Картотека пальчиковых игр детей раннего возраста. Пальчиковые игры – развитие детей с раннего возраста


Мария Николаевна Голубева
Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальчиков и ручек , инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей , а также исключительно полезны для их общего развития :

Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом , то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы .

Активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Развивают память. В пальчиковых играх нужно запоминать многое : и положение пальцев , и последовательность движений, да и просто стихи.

Пальчиковые игры .

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка ,

Этот пальчик - бабушка ,

Этот пальчик - папочка ,

Этот пальчик - мамочка ,

Этот пальчик - я ,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев , начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы . Усложнение : поочередное сгибание пальчика на обеих руках .

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик , где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках . Затем поочередно соединять их с остальными пальцами .

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак , затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели .

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев , потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали .

Наши пальчики встряхнем , Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка : "Мяу-мяу!",

Два щенка : "Ав-ав!",

Два жеребенка : Иго-го!",

Два тигренка : "Ррр!"

Два быка : "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук , начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы .

Две ладошки прижму И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы "Картотека пальчиковых игр для детей 1младшей группы" Для детей любого дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Введение: Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Картотека пальчиковых игр для детей 5–6 лет Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают.

Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет «ЕЛОЧКА» «Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки, показывают кулачки Иголочки, указательные пальцы.

Картотека пальчиковых игр для детей 3–5 лет Картотека пальчиковых игр для детей 3-5 лет. Подготовила: воспитатель Сотова Е. В. МДОУ №75 г. Ярославль, 2018г Пальчиковая гимнастика.

Консультация для родителей

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

Пальчиковые игры для малышей

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают текст, сопровождающий игру. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда готовьтесь!

Капустка

Мы капустку рубим-рубим.(двигаем ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем,(потираем один кулачок о другой)

Мы капустку солим-солим(собираем пальчики).

Мы капустку жмем-жмем.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Замок

На стене висит замок (пальчики в замок)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали(кулачок о кулачок)

Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)

Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)

И потом его открыли (разжали пальчики)

Мышка

Раз, два, три, четыре, пять (перебираем пальчики)

Вышла мышка погулять (постукивание пальчиками по бедрам)

Мышка лапками скребет (пальчиками скрести по коленкам)

Сыра корочку найдет.

Съела мышка корку (пальчиками пошевелить около рта)

Убежала в норку. (спрятали ручки за спину)

Моя семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Рр-р!"

Два быка,

Смотри, какие рога."Му-у!"

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребёнку удовольствие и радость.

Пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук.

Они дарят нашим детям здоровье, так как происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

В пальчиковых играх существует множество приёмов - это и постукивание подушечками пальцев, и растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, - все они несут ребёнку только здоровье.

Главная цель пальчиковых игр -это развитие у детей:

Ø Внимания;

Ø Воздействуют на умственное развитие ребёнка;

Ø Развивают мелкую моторику рук;

Ø Формируют правильное звукопроизношение;

Ø Умение быстро и чётко говорить;

Ø Совершенствуют память;

Такие игры понравятся вашим детям, подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал - начинайте с раннего возраста развивать его руки: кисти и пальцы.

Такие игры полезно проводить ежедневно в течение 5 - 10 минут. Это весело, увлекательно и пол

Раз – ладошка, два – ладошка.

Раз – ладошка,

Два – ладошка.

(Дети по очереди показывают ладошки).

Поиграй со мной немножко.

(Дети хлопают в ладоши).

Раз – ладошка спряталась,

(Прячут руку за спину).

Два – ладошка спряталась,

(Другую руку спрятали за спину).

Где мои ладошки?

Выходи, ладошка – раз,

Выходи, ладошка – два.

(По очереди показывают ладошки).

Я сложу колечко.

Я сложу колечко,

(Дети делают из пальчиков колечко).

Покажу колечко.

(Вытягивают вперёд колечко из пальчиков).

Вот оно какое!

Я сложу колечко,

(Дети соединяют руки).

Но, уже большое.

(Вытягивают вперёд руки).

Вот, оно какое!

«Пальчики бежали, пальчики спешили».

Пальчики бежали,

(Бегут пальчики по одной ручке).

Пальчики спешили,

(Бегут по другой ручке).

Раз и упали,

Остановились, осмотрелись.

(Пальчики лежат на руке).

Побежали снова,

(Бегут по руке).

И вернулись в гору,

(Бегут к плечам)

Улитка.

Вот ползёт улитка,

(Дети кладут кулачок на раскрытую ладонь).

Высунула рожки,

(Вытягивают из – под кулачка пальчики).

Ползёт улитка по дорожке,

(По ладошке ползает).

Надоело ползать,

(Кулачок останавливается).

Назад поползла.

Рожки показала,

(Показывают пальчики).

В домик спряталась опять.

(Дети сжимают кулачок).

Вот цветочек распустился.

Вот цветочек распустился,

(Дети ладошками показывают лепестки).

К солнышку потянулся.

(Дети тянут вперёд ладошки).

Ветерок задувал,

Лепестки раскачал.

(Дети раскачивают ладошки).

Солнышко зашло,

Заснул наш цветок.

Козлова Татьяна Александровна , воспитатель
саратовская область.село Дмитриевка

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Картотека

пальчиковых игр для детей раннего возраста

Составила:

Козлова Татьяна Александровна

с.Дмитриевка

«Пальчики здороваются»

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

(Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.)

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.

(Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.)

«Наши ручки»

Где же наши ручки? Вытягивают ручки впередГде же наши ручки? Показывают ручки Где же, где же наши ручки? Спрятали ручки за спину Нету наших ручек.Вот, вот наши ручки,Вот наши ручки Опять показывают ручки

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Водичка, водичка…»

Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

ногами топали, притопываем ножкамиушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы,

обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«Кулачки»Кулачки сложили,Кулачками били.Тук-тук!Тук-тук!Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рукБьют кулачками.

«Апельсин»Мы делили апельсинАпельсин всего один.Это долька для кота,Это долька для ежа,Это долька для улитки,Это долька для чижа,Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«Прятки»В прядки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,Так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев.

"Ножки"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!

"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

Семья
Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик-папочка
Этот пальчик-мамочка
Ну а этот пальчик- я
Вот и вся моя семья!
(По очереди сгибать пальчики).

Фрукты.
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
(Сжимают и разжимают пальцы. Затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка кожура…
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся – сюда!
(Вначале дети сжимают и разжимают пальчики, далее поочередно загибают каждый пальчик)

Осень
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(Выполнять плавные, волнообразные движения ладонями. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. В конце спокойно укладывают ладони на стол).

«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот,
А Сережа по дорожке

Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.

Дети по очереди разгибают пальчики,
сжатые в кулачок.
Дети показывают растопыренные пальцы руки.
Провести указательным и средним пальцами по столу.
Сложив пальчики «щепоткой»,
делать бросающие движения.
Дети машут кистями рук.

«Сорока»
Сорока – белобока,
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Указательный палец правой руки делает
Круговые движения на левой ладони.

Поочередно, загибаем пальцы левой
руки.

«Мальчик-пальчик»
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.

На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их.
Затем поочередно загибать пальцы рук.

« Белка»
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

«Утята»
Ты утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно обеих рук.

«Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава – мурава! Здравствуй, ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы лукошечко несём, Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой , похлопывая друг друга кончиками.)

«В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие

пальцы),

Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев

обеих рук),

Указательный и средний (поочередно называемые пальцы

соединяются с большим на двух руках одновременно),

Сам мизинчик – малышок (вверх выставляются только мизинцы,

другие пальцы сжаты в кулак),

Постучался на порог (кулачки стучат друг о друга).

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие пальцев на обеих

руках)

«Сегодня целый день».

В понедельник мы стирали,

А во вторник - подметали.

В среду мы пекли калач,

А в четверг играли в мяч.

В пятницу полы мы мыли,

А в субботу торт купили.

В воскресенье, в воскресенье

Мы пойдём на день рожденья.

Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения,

выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.

«Весна»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

"Черепашка"

Черепашка,черепашка в панцире живет (поочерёдно стучим кулачками левой и правой руки по коврику или по столу)

Высунет головку и обратно уберёт (из кулачков высовываем указательные пальчики и убираем обратно в кулачок)

Черепашка, черепашка медленно ползёт,

очень вкусный лист капустный на обед жуёт. (поочерёдно сжимаем и расжимаем кулачок обеих рук,выпрямляем левую ладошку,а правой гладим ладонь собирая пальцы вместе).

Черепашка,черепашка в панцире живёт,высунет головку и обратно уберёт(те же движения)

«Водичка-водичка»

Водичка, вода(руки вытянуты перед собой, движение вверх – вниз)

Закатали рукава(одной рукой ведём по другой руке от кисти до локтя вверх, меняем ручки)

Будем руки мы мыть(трём руки)

Мылом мылить(круговые движения одной руки о другую)

И сушить(встряхиваем руками)