Основные формы организации летнего отдыха детей. Выступление «Организация летнего отдыха Кто участвует в организации отдыха детей


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 г. Перевоза»

Тема выступления:

«Организация отдыха, оздоровления и занятости

детей и молодёжи

в условиях работы ОО в летний период 2017 г.»

Заместитель директора по УВР,

учитель ИЗО

Солодова Э.В .

г. Перевоз

октябрь 2017 г.

Выступление на расширенном заседании районного координационного совета

по итогам отдыха, оздоровления и занятости и детей и молодёжи

Перевозского муниципального района Нижегородской области

в 2017 г.

Лето – прекрасная пора солнца, тепла, положительных эмоций, свершений и новых надежд! Каникулы - это личное время ребенка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь образовательной организации неоценима.

Организация отдыха, в МАОУ СШ

2 г. Перевоза строится на основе школьной программ ы отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков «Лето наших надежд» и направлена на обеспечение прав граждан Российской Федерации на полноценный отдых, развитие обучающихся в соответствии с интересами семьи, общества, государства .

Цель - о рганизация активного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период времени.

Значимыми задачами являются:

- сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасного отдыха школьников;

Создание условий для организации различных форм отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков , в т.ч. нуждающихся в особом внимании;

Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних ;

Овладение основами экологических, краеведческих знаний и практическими навыками общения с природой.

Трудоустройство старшеклассников в летний период, в т.ч. детей «группы риска», детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;

Школа, детский лагерь, работа в экологическом отряде или производственной бригаде остаются разными сферами существования детства и различными формами педагогической деятельности. Педагогика каникул постоянно пополняется, её идеи разбросаны в массе книг, статьях в Интернете.
Первое золотое правило педагогики каникул (правило неопределенности) – заинтересованное участие ребенка в деятельности должно предполагать её незавершённость, вероятность, неизвестность, что побуждает каждого её участника к выбору, самостоятельному решению и творческим действиям.
Второе золотое правило педагогики каникул (правило создания продукта) формируется таким образом, что каждый ребенок участвует в создании общественного значимого продукта деятельности.
Третье золотое правило педагогики каникул (правило свободы) предполагает – создание условий для естественного развития ребенка. Каждый ребенок не должен чувствовать себя ущемленным. Если нет препятствий для осуществления интересной для него и продуктивной деятельности.

Так называемая педагогика каникул, на мой взгляд, таит в себе огромные перспективы. Именно интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза представлена разными формами деятельности:

Р абота подростковой производственной бригады «Город нашей мечты» ;

Р абота экологического отряда ;

О рганизация работы на пришкольном участке сельскохозяйственной производственной бригады ;

Р абота ДООЛ «Краски детства» ;

О рганизация занятости детей, стоящих на учёте в ПДН МО МВД России «Перевозский» , КДН при Администрации Перевозского муниципального района, внутришкольном учёте , учащихся из семей, находящихся в ТЖС, СОП ;

И ндивидуальное трудоустройство учащихся с 14 лет.

1. В летний период 2017 г. работали 2 подростковые производственные бригады «Город нашей мечты».

Подростковая производственная бригада СШ № 2 г. Перевоза создана в 2004 г. и продолжает свою работу по сей день. Ежегодно школа сотрудничает с Центром занятости населении и городской администрацией, соц. партнёрами, труд учащихся оплачивается.

Наша бригада – самостоятельное трудовое объединение школьников, созданное для то, чтобы помочь детям правильно выбрать профессию, которая бы приносила удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Учащиеся приходят к выводу, что компетентность, профессионализм, конкурентноспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток. С каждым годом численность желающих работать в производственной бригаде растет, учащиеся заинтересованы в получении конкретного результата своего труда.

С 1 по 15 июня бригада трудилась на благоустройстве города. Руководители бригады Блинков Валерий Павлович, Лисенкова Н.И.

Членами бригады выполнен огромный объём работ - это

Разбивка, уход за клумбами на пр. Советский, 2 микрорайоне;

Очистка улиц города от бытового мусора;

Работы по благоустройству парка «Победы»;

Вырубка порослей кустарников на улицах города;

Очистка берегов реки Пьяны от мусора, ТБО;

Общественная работа с населением города (распространение листовок с призывом к жителям города соблюдать чистоту и порядок).

