Лес, поход за фотоловушкой. Мини-проект «Выходные с пользой» или «На прогулку в лес пойдем» (туристический поход-прогулка с детьми и родителями старшей группы) Проект на тему поход в лес


Мини-проект «Выходные с пользой» или

«На прогулку в лес пойдем»

(туристический поход-прогулка с детьми и родителями старшей группы)

Актуальность: Путешествия приносят детям пользу. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Во время движения у детей совершенствуются двигательные навыки, что способствует укреплению здоровья и физических сил. Поход с дошкольниками это и обогащение новыми впечатлениями, формирование умения видеть и беречь красоту окружающего мира, воспитание доброты и отзывчивости, что в совокупности доставляет детям много радости. Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают оздоровительный эффект.

Участники: воспитатели, дети и родители.

Цель проекта: Укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей старшей группы.

Воспитательно-образовательные

(формирование знаний о ближайшем природном окружении, бережного отношения к природе, дружеских ).

Физкультурно-оздоровительные

(совершенствование естественных и жизненно важных видов движений и обогащение двигательного опыта; развитие выносливости и координационных способностей);

Подготовка к походу с дошкольниками:

Беседа с родителями о маршруте и длительности похода, об одежде и обуви ребёнка;

Консультация для родителей: «Отправляемся в поход»

Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков.


Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь между всеми членами, как совместный активный отдых.

Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, и т. д.). В походах сочетается выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни.

Туристская прогулка – форма организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное (3 – 6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

Для непродолжительной туристской прогулки не нужно много специального инвентаря. Но обязательным является приобретение рюкзаков для участников похода. Можно приобрести или сшить заплечный мешочек с широкими и мягкими лямками, липучками-застежками, нарядными и удобными для неокрепшей руки малыша пряжками – автоматами и бегунками. Маленький рюкзачок можно украсить , мелкими игрушками-брелками, и тогда он станет любимым спутником юного путешественника.

Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5кг. Безусловно, многие физически подготовленные ребята могут переносить более значительные тяжести, однако в данном случае ребенок быстро устает, снижается темп его ходьбы, он перестает замечать достопримечательности, реагировать на слова, сосредотачивается только на своих ощущениях. Поэтому следует помнить о еще не окрепшем позвоночнике ребенка и не позволять ему устанавливать рекорды по весу переносимого груза.

Следующим этапом в подготовке к прогулкам является подбор обуви и одежды для ребенка. Необходимо учитывать не только состояние погоды (силу ветра, температуру, воздуха) на момент выхода, но и возможность ее изменения. Обувь ребенка должна быть разношенной, удобной, позволяющей вставит войлочную стельку и надеть два носка – хлопчатобумажной и шерстяной (что способствуют теплообмену). Это могут быть кроссовки, кеды на толстой подошве. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки.

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Оптимально, если родители предусматривают возможность варьирования одежды во время активного движения. Необходимо продумать . Родителям следует за ранее продумать вопрос питания детей.

Во время кратковременных туристских походах - прогулках не следует лишать детей удовольствия перекусить на свежем воздухе. Можно взять с собой сухарики, баранки, печенье, орешки, овощи, фрукты. Однако содержание перекуса не должно быть предметом хвастовства или зависти детей. Это должны быть простые продукты, которые можно легко разделить, чтобы угостить друзей. Следует избегать скоропортящих продуктов (мясных и молочных). Что касается напитков. Горячий чай в мини-термосе прекрасен в холодные дни, а сок, морс, компот в пластиковых бутылках, фляжках, герметичных коробках – в теплые. Остальное – дело вкуса ребенка.

Составление маршрута


Беседа с детьми о правилах поведения в природе;


Подготовка аптечки.

Оборудование:

Спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);

Знаки поведения на природе;

Аптечка, влажные салфетки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!




Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну. Посмотрите как красиво в лесу, какой ароматный запах осеннего леса!

Чтение стихов детьми и родителями.


Воспитатель: Мы пришли с вами на эту поляну, чтоб не только полюбоваться природой осенью, а чтоб еще и посоревноваться. Вы готовы?

Воспитатель: А перед соревнованиями или занятиями спортом, мы всегда делаем ….

Дети: Разминку!

Разминка: Дети и родители выполняют упражнения, продвигаясь по кругу друг за другом:

Ходьба обычная;

Ходьба с заданием для рук и плечевого пояса; (руки в стороны – к плечам);

Ходьба с высоким подниманием колена;

Легкий бег;



1. «Паровозик» - дети и родители делятся на две команды. По сигналу бегут змейкой между кеглями до обозначенного места и возвращаются назад.


2. «Переправа» - представьте, что перед вами река. На берегу только две лодки (обручи). Вы должны переправить на противоположный берег поочерёдно всех членов команды.


