой, поглощенная собственными мыслями. Младенец чувствует напряжение, перестает пить. Мать, расстроенная из-за ненужного вставания, кладет малыша обратно в кроватку, он долго плачет.

Это две крайности, но ясно, кто из малышей будет убежден в важности своих потребностей, поймет, что мир – хорошее место для жизни. Большинство детей в некоторой степени переживают как положительный, так и негативный опыт. Но поскольку один из типов родительского поведения преобладает, у них развивается определенная форма доверия или недоверия к окружающей среде и самому себе.

«Каждое, даже едва заметное общение между ребенком и родителем, имеет некоторую эмоциональную окраску. Повторение эмоциональной связи постепенно создает у малыша собственные психологические установки, которые формируют его самооценку», – пишет Гоулман.

Уверенный в себе маленький человек более комфортно идет по жизни. Он более успешный в школе, на работе, у него больше социальных контактов, дружеских отношений. В будущем он может стать опорой для людей.

Ошибки – это нормально

Все дети любопытны и, при этом, неуклюжи, поэтому часто что-то ломают, рвут, разбивают. Позже в школе они совершают ошибки, забывают сделать уроки, неправильно решают примеры. Это естественные вещи, из которых не следует делать глобальную проблему. При правильном подходе они помогут детской психике укрепляться.

После совершенной ошибки превратите ее в полезное дело. Например, плохо решенный пример – причина сесть и посмотреть на них еще раз. Разбитая ваза приводит к объяснению того, что вращаться вокруг себя с машинкой на длинной веревке – это не очень хорошая идея и т.д.

Критикуйте поведение, но не личность в целом

Здоровая критика – это также способ укреплять психику. Это самое важное правило, но оно сложное для понимания и реализации: когда ребенок делает что-то неправильно, следует поддать критике его поведение, но никогда не личность в целом. На практике это выглядит так.

  • Неправильно: «Ты невозможный, неуважительный. Ложись спать!».
  • Правильно: «Послушай, меня злит тот факт, что ты все еще здесь. Ложись спать».

Критика – вот что укрепит нервную систему ребенка 5 лет и старше. Маленькие дети неспособны воспринимать ее должным образом.

Похвала

Заслуженная похвала – это проверенное «народное» средство повышения самооценки. Каждый человек, особенно в детские годы, должен чувствовать себя успешным. Поэтому хвалите малыша за прогрессы, которые он совершает. В области, которая у него пока не получается, ищите любую положительную мелочь, например, усилие и терпение. Оценка усилий важнее оценки результата. Результат часто зависит от других обстоятельств, влияющих на работу (сотрудничество, погода, доступность и т.д.), но усилие всегда является продуктом собственной воли.

Хвалите лично, от себя («Я рад, что ты вспомнил о Дне рождения бабушки», «Мне нравится, как ты рисуешь»).

Будьте примером

Поведение родителей сильно влияет на детей и их отношение к жизни. Если вы великодушно оставляете без внимания их ошибки, но нервничаете, ругаете себя при малейшем промахе, он будет находиться в смятении или «впитает» такое поведение. Аналогичная ситуация – критика другого родителя.

Идеальное воспитание может дать самоуверенный родитель. Но таких людей немного, как уже упоминалось выше. Осознав причины своей низкой самооценки, вы сможете улучшить восприятие мира малышом, передать ему то, что знаете, но не можете в полной мере применить.

Воспринимайте детей такими, какими они есть

А также себя, других людей. Уважайте личность, цели, способности, потребности; не судите. Каждый человек уникален. Попытка переделать кого-то недостойна, фактически она говорит ему, что он недостаточно хорош. Отсюда исходит неуверенность в себе. Ваш ребенок неуклюжий? Ну и пусть. Со временем ситуация либо улучшится, либо он преуспеет в чем-то другом (или нет), но все равно останется уникальным человеком. У него нет музыкального слуха? Ну и что? Все остальное ведь в порядке. Портить нервы себе и малышу из-за такой мелочи излишне.

Как родители могут навредить самооценке своих детей?

Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.

На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).

Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.

Дети в семье – это «губки», которые впитывают в себя все, что видят и слышат. Именно эти факторы и влияют на развитие психики ребенка. Поведение малыша отражает то, что происходит у него дома между мамой и папой или другими родственниками. Конечно, это не единственный показатель, стоит учитывать также еще генетические предрасположенности. Большое влияние на психоэмоциональное состояние вашего чада оказывает и его окружение, а также электронные гаджеты, которые дети берут в руки уже с первого года своей жизни. В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.

