Зачем психов учат с обычными детьми. Психические расстройства у детей


В последнее время в России все чаще ведутся разговоры о необходимости внедрения инклюзивного образования - то есть совместного обучения "обычных" детей и детей с различными умственными или физическими отклонениями. Многие родители крайне негативно высказываются об этой перспективе, опасаясь, что появление в классах "других" детей плохо скажется на общем образовательном уровне.

"Лента.ру" поговорила о том, как инклюзивное образование реализовано в США, с образовательным консультантом, научным сотрудником Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США) Мариной Азимовой, а также обсудила проблемы совместного обучения детей в России с филологом и журналистом Катей Мень и координатором общественной организации "Центр проблемы аутизма" Яной Золотовицкой.

- Что подразумевается под инклюзивным образованием в Америке? Совместное обучение обычных детей с теми, у кого есть нейрологические отклонения, или также с детьми, имеющими физические недостатки?

Марина Азимова: В Штатах школы сейчас считаются инклюзивными только тогда, когда в них попадают дети с ментальными особенностями. Это либо умственная отсталость, либо расстройства аналитического спектра, которые невероятно широки и к которым относится, например, странное поведение. Физические недостатки в США вообще не считаются ограничением для обучения с остальными детьми. То есть, если в школу ходят дети с ДЦП, спинальники (дети, получившие травмы позвоночника, которые привели к параличу одной или нескольких конечностей - прим. "Ленты.ру"), то такая школа даже не считается инклюзивной - это просто обычная, нормальная школа

- Когда в США стало внедряться инклюзивное образование?

Марина Азимова: В условиях Соединенных Штатов концепция инклюзивного образования стала активно приниматься, изучаться и внедряться приблизительно в последние 15 лет. До этого в школах были классы, которые назывались инклюзивными, но на деле дети с ментальными особенностями приходили туда, сидели на задней парте все шесть уроков и рисовали.

- 15 лет назад - это совсем недавно. Насколько я знаю, в Италии начали серьезно обсуждать этот вопрос еще в 1970-х годах.

Марина Азимова: В Италии в 70-е говорили об этом, но ничего не делали. Говорить могут все. В Штатах говорили с 50-х годов, но это не значит, что кто-то что-то делал.

- А почему так много времени прошло между началом обсуждения и реализацией конкретных мер?

Марина Азимова: Дело в том, что никто не представлял себе, как это делается. И потом, не было хорошей, отработанной методики обучения аутистов в принципе. Про них знали только одно: они не могут учиться с остальными, поэтому их надо отделять. Никто не мог представить себе такую модель, которая позволила бы реализовать совместное обучение без проблем для типичных детей и без того, чтобы дети с нарушениями оставались где-то на задворках, физически присутствуя в классе, но, фактически, будучи там мебелью. В России, например, тоже никто не представляет себе нормальной инклюзивной модели.

- А есть ли вообще такая модель?

Марина Азимова: В Соединенных Штатах все более и более распространяется модель, которая действительно работает. Сейчас если не половина, то, по крайней мере, процентов 45 всех школ со специализированными классами имеют цельные инклюзивные программы. Это выглядит так: детей, у которых есть большие пробелы в развитии, сажают в отдельную комнату, разбитую на небольшие кабинки, где они получают индивидуальное образование один на один с тьютором. Программы для каждого из таких детей создаются персонально, на основании теста, который проводится в начале учебного года. Это делают педагоги таких специализированных комнат совместно с тьюторами.

Когда создаются эти индивидуальные учебные планы, путем тестирования или пробы определяется, может ли тот или иной ребенок находиться в общей комнате с типичными детьми. Мы берем ребенка в класс и выясняем, например, что без усталости, криков, плача и обид он может продержаться в классе приблизительно 10 минут. И мы начнем с того, что будем брать его в общий класс каждый день на 10 минут. Если мы видим прогресс, то постепенно будем увеличивать время его пребывания с остальными детьми. Если ребенок-аутист, скажем, хорошо рисует, но слаб во всех остальных областях, то мы будем брать его в общий класс только на уроки рисования. И так далее.

- Получается, что дети с ментальными особенностями вообще не общаются с обычными детьми, потому что большую часть времени в школе проводят в своей специализированной комнате?

Марина Азимова: Общаются. Они выходят на перемену, они выходят на ланч, они выходят на физкультуру, выходят на общешкольные события, участвуют в праздниках - пусть и не в такой мере, как и обычные дети. Более того, у них есть партнеры из числа типичных детей, с которыми они садятся вместе.