3 «Лягушкино болото» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед (с кочки на кочку), бег до обозначенного места и обратно.


4. «Меткий стрелок» - дети поочерёдно бросают набивные мячики в обозначенную цель - обруч.


5. «Тоннель червячка» - подлезание в обруч (дети – родители)


6. Карусель


Родители и дети накрывают стол. Делятся впечатлениями.



Дети самостоятельно организовывают игры по желанию.


Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.



Возвращение в детский сад и домой тем же маршрутом.

Ура, сегодня очередной выход в лес. Вернее, даже не выход, а так, прокатиться по лесным тропам на велосипеде, снять фотоловушку, которая была установлена примерно неделю назад, ну и просто получить массу удовольствия от общения с природой.
По плану, сначала через пару полей добраться до места, где установлена фотоловушка (о данном девайсе расскажу позже), найти её (благо, что заранее была поставлена точка на навигаторе, но так как лес постоянно меняется, даже на месте не всегда сразу удается найти прибор). Однажды я искал свою фотоловушку почти минут тридцать. Навигатор показывает, что уже на месте, а устройства нет и нет. В общем, уже мысли всякие в голове крутились, даже подумал, что кто-то её «случайно» снял. Но, в самый последний момент заметил лесной фотоаппарат, и сразу стало как-то легче. Так вот, сначала по плану снять прибор, параллельно фотографировать, затем лесной тропой выехать на дорогу и проехаться по местным деревенькам. Всего получится примерно 30 километров. Забегая вперед, отмечу, что все из запланированного удалось сделать, только вот жара под 30 градусов внесла свою коррективу, обратный путь был уж очень тяжелым, но обо всем чуть подробнее.
Одет был в камуфлированные летние брюки, тканевые берцы, на тело - футболку, в рюкзак закинул ещё и олимпийку, чтобы было комфортнее передвигаться по лесу в поисках ловушки (комаров масса). От кусающих и летающих, захватил с собой одну из мазей, которой хватало примерно минут на 15-20, хотя заявлено было на упаковке, что препарат держит как минимум 2 часа. Но, ладно, не это главное.
Начал путь, выехал на велике утром, настроение класс, пока ещё прохладненько и свежо, кручу педали, с основной трассы сворачиваю на проселочную дорогу, а после на накатанное вдоль леса подобие дороги. Травы столько, что просто «капец», она уже намного выше пояса, летают слепни и оводы, в общем – настоящее лето.





Вот и забрался в интересные места, попутно собрал с упавших берез немного бересты, чтобы в будущем была растопка, вновь и вновь приходится наносить на себя мазь от комаров, а до фотоловушки ещё почти километр леса. В общем, на одном из участков пристегнул велик к дереву, так как с двухколесным другом уже не пройти, и пошел за ловушкой, выбрав в навигаторе соответствующую точку.



Скажу так, без навигатора с фотоловушкой реально можно было бы попрощаться, а так, спустя минут 20 я её нашел, быстренько просмотрел и... она кого-то сфоткала, дома разберусь (это был заяц).

На обратном пути наткнулся на медвежий помет (вроде бы),внутри как-то похолодело, не очень хочется с МИШЕЙ встречаться в лесу, шел, старался шуметь. В общем, благополучно вышел из леса, попутно насобирал по пригоршне чернички и земляники, подкрепился, попил воды, и дальше в траву, ведь впереди ещё километры маршрута, нужно выйти на трассу.

О, чуть не забыл, нашел четыре гриба, которые в домашних условиях пойдут на сковородку, вроде бы и не сезон, а вот они, уже есть...

Выход удался, покатушки закончились нормально, всё сделал, что хотел, единственное, подкосила жара, но мы же "начинающие выживальщики", так что - всё просто супер. Отличным настроением на неделю запасся, чего и Вам желаю.
Удачи.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Район: Гайский округНаселённый пункт: город ГайНазвание работы: Туристическая поход в березовую рощу Сведения об авторе: Мусаева Ясмина, 2006 г.р., МАОУ «СОШ № 8», 3 классДата: октябрь 2015 г.Сведения о руководителе: Бурдина Наталья Сергеевна, педагог МАОУ «СОШ № 8» Цель: объяснение пользы туристических походов для развития первых навыков ориентации на местности и потребности в здоровом образе жизни.Задачи: 1. Доказать необходимость походов как средство укрепления здоровья.2.Показать способность младших школьников к освоению простейших туристических умений и навыков выполнять разнообразные несложные препятствия.3.Обосновать умение вести краеведческие наблюдения.4. Доказать, что поход – это средство обучения детей приемам коллективной работы; Конкурс наблюдателейЭстафета. Игра «Пойми меня»Полоса препятствий.Конкурс плакатов.Конкурс санитаров лесаПрограмма похода Наблюдение за березами: форма листа, обилие листвы, ствол, рядом произрастающие травянистые растения и их состояние. Рассказ сведений о березе и ее пользе. Польза лесных насаждений. Конкурс наблюдателей Прыжки с мячом между ног.Бег парами Перетягивание Ходьба на лыжахЦепочка (присесть и встать всей командой, не разрывая рук)Эстафета Объяснение игры: у жюри лежат карточки, на оборотной стороне которых написаны слова, имеющие отношение к туризму. Это существительные в единственном числе. Один из участников команды должен с помощью мимики и жестов показать другой команде выбранное им слово, не произнося егоИгра «Пойми меня» Переправа по квадратам, выполняя определенные задания ведущего. Правильный ответ – шаг вперед, неверный ответ – шаг назад. Второй этап – поиск предметов по карте (маршрутный лист)Полоса препятствий Конкурс туристского рисунка - это домашнее задание, ребята пробовали свои силы на бумаге, нарисовав законы юных туристов. Конкурс плакатов В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос охраны лесных насаждений, в частности объекта наших экологических исследований (экологической учебной тропы) – березовая рощаКонкурс санитаров леса Туристский поход создает великолепные возможности для проведения экологических исследований и приобретения первичных навыков туризма. Причем организовать такую работу можно как со всем классом, так и с группами по интересам. Туристский поход предусматривает обязательное прохождение маршрута. Проложив такие маршруты по ближайшему к школе лесу или парку, можно отслеживать сезонные изменения, происходящие в природе, выявлять и наблюдать факты воздействия человека на окружающую его среду. Простой закон полевой жизни «после нас - лучше, чем до нас» осваивается с азов туризма. Наш поход помог открыть новые таланты! Думаю, конечной цели - получить новые знания и навыки исследовательской деятельности, мы достигли. Все были довольны друг другом и счастливы. У нас появилось больше взаимопонимания между детьми и взрослыми. Это было незабываемо!Заключение


Приложенные файлы








Групповое туристическое снаряжение К групповому снаряжению относятся палатки и тенты, топоры и пилы, котлы для варки пищи, маршрутные материалы (карты, компасы), газовые горелки и газ, аптечка, ремнабор, техника для фото-, видеосъемки и GPS навигации и другие предметы коллективного пользования.






Походная одежда и обувь Одежда. Легкая для жарких дней и теплая для ночей и на случай похолодания. Не забудь хлопчатобумажные и шерстяные носки. Несколько пар нижнего белья на смену Особое внимание удели обуви. Она, как и одежда, должна быть очень удобной. Выбор обуви зависит от того, куда вы отправляетесь. Для походов по заболоченной местности нужны сапоги, для походов по горам и лесу непромокаемые кроссовки. Возьми две пары удобных кроссовок одни на смену. Ведь в дороге случается всякое!


Правила безопасного поведения на природе Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Планирование похода с целью разведки территории следует осуществлять по следующему плану. Изучение местности. Как пришли на заданное место - сначала изучаем окрестности, потом идём в лес, выбираем подходящее место: смотрим чтобы это не была медвежья территория (наличие кала, следы когтей на деревьях). Должна быть небольшая полянка или просто посреди леса. Рядом должен быть источник воды. Но место не должно быть сильно открытым, так как на открытой местности очень ветрено, главное, чтобы был свободный доступ солнечных лучей. Что-то вроде того, как на фото

После выбора конкретного места занимаемся расчисткой территории, строим временное жилище - шалаш по типу:

Потом строим лабаз: он будет находиться на некотором расстоянии от земли, для того, чтобы ни мыши, ни медведь не могли туда залезть. На опоры лабаза нужно будет закрепить кусок жести, чтобы лапы животных соскальзывали. Можно ещё набить чего-нибудь железного острого, чтобы зверь поранил лапу - и дальше не полез.

Далее начинаем заготовку леса для строительства зимовья . Рубим, обрубаем сучки, перетаскиваем к месту, шкурим лопатой. Как наберётся необходимое количество (лучше с запасом делать) - начинаем формировать первый венец дома. Понадобятся как маленькие по размеру брёвнышки, так и средние, и большие. Большие - распустить на доски, средние - на венцы, маленькие - на стропила, к примеру, применение найдётся)

Шишкин, Рубка леса

До того, как будет уложен первый венец, нужно решить вопрос с фундаментом. Можно, конечно, сразу на голую землю положить и сделать первые 2-3 венца из лиственницы, но можно подложить камни по углам и уже на них ставить венец. Определяется всё по месту, по наличию лиственницы. Параллельно пробуем рыбалку, охоту: рыбалка на спиннинг, сеть, охота на петли, капканы.