Как справлял народ свадьбу на Руси: русские свадебные традиции и обычаи. Свадебные обряды в русских традициях


Постепенно исконно русские свадебные традиции возвращаются в жизнь современных людей – кто-то стремится быть поближе к своим предкам, другие следуют за модой, третьи просто интересуются историей своего народа.

Русская культура богата на свадебные традиции и обычаи – в давние времена бракосочетание было грандиозным событием, которое проходило по заранее намеченному плану, соблюдавшемуся всеми парами.

Как подготовиться к свадьбе и не сойти с ума? Скачать бесплатный чек-лист. Он поможет упороядочить подготовку и сделать все спокойно и в срок.

Я согласен с политикой конфиденциальности

Некоторые из этих обрядов забылись, другие видоизменились, но есть и те, которые дошли в первозданном виде. Будущие молодожены могут удивить своих гостей, применив часть из этих традиций на собственной свадьбе.

Суть обрядов

Практически во всех культурах мира есть предписания по поводу свадьбы. Веками вырабатывались и русские свадебные традиции и обычаи, которые предписывали будущим молодоженам правильно одеваться и вести себя во время бракосочетания. При этом практически ни у кого из молодых людей не возникало даже мысли противоречить народной мудрости, и все принятые этапы свадьбы неукоснительно выполнялись каждой парой.

Сейчас отголоски такого послушания встречаются лишь у немногих народов, при этом большинство традиций претерпели изменения – стали менее жесткими и безоговорочными. Жених и невеста вольны самостоятельно решать, как будет проходить их свадьба, а про женитьбу по указу родителей все и вовсе забыли, как про страшный сон.


Русские свадебные традиции соблюдаются на бракосочетании в большинстве своем, как дань прошлому.
Невесты надевают белоснежное платье, а женихи проходят испытания от подружек своей возлюбленной, потому что так принято. Конечно, и от этих традиций бывают отступления, но все же часто можно встретить именно такой расклад событий.

В других случаях обычаи применяются для свадьбы, если она организуется в конкретном стиле. Пары стали серьезней подходить к сценарию своего бракосочетания, поэтому нередко устраивается тематическое торжество. Если оно проводится, например, в английском, французском, мексиканском, индийском или итальянском стиле, то можно перенять и некоторые традиции этих народов, чтобы создать яркий антураж.

В большинстве же своем каждая современная свадьба оказывается сотканной из обычаев разных стран. Какие-то этапы бракосочетания, например, обмен обручальными кольцами, существуют еще с древних времен, другие появились всего несколько столетий назад. Если раньше свадьба проходила в замкнутом мирке конкретного народа, то теперь границы праздника расширяются.

Какие есть обычаи

На Руси свадьба праздновалась не меньше недели, а в подготовке к ней участвовала вся деревня. Каждый человек знал, какая роль ему отведена, и в итоге получалась слаженная работа без заминок и суеты. Сейчас такое уже не встречается, поскольку каждое торжество проходит на свой манер, а раньше сценарий был одним для всех.


Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство.
Жених вместе со своими друзьями и семьей приходил в дом к невесте и спрашивал благословения на свадьбу у родителей девушки. Ее саму о желании выйти замуж никто не спрашивал – ей надлежало только продемонстрировать свои хозяйские способности и принять волю матери и отца.

Сватовство

На сватовство жених приходил не с пустыми руками – он приносил помолвочное кольцо. Считалось, что если невеста примет его, то свадьбе быть, но на самом деле все уже заранее было решено главами семейств. Если жених приходил без кольца, это заставляло семью девушки задуматься по поводу того, что он сможет обеспечить их дочь.


Если брак планировался с предварительной договоренности семей, то это был лишь символический этап события.
Если же девушка и юноша сами принимали решение о женитьбе, то могли получить и отказ в благословении. В этом случае у них было два варианта – либо повиноваться воле родителей, либо ослушаться их, за чем обычно следовал полный разрыв отношений с семьей.

Наряд невесты

Подвенечный наряд невесты был особенным. Сейчас принято видеть виновницу торжества в белоснежном платье, но это европейская традиция, на Руси облачались в красное.