- Как реагируют на присутствие "особых" детей остальные ученики?

Марина Азимова: К счастью, американское общество в этом смысле воспитано великолепно. Оно приучено к тому, что любой человек, с любым отличием, физическим или ментальным, является частью общества.

- Многие родители детей с ограниченными возможностями в России опасаются, что дети в обычных школах могут начать травить их.

Марина Азимова: Сейчас в Америке никакой травли даже близко нет. Это результат того, что необычные ребята уже давно стали частью реальности типичных детей. Более того, дети с ментальными нарушениями в какой-то степени служат социальными гуманистическими терапевтами для нейротипичных детей (детей без нейрологических отклонений - прим. "Ленты.ру"). Предположим, у кого-то из обычных детей повышен уровень агрессии, но достаточно поручить его заботам нейроотличного ребенка, как постепенно поведение "агрессора" начинает меняться. Очень быстро дети начинают сами следить за аутистами, чтобы они выполняли все предписания и так далее, обращать внимание тьюторов, если что-то не так.

- Сейчас чиновники все больше говорят о внедрении в России инклюзивного образования. Как можно преодолеть тот барьер неприятия, который есть у наших граждан?

Марина Азимова: Надо образовывать общество. Весь апрель - месяц распространения информации о проблеме аутизма - в Соединенных Штатах по телевидению показывают программы об этом заболевании. Более того, во всех школах проходят так называемые difference days - дни, когда школьникам рассказывают о том, какие отличия могут быть между людьми. Это могут быть отличия в расе, отличия в культуре, отличия в заболеваниях, отличия в поведении. Также у нас есть специальный тренинг, на котором учителям, ведущим занятия у обычных детей, объясняют, как сделать так, чтобы эти дети чувствовали себя наиболее приспособленными к существованию "других" людей.

- Ведется ли в США какая-то работа с родителями?

Марина Азимова: Обязательно. Родители обычных детей приглашаются на difference days, им каждый год рассылается новый буклет примерно такого содержания: "Здравствуйте, в этом году в нашем классе будет учиться тот-то и тот-то с диагнозом "аутизм", и поэтому, если ваша дочь или сын придут домой, рассказывая о необычном поведении детей, мы хотим чтобы вы знали, почему это поведение может быть необычным".

- Но культурные нормы меняются довольно медленно, и на первых этапах внедрения инклюзивного образования в России неизбежно будут сложности, и дети с ментальными особенностями пострадают…

Марина Азимова: Они не пострадают, если проводить правильную образовательную программу. Надо создавать инклюзивные классы и начинать тренировать детей в той школе, где они созданы. И тренировать родителей этих детей.

- Как надо поступать, если со стороны детей все-таки есть признаки агрессии?

Марина Азимова: В этом случае надо наказывать агрессора.

- А если агрессия исходит от родителей?

Марина Азимова: Если со стороны родителей, то им надо предложить выбрать любую другую школу.

- Но разве это не нарушит право их детей на образование?

Марина Азимова: Ничего подобного. Они же пытаются нарушить право на образование этого аутиста? Почему права типичного ребенка более важны, чем права аутиста? Покажите мне такую строчку в законе, и тогда мы обсудим этот вопрос.

- Родители нейротипических детей часто говорят, что добавление в класс аутистов может снизить общий образовательный уровень из-за того, что они усваивают материал не так, как обычные дети. Что вы можете возразить на это?

Марина Азимова: Если использовать ту модель, о которой я говорила, то общая образовательная программа никак не изменится от наличия в школе аутистов и других "особенных" детей.

Яна Золотовитская: Другой вопрос, что в России никто не владеет педагогическими технологиями, которые бы обеспечивали потребности аутиста, не снижая при этом образовательную планку нейротипичных детей. Так что отчасти почва для опасений у родителей есть.

- С родителями и детьми более или менее ясно. А откуда брать педагогов, способных грамотно работать с детьми, имеющими ментальные особенности?

Яна Золотовитская: Требуется переработка педагогического подхода.У нас есть масса учебных заведений, которые готовят специальных педагогов для работы в коррекционных школах, готовят психологов-дефектологов. Отечественная дефектология все-таки не вчера возникла, она выработала достаточное количество неплохо работающих приемов, которые умеют учитывать индивидуальные особенности ребенка. Достаточно просто модифицировать это образование и, во-первых, обучать педагогов тому, что такое аутизм. Потому что сейчас им об этом не рассказывают - может быть, есть 1-2 лекции, где говорят об этом заболевании в общих чертах. Такое незнание порождает огромное количество мифов и стереотипов, которые не соответствуют действительности. Например, что все аутисты сидят в углу и раскачиваются, что они не любят, чтобы их трогали, не смотрят в глаза. Но аутисты очень разные.