Детская психика – это важная составляющего общего здоровья ребенка. На нее все родители должны обращать должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями.

Как показывают результаты исследований психики ребенка, она начинает у него формироваться еще тогда, когда он развивается в утробе матери. На этот процесс влияет исключительно образ жизни будущей мамы, а также генетика. Малыш появляется на свет уже со своим характером и с первых дней начинает его проявлять. Сначала поведение ребенка обуславливается только его рефлексами, которые вырабатываются у него постепенно по мере роста:

  • В первые несколько дней у него есть только один рефлекс – сосательный. Характерными движениями губами он показывает маме, что голоден.
  • У него гораздо быстрее формируются чувственные рефлексы, чем двигательные. Сначала он начинает видеть, слышать, тактильно ощущать, а только потом учиться контролировать свои движения.
  • Когда период новорожденности заканчивается (это обычно происходит на 2 месяце жизни ребенка), он уже узнает, где его мама, папа. Проявляется активно рефлекс «оживления».
  • В период жизни ребенка до года на его психику сильнее всего влияют родители, которые должны правильно реагировать на его потребности. Малыш все повторяет за ними, подражает им. Ему очень важно внимание родственников на этом этапе жизни, чтобы он рос, полноценно развиваясь.
  • Ближе к году кроха уже пытается что-то говорить, потому что у него хорошо развиты связи между предметами, которые он чаще всего видит и держит в руках, и их названиями.

Особенности психики ребенка в 2-4 года

Когда крохе исполняется 2 года, то он уже не может восприниматься родителями просто, как ребенок. Это уже личность, которая активно заявляет о себе. Малыш требует, проявляет амбиции и характер. Все, что он видит вокруг. Воспринимается им близко к сердцу и откладывается в виде отпечатка на его психоэмоциональном развитии. Он во всем подражает своим родителям и познает мир посредством игры.

Именно в возрасте 2-4 лет у ребенка формируется социальная позиция. Если родители будут отталкивать от себя малыша, когда ему нужна помощь или внимание, то он просто станет замкнутым и не захочет общаться со сверстниками.

В этом возрасте начинает активно себя проявлять у детей «Кризис 3 лет», когда он хочет во всем проявлять самостоятельность. Именно так малыш доказывает, что он самостоятельный, взрослый. Родителям на это нужно правильно реагировать – не ругать, не наказывать, а проявлять исключительное спокойствие и поддержку. Даже если что-то ломается в процессе познания мира ребенка – это нормально. Если вы позволите ему все это, то он вырастет полноценным, раскрепощенным и любознательным человеком.

Особенности психики ребенка 5-7 лет

Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:

  1. Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду. Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
  2. Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.

В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.

Что оказывает влияние на психику ребенка?

Исходя из всего вышесказанного, получается, что на психику ребенка влияет несколько основных факторов:

  1. Семья. Если в ней царит гармония, любовь и взаимопонимание, то никаких проблем со здоровьем у ребенка не будет. Он вырастет спокойным, уравновешенным и любознательным человеком. Но если дома постоянные скандалы, или родители разводятся, то все это травмируем психику малыша. Он начинает думать, что никому не нужен, что его жизнь ничего не значит. Особенно сильно это понимание отражается на его поведении, если у сверстников хорошие семьи, в которых мама и папа любят друг друга. Вы обязаны контролировать все, что произносите вслух. Психологи выделили несколько фраз, разрушительных для психики ребенка. Их вы должны вообще исключить из своей лексики:
  • «Даже не плачь, потому что это ни для кого значения не имеет» — услышав такое, ребенок испытает страшное разочарование.
  • «Плохо, что ты совсем не похож на своего брата! Вот он молодец» — эта фраза просто убьет в ребенке все человеческое, он будет ненавидеть и вас, и брата, с которым вы его сравниваете. Под эту же категорию детей попадают и те, чьи родители все время пытаются сравнить своих чад с соседскими детьми.
  • «Ты постоянно все делаешь неправильно!» — если вы хотите, чтобы у ребенка развился комплекс неполноценности, и никогда не возникало желания исправлять свои ошибки, то можете, безусловно, говорить ему такие обидные вещи. Но вы поставьте себя на место ребенка. Как бы вы отнеслись к подобного рода словам.