Свадебный распорядитель

Раньше на Руси все невесты облачались в сарафан красного цвета, который символизировал счастье и плодородие. А вот белый цвет считался символом траура и печали.

Елена Соколова

Предсказательница


Считалось, что сколы, рельеф и трещины на обручальных кольцах привлекут несчастья и неурядицы в семейную жизнь молодоженов.

Тамара Солнцева

Фату могли надевать только те девушки, которые выходили замуж впервые, поскольку этот атрибут считался символом непорочности. Еще раньше фату заменяли почти непрозрачной шалью. Невеста надевала ее при выходе из родительского дома и не снимала до самого замужества, поскольку считалось, что в этот период она остается без защиты и уязвима перед злыми духами, а под шалью они не смогут ее отыскать.


Обручальные кольца

К обручальным кольцам тоже предъявлялись особые требования. Они могли быть из любого материала, но неизменным оставалось одно – поверхность должна быть гладкой, без рельефа, камней, сколов или царапин.

В период с момента сватовства и до свадьбы у невесты было много забот. В первую очередь ей нужно было расшить рушник, который будет использоваться во время благословения, а затем останется в семье молодоженов, как оберег от горя и несчастья. Вручную расшивалась и рубаха, которую затем надевал жених на свадьбу.

Заботы жениха

У юноши тоже была своя подготовка к бракосочетанию, хоть и не такая скрупулезная – ему требовалось собрать богатый букет для своей возлюбленной. Флористических магазинов раньше не было, поэтому растения добывались из садов родственников и соседей, причем они не могли отказать жениху. Он преподносил в день свадьбы, а затем девушка выбирала оттуда самый красивый бутон и прикрепляла к рубахе своего суженого. Это прообраз свадебного букета и бутоньерки, но сейчас невеста вряд ли доверит возлюбленному выбор цветочной композиции, поскольку она должна сочетаться со всем образом в целом.

Жених ехал за своей будущей женой на торжественном поезде. Железных дорог в деревнях не было, это просто символическое название процессии, в которую, помимо самого юноши, выходили его братья, друзья и родственники, кроме родителей. Они оставались дома, чтобы осуществить последние приготовления к празднованию.

На всем пути проезда ему устраивали препятствия, например, в виде телеги посередине дороги. Жених откупался от предприимчивых соседей вином, брагой, конфетами или монетами. В доме невесты, кстати, ему тоже не открывали ворота добровольно, а иногда еще и прятали невесту, отдавая ее только за внушительный выкуп.

Венчание

Свадьбой в прямом смысле этого слова считалось венчание в церкви. Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога.

Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном – овсом, ячменем, просо и т.д. Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл.

Застолье

Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе – это застолье. На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни. В приоритете была не только демонстрация своего финансового благополучия, но и стремление накормить всех гостей досыта. Учитывая, что празднование длилось несколько дней подряд, у родителей жениха было много забот и расходов.

Во время застолья происходило много разных русских свадебных обрядов и обычаев, но можно отметить один из самых ярких – совместное битье посуды. Молодожены и их гости целенаправленно разбивали глиняные горшочки и кувшины.

В старину на Руси все свадебные обряды имели глубокий смысл. В определенный период проведение народных свадеб было запрещено царской властью, и многие свадебные обычаи и традиции русского народа были утрачены, в наши дни даже свадьба в русском стиле будет сильно отличаться от того, как праздновали ее много веков тому назад. Как же было раньше и какие свадебные обряды существуют сегодня? Обо всем по порядку.

Свадебные традиции русского народа

Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд.

  • Смотрины. В старину женились рано, замуж выходили еще в более раннем возрасте: иногда невесте не было и 10 лет. Если учесть этот факт, нет ничего удивительного, что будущую жену для юноши выбирали его родители. Выбор этот редко основывался на благосостоянии семьи невесты. Считалось, что было бы здоровье, а остальное молодые наживут сами. Главное, чтобы невеста была здоровой работящей и не «криворукой». Аналогичные ожидания касались и жениха. Нередко выбор падал на девочку из соседнего села, с которой до этого жених даже не был знаком. Поэтому смотрины были важной частью свадебной традиции. Если невеста жениху приглянулась, то наступал второй этап – сватовство.
  • Сватовство. Во многом этот обряд сохранился в неизменном виде. В роли сватов выступали наиболее представительные члены семейства жениха или уважаемые односельчане. Вместе с родителями жениха и им самим они шли в дом невесты. «У нас купец – у вас товар!» — объясняли они цель своего визита. Если родители невесты ничего против сватовства к их дочери е имели, они приглашали сватов в дом. В противном случае вежливо отказывали, мотивируя, например, тем, что «товар еще не поспел». Пригласив сватов в дом, накрывали стол. Все члены семьи в это время уже были дома, так как свататься приходили вечером, когда уже наступала пора запались свечи, и исключительно в «легкие» дни, которыми считались вторник, четверг и суббота. Кстати, у невесты в этот момент была возможность выразить свое отношение к идее выдать ее замуж за того, кто ищет ее руки и сердца: если жених был ей не мил, то она могла уйти к себе и вернуться к столу уже в будничной одежде. Не всегда это мнение было решающим, но иногда оно учитывалось.
  • Сговор. Во время сватовства материально-бытовые вопросы не обсуждались. Для обсуждения деталей проводилась еще одна встреча родителей жениха и невесты. Если удавалось обо всем договорится, то на стол выставлялась бутылка спиртного, и договор закреплялся уже за столом.
  • Мальчишник и девичник. Девичник с точки зрения обрядовости имел большее значение. Существовала традиция, что невеста с подругами шла в баню. Так она прощалась с девической жизнью. Для нее делался веник, украшенный ленточками, цветами. Считалось, что если какая-то из подруг первой успевала попариться веником после невесты, то следующей замуж выйдет она.

Важно

Традиция кидать и ловить свадебный букет – заимствованная. У русского народа такого свадебного обычая не было.

  • Свадебная шкатулка . Наутро жених присылал невесте свадебную шкатулку с фатой, кольцом и венчальными свечами. Эта традиция – не самая старинная, она относится к более или менее поздним и наблюдалась не везде. В шкатулку помимо важных свадебных атрибутов могли были быть вложены украшения для волос, сладости.
  • Свадьба (венчание). Утром девушка надевала траурные одежды, оплакивала свое девичество. Подруги в последний раз заплетали ей одну косу. По некоторым источникам, именно в траурной одежде невеста и отправлялась под венец, а потом переодевалась. Другие утверждают, что под венец она шла уже в праздничном венчальном наряде, и это мнение представляется в большей степени заслуживающим доверия. Свадебный наряд невесты на Руси был ярким, в нем преобладали красные, зеленые цвета. Это был расшитый сарафан и рубаха с длинными рукавами, которая могла быть и белой.

Важно

Традиция надевать на свадьбу белое платье появилось лишь в 19 веке – этот обычай был русским народом заимствован из европейских стран.

Жених тоже одевался необычно: головной убор его был украшен цветком или ширинкой (расшитым платочком), подпоясывался он рушником (полотенцем(, вышитым, как правило, руками невесты.

  • Выкуп невесты. Обряд достался в наследство от времен язычества. Этот мини-спектакль о том, как жених вызволяет суженную из потустороннего царства, хотя сегодня эта символика полностью утрачена. Но и сейчас он должен преодолевать препятствия, выполняя задания подруг невесты, торговаться. Чем ожесточеннее борьба и торг – тем крепче будет брак, гласят поверья.
  • После принятия русским народом христианства, важным этапом свадебной традиции стало венчание. Это было законное оформление брака.
  • После венчания молодоженов осыпали дождем из зерна и хмеля, что должно было сделать их брак счастливым и богатым. Родители невесты благословляли молодую семью с иконой, а родители жениха встречали молодых с караваем .

Интересно

Свадебный каравай пекся по особому обряду. Тесто для него месили каравайницы – замужние женщины, счастливые в браке, то есть имеющие много детей. В печь каравай ставил женатый мужчина. Этим самым каравайники делились с молодыми семейным счастьем.

Молодые кусали от каравая по кусочку в знак родства и единения. Обычай мерить, кто откусил больше, и по этому признаку определять, кто будет главой семьи, появился намного позже. Раньше главой семьи мог быть только мужчина – без вариантов.

  • Брачная ночь . Она скрепляла брак фактически. Наутро после нее били горшки. Если горшок разбивался легко, это считалось признаком целомудренности невесты. Чем больше было черепков – тем счастливей, считалось, будет брак. Сегодня этот обычай сохранил лишь часть своей символики и трансформировался: осколки по-прежнему символизируют счастье новой семьи, а способность невесты быстро и аккуратно их замести – о ее умении и хозяйственности.

Утром после брачной ночи молодая жена заплетала уже две косы и, уложив их вокруг головы, надевала головной убор, который носили уже замужние женщины.

Свадьба издревле считалась самым главным событием в жизни. Православие не предусматривает возможности развода, поэтому женились люди лишь один раз. И хотя наша религия продвигает целомудрие и воспевает непорочность, во время празднования молодежи разрешались некоторые веселые вольности.

В дохристианскую эпоху обряд женитьбы символизировал расцвет природы и плодородие. После Крещения Руси некоторые языческие элементы сохранились, к ним добавились новые традиции. И в богатых семьях, и у простых крестьян, решение важного вопроса выбора спутника жизни главы семейств оставляли за собой. Но не все было так плохо. Молодые понимали сложившийся порядок и находили свои способы склонить отца к выбору полюбившегося суженного или суженой.

Русская свадебная традиция

Во все времена обряд женитьбы делился на несколько частей, растянутых во времени. Каждый этап требовал не только определенных слов и действий, но и других обязательных атрибутов – костюмов, подарков, украшения помещений или средств передвижения. Основные этапы:

  • Обручение
  • Подготовка
  • Свадебный поезд
  • «Покупка» невесты
  • Гуляние и пир
  • Второй день свадьбы – блинный

Весь процесс занимал от одной недели до трех месяцев. У крестьян даты расставлялись в соответствии с церковным и сельскохозяйственным календарями. Участие принимали не только родственники, но и друзья жениха и невесты.

Особенной красотой, торжественностью и великолепием отличался центральный этап – венчание.

Свадебные костюмы

Важная роль отводилась одежде участников церемоний. Главные цвета – красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый – женскую чистоту, непорочность и красоту. Тканые вещи украшались причудливой вышивкой с символическими узорами.

Интересно, что в Древнем Риме и Средневековой Европе красный цвет одежды могли позволить себе только очень богатые люди. Краситель добывался из раковин средиземноморских моллюсков и стоил дорого. На Руси красная краска делалась из кармина, вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже из бедняков, могла позволить себе шикарный наряд красивого, темно-красного цвета.

Наряд невесты

Молодая обувала на ноги сандалии, лапти или шерстяные валенки, в зависимости от сезона. Ближе к началу ХХ века часто стали использоваться кожаные сапожки.

Под одежду невеста надевала рубаху из домотканого полотна. В те времена еще не существовало нижнего белья, его функции выполняла эта деталь гардероба. Повседневные рубахи были простыми и грубыми. Другое дело – свадебная. Невеста начинала украшать и вышивать свои наряды еще до того, как определялась дата венчания. Чаще всего применялись нитки красного и желтого цветов.

На рубаху надевался сарафан – платье с лямками, не без рукавов. Он мог состоять сразу из нескольких частей и обычно имел клиноподобную форму. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, самое узкое место сарафана находилось вверху, в районе груди. А самое широкое – у земли. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях – белый или черный с обилием разноцветной вышивки.

Поверх сарафана надевали передник, который служил своеобразной «визиткой» невесты. Девушки тратили годы на украшение его вышивкой. Весь костюм стягивался одним или несколькими поясами.

Отдельно стоит отметить головной убор новобрачной. Практически во всех регионах России женщины носили кокошники. Могла отличаться только форма или декоративные элементы. По традиции, невеста должна была снять кокошник только перед своим будущим мужем, на церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодоженов венцы и начинал обряд. В разных губерниях кокошник называли сорокой, кичкой, повойников. Но суть всегда была одна и та же – твердый околыш и цветастая ткань, украшенная бисером.

Наряд жениха

Если в западных странах молодой надевает невзрачный костюм и теряется в пестрой толпе, то на русской свадьбе его одежда выделяется сред других. Главный элемент – красная рубаха или косоворотка. В холодное время года ее мог заменить кафтан того же цвета. Часто для пошива костюма использовалось не грубое сукно, а тонкая и изящная льняная ткань. Рубаха жениха тоже украшалась вышивкой, но в меньшем количестве, чем у невесты. Чаще всего тонкий слой вышитой ткани покрывал только ворот. Богатые люди зимой надевали шубы.

На ноги жених надевал штаны или как говорили на Руси – портки, часто черного цвета, и сапоги. Нижняя часть мужского костюма не имела особого значения.

Головной убор жениха – обязательно шапка, вне зависимости от сезона. Меха всегда стоили дорого и являлись признаком достатка. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, украшенную бархатом или жемчугом, даже летом. Простые люди носили шапки из войлока.

Русский свадебный обряд в деталях

Интересно, что многие традиции дожили до наших дней. Но, хотя форма их осталась почти прежней, суть полностью изменилась.

Если сейчас сваты приходят добиваться согласия молодой, то раньше они шли за благословением отца. Приходили обычно не родители жениха, а его родственники или знакомые, обладающие самым высоким социальным статусом. Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии.

Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. «У вас товар, у нас купец» или «У вас курочка, у нас петушок». Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом. Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю – будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род.

Смотрины

Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап – это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь.

Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе – родители жениха ехали (после сватов) к родителям невесты.

В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь.

Обручение в русской традиции

Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» – отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам».

Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств.

Подготовка

(Подготовка невесты к свадьбе )

Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное.

Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни.

«Свадебный поезд»

Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.

«Выкуп» за невесту

В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.

В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.

Венчание в церкви

Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем. На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.

Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.

Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.

Гулянья, пир и второй день свадьбы

Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».

Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям. В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей. Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.

Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей.

Два любящих сердца решили создать новый союз. Впереди множество приятных хлопот по подготовке торжества. Самое время вспомнить, какие существуют В России большинство пар старается придерживаться хотя бы самых основных. Все обычаи несут в себе смысловую нагрузку, о которой мы часто уже не помним, выполняя все неписанные правила, скорее, по привычке, чтобы было, как у всех. Попробуем разобраться, что символизируют обычаи и традиции на свадьбе в России.

Свадебное платье

Первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь свадебные традиции в России, - это свадебное платье. Романтичное и воздушное, скромное и невинное, роскошное и элегантное - оно может быть любым, главное, чтобы невеста чувствовала себя в нем самой красивой в свой день. Несмотря на это, большинство девушек выбирают белые наряды. И лишь в редких случаях соглашаются на то одеяние, в котором кто-то уже выходил замуж. Обычно это мамино платье, если у нее сложился счастливый брак. Почему именно белое и новое? Цвет этот символизирует юность и невинность. Поэтому многие женщины, выходя замуж во второй раз, выбирают синий или вариации цвета шампанского, считая, что свой белый наряд они уже надевали. Новое платье символизирует новую жизнь, которая начинается со дня заключения брака.

Кстати, белый цвет в традиции свадьбы в России пришел из Европы. Издавна наши девушки выходили замуж в красных платьях, что символизировало плодородие. Мода изменчива, в том числе и на свадебные образы. Многие современные невесты стремятся уйти от традиционных цветов, добавляя к своему наряду яркие или, наоборот, нежные ленты или другую отделку. Красный сейчас выбирают только самые неординарные и экстравагантные особы.

Фата

История фаты как атрибута свадебного наряда насчитывает около двух тысяч лет. Римские невесты скрывали лица под вуалью в знак скромности, целомудрия и тайны. Лишь после церемонии муж мог снять эту завесу с любимой. На Востоке же фата не украшала молодую, а держалась между будущими супругами, чтобы они не могли касаться друг друга до своей первой ночи.

Свадебные традиции в России обязывают невест, первый раз выходящих замуж, надевать фату. Если брак второй, то это становится ненужным. Сегодня к этому обычаю относятся уже не так серьезно. Фата воспринимается, скорее, как аксессуар, дополняющий прическу, наряду с диадемой например. Иногда вместо нее надевается маленькая вуалька, прикрепленная к шляпке. Можно и вовсе обойтись без этого элемента гардероба.

Старое и новое, взаймы взятое и немножко голубого

Этой фразой традиции в России описывают в целом наряд невесты. «Новое» - это, несомненно, платье - символ вхождения в чистую и светлую семейную жизнь. «Старое» - обычно это украшения, передающиеся в семье от матери к дочери. Не обязательно вести речь о фамильных бриллиантах, вполне допустимо использовать какую-то деталь материнского свадебного наряда. Эта вещь будет символизировать связь между поколениями, ту частицу родительского тепла, которую они вложили в свою дочь и которую она принесет в свою собственную семью. «Взаймы взятое» - это вещица, которую одолжили подруги. Она будет означать, что рядом с молодой семьей всегда будут друзья и близкие люди, всегда готовые помочь и поддержать. Голубой же цвет в наряде является символом мира и гармонии в будущей семье. Он может использоваться в отделке платья и аксессуарах. Часто надевается голубая подвязка.

Кольца

Свадебные традиции в России, как и в других странах, не обходятся без обмена кольцами. Молодые люди, собирающиеся пожениться, сегодня выбирают украшения из драгоценных металлов - золота, серебра, платины, гладкие или с камнями, украшенные резьбой и гравировкой. И все же традиционные обручальные кольца - гладкие, без вставок и украшений. Почему же так? Кольцо - бесконечная прямая, без начала и конца. Оно символизирует долгую будущую семейную жизнь. Каждый камешек или неровность, по народным поверьям, означают какое-то несчастье на пути молодой семьи, так как кольцо замкнутое, неприятности будут повторяться раз за разом, по кругу. Вот и выбирают чаще всего гладкие ободочки.

Благословение

Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Именно оно дает счастливую путевку в семейную жизнь. Отсутствие же родительского одобрения до сих пор может считаться весомой причиной для того, чтобы свадьба не состоялась. Каждого из молодоженов утром в день торжества должны благословить матери или крестные.

Выкуп

Как и много лет назад, современная традиционная свадьба в России не обходится без обряда испокон веков существует в нашей стране. Он символизирует переход девушки из родительского гнезда в семью мужа. Сакральный смысл этого обряда практически утерян, сейчас выкуп превратился в веселое действо, рассчитанное на развлечение гостей. Жениху приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы справиться со всеми заданиями, которые приготовили ему подруги невесты. Часто они помогают продемонстрировать, как хорошо будущий муж знает любимую и какую райскую жизнь он ей обещает. Если задание не выполнено, приходится откупаться деньгами или конфетами - от самых маленьких участниц. Подмогой жениху выступают его друзья. Порой им удается прорваться, пропустив часть заданий. В любом случае выкуп - один из самых веселых обрядов.

и бутоньерка жениха

С букетом невесты связаны лучшие русские свадебные традиции (и самые красивые). Раньше жених составлял его сам. Он мог нарвать цветов в поле или попросить любого из соседей срезать понравившееся растение в саду. В такой просьбе обычно не отказывали. Сегодня редкая девушка позволит жениху заказать букет в салоне без ее одобрения, все же он является одним из главных свадебных аксессуаров и должен гармонично вписаться в образ. Жениху же не позволяется видеть платье заранее, поэтому он вряд ли сможет подобрать цветы самостоятельно.

Впервые свою роль букет играет на выкупе невесты. Когда будущий счастливый супруг преодолевает все препятствия, он дарит свой букет любимой. Выкуп прекращается в тот момент, когда она берет букет в руки - это означает согласие. Дальше девушка должна вынуть один цветок из букета и приколоть его на грудь жениха. Отсюда пошла традиция бутоньерки. Она всегда состоит из тех же цветов и сходным образом оформлена.

Обычай бросать в толпу незамужних подруг букет невесты, и второй - подвязку друзьям жениха, пришел к нам из Европы. Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают. Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы.

Осыпание молодоженов зерном

После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз. Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран. Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же. Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье.

Хлеб-соль

При входе в дом, где будут жить новобрачные, молодых ожидают родители жениха с хлебом-солью - праздничным караваем. Его украшают изображением лебедей, гроздьями рябины и другими символами богатства, верности и плодовитости. Хлеб символизирует богатство и благополучие, которого желают молодой семье, а соль должна защищать их от злых сил. Молодые должны откусить каждый по кусочку каравая и съесть. Есть и примета - кто больший кусочек ухватит, тот будет главой семьи.

Есть и другие свадебные традиции в России, связанные с прибытием в новый дом. Жених непременно должен перенести невесту через порог на руках. Этот обычай должен защитить ее от сглаза, болезней и прочих напастей. Если девушка не вошла на своих ногах, то ее и не было в этом месте.

Еще для молодых расстилали шубу мехом вверх - символ богатства. Кто первый на нее встал на колени, тот и глава семьи.

Битье посуды на счастье

Многие в России родом из деревень. Обычай бить посуду на счастье тоже оттуда. На второй день после торжества было принято бить глиняные горшки. Если посудина разбилась, значит девушка вышла замуж чистой и непорочной. Если даже трещины не появилось, на невесту могли начать наговаривать. Считалось, чем больше осколков, тем больше счастья встретят молодые на своем пути.

Новые свадебные обряды

В каждом городе существуют свои вариации свадебных традиций и свои места, куда молодые обязательно должны заехать во время прогулки после ЗАГСа. В их числе обязательно фигурирует мост, через который жених должен перенести невесту на руках, чтобы она не коснулась ногами земли. Часто на ограждения моста вешаются замочки с указанием даты свадьбы и именами молодоженов. Вместе они запирают их и выбрасывают ключ в воду, как бы скрепляя свой союз и выбрасывая единственную возможность его разрушения. Иногда на счастье привязываются ленточки на деревья.

Сакральный смысл свадебных обрядов зачастую уже никому не известен. Их воспринимают лишь как старые добрые традиции и способ увеселения гостей. И все же большинство пар, вступающих в брак, стремятся следовать известным им обычаям, веря, что так смогут сделать свой брак более удачным.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.В старинной свадебной песне, исполнявшейся на девичнике, говорится:

Лей-полей, Волга-река,
Волга-река, во круты берега!
Побереги, родной батюшко,
Ты свою Федосью-душу!
Сегодня у Федосьи-души да девичь вечер,
Завтра у Петровны поведенный день:
Поведут Федосью-душу ко суду Божью,
Ко суду Божью, ко злату венцу,
Страшно стоять, страшно стоять у суда Божья!
От суда, от суда Божия - к чужому батюшку,
Ко чужому батюшку, ко неродному.
У суда Божья голова болит,
Под златым венцом ноги ломятся!

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два подружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учавствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Масло . Андрей Рябушкин .

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В. Максимов , 1875

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Маковский К. Е. 1883.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе пир в родительском доме молодухи продолжался.

Обережные обряды

  • Чтобы обмануть тёмные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.
  • Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви.
  • Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
  • Чтобы домовой принял молодую в новую семью - необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
  • От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
  • Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.
  • Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником .

Пословицы и поговорки

  • Свадьба и смерть - сёстры.
  • Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться).
  • Страшно видится: стерпится - слюбится.
  • Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.
  • Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.
  • Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!
  • Жениться - не лапоть надеть.
  • Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.
  • Дай бог с кем венчаться, с тем и кончаться.
  • Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трёх-семи лет).
  • В девках сижено - горе мыкано; замуж выдано - вдвое прибыло.
  • Женился на скорую руку да на долгую муку.
  • У старого мужа молодая жена - чужая корысть.
  • Мужчина, коли хоть немножко казистее чёрта, - красавец.
  • Много женихов, да суженого нет.
  • Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова?
  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
  • Не бери жену богатую, бери непочатую!
  • Первую дочь бери - по отцу, по матери, а вторую - по сестре!
  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)!
  • Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно.
  • Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
  • Горько вино, не пьётся (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).
  • Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит.
  • Дождь на молодых - счастье.
  • Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).
  • Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
  • Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.
  • Монах на свадьбе зловещ для молодых.
  • Обручальное кольцо под венцом уронить - не к доброму житью.
  • Подвенчальную свечу берегут, а зажигают её для помощи при первых родах.
  • Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
  • Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).

1.Русские свадебные обряды

2.Смотрины

4.Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие