Ребенок пошел в садик комаровский. Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все “за и против” – мнение психологов


Период адаптации ребёнка к детскому саду вызывает массу вопросов у родителей. Что ждёт малыша вдали от мамы? Как помочь ему приспособиться к новой обстановке? Процесс привыкания сопровождается определёнными особенностями, изменениями в поведении малыша. Существуют физические и психологические приёмы, помогающие родителям обеспечить быструю и безболезненную адаптацию детям разного возраста.

Что представляет собой период адаптации

Адаптацией называется процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке, питанию, режиму дня. Для ребёнка посещение детского сада - это своеобразный стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив, разлука с любимыми родителями. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть ко всему этому.

Важно! Родители могут помочь своему ребёнку безболезненно и быстро перенести сложный период. Помните, что адаптация - это не только психологический процесс, но и физический.

Доктор Комаровский об адаптации к детскому саду (видео)

Степени адаптации

Все дети привыкают к детскому саду по-разному. Кому-то достаточно побыть всего день в новой обстановке, чтобы вечером весело рассказывать маме о своих приключениях и радостях общения с новыми друзьями. Однако большинство детей привыкает постепенно. В большинстве случаев период адаптации сопровождается слезами и нежеланием ребёнка идти в сад. Переживания родителей усиливаются, если малыш начинает часто болеть.

Можно выделить три степени адаптации крохи к детскому саду:

  1. Лёгкая адаптация. В этом случае ребёнок привыкает к новому месту за 3–4 недели. Период не сопровождается сложностями со здоровьем, изменениями в поведении малыша. Легко адаптирующийся ребёнок:
    • быстро находит контакт с воспитателем;
    • отпускает маму без слёз и капризов;
    • не боится заходить в группу;
    • находится в стабильном эмоциональном состоянии;
    • рассказывает родителям о произошедшем за день;
    • легко контактирует с другими детьми;
    • интересуется игрушками в группе.
  2. Адаптация средней тяжести. Период привыкания характеризуется частыми проявлениями болезней на фоне стабильного эмоционального состояния. Ребёнок не испытывает сильного психологического дискомфорта от нахождения в новом коллективе, но часто простужается. Связано это с попаданием в организм новых бактерий и вирусов, которые «приносят с собой» другие дети. Для малышей, постоянно посещающих садик, эти вирусы не опасны. У вновь пришедшего ребёнка непривычные его организму бактерии способны вызвать заболевание. Длится такая адаптация приблизительно полтора месяца и отличается следующими признаками:
    • малыш не всегда идёт на контакт с воспитателем;
    • плачет короткое время после расставания с родителями, быстро переключается на активную игровую деятельность;
    • напряжение перед игрой или общением длится несколько минут, по истечении которых ребёнок начинает активно взаимодействовать со взрослыми и ровесниками;
    • адекватно реагирует на замечания или обращения;
    • лишь изредка нарушает нормы и правила поведения, привыкает находить общий язык с ровесниками и взрослыми.
  3. Тяжёлая адаптация. Сопровождается физическими недомоганиями и негативными эмоциональными проявлениями. Малышу тяжело контролировать эмоции. Он часто плачет и категорически отказывается расставаться с мамой и идти в детский сад. Признаки тяжёлой адаптации:
    • ребёнок не идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Минимальное общение возможно лишь в присутствии родителей;
    • по утрам малыш долго плачет, не переключается на предлагаемые ему игрушки;
    • в течение дня постоянно вспоминает о членах семьи, которые заберут его из группы;
    • замыкается, отказывается контактировать с окружающими, брать игрушки и участвовать в играх;
    • при замечании или поощрении воспитателя пугается, ищет поддержки у мамы.

Пережить тяжёлую адаптацию помогут педиатр, детский психолог и невролог. Важно значение имеет положительный настрой взрослых.

Положительный настрой родителей помогает ребёнку быстрее адаптироваться

Возможные проблемы

Существуют определённые трудности, с которыми сталкиваются родители, отдающие детей в детский сад:

  • капризы. Дети, поначалу с удовольствием посещавшие сад, могут внезапно отказаться идти туда снова. Своё несогласие они выражают слезами, истериками. Связано это с тем, что ребёнок изначально воспринял поход в садик как временное явление. Вдоволь наигравшись и осознав, что мама каждый день будет оставлять его в новом месте, малыш устраивает «протест». В этом случае не стоит идти на поводу у детских эмоций. Спокойно объясните, что вам нужно на работу, день он пробудет в интересном месте с друзьями;
  • отказ от еды. Непривычная пища в детском саду часто вызывает негативные эмоции у вновь пришедших детей. Есть маленькие привереды, отказывающиеся есть весь день. Постепенно ребёнок начнёт пробовать предлагаемую еду. Родителям, столкнувшимся с такой проблемой, следует плотно накормить малыша утром;
  • отрицательные эмоции: крики, слёзы, истерики. Негативные проявления закончатся, когда малыш поймёт - вы обязательно придёте за ним вечером. Многие дети поначалу боятся, что мама ушла и не вернётся. Этот страх, кажущийся взрослым смешным, может серьёзно беспокоить маленького ребёнка. Успокойте кроху, обещайте обязательно прийти вечером. Сами тоже сохраняйте спокойствие, дети прекрасно всё чувствуют.

Полное привыкание наступает не ранее, чем через 1–2 месяца после начала посещения детского сада. Весь этот период родителям важно оказывать всяческую поддержку ребёнку. Ведь именно от мамы малыш ждёт одобрения и утешения при возникновении любых трудностей. Какую помощь могут оказать родители?

Совет: приобретите одежду и обувь на кнопках или липучках. Это позволит ребёнку справиться с одеванием быстро и без посторонней помощи.


Особенности в зависимости от возраста

Дети начинают ходить в сад в разном возрасте, это необходимо учитывать.

  1. Малышам 2–4 лет быстрее адаптироваться к условиям детского сада помогут:
    • владение элементарными навыками самообслуживания;
    • готовность контактировать со взрослыми;
    • положительный эмоциональный настрой.
  2. В более старшем возрасте (4–6 лет) на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Лёгкое привыкание обеспечат:
    • умение общаться с ровесниками, избегая негатива и конфликтных ситуаций;
    • способность прислушиваться к замечаниям взрослых;
    • умение организовать игру, веселиться вместе с окружающими.

Лучшим помощником станет внимание и любовь к крохе. Не стесняйтесь чаще обнимать малыша, говорить, что соскучились. Видя спокойствие и хорошее настроение мамы, ребёнок любого возраста быстрее привыкнет к новой обстановке.

Что не следует делать в этот период


Мнения родителей

Мы отправились в сад в 2 года. До этого пару месяцев вели разговоры, что у каждого в семье своя работа. Папа, мама ходят на свою работу, старшая сестра - в школу, а Сонечка пойдёт в сад. Это тоже важное занятие. Но самое сложное было впереди. Наша младшая росла без бабушек и дедушек, практически на одних руках. Поэтому первые дни в саду были тяжёлыми в первую очередь для меня. Плакала она так, что я готова была плюнуть на все и забрать её домой. Но я прекрасно понимала, что этот период необходимо перетерпеть. Забирая дочь из сада, разговаривала с ней о детях из группы, о том, чем они занимались сегодня и настраивала её, что завтра будет интереснее, чем сегодня. По дороге домой обсуждали, кто с кем дружит, чем кормили, во что играли. Короче, что угодно, лишь бы она рассказывала с удовольствием. Где-то через месяц проблем не осталось. И большое спасибо воспитателям, которые очень нежно и трогательно отнеслись к нашим малышам.

Самарочка

У многих детей наступает отрицательная реакция на сад. Первое время - самое тяжёлое и психологически (адаптация) и физически (дети часто болеют). Могу пожелать только терпения и спокойствия, не паникуйте. Водите пока на 1–2 часа. Если надо на работу, попросите кого-нибудь забирать пораньше. У нас Егор уже второй год в садик ходит, но у него особый ритуал: каждое утро надо поплакать, это прощание с папой. Как только переступает порог группы - играет, кушает, спит, гуляет, занимается, танцует, всё, что надо, делает, чувствует себя прекрасно. Я его вечером забираю, он счастливый, довольный, радостный, мне чего-то всё рассказывает, показывает новые движения. Вот ещё, подруга пользовалась таким способом: махала сыну рукой в окно, а он ей. Это был компромисс, потому что до этого ребёнок бился в истерике. А тут с первого раза помогло: помахал и пошёл спокойно играть в группе.

Mamatata

http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html

Должно пройти некоторое время, прежде чем ваш малыш с радостью побежит в сад. Следование рекомендациям и советам поможет сделать период адаптации к новому месту быстрым и безболезненным. Будьте особенно внимательными к своему ребёнку. Проявите терпение, настройтесь на позитивный лад.

Социализация – важный процесс становления личности. Для детей он начинается в семье и продолжается среди сверстников сначала в детском саду, а затем в школе. Поэтому рано или поздно перед каждым родителей встаёт вопрос: когда отдать своего ребёнка в детсад. Следует сказать, что однозначного мнения на этот счёт не существует. Однако есть ряд устоявшихся принципов, проверенных десятилетиями, а также советы на этот счёт опытных педиатров и педагогов.

Правила приёма в детский сад

Дети должны уметь играть со сверстниками

Для молодых родителей, особенно если у них первый ребёнок, вопрос, связанный с поступлением в детский сад, вызывает много разговоров и споров. Начиная от возраста, оптимального для первого знакомства с детским дошкольным учреждением и заканчивая необходимым набором одежды для прогулок и сна.

Законом о принятии детей в детские сады оговаривается, что малыша можно отдавать в ясельную группу с девятимесячного возраста. От ребёнка не требуются никакие умения и навыки. Это правило не менялось с советских времён, когда срок декретного отпуска был значительно короче, чем в настоящее время. Поэтому сейчас не многие родители решаются отдавать таких крох в ясельную группу. И в ясли начинают приём малышей с двухлетнего возраста. При этом ребёнок уже должен уметь проситься на горшок.

К детям, которые поступают в младшую группу детсада, предъявляются следующие требования:

  • умение самостоятельно кушать ложкой;
  • складывать пирамидку по уменьшению объёма колец;
  • собирать элементарные фигурки из кубиков;
  • различать цвета (желательное, но не обязательное условие).

Для приёма в детский сад (ясли) родители должны написать заявление, представить справку о состоянии здоровья ребёнка и собрать необходимый набор вещей для малыша, перечень которых можно узнать в выбранном учреждении.

Критерии готовности

Ребёнок в детском саду должен обладать базовыми умениями

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы начало обучения в детском саду не было для ребёнка стрессом, нужно внимательно отнестись к критериям, определяющим готовность малыша к поступлению в дошкольное учреждение.

  1. Главной рекомендацией для родителей является выбор оптимального возраста. Лучше, если это будет до кризиса трёх лет или после него. Однако, как известно, кризис проявляется у всех детей индивидуально: у кого-то в 2,5 года, а у кого-то – ближе к 4-м. Поэтому, если есть возможность, лучше поступать в детский сад с 4 лет. К этому времени, с одной стороны, малыш приучится быть без мамы, а с другой, закончится важный период начального миропознания, происходящий через тесный контакт матери и ребёнка.
  2. Малыш должен уметь говорить и с помощью своего словарного запаса формулировать мысли или просьбы.
  3. Для того чтобы адаптация в коллективе сверстников прошла успешно, ребёнок должен стремиться к контактам с другими детьми.
  4. У ребёнка сформированы основные бытовые навыки: он может с минимальной помощью самостоятельно одеваться, кушает ложкой и без проблем пользуется горшком.

Как сделать адаптацию лёгкой и безболезненной

Положительный образ детского сада - основа успешной адаптации

Если вы считаете, что ребёнок готов к детскому саду, то важно учесть некоторые факторы, помогающие легко и быстро пережить адаптационный период:

  • Немаловажным аспектом выбора времени поступления в детсад остаётся сезон. Лучшим периодом считается период с июля по август. В это время года у малышей иммунитет укреплён летним солнцем и витаминами, а значит, многие инфекции и вирусы не страшны. Кроме того, все учебные занятия начинаются с сентября, следовательно, у ребёнка буде время на адаптацию к новому месту, привыканию, которым учёба будет только мешать.
  • У малыша нужно сформировать положительный образ детского дошкольного учреждения. Для этого чаще показывайте ему картинки, на которых изображены дети в садике, говорите с вашим чадом о том, как хорошо проводить время со сверстниками, сколько новых друзей появится у него.
  • Подстройте режим дня ребёнка под режим детского сада. Так вы существенно облегчите ребёнку привыкание к распорядку дня, дисциплинируете его.
  • Старайтесь, чтобы тема детского сада чаще возникала в вашем общении с соседями и родственниками – малыши очень чутко реагируют на разговоры взрослых.
  • Приучите ребёнка с вечера собираться в детский сад, как это делаете вы к следующему рабочему дню. Помогите малышу приготовить одежду, выберите игрушку, с которой он пойдёт в детсад. Сложите всё в сумку или пакет. Эта привычка будет полезной и в последующий, школьный, период.
  • Пообщайтесь с родителями тех ребят, которым симпатизирует ваш малыш. Этим вы поспособствуете укреплению их дружеских связей.
  • Внимательно отнеситесь к тому, как воспринимает ребёнок воспитательницу и педагогов в детском саду. Если малышу кто-то откровенно несимпатичен, лучше поменяйте группу. Не пытайтесь насильно заставить ребёнка кого-то любить – он не обязан этого делать.

А.С. Макаренко говорил: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

Наверняка каждая мама сталкивалась с тем, что не успеет ребёнок отходить в садик неделю, как подхватывает простуду. В итоге получается, что малыш пару дней находится в группе, а потом неделю лечится дома. Такой график знаком многим. Кто-то винит в этом родителей, которые приводят в садик ребенка с насморком или кашлем, другие ругают воспитателей. Так что же делать?

Этим вопросом задалась и актриса комедийного шоу «Уральские пельмени» Илана Юрьева. Молодая мама даже выложила пост в социальные сети, где написала: «Всё, больше не поведу ребёнка в садик, хватит с неё. Да и я устала от того, что дочка постоянно болеет, лучше пусть дома развивается».

Актриса не жалуется на садик: занятия музыкой, уроки рисования, развивающие упражнения, бассейн, опытные и заботливые воспитатели. В общем, всё, что нужно ребёнку для полноценного развития. Причиной отказа от садика стало безрассудство других мамочек.

«Я не понимаю, как можно водить в детский сад недолеченых детей! Думаете, вы единственные, у кого много срочных дел и поэтому не можете посидеть лишний день с ребёнком дома!? В группе постоянно есть дети с насморком или кашлем», – пишет разгневанная мама.

Илана рассказывает, что из-за постоянных простудных заболеваний дочь больше проводила времени дома, чем в группе. По словам актрисы, малышка ходила три дня в садик, потом неделю болела, потом еще четыре дня в группе и опять 10 дней дома. Такое ни одной маме не понравится.

«В итоге я приняла твёрдое решение, что не надо нам такое «развитие». Лучше буду заниматься с дочкой дома. Хотя наш лечащий врач настаивал на посещении садика», – пишет Илана.

А что говорят врачи?

Своим профессиональным мнением поделился популярный терапевт Евгений Комаровский. Он считает, что ребенок обязан ходить в садик. Но родители должны основательно подойти к этому вопросу. Теледоктор рекомендует с самого рождения делать ребёнку прививки, чаще бывать на свежем воздухе, закаливать.

Комаровский считает, что все дети болеют и это нормально. Не стоит бояться болезней и держать малыша в стерильном «вакууме». Поймите, что иммунитет ребёнка должен пройти «тренировку».

Совет от Комаровского:

«Если ребенок постоянно болеет, то виной тому (в большинстве случаев) считается садик. Подумайте, все ли детские учреждения соблюдают нормы? Например, касательно влажности воздуха, которая должна быть в пределах 40-60%. Также с детьми должны гулять по 4 часа ежедневно. Ну что, такие нормы соблюдаются? Нет! Тогда понятно. Если ваш ребёнок находится больше в помещении, чем на улице, то ждите того, что и болеть он будет чаще других».

Так же доктор объяснил, почему в садик ходит так много недолеченных детей и как он к этому относится:

«В любом садике можно увидеть ребёнка с кашлем, соплями и даже температурой. Не думайте, что такое встречается только у нас, европейские страны не исключение. Если ребёнку оказывается правильная и своевременная медицинская помощь, то бояться такой вирусной инфекции не стоит».

Что делать, если малыш постоянно болеет? Стоит в такой ситуации переходить на домашнее обучение?

И на этот вопрос у главного теледоктора страны есть твердое мнение:

«Поймите, ребёнок должен болеть. По статистике, примерно от 6 до 12 раз за год. Но если ваш ребенок не ходит в садик и болеет намного чаще, то тут стоит задуматься. Лучше провести обследование, возможно, у малыша иммунодефицит. В остальных случаях запомните, все дети болеют и это нормально, за счет болезней укрепляется их иммунитет».

Здравствуйте, дорогие читатели! Я давно уже ничего не писала, хотя мыслей и идей было множество. Конечно, я ленюсь и никак не могу собраться и сесть за свою «печатную машинку», но в этот раз меня очень отвлекали проблемы связанные со здоровьем дочери.

Мы пошли в сад

Как я уже писала ранее, в сентябре мы пошли в детский сад. Не подумайте, я совсем не хочу кого-либо отговорить от сада или напугать - просто хочу, что бы родители представляли себе, что может означать «адаптация» ребенка к новой среде - детскому саду. Я думала, что знаю и готова к тому, что ребенок, который только идет в детсад почти в 100% случаев начинает болеть чаще. Также, думала и надеялась - что иммунитет у моего ребенка сильный и нам это не так уж и страшно.

Почему так думала? Потому что верила, что:

  • здоровый образ жизни; грудное вскармливание до полутора годовалого возраста;
  • прогулки каждый день и в любую погоду;
  • множество времени проведенного на даче возле самого леса и озера, питание и много другого, должны позитивно повлиять на иммунитет малыша.

Привыкание к детскому саду

Но оказалось, что не так уж мы и сильны. Опишу поэтапно, как мы привыкали психологически к новой среде:

  1. Большой интерес. Сначала (первую неделю) я не могла дочь забрать из садика.
  2. Потеря интереса. На этом этапе ребенок мирно высказывал свое не особое желание посещать детский сад.
  3. «Хочу к маме!!!» Малышка ужасно не хотела идти в сад - во время пребывания там постоянно плакала и капризничала. Вышли из этой ситуации так: начали водить дочь всего по несколько часов в день, точно с ней договариваясь, когда ее заберут. На протяжении недели она стала спокойней, и примерно через две недели начала с удовольствием посещать детский сад, вести себя адекватно: играть, веселиться, кушать, спать и т.д…
  4. Привыкание, интерес и желание посещать детский садик.


Болезни из детского сада

Период привыкания отразился и на здоровье ребенка. Вот чем мы уже успели переболеть за эти 2,5 месяца:

1. Пищевое отравление (5 дней лечения);

2. Ангина (лечились около 2-х недель) ;

3. Кашель влажный (вылечили без врача за несколько дней);

4. ОРЗ с температурой под 39,5 , сопровождаемое кашлем влажным (лечились 10 дней);

5. И сейчас снова - непонятно что - очень высокая температура 39,7 больше симптомов нет, пьем антибиотики, и в понедельник будут результаты анализов.

Был еще 2-а раза насморк, но его я уже не считаю. Причем, справедливости ради скажу, что не думаю, что ребенок подхватил все эти болячки в саду, но почему-то раньше мы болели раз в пол года или даже год…

Я просто в шоке. Не раз ведь слышала от родителей, дети которых только пошли в садик: «Неделю лечимся, неделю посещаем сад…»

Врачи говорят, что у ребенка должен выработаться иммунитет к разным вирусам и микробам. Адаптация проходит от 3-х до 6-ти месяцев бывает и больше. Это немного успокаивает, но нужно набраться мужества и терпения на весь этот период. Детскими болезнями нужно переболеть в детстве - и адаптироваться.

Все дети разные, и адаптируются по-разному.

Как Ваши дети привыкали к среде детсада? Какие трудности возникали у Вас в этот период? Давайте делится опытом!

Доктор Комаровский: адаптационный период в детском саду