С 1 по 31 июня трудилась 2 бригада на территории школы, реализовывала социальный проект «Счастливое детство на школьном дворе. Детский городок».

Руководитель бригады Филяев С.И. Ребята трудились на благоустройстве школьной территории: производили ремонтные работы

В « Зоне отдыха » ;

- на спортивной площадке;

- оказывали помощь в ремонте школы ( подготовка учебных кабинетов к ремонтным работам, разравнивание патьи на территории школьного двора, ремонт кабинета технологии (косметический ремонт, изготовление, установка шкафов ).

Кроме этого ребятами этой бригады был реализован социальный проект «Счастливое детство на школьном дворе. Детский городок». Ребята изготовили,

покрасили, установили скамейки, урны, с призывами «За чистый город!», изготовили и установили многоярусный цветник, засыпали его грунтом, посадили цветочные

культуры, изготовили и установили домик Шале на рабатке. Результатом стало 1 место в районном конкурсе подростковых производственных бригад в номинации «Лучшее учреждение – организатор трудовых подростковых бригад», чествование бригады на Дне города.

Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства.

2. Экологическая работа в нашей школе ведется на протяжении многих лет, но последние годы эта работа имеет практическую направленность, в т.ч и в летний период. Это деятельность экологического отряда . Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению практических навыков и осознанию значимости своей практической помощи природе.

Р аботу экологического отряда возглавляла Пискунова Нина Ивановна. С 1 по 13 августа ребята трудились над озеленением школы и школьного двора, в т.ч.:

ухаживали за цветочными культурами, хвойными растениями на клумбах и в рокарии, за декоративными растениями в дендрарии, корректировали рабатку, альпийскую горку.

3. Работа на пришкольном участке с/х производственной бригады началась 1 июня и продолжалась до 31 августа. Руководителями с/х бригады стал коллектив педагогов школы (Зёрина Н.Ю., Пруцкова И.А., Токарева Л.П., Минькова О.В., Гусева Г.В., Логунова Е.С., Ляпина М.Г., Колесникова Н.В., Исаева Н.А., Антипенко Е.А., Харитонова Л.В.)

Члены с/х производственной бригады работали в учебно-исследовательской зоне , которая включает в себя цветочно-декоративный отдел, отдел овощных культур, плодово-ягодный отдел, дендрарий, сад. Работа была начата ещё весной. Ребята выращивали рассаду декоративно-культурных растений, а так же рассаду овощей. В летний период ребята ухаживали за овощными культурами, за плодово-ягодными растениями, подкармливали растения минеральными удобрениями в саду и дендрарии, кроме этого пристальное внимание уделяется опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляли на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.

Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду.

Главный вывод, к которому пришёл педагогический коллектив СШ № 2 г. Перевоза в ходе организации работы учащихся в летний период, это то, что школьные годы – это самая яркая и незабываемая пора в жизни человека. Это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь – насыщенная и интересная. И хотя главными действующими лицами являются школьники, но они уже сейчас могут сделать много полезного и для себя и для окружающих.

4. Детский оздоровительно-образовательный лагерь с дневным пребыванием «Краски детства» функционировал с 1 по 22 июня. Начальник лагеря - Олейник Т.И. Было оздоровлено– 50 девчонок и мальчишек в возрасте с 8 до14 лет, в т.ч.

34 ребёнка из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН, КДН, что составило 68% от общего количества отдыхающих детей в лагере.

Т.к. 2017 год – Год экологии, мы не смогли остаться в стороне от экологических проблем, поэтому смена была построена на основе тематической сюжетно-ролевой

игры «Экологический десант». Дети и взрослые стали участниками разнообразных приключений и событий. Экогалактике грозит экологическая катастрофа, с её поверхности с невероятной скоростью исчезают все растения. 3 отряда экологических и санитарных бригад взяли на себя роль экологов-космонавтов, которые отправились спасать Экогалактику на транспортных средствах экологической скорой помощи.

В начале смены каждый отряд получил дубочек без листьев и плодов, участвуя в

мероприятиях, зарабатывали лагерные бонусы –дублас-листы и дублас-жёлуди, которые размещались на отрядных дубочках. Итогом игры для каждой экобригады стал свой зелёный дубок, выращенный за время полёта и приносящий положительные плоды, а так же спасённая от экологического бедствия Экогалактика.