- Необходимо ввести какую-то образовательную норму, которая будет готовить специальных педагогов со специализацией по аутизму. Ничего даже не нужно изобретать заново, достаточно взять методики, давно работающие за границей.

Катя Мень: Кроме того, существует четкая разница между понятиями "инклюзия" и "интеграция", а у нас эти два термина часто путают - отсюда и многие страхи родителей нейротипичных детей. Интеграция - это процесс, при котором человека с недостатками любой ценой дотягивают до нормы. То есть она основана на том, что негативные эффекты выключаются и преодолеваются. Инклюзия - это совершенно противоположное понятие. Она меняет общество и окружающую среду для того, чтобы человек с дефектом мог бы чувствовать себя свободно. Простой пример: знаменитый летчик Мересьев, у которого отнялись ноги и который в замечательном фильме с Кадочниковым лихо и с улыбкой на людях отплясывал в протезах, а потом с серым от боли лицом в одиночестве отмачивал культи. Общество отдает должное его героизму за то, что он с протезами смог сесть в самолет. Так вот, инклюзия - это создание такого самолета, при котором летчик мог бы летать без протезов. А все остальное - это интеграция.

Поэтому, когда мы отбираем детей для совместного обучения с обычными ребятами - это не инклюзия, это интеграция. И когда мы говорим о том, что в школе аутичный ребенок должен не мешать нейротипичным детям, должен сидеть и не дрыгаться, должен читать - это тоже интеграция, а вовсе не инклюзия.

- Есть ли сейчас в России специалисты, которые в состоянии обучать учителей, директоров, психологов этим методикам?

Яна Золотовитская: Практически нет. В итоге приходится обучать их "варяжеским" способом, привозя из-за границы тех, кто знает, как нужно обучать, кто сможет разрушить мифологию, сможет на конкретных примерах из жизни сломать стереотипы наподобие "я этим занимаюсь 30 лет, и я знаю, как надо обращаться с такими детьми".

- Существуют ли какие-то централизованные программы по приглашению в Россию иностранных лекторов, рассказывающих об особенностях инклюзивного образования?

Яна Золотовитская: Со стороны государства существует огромное количество деклараций, вроде повышения пенсий и так далее. В случае с инклюзивным образованием ситуация та же: например, в московском законе об образовании эта идея прописана, но при этом право "особенных" детей учиться вместе со всеми ничем не обеспечено. И в итоге дело даже не в том, что родители здоровых детей скажут, что они против. Дело в том, что родители больных скажут, что они не поведут в обычный класс, без тьюторов и так далее, своего ребенка, который не умеет разговаривать. Нужно быть совершенным безумцем, чтобы ребенка, который требует абсолютно иного подхода, вдруг бросить туда, как щенка в прорубь.

- Зачем вообще пытаться внедрять инклюзивное образование? Существуют же коррекционные школы, в которых аутистов чему-то учат, прививают определенные навыки.

Яна Золотовитская: Коррекционная школа не способна подготовить ребенка к жизни в обществе. Как раз сейчас я разрабатываю индивидуальный план для девочки, которая вышла из такой школы. Ей сейчас 20 лет, и ее всю жизнь учили писать палочки и крючочки. Она толком не может держать карандаш, но ее никто до сих пор не научил надевать собственную обувь на правильную ногу. Что важнее в 20 лет: чтобы она умела писать крючочки или чтобы она умела сама вытирать себе нос? В Америке в специальных классах детей учат всем этим навыкам, плюс они находятся в среде, гораздо больше приближенной к реальности, чем коррекционная школа, и тоже таким образом учатся.

- Кто был инициатором разработки и внедрения программ инклюзивного образования в США?

Яна Золотовитская: Изначально инициаторами были родители, а также педиатры, социальные работники и психологи-бихевиористы. В какой-то момент критическая масса тех, кто этого требовал, была превышена, и государственным учреждениям просто не оставалось выхода, надо было реагировать. И уже потом в парламенте были приняты соответствующие законодательные документы.

Ребенка. От межличностных отношений родителей между собой и детьми зависит, как сформируется модель семейного поведения у ребенка.