  • «Мне из-за тебя стыдно!» — казалось бы, безобидная фраза, которая должна заставить вашего малыша задуматься о своем поведении. Но на самом деле, когда малыш слышит в свой адрес такие слова, он думает, что мама его не любит, потому что не воспринимает таким, какой он есть.
  • «Ты итак толстый/глупый/некрасивый» — если даже ваш ребенок имеет какой-то изъян, вы не должны акцентировать на этом внимание. Наоборот, предпринимайте всевозможные меры, чтобы он думал, что для вас он самый красивый, умный и лучший. Если вы этого делать не будете, то неуверенность в себе по жизни будет сопровождать вашего ребенка, он станет несчастным человеком.
  • «Зачем я только тебя родила!» — в порыве гнева многие родители могут сказать такую ужасную фразу. Особенно часто такие слова звучат в неблагополучных семьях, в которых изначально были сомнения – рожать ребенка или нет. Если ваш малыш когда-либо услышит подобное, он может просто свести счеты с жизнью или вырасти злым, мстительным и плохим человеком.
  • «Ты мне надоел! Я сдам тебя в детский дом!» — ребенку вообще не будет понятно, как он мог надоесть собственной матери или отцу! Это ненормально, родительский труд предполагает, что на пути воспитания ребенка будут возникать множественные трудности, но это не позволяет ни маме, ни папе говорить обидные слова своему ребенку.
  1. Окружение. Если малыш постоянно пребывает в одиночестве, ему не позволяется общение с другими детками, он не видит ничего, кроме своих игрушек, бабушек и дедушек, то развиваться полноценно он не может. Он однозначно замкнется в себе и будет расти в какой-то мере аутсайдером, потому что никто не будет его воспринимать нормально.
  2. Интернет и электронные гаджеты. Чаще всего у детей нарушается психика, потому что они подолгу проводят время у экранов телевизора, с телефоном или планшетом в руках. Это очень удобно, конечно, для родителей, которые заняты работой – включить мультфильм ребенку и оставить его в своей комнате. Но ученые свидетельствуют от обратном. Они утверждают, что влияние компьютера на психику детей пагубное. Ему можно позволить всего несколько минут в день просидеть за игрой или за просмотром мультфильма. Даже если вам кажется, что то, что смотрит ваш ребенок, никак не повлияет на его мировоззрение, вы должны осознавать, что влияние мультфильмов на психику детей огромное. Они начинают подражать героям, на которых смотрят, повторять их поступки. А ведь современные мультипликационные передачи не всегда построены на основах морали и духовных ценностей.

Если вы заметили какие-либо расстройства психики ребенка, незамедлительно обращайтесь к детскому психологу, чтобы исправить ситуацию, пока не поздно. Если явных нарушений в поведении своего малыша вы не наблюдаете, это не значит, что повода для беспокойства нет. Периодически проводите несложный тест, который поможет вам понять, в каком состоянии находится психика вашего ребенка. Что нужно делать:

  1. Попросите своего ребенка нарисовать портрет семьи. Дайте ему карандаши, фломастеры и чистый лист. Потом проанализируйте, что у него получилось. Обращайте внимание на все детали – какого размера человечки, что вокруг них, какие цвета малыш использовал. Все это отображает, как он воспринимает свою семью и себя в ней. Если вы увидите, что он себя нарисовал очень маленьким, почти незаметным, при этом использовал темный цвет фломастера, а вокруг себя нарисовал странные значки, то срочно обращайтесь к специалистам. Если вы не можете расшифровать, что значит изображение, которое сотворило ваше чадо, тоже обратитесь к психологу. Он точно вам скажет, стоит ли вам переживать, или все с вашим крохой хорошо.
  2. Попросите своего малыша нарисовать на листе бумаге дом, дерево и человека. Обратите внимание на все детали каждого рисунка:
  • Дом – это отображение того, как ребенок воспринимает себя в этом мире. Если малыш нарисовал старый дом, это значит, что ему некомфортно жить. Если дом вдали, значит, малыш не знает, какое место в семье ему отводят родители. Если дом красивый, новый и расположен на переднем плане рисунка, это говорит о том, что ему все нравится, и он счастлив.
  • Дерево – отображение того, что тревожит ребенка. Если он нарисовал голое дерево без листьев с тонким стволом, который разукрасил в темный цвет или небрежно заштриховал, это говорит о том, что в душе у вашего малыша живет страшная тревога, которая не дает ему полноценно развиваться.
  • Человек – отображение того, как он относится к своей семье. Обратите внимание, красивый ли получился человечек, какие у него руки, ноги, волосы, выражение лица. Эти детали вам подскажут, любит ли ребенок своих родителей, или он испытывает уже по отношению к ним какой-то негатив.

Есть еще много разных методик, но их лучше проводить в кабинете профессионального психолога, который сразу же проведет анализ психоэмоционального состояния малыша и поможет вам найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

Видео: «Психика ребенка»

Вопрос психологу

Мне 35 лет, замужем, двое детей старшей дочери 6 лет, младшей 4,5. У меня продлемы со старшей дочерью. С мужем прекрасные отношения. Дети были долгожданными. С первой была очень строга, даже думаю очень. Заметила в 6 месяцев, что когда старшая хочет спать крутит волосы, а к трем годам стала закручивать узелки и вырывать, а теперь еще начала грызть ногти, она порой говорит что не хочет жить, или уйдет из дома, и что ее никто не любит, даже мы. убеждаю что это не так, ведь мы ее очень любим. Уже год как я перестала ее наказывать (ставить в угол, дергать, хлопать по попе)Никакого насилия. Стараемся всегда говорить и показывать свою любовь , но ничего не помогает. она говорит, что не любит себя. КАк ей помочь? Нам страшно, такая маленькая, а говорит о таких серьезных вещах. Помогите пожалуйста. Заранее благодарим.

Ответы психологов

Здравствуйте, Ольга! Вам нужно обратиться с ребенком к детскому психологу по месту жительства. Самостоятельно, без квалифицированного сопровождения Вы не измените ее самоотношение.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Ольга.

Лучше всего, конечно, обратиться к психологу очно и поработать с ним не только девочки, но и Вам самой. Маленькие дети часто своим поведением отражают внутреннее состояние мамы. Из того, что Вы можете пока сделать самостоятельно:

Чаще говорите ребенку, что Вы ее любите

Обнимайте ее, целуйте, тискайте (увеличьте физический контакт с ребенком)

Выделите только ее время, т.е. время когда Вы делаете вместе с ней то, что ей интересно не отвлекаясь на другое

Понаблюдайте после чего она грызет ногти и вырывает волосы (когда ей становится плохо, чего ей не хватает)

Обратите внимание на себя. Как Вы относитесь к себе? Любите ли Вы себя? Заботитесь ли Вы о себе? Часто ли Вы себя ругаете? Помните, ребенок - отражение семьи .

Желаю Вам удачи. С уважением, Саида.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2

Здравствйте, Ольга! Обычно появление второго ребенка отвлекает внимание мамы от первого и тогда ребенок начинает себя вести так, чтобы привлечь к себе это внимание. Кручение волос может говорить о том, что девочка испытывает какие-то некомфортные чувства и не имея возможности их выразить, направляет их на себя. Ощущение себя нелюбимой могло сформироваться после рождения второго ребенка, а может было и раньше, когда Вы наказывали ее, Вы сами пишете, что были строги к ней. Разные дети могут по-разному реагировать на наказание, невнимание, все зависит от темперамента и характерологических особенностей. Чтобы у девочки не сформировался невроз, обязательно сводите ее к детскому психологу , нужен грамотный и опытный специалист. Удачи вам!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте,Ольга!

Реакции вашей дочери говорят о неврозе. Обратитесь к невропатологу.
Попытайтесь оценить ваши отношения с мужем и в семье в целом. Общая семейная обстановка, способна оказывать влияние на девочку. Возможно,что ваши, даже минимальные конфликты или ссоры с мужем, разногласия, через чур бывают громкими.
Безусловно, соглашусь с коллегой, что ваше отношение к девочке повлияли на ее самочувствие несмотря на то, что "Уже год как я перестала ее наказывать (ставить в угол, дергать, хлопать по попе)Никакого насилия."
Ребенка нельзя "дергать". Благодаря взрослой силе, вы. сотрясали ее организм. Весовые категории разные и т.д. Такое отношение ослабевало нервную систему и травмировало ее позвоночник (надо проверить), могли быть не значительные смещения..... позвоночник еще хрящевидный и окостенелость происходит к 12-14 годам. Любое, легкое изменение, могло повлиять на общую картину самочувствия и состояния ребенка.
Девочку "хлопать по попе", да и мальчика тоже, нельзя. Даже легкий шлепок по мягкому месту способен производить прилив возбуждения и кровь к половым органам , создавая тем самым в том месте проблемы со здоровьем , влиять на психику. Которые, если не сейчас, то, возможно, позже могут проявиться. Любое насилие с ребенком не проходит бесследно. Необходимо учиться налаживать взаимопонимание со своим ребенком.

С уважением к вам!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0