5. Одной из важных составляющих летней оздоровительной кампании является организация занятости и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте с 14 до 18 лет. Без внимания не были оставлены дети, стоящие на учёте в ПДН, КДН , ВШУ , учащиеся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении .

Все учащиеся данных категорий были заняты в летние месяцы. Сведения о занятости вы можете увидеть на слайде.

Количество учащихся/

семей

Занятость

июнь

июль

август

1.

ПДН МО МВД «Перевозский»,

КДН и ЗП при администрации Перевозского муниципально-го района

ДООЛ «Краски детства» МАОУ СШ № 2 г. Перевоза;

Экзамены;

Дворовая практика при СДК с. Вельдеманово;

ДООЛ «Радость» ;

С/х производст-

венная бригада;

Индивидуаль-

ное трудоуст-

ройство.

ДООЛ «Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района» ;

Экологический отряд;

С/х производст-

венная бригада;

2.

ВШУ

- Подростковая производственная бригада «Город нашей мечты»;

С/х производст-

венная бригада;

Выпускные экзамены;

ДООЛ

Дворовая практика при СДК с. Вельдеманово

с. Ягодное,

с. Тилинино;

Индивидуальное трудоустройство;

С/х производст-

венная бригада;

- ДООЛ

«Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

- экологический отряд;

С/х производст-

венная бригада;

ДООЛ

«Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

Дети из семей, находящихся в ТЖС, СОП, многодетных, неполных, малообеспеченных семей

- Подростковая производственная бригада «Город нашей мечты»;

ДООЛ «Краски детсва» МАОУ СШ № 2 г. Перевоза;

С/х производст-

венная бригада;

Выпускные экзамены;

С/х производст-

венная бригада;

ДОСЛ «Спортсмен» МАУ ФОК «Чайка»;

- ДООЛ

«Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

С/х производст-

венная бригада;

Индивидуальное трудоустройство;

Кроме этого

6. И ндивидуально трудоустроены были 25 учащихся 14-18 лет.

Охват детей и подростков МАОУ СШ № 2 г. Перевоза летом 2017 г. составил 100%, в т.ч.:

Общее кол-во

уч-ся

ОО

Дети, охваченные

оздоровления и занятости детей и подростков

МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, в т.ч.

Дети, не охваченные

организованными формами отдыха,

оздоровления и занятости детей и подростков

МАОУ СШ

2

г. Перевоза

447 уча-щийся

Подрост-

ковая производ-

ственная бригада «Город нашей мечты», в

Эколо-

гический

отряд

ДООЛ «Краски детства»

С/х производ

ственная бригада

Занятость

детей, стоящих на учёте в ПДН, КДН , ВШУ, учащихся из семей, находящихся в ТЖС, СОП

Индиви-дуальное трудоустройство учащих-ся с 14 лет

22 чел.

5 %

чел.

3 %

чел.

11%

343

чел

76 %

чел.

4 %

чел.

6 %

чел.

0 %

Социальный эффект организации отдыха, оздоровления, занятости учащихся МАОУ СШ № 2 г. Перевоза:

Отсутствие случаев травматизма детей;

Удовлетворённость родителей (законных представителей) услугами отдыха, занятости и оздоровления учащихся;

Отсутствие случаев правонарушений в летний период 2017 г.;

Максимальный охват детей услугами отдыха, занятости и оздоровления.

Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность в летний период 2017 года, педагогический коллектив создавал условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось .

Дети выбирают себе занятие по душе, будь то работа в экологическом отряде или отдых в детском оздоровительно-образовательном лагере, приходят в разновозрастные отряды, бригады и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях. А системное и последовательное планирование работы в летний период помогает использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

Лето – 2017 года подарило детям здоровье и радость, родителям удовлетворение, педагогам и работникам школы – наслаждение от творческого общения и гордость за результаты своего труда.

Столько дел переделали разных,
Столько добрых друзей мы нашли.
От души отдыхал и трудился здесь каждый,
Очень многое вместе смогли!

Спасибо за внимание!

Летние каникулы составляют четвёртую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования, развития школьников. В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Каникулы - время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. В школах сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. На каникулах дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь, обо всём абсолютно и всегда с удовольствием. Здоровый образ жизни и активный отдых - две составляющие формирования и становления личности ребенка. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Современный школьник находится в условиях максимально - учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время каникул - одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности. Организация детского отдыха во время школьных каникул направлена на представление максимальной возможности, научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности.

В качестве основной цели организованного отдыха детей и подростков, которую ставят перед собой организаторы досуга, можно назвать формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения со взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь..Социально-культурная деятельность детей и подростков в условиях летнего оздоровительного отдыха может способствовать воплощению гуманного, личностно ориентированного общения, сотрудничества детей, которое побуждает каждого ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию личности при соблюдении общих и частных педагогических условий, определяющих, с одной стороны, особенности взаимодействия субъектов педагогического процесса (ребенок, временный детский коллектив, педагог-организатор детского досуга), а с другой, - содержание социально-культурной деятельности и особенности ее организации в процессе летнего оздоровительного отдыха (педагогическая программа социально-культурной деятельности, основанная на сочетании принципов организации и самоорганизации детского досуга; интеграция деятельности педагогов и обслуживающего персонала по осуществлению педагогической программы; эффективная система анализа, контроля и оценки реализуемой программы). В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето - это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения

Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых - это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое - имеют познавательный характер.

Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Программа работы с детьми во время летних каникул направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул, на увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом. Тема детского отдыха является очень важной с учетом всех проблем, которые сложились в сфере детства, значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

Между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

Педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

«Летний отдых -- это хорошая возможность, а иногда и единственная возможность для детей укрепить здоровье, найти друзей, узнать для себя что-то новое, особенно это касается ситуации, когда дети попали в непростые жизненные обстоятельства или есть ограничения по здоровью. Здесь очень многое зависит от педагогов, от их профессиональной подготовленности и человеческих качеств», -- сказал Д. А. Медведев.

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которым активно занимаются воспитатели, психологи и социальные педагоги -- разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

В воспитательной деятельности ребёнок -- главный. Он -- субъект собственной жизни и творит её, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально-преобразующей деятельности. Именно поэтому любое действие, организуемое педагогом, должно представлять собой единство открывающихся перед ребёнком социальных ценностей, преобразуемых в его личностный смысл, и активное взаимодействие с окружающей действительностью. От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

«Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях, -- указал Дмитрий Медведев. -- Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости -- ухудшение здоровья у учащихся и физическая, нравственная деградация».

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов, а, следовательно, и самой методики работы социального педагога, в системе организации свободного времени детей в период школьных каникул.

Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.

В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка большое значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.

В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков.

Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования:

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ ,
  2. Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» ,
  3. ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями:

  1. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ,
  2. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям

  1. Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.
  2. Перед открытием детского оздоровительного лагеря необходимо организовать и провести противоклещевую (акарицидную) обработку его территории и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней.
  3. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинского назначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключением оборудования тира для стрельбы.
  4. В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.
  5. В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала (или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.
  6. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.
  7. В помещениях столовой ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли, протирание радиаторов, подоконников.
  8. В помещениях столовой не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружении проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации.
  9. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительные лагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  10. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возраст.
  11. Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (например, салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второй ужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье, вафли и другое).
  12. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.
  13. Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия при температуре окружающего воздуха выше +28 °C.
  14. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.
  15. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.
  16. Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится не менее одного раза в сутки.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007

"Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст)

4.6 Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия :

  1. наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
  2. условия размещения учреждения;
  3. укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
  4. техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
  5. наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.

4.6.1 Наличие и состояние документации

В состав документации должны входить:

  1. устав учреждения и положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
  2. штатное расписание (утверждает руководитель учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами необходимой квалификации);
  3. руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми (утверждает руководитель учреждения);
  4. заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции (Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.)
  5. документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
  6. национальные стандарты Российской Федерации (нормативные документы, устанавливающие характеристики продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях - туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.);
  7. финансово-хозяйственная и медицинская документация;
  8. положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.