Родители должны учитывать, что ребенок учится общению у них. Именно родители дают пример поведения для ребенка. Соответственно, если мама и папа постоянно , обзывают друг друга, дерутся, то ребенок воспринимает это как норму общения в семье. При этом такие отношения родителей наносят непоправимую травму на детскую психику.

В своей будущей семье ребенок станет выстраивать такие же взаимоотношения, какие он наблюдал в детстве. Слыша ругательства от отца и матери, он подобным образом станет разговаривать со своими детьми.

Отношение родителей к сыну или дочери также имеет большое значение для их развития. Если мама или папа кричат на своего ребенка, используя бранные слова, то это приводит к формированию забитой личности малыша. Впоследствии ему будет сложно поверить в свои возможности, он вырастет психически неуравновешенным человеком.

Если в семье два и более ребенка, отношение родителей к ним должно быть одинаковое. В противном случае тот ребенок, которому выражается меньше внимания, чувствует себя ущербным, «неправильным». Он старается заслужить любовь взрослых. Не добившись этого, он начинает испытывать злобу на родителей и других детей. Через много лет такое отрицательное отношение будет очень сложно переломить.

Прочие проблемы

Психику ребенка может травмировать негативное отношение к нему окружающих людей. Это могут быть сверстники в детском саду или школе, педагоги, соседи. Родители должны отслеживать круг общения своего ребенка.

Станьте другом для своего малыша. Так вы получите возможность контролировать его взаимоотношения.

Важным является то, как выстроит межличностные связи детей в группе воспитатель или классный руководитель. Ему необходимо пресекать ущерб одного ребенка другими детьми. Бездействие взрослого приводит к нарушению психики гонимого ребенка, это может повлечь страшные . Кроме того, остальные дети усваивают, что таким образом они могут получить незаслуженное превосходство.

Когда ребенок является по натуре лидером, он неосознанно будет стремиться к лидерству в группе детей. Если этого не происходит, у ребенка может случиться ломка стереотипа поведения. Чтобы пережить такой момент, ему будет нужна помощь взрослых.

Восьмилетние дети - уже школьники, но еще находятся в переходном периоде. В это время они переживают свой второй кризис формирования личности, который сопровождается истериками, агрессивным поведением, первыми обманами и непослушанием. Это очень важный этап, в котором родителям нужно помочь своим детям пережить все трудности, не замкнувшись в себе и не отдалившись от семьи.

Причины детской агрессии

Что делать, если у ребёнка 8 лет возникает агрессия? Как бороться с таким поведением и нужно ли бороться?

Суть агрессивного поведения в нападении. Такое поведение внезапно, как приступ, не структурировано и приносит дискомфорт как нападающему школьнику, так и «потерпевшему» взрослому.

Причины агрессии варьируются от соматических заболеваний до психологического климата в семье.

Очень важно правильно отреагировать на проявленную детскую агрессию. Существует два варианта реакции - быть снисходительным, спокойно объяснить своему чаду, в чем он не прав, и разобрать причину его выходки, или проявить строгость. Второй вариант нужно использовать при совершенно неадекватном поведении. При этом самому становится агрессивным нельзя. Это сформирует у сына или дочери неправильную модель поведения, которую он будет выносить из семьи в жизнь.

Что делать, если ребёнок часто истерит?

Истеричное поведение может проявляться у детей через вопли, крики, слёзы. Для родителей истерика - это всегда сигнал, что их чадо устало и ему нужен отдых. Главное правильно отреагировать на первые истерики, чтобы подобное поведение не вошло в привычку у малыша. Когда ребёнок в взвинченном состоянии, главное родителям оставаться спокойными, в этом малыш увидит их силу и осознает свое неправильное поведение.

Если же родители совсем не будут реагировать на истеричное поведение школьника, оно может становиться регулярнее - малышу важно привлечь внимание папы и мамы.

Если для прекращения истерик взрослые выбирают самый простой путь - выполняют любое детское желание, то очень скоро школьник таким поведением начнёт манипулировать своими близкими.

Непослушный ребенок 8 лет: что делать родителям?

Обычно непослушные дети гиперактивны, за ними сложно уследить, и они нуждаются в неусыпном контроле. В 8 лет у школьников проходит второй возрастной кризис и важно понимать, что это этап развития личности и нужно уметь снисходительно относиться к непослушанию. Для того, чтобы как-то ограничить рамками поведения малыша, желательно установить четкие порядки для быта, режим дня и семейные ритуалы. Доверьте своему чаду какие-то небольшