Стоит ли нагружать ребенка кружками? Как выбрать оптимальный режим занятий и «кружков» для ребенка, чтобы, с одной стороны, он был увлечен чем-либо, а с другой, не перегружен? Почему нельзя перегружать ребенка 7 лет занятиями.


История из жизни: «Не давить, а помогать»

Алла: «Старшего сына, он еще и первый внук, сразу после рождения вся многочисленная родня кинулась развивать всевозможными способами: с полутора лет Монтессори, с трех лет спортивная гимнастика, потом перешли в бальные танцы, потом в ДЮСШ, на плавание. Везде он показывал прекрасные результаты. Но! До поры до времени. Пока не начиналось давление: «Быстрее! Выше! Сильнее!».

С февраля пошел сам, по своему личному выбору в кружок по авиамоделированию. И доволен. Мы приняли решение больше на него не давить, что выберет, тем пусть и занимается.

А вот с младшей дочкой все было иначе. На ранние развивашки я с ней не ходила, на том, что она чего-то не делает в срок, не зацикливалась. Она поздно заговорила, годам к двум только. Зато сейчас в классе лучше всех учится.

А вот с сыном был грех, оглядывалась я на то, что у других дети умеют делать, а мой не умеет. Сейчас дочь уже второй год занимается в художественной школе, очень любит занятия, не идет туда, а летит.

А есть ли детство?

Наверное, все зависит от того, чего родители хотят от своего ребенка: гордиться им, задавая высокую планку и получая чувство собственного удовлетворения – вот какие мы родители! – или чтобы он был счастливым, независимо от уровня достигнутой им планки.

Психолог Александра ВИНОКУРОВА говорит о том, что многие впадают в крайности. Одни таскают свое чадо на всевозможные кружки и секции. Не дают ему вырваться из окружения многочисленных учителей, воспитателей, тренеров. Тут есть еще один момент: чтоб по улице не шатался, чтоб времени у него не оставалось на всякие детские шалости, чтоб выматывался так, чтобы мыслей лишних в голове не появлялось. Каким вырастет такой ребенок в результате? Наверное, везде будет бегать с телефонами и ноутбуками, даже в отпуске. Ведь его не учили отдыхать, расслабляться, получать удовольствие. А что он будет вспоминать о своем детстве? И есть ли оно у таких детей?

А другие родители относятся к своим детям как к тепличному растению: велосипед – это опасно! Коньки – о, ужас! На горку не лезь – упадешь! Любой вид спорта травмоопасен! Это не трогай, туда не ходи, сюда не смотри, а лучше сиди в манеже, гуляй на балконе, еще лучше совсем не гуляй – на балконе тоже опасно! А что в итоге? Вырастает замкнутый, капризный, избалованный неумеха, не приспособленный к жизни.

Переутомление – враг ребенка

Психолог отмечает, что стремление родителей сделать жизнь ребенка полной, насыщенной, учить и развивать вполне оправдано. Но!

- В последние годы жалобы на то, что «жизнь тяжелая» и «ничего не хочется делать» все чаще и чаще можно услышать от школьников. Появились даже дошкольники-шестилетки, которые на вопрос, хочет ли он идти в школу, отвечают, что в школу они идти не хотят, так как к шести годам они уже успели походить и на математику, и на логику, и на психологию, и на плавание, и на хореографию и бог знает на что еще. А хотят они в детский сад, потому что там можно играть, лепить, рисовать. А самое главное – никуда не спешить.

А кому оно надо?

Родители, стремясь всеми силами подготовить ребенка к школе, начинают его водить во всевозможные группы раннего развития, где дошкольники часто просто проходят программу первого класса. Маме и папе так хочется, чтобы их ребенок учился не в обычной школе, а в «особой» - саха-корейской, к примеру.

- Ребенок заучивает нужное, а потом быстро это забывает, при этом постоянно испытывая негативные переживания оттого, что ему все время нужно что-то запоминать, учить, пересказывать. Дети перестают быть любопытными, любознательными. С другой стороны, родители не просто так выбирают школы со сложной программой, таскают детей по кружкам, студиям и спортивным секциям. Современный мир предъявляет к человеку повышенные требования: чтобы хорошо устроиться в жизни, нужно получить хорошее образование и обзавестись высокооплачиваемой работой. Поэтому, желая своему ребенку только хорошего, родители часто загружают его с самого раннего, еще дошкольного, детства.

Ребенок должен заниматься теми видами деятельности, которые являются для данного возраста ведущими. В отечественной психологии под ведущим видом деятельности понимается та деятельность, которая в данном возрасте способствует максимальному развитию ребенка: его личности, способностей, потребностей. В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра. Именно она способствует максимальному развитию личности ребенка. И что особенно важно, не только его интеллекта, а всех сторон личности.

Нагрузка для ребенка должна быть посильной. Прежде чем отдавать ребенка в какую-нибудь престижную гимназию или школу с углубленным изучением языков или предметов, родителям важно понять: будет ли такая нагрузка адекватна именно для их ребенка? Здесь важно учесть и особенности здоровья ребенка, и возможности его психики, и личностные особенности. Желательно проконсультироваться с педиатром, психологом, логопедом, опытным педагогом. Эти специалисты подскажут, какая программа подойдет ребенку, какая нагрузка будет для него оптимальной.

К тому же школьной программой родители часто не ограничиваются: записывают детей во всевозможные кружки и студии, занятия с репетиторами. У многих детей время, которое они проводят, обучаясь в школе, кружках и студиях, часто превышает нормы рабочего времени взрослых! «Музыкалка» в первую смену, школа - во вторую, тренировки и бассейн по вечерам, потом домашние задания и спать... Зашкаливающая нагрузка приводит к стрессу, болезням, апатии. Дети не хотят ничего делать, в школу идут без настроения, бросают кружки и готовы часами сидеть перед компьютером или телевизором, безучастно наблюдая за происходящим на экране.

Те же дети, придя в обычную общеобразовательную школу, где нагрузка адекватна их возможностям, часто заинтересовываются процессом учения, им нравится получать знания, они втягиваются в этот процесс.

- Ведь даже если ребенку сложно, но в итоге все получается, то он будет стремиться заниматься, учиться, тренироваться, - говорит психолог. - Именно радость от преодоления трудностей помогает с ними справляться. Впоследствии эти дети поступают в университеты или колледжи, становятся хорошими специалистами. А главное, они ощущают себя счастливыми людьми и с удовольствием вспоминают свое детство.

НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ РЕБЁНКА КРУЖКАМИ И СЕКЦИЯМИ #родителям_на_заметку @logopedexpert 🙁Если ребенок начинает хуже учиться, спустя рукава делает уроки, становится невнимательным, а педагоги упрекают его в расхлябанности, то мы, как правило, устраиваем чаду взбучку, ругая его за лень. А между тем, ребенок может быть и не виноват: вдруг он просто-напросто устает? Ситуацию комментирует школьный психолог Джульетта Есипян. «Родителям часто не приходит в голову, что ребенок тоже может утомиться, что учеба его перегружает, - комментирует психолог. - Они обычно убеждены, что, если возникают какие-то проблемы в учебе, - это от лени и недостаточного прилежания. В результате взрослые заставляют школьника учиться из-под палки, и к переутомлению добавляется еще и нервный стресс». В наше время считается хорошим тоном отдавать детей на разные кружки. Кроме того, в школах часто проводятся дополнительные занятия. Маленький человечек занят с утра до вечера: в первой половине дня школа, после обеда - факультативы, вечером - кружки... Неудивительно, что, когда дело доходит до приготовления школьных уроков, ребенок делает их формально, может чего-то недоучить, не довести до конца... В школе ему тоже трудно собраться, его внимание рассеивается, он может неправильно решить задачу, с запинкой прочитать текст, невпопад ответить на вопрос учителя, заработав замечание... Увы, родители нередко бранят ребенка, не разобравшись толком в ситуации. Как-то мать одной девочки пожаловалась мне на то, что ее Ксюша в первом классе хорошо училась, а во втором все время зарабатывает замечания от учительницы: то не успевает вовремя написать контрольную, то во время объяснения материала не слушает, а смотрит в окно... Успеваемость школьницы понизилась. Из разговора выяснилось, что девочка, помимо обычных уроков, посещает еще факультатив по английскому языку, а также ходит на рисование, музыку и танцы. Рабочий день Ксюши, как правило, начинался в восемь утра и заканчивался в восемь вечера. Кроме того, некоторые кружки она посещала даже по субботам. Не всякому взрослому выпадают такие нагрузки! К счастью, после того как я поговорила с Ксюшиной мамой, семья отказалась от музыкальной школы и хореографического кружка, которые девочка посещала только по желанию родителей, не имея к этому особой склонности, и продолжала ходить только на английский и в изостудию, что нравилось ей самой. В другой семье родители постоянно кричали на сына, если он недостаточно хорошо делал уроки. Мальчик непрерывно находился в стрессовом состоянии и на занятиях в школе никак не мог сосредоточиться. Наконец, они догадались обратиться за консультацией к психологу. После того как взрослые изменили свое поведение, стали разговаривать с ребенком более спокойным тоном, перестали на него давить, ситуация в школе значительно улучшилась. ️Итак, что же следует предпринять, чтобы ребенок не уставал во время школьных занятий? Вот какие рекомендации дает психолог. 1. Избегайте перегрузок! Два кружка в неделю - вполне достаточно. Если их будет больше, учеба, возможно, начнет страдать. Конечно, есть такие замечательные дети, которые всегда и все успевают. Но не стоит рассчитывать, что ваш ребенок попадет в их число. У каждого свой «потолок». 2. Следите за режимом дня! В рацион детского питания обязательно должны входить фрукты и овощи. Ребенок должен получать их ежедневно. Зимой следует давать ему витамины. Приучите ребенка делать утреннюю зарядку. Не пренебрегайте прогулками: лучше пусть он лишние полчаса побегает с друзьями, чем будет это время корпеть над уроками. 3. Не забудьте, что ребенок должен отдыхать! Поэтому между приходом из школы и походом на кружок или приготовлением уроков должен быть перерыв не менее двух часов. 4. Научите ребенка планировать свое время. Составляйте с ним график на каждый день недели, учитывая не только занятия и кружки, но и время на еду, спорт, отдых и общение с друзьями. 5. Заведите домашнее животное, уход за которым будет под силу вашему ребенку. Как показывает опыт, это хорошо дисциплинирует. Кроме того, общение с животным хорошо снимает усталость и дает заряд бодрости. 6. Если ребенок без видимых причин вдруг стал хуже учиться, стал рассеянным и невнимательным, получает замечания от учителя, прежде чем ругать его, расспросите его самого о причинах этого. Возможно, он вовсе не ленив, а действительно устает. Тогда нужно принять соответствующие меры, как указано выше.

Тема, вынесенная в заголовок, весьма актуальна сегодня. Нынешние родители, то есть мы с вами, с одной стороны, стремясь получше подготовить свое чадо к будущей взрослой жизни, а с другой, отчасти соревнуясь друг с другом, чей ребенок умней, развитей и лучше, порой теряют меру в организации дополнительных занятий. «Три раза в неделю карате, он же мальчик, два раза английский ― это необходимо, два раза танцы ― у него получается, и два раза театр ― он его любит». Это еженедельная нагрузка одного третьеклассника. Довольно обычная нагрузка. Дополнительная, подчеркиваю, нагрузка! Потому что основная ― это пяти- или шестидневная школьная неделя плюс домашние задания.

Такие перегрузки, конечно, не проходят бесследно. Дети устают, болеют, срываются, а в более старшем возрасте, к примеру, просто теряют всякое желание посещать кружки и секции. Есть и менее очевидные, более отсроченные последствия. Вырастая в таком бешеном ритме, человек так и не научается встречаться с собой, обнаруживать свои желания, анализировать свою жизнь, мечтать и просто отдыхать. Когда он становится взрослым, он так же до отказа набивает свой день работой, спортклубом, любыми встречами и занятиями, позволяющими избежать мгновений одиночества. Если такой человек заболевает и не может крутиться как та белка в колесе, он может испытать панику или депрессию ― оставаться наедине с самим собой он не умеет. Так же страдают навыки общения ― на английском или в бассейне особо не подружишь, а времени «на безделье» составленный родителями график школьнику не оставляет.

Итак, как понять, адекватно ли загружен ваш ребенок:

достаточно ли он спит? Высыпается ли? Перефразируя классика, никакие дополнительные занятия не стоят сна ребенка.
остается ли у него время на прогулки?
есть ли у ребенка 1–2 часа в день для себя? Когда он сам выбирает, чем заняться, и никто не вмешивается, не регулирует его поведение. Это позволяет не только восстановить силы, но и почувствовать себя хозяином собственного времени, а не заложником графика.
нравятся ли ребенку его кружки, секции и т. п. ? Не забывайте, основная деятельность ребенка ― учебная. И в ней он нередко и помногу делает то, что ему не нравится, и то, что он не выбирает.
есть ли у вашего чада возможность общаться со сверстниками не в школе и не на дополнительных занятиях? Поболтать по телефону, назначить встречу, пойти в гости, организовать игру?
есть ли у ребенка хотя бы 1–2 дня в неделю, когда он никуда или почти никуда (кроме школы) не идет? Просто побыть дома, в своем безопасном и уютном пространстве, замедлиться и восстановить силы ― потребность большинства детей и взрослых.

Вот и прошёл первый учебный месяц у школьников, студентов, а также их родителей. У большинства школяров вместе с учёбой начались дополнительные занятия, репетиторы, музыкальные и спортивные кружки. Родителям же необходимо вместе с ребёнком составлять расписание уроков и секций, чтобы не перегрузить чадо и не шантажировать запретами посещения кружков, если ученик начал отставать в учёбе.

Мне всегда было интересно, почему у всех детей время на учёбу уходит одинаковое, а учатся все по-разному. И очень часто бывает так, что отличники успевают ходить в несколько кружков, участвуют в общественной деятельности школы, отстаивают честь учебных заведений на олимпиадах. А есть дети, которым не хватает времени элементарно выучить устные предметы. О кружках и секциях не может быть и речи.

Что это? Завышенная планка у детей? Нереализованные мечты родителей о золотой медали? А может хорошая учёба - первые шаги на пути к мечте? Ответить на эти вопросы я попросила ученика 7 класса петропавловской школы Славу Перенко , а так же его маму Наталью.

Фотография этого ребёнка на доске почёта висит в школе все 6 лет обучения. Такими детьми гордится учебное заведение и родители. Отличник, дисциплинированный и ответственный молодой человек. В свои 13 лет у него достаточно грамот, медалей и благодарственных писем.

- Слава с первого класса учится на отлично. Скажите, вы усердно занимались с детского сада?

Наталья: Он с детства был любознательный. В четыре года решил, что ему нужно выучить алфавит и научиться читать. Специальными методиками мы не пользовались. Всё происходило по принципу «вопрос-ответ». Причём вопросы задавал Слава. С этого же возраста он начал мне писать письма. Большие. Книги читали мы друг другу по очереди. Никакого принуждения. Заинтересованность у ребёнка всегда была. Это было самостоятельное, добровольное желание, которое мы просто поддержали всей семьёй. Никакого напора с нашей стороны никогда не было.

- Учёба всегда даётся легко?

Слава: Нет, конечно, не всё. Иногда у меня возникают трудности. Самая большая - пересказать что-то. Выучить и применить правило - вот это легко! А вот с пересказами бывает трудновато.

- Наталья, уроки вместе, наверное, делаете?

Нет, никогда не делали. Причём с первого класса. Всегда сам приходил со школы, садился и делал. Проблем никогда не возникало.

Всю начальную школу дети изучают обществознание. И с этим предметом в большинстве случаев помогают родители. Ведь порой ответы на письменные задания находятся не в учебнике.

Наталья: Мы старались приучать Славу к самостоятельности. Если возник вопрос по окружающему миру и нельзя найти ответ в учебнике, нужно обратиться к Интернету. Естественно под нашим руководством. Но запросы набирать самому, искать на сайтах нужную информацию тоже самому. И в зависимости от необходимости переписывать материал в тетрадь, либо собрать связный текст из нескольких источников и распечатать. В домашнем задании главное для нас было, чтобы ребёнок всё делал сам.

- А в целом на уроки сколько времени уходит?

Слава: Минут 30-40. Это если не задано сочинение, которое можно написать за 20 минут. Стихи тоже занимают немного больше времени.

- Назови 3 вещи, которые по твоему мнению отвлекают ребёнка от учёбы.

Слава: Даже не знаю. На уроках это должен быть неболтающий сосед по парте. Дома - доступный WI-FI. А самое главное - лень. Она очень отвлекает от учёбы.

Наталья также называет отвлекающими факторами окружающее общество, современные технологии, особенно игрушки в телефонах, и лень.

- А какие у тебя гаджеты? Как и когда ты ими пользуешься?

У меня есть и телефон и планшет. Но телефоном чаще пользуюсь, как средством связи.

- То есть в игры ты не играешь?

Почему же. Играю. Я же ребёнок. Я просто знаю, что всему своё время.

Наталья: Поговорка «Делу время, потехе час» - это про Славу 100%. За растраченное впустую время я никогда не переживаю.

- Сейчас осталась любовь к книгам? Ты читаешь?

Читаю, если книга интересная. У меня много энциклопедий. Вот классические книги почти не читаю, только школьную программу. Думаю, если бы у меня было больше времени, я бы с удовольствием читал.

- Помимо отличной учёбы в школе у тебя есть ещё увлечения?

Я занимаюсь в музыкальной школе и рукопашным боем, ещё играю на гитаре, фортепиано, пою в хоре.

- Какие успехи у тебя в увлечениях?

Слава: Я часто выступаю с хором в различных конкурсах и фестивалях. Мы всегда занимаем призовые места. Меня приглашали в составе другого хора на Международный хоровой конкурс в г. Сочи.

Наталья: В этом году будем смотреть, как у нас получится петь. Начался переходный период. Формирование голоса, ломка. Всё будет зависеть теперь от этих изменений.

Слава: Рукопашный бой мне очень нравится. У меня много грамот и медалей.

- Сколько лет ты живёшь в таком ритме?

7 лет. На рукопашный бой папа начал меня водить ещё в 5 лет, до школы. А музыкальная школа началась вместе с общеобразовательной.

- Как ты организовываешь свой день?

Слава: Я пишу расписание учёбы, музыкальной школы и секции и вешаю на рабочем столе. Порой мы это делаем вместе с мамой.

Наталья: На начальном этапе расписание формировала я. Разговаривала с педагогами, советовалась, когда удобнее будет ходить в тот или иной кружок. Сейчас этот процесс проходит немного проще.

- Не могу не задать этот вопрос. Ты хочешь ещё куда-либо ходить? Что тебе ещё интересно?

Слава: Я бы с удовольствием ходил на информатику. Некоторые мои одноклассники ходят в этот кружок при школе. Вот это думаю было бы мне очень интересно. Ребята хорошо владеют фотошопом, изучают разные программы: занимаются более интересными вещами, нежели на обычных уроках.

Наталья: С этого года нам придётся втиснуть в наше расписание дополнительную физику. Этот факультатив будет при школе. Предмет нам будет нужен для поступления в вуз. Впрочем, как и рукопашка. Слава с детства грезит профессией пилота гражданской авиации. Поэтому особый упор уже сейчас делаем на определённые предметы. В семье мы поддерживаем все стремления и начинания сына. Наш папа очень хотел быть пилотом. Но сами понимаете, в 90-е годы не каждая семья могла себе позволить отправить учиться ребёнка в другой город. Так что можно сказать, что Слава воплотит папину мечту. Уже сейчас мы знаем критерии для поступления, физические, интеллектуальный данные, знания, умения и навыки, которыми должен обладать пилот.

- Слава, а тебе не кажется, что для тринадцатилетнего ребёнка это очень большая нагрузка?

Слава: Мне иногда кажется, что действительно всего много. Но то, что у меня всё получается, даёт силы и желание заниматься дальше.

Наталья: В такие моменты я стараюсь поддержать сына. Всегда напоминаю ему, ради чего он это всё делает. Ведь если есть мечта, надо делать всё для её осуществления. Вот Слава и делает.

Ты самокритично относишься к выполнению домашнего задания? Ведь 30-40 минут - это очень мало. Или же у тебя бывает прочтение устного предмета «для галочки»?

Слава: Я понимаю, что на любом уроке меня могут спросить. И там эта «галочка» совсем мне не поможет. Да и стыдно становится в такие моменты. Поэтому стараюсь таких неловких ситуаций избегать.

- Какой у тебя любимый предмет в школе?

С этого года у нас началась алгебра. Вот это для меня очень интересно: вычислять, думать, решать. А труды, думаю, нравятся каждому мальчишке.

- В своём классе ты единственный отличник. Нравится ли тебе, когда тебя ставят в пример?

Слава: Мне не нравится, когда меня ставят в пример. А уж тем более, когда говорят, чтобы на меня ровнялись. Тоже мне равнение… Нужно просто контролировать себя, быть организованным. И учёба наладится сама собой.

- Как ты думаешь, что должен уяснить для себя ребёнок, чтобы учёба была не в тягость?

Во-первых, сначала надо сделать уроки, а уже потом заниматься своими делами. Во-вторых, стараться всё делать на максимум своих возможностей. Отвечать побольше, слушать учителя, стараться не отвлекаться. И в-третьих, не быть самонадеянным. Проверять себя и быть самокритичным.

Василина Ящук