Примерный перечень необходимых документов

  1. *Лицензию на медицинскую деятельность или договор с государственным (муниципальным) медицинским учреждением на обслуживание детей;
  2. **Лицензию на образовательную деятельность
  3. Акт приемки лагеря. Порядок приемки и функционирования организаций отдыха и оздоровления детей усаливается каждым субъектом РФ. Акт пописывается межведомственной комиссией.
  4. Санитарно-эпидемиологическое заключение. Выдает Роспотрбнадзор и СЭС
  5. Разрешение от Государственного пожарного надзора.
  6. Акты о проведенных дератизационных и дезинсекционных мероприятий + договоры на регулярное их проведение
  7. Документы на право оперативного управления зданиями и землей (договор с учредителем) либо договор арены
  8. Договор на поставку продуктов
  9. Договор на вывоз мусора
  10. Разрешение от Управления внутренних дел + Договор с отделом внешней охраны РОВД
  11. Управления внутренних дел, который проверяет персонал лагеря на предмет наличия у них справок об отсутствии судимости, и оценивает охрану лагеря и организацию безопасности отдыха детей на территории лагеря.
  12. Номенклатура дел учреждения
  13. Локальные акты
  14. Книга приказов по основной деятельности
  15. Книга приказов по движению детей
  16. Штатное расписание
  17. Должностные инструкции
  18. Правила внутреннего трудового распорядка в учреждении
  19. Документация столовой (примерное меню), утвержденное органом Роспотребнадзора, план производственного контроля, сертификаты продуктов, бракеражные журналы)
  20. Медицинские книжки сотрудников учреждения
  21. Финансово-бухгалтерские документы
  22. График проведения смен
  23. Графики работы и дежурства сотрудников
  24. Инструкции по технике безопасности и охране труда
  25. Журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев
  26. Медицинская документация (медицинские справки на каждого ребенка, журнал регистрации обратившихся за помощью, данные о работе медицинских кабинетов)
  27. Данные о педагогическом, медицинском, техническом персонале и работниках столовой, их квалификационные характеристики
  28. Путевки на оздоровительное учреждение (с приложением реестра; договора оздоровительного учреждения с родителями, либо заявлений; официальный документ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с указанием категории (справка о получении пособия, либо акт обследования семьи органами социальной защиты населения муниципального района)
  29. Договор с родителями об оказании услуг

*** в России не предусмотрено лицензирование самих детских оздоровительных лагерей, в двух случаях он все же должен ее иметь: при оказании лечебно-оздоровительных (лицензия на медицинскую деятельность) или образовательных услуг (лицензия на образовательную деятельность). Кружки и секции являются не образовательными, а досуговыми услугам, поэтому в этом случае не требуется наличия лицензии у лагеря. Такую лицензию должны иметь, например, летние школы.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ.

Каждый тип лагерей обязан соблюдать соответствующие Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающие соответствующие СанПиН.

Этими Постановлениями устанавливаются требования к:

  1. требования к размещению
  2. устройству
  3. содержанию
  4. организации режима работы лагерей
  5. требования к возрасту детей.

Открытие лагерей осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам , выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту размещения туристического лагеря .

При этом учредитель или собственнику некоторых типов лагерей (например, туристического лагеря, лагеря труда и отдыха) необходимо поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органы местного самоуправления по месту его размещения о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и перед заездом детей - не менее чем за 2 недели.

К работе в лагерях допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке Работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Перечень действующих Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ (периодически изменяются и дополняются)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, необходимо в срок не позднее, чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона , поставить в известность органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (противоклещевых) обработок

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2011 № 20277);*

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха, которые формируются в период каникул для обучающихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет (далее - подростков), с целью организации отдыха и выполнения труда.

На этот тип лагерей распространяется также Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (ред. от 28.06.2002) ;

—Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 № 17378);*

устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 29 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2605-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2010 N 17400);*

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток (далее - туристические лагеря), независимо от их подчиненности и форм собственности.

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.32630-10″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 № 18094);*

* Определены санитарно-эпидемиологические требования к предпринимателям и организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10). ** Для санаторно-оздоровительных лагерей.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 3 г. Москва"Об утверждении СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей""

Прочие акты

Приказ Росстата от 23.04.2010 N 171 (ред. от 16.05.2011) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)"

Данным приказом утверждена форма для предоставления статистической отчетности в Росстат.

Ее предоставляют лагеря всех типов, кроме санаторно-оздоровительных лагерей.

О медицинских противопоказаниях при направлении несовершеннолетних в организации отдыха и оздоровления (Письмо Минздрава РФ от 15.05.2015)

Разделы: Внеклассная работа

Введение

Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.

Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.

Детский оздоровительный лагерь “Радужный” с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ №90”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ №90”. Возраст детей от 7 до 11 лет. Продолжительность смены 21 день. В начальной школе МОУ “СОШ № 90” обучается 254 учащихся. Из них 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся. 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода.

Основным направлением ДОЛ “Радужный” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:

  • нравственно-патриотическое;
  • экологическое;
  • творческое;
  • культурно-нравственное;
  • трудовое.

Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья.

Поэтому в лагере “Радужный” для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.

Паспорт программы

Название: “Летний Экспресс”.

Организация: Детский оздоровительный лагерь “Радужный” при МОУ “СОШ № 90”.

Николаева Вера Ивановна - начальник лагеря

Хоменко Олеся Игоревна - старший воспитатель

Агеева Светлана Викторовна - врач

Давиденко Светлана Владимировна - фельдшер

Целевые группы: 90 детей, от 7до 11 лет.

Адрес: 636071 Россия, Томская обл., г. Северск, ул.Горького, 32 а.

Цель и задачи программы

Цели: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.

  • организовать разносторонний оздоровительный активный отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности;
  • содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для него деятельности;
  • развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления подготовки, проведения дел в отряде, лагере;
  • создать атмосферу безопасности для каждого ребенка, помочь ребятам войти в контакт с социумом, почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость;
  • воспитывать патриотизм.

Идея и форма реализации программы

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летний экспресс” в форме сюжетно-ролевой игры. За месяц до открытия детского оздоровительного лагеря “Радужный”, среди учащихся проводится конкурс на лучшую путевку в лагерь. Впоследствии эта путевка станет билетом на скорый поезд “Летний экспресс”. Победителями данного конкурса стала семья Ступиных, предложив следующий вариант путевки в ДОЛ “Радужный”.

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Лето – пора путешествий, и ребята решили отправиться в путь на воображаемом “экспрессе”. Наш городок находится очень далеко от железной дороги, многие дети не видели ни вокзала, ни железнодорожного полотна, ни поездов, для того, чтобы расширить кругозор детей и увлечь их таким путешествием, решили останавливаться на различных станциях. Каждая станция тематическая, со своим направлением работы.

Из участников программы формируются 4 отряда. Для отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивный зал. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, экран соревнований между отрядами, оформление, наглядный материал.

Информационный стенд для родителей,
где каждый родитель сможет познакомиться с девизом лагеря,
режимом дня, ежедневным планом работы ДОЛ “Радужный”

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, викторин, кругосветок. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря проводятся коллективно-творческие дела:

1. Спортивные - организация тематических дней и спортивных мероприятий согласно плану работы лагеря.

2. Трудовые – организуют уборку палат, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой игровой комнаты.

3. Творческие - принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.

Вся информация об условиях участия в том или ином коллективно-творческом деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются в дневнике “Летнего экспресса” и на экране настроения.

Экран состязаний

За каждое важное, событие, в котором отряд принял участие или как-то отличился, получает свой вагончик.

Дневник путешествия “Летнего экспресса” пассажиры ведут сами. На страницах дневника появляются отзывы ребят, предложения о том или ином мероприятии. Уделяется внимание именинникам, их поздравляем не только на линейках, но и через страницы дневника.

На “экране настроения” ежедневно отмечаются чистота палаты, поступки ребят каждого отряда.

Так же, во время всей лагерной смены используется словарь путешествий.

Лагерь - чудесная летняя страна.

Все дети в лагере - пассажиры “Летнего экспресса”.

Воспитатели лагеря – проводники “Летнего экспресса”.

Начальник лагеря - машинист состава.

Вагоновожатый – старший воспитатель.

Ежедневно проходят планёрки, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга пассажиров “Летнего экспресса”.

Есть отрядные уголки, в которых помещены:

  • численность пассажиров (список отряда).
  • девиз, речёвка, эмблема отряда.
  • достижения отряда.
  • поздравления.
  • звёзды отряда.

На закрытии смены будут подведены итоги работы, продемонстрируются достижения детей в различных видах деятельности, лучшие ребятишки будут награждены и каждый ребенок лагеря получит памятный подарок.

Направления работы ДОЛ “Радужный”

Направление

Мероприятия

1. Спортивно- оздоровительное
  • укреплять здоровье;
  • воспитывать привычку;
  • заботится о своем здоровье;
  • продолжить совершенствование навыков здорового образа жизни;
  • прививать санитарно-гигиенические навыки, любовь к спорту и движению.
1. Открытие спортивного сезона “Я со спортом подружусь”

2. Оздоровительная кругосветка “В гостях у королевы здоровья” (с привлечением медицинских работников).

3. Спортивные состязания: “Полоса препятствий”, “Веселые старты”.

4. День Нептуна (праздник на воде).

5. Спортивный праздник “Если хочешь быть здоров…”

6. Беседы в отрядах “Разговор о правильном питании”.

7. Викторина по здоровьесбережению “Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов”.

8. Участие в городской спартакиаде.

9. Массаж специалистов.

10. Витаминизация детей.

11. Осмотр специалистов.

12.Кислородный коктейль.

13. Я, ты, он, она – все мы спортивная семья.

14. Малые Олимпийские игры.

15. Тематическая линейка ко Дню медицинских работников “Славим докторов своих”.

16. Папа, мама, я спортивная семья.

2. Нравственно-
патриотическое
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, городу, школе. 1. Конкурс рисунков “Дом в котором я живу”.

2. Конкурс военной песни и строя.

3. Конкурс на лучшего чтеца.

4. Праздник День независимости России”.

5. Библиотечные часы “Страна, в которой я живу”.

6. Кольцовка песен ВОВ.

7. Возложение цветов к памятнику войнам.

3. Экологическое
  • воспитание бережного отношения к окружающему пространству;
  • любви к природе;
  • развивать интерес к познанию природы
1. Экологическая кругосветка “Живи Земля”.

2. Кругосветка “Лесная поляна”.

3. Городская акция “Наведем порядок на земле”

4. Экскурсия в зоопарк.

5. Акция “Украсим землю цветами”, озеленение дома престарелых “Луч надежды”.

4. Творческое
  • развитие креативных способностей, личных качеств, эстетического вкуса;
  • воспитание умения действовать коллективно
1. Праздничный концерт “Здравствуй, лето!”

2. Праздник цветных мелков “Пусть всегда будет солнце”.

3. Конкурс инсценировки “Сказки Пушкина”.

4. Викторина по сказкам.

5. Конкурс цветочных шляпок.

6. Кольцовка песен “Я играю на гармошке”

7. Концерт “На завалинке” (народное творчество).

8. Концерт “До свидания лагерь”.

5. Культурно-
нравственное
Продолжить работу по воспитанию культуры поведения, нравственных качеств. 1. Игра “Чудо детки – в чудном месте!”

2. К/т “Мир” “Принц Каспиан”.

3. ТЮЗ “Кот в сапогах”.

4. К/т “Мир” “Кунг фу Панда”.

5. Музыкальный театр “Современник”, муз. представление посвященное Дню защиты детей.

6. Музыкальный театр “Современник” “Незнайка в цветочном городе”.

7. ТЮЗ “Остров счастья”.

8. Музыкальный театр “Современник” “Питер Пен”.

9. К/т “Мир” “Лягушачий мир”.

6. Трудовое
  • воспитывать трудовые качества, бережливость, аккуратность;
  • знакомить с профессиями взрослых.
1. Трудовой десант.

2. Викторина “Узнай мастера”.

3. Операция “Чистюля”.

4. Экскурсия в “Антонов двор” (знакомство с профессией кондитера).

Принципы деятельности

  • принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка;
  • принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы);
  • принцип оздоровительной направленности.

Методы реализации программы

  • беседы;
  • игровые ситуации;
  • практическая работа;
  • наглядность;
  • наблюдение;
  • поощрение;
  • убеждение.
  • Формы реализации программы

    • кругосветки;
    • конкурсы;
    • концерты;
    • презентации;
    • игры;
    • театрализованные представления;
    • игровые программы;
    • конкурсы рисунков;
    • сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором.

    Система работы в лагере состоит из следующих блоков:

    1. Подготовительный период – этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    Подготовка методического материала для работников лагеря;

    Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

    Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

    Составление медиками санаторно-оздоровительной программы, лечебно-оздоровительных мероприятий (см. Приложение 1–3).

    2. Организационный период – расселение, знакомство с ребятами, создание благоприятного климата в отрядах, организация знакомства детей друг с другом, создание городов, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, знакомство с воспитателями. Запуск программы “Летний экспресс”.

    3. Основной период – полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами, полноценная деятельность в лагеря.

    4. Заключительный период – самооценка ребят, подведение итогов внутри отряда, между отрядами, в лагере в целом.

    Режим дня
    ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ №90” на І сезон (29.05.08 - 27.06.08.)

    Мы вам рады!
    Горн трубит: пора, пора!
    С добрым утром, детвора!
    И тотчас же по порядку
    Все ребята - на зарядку!
    Зарядка.
    Пора-пора на линейку, детвора! Линейка.
    Все за стол! Узнать пора,
    Чем богаты повара.
    Завтрак.
    Кто-то любит танцевать,
    Кто-то петь и рисовать,
    Только бездельники маются,
    А все ребята занимаются!

    Мероприятия по плану.

    Прием минеральной воды

    Но у всех, смешливых даже,
    За столом серьезный вид,
    За обедом виден сразу
    Наш ребячий аппетит.
    Обед.
    Говорит порошок, и журчит водица:
    Не забудь, мой дружок,
    Перед сном умыться.
    Подготовка ко сну, гигиенические процедуры.
    К нам приходит тишина.
    Отдыхает детвора.
    Тихий час.
    Надо в порядок все привести,
    В палате убрать и пол подмести.
    Подъем, уборка постелей.
    Вот уже который раз
    Повара встречают нас!
    Полдник.
    Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! Подвижные игры, спортивные мероприятия.
    На линейку становись!
    И делами похвались.
    Линейка по итогам дня.
    До свиданья! До новых встреч! Уход домой.

    Контроль и оценка результатов

    1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3).
    2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
    3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.
    4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).
    5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.

    Ожидаемые результаты

    • общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
    • развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
    • более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
    • формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
    • расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества,физической культуры, и других видах деятельности;
    • самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;

    План-сетка мероприятий в ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ № 90” на І сезон 2008 года.
    Справка с количественными показателями по организации каникулярного отдыха детей в 2007-2008 учебном году

    В начальной школе МОУ “СОШ №90” обучается 254 учащихся.

    • 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся;
    • 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода;
    • 13 ребят, это14 % из многодетных и неполных семей;

    Размер родительского взноса на культмассовые мероприятия – 380 рублей.

    Численность работников лагеря – 30 человек.

    Педагоги-воспитатели, вожатые – 20 человек.

    Медицинские работники – 3 человека.

    Литература
  • “В помощь организатору детского оздоровительного лагеря” под редакцией М.Е. Сысоевой, г. Москва, 2000 г.
  • “Летний отдых: идея – проект-воплощение”. Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Нижний Новгород. ООО “Педагогические технологии”, 2000 г.
  • “Здравствуй, лето!” С.В. Титов, Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2001 г.
  • “Позывные лета” Баранник М.М., Борисова Т.С., г.Москва 2003 г.
  • Формы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Правовые, организационные основы проведения каникулярного отдыха детей и подростков по месту жительства.

    Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают организации отдыха и оздоровления детей (лагеря, центры, базы и т.д.), которые, с одной стороны, выступают формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для воспитания, оздоровления, развития творческого потенциала. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».

    Типы детских лагерей

    Существует следующая классификация типов детских лагерей:

    1.Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т.д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

    2.Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

    3.Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

    4.Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

    Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ:

    Поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области),

    Организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области),

    Патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).


    Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.

    Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл).

    Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия».

    В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды.

    В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

    В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

    На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

    Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности.

    При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).

    Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

    Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

    Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.

    Примеры детских оздоровительных учреждений на территории России:

    * Подмосковье. Детские оздоровительные лагеря Подмосковья принимают на отдых детей в возрасте 7-14 лет. Они имеют все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы, спортивные олимпиады, фестивальные программы. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Вымпел», «Орленок», «Ласточка», «Метеор», санаторный лагерь «Заря» и др.

    В Саратове существуют следующие ДОЛ:

    Учебно-технический оздоровительный центр “Березка”

    Детский оздоровительно-образовательный центр "Дубки"

    - «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «МОЛОДЕЖНЫЙ»

    Орлёнок, детский санаторно-оздоровительный лагерь

    Родничок, детский лагерь и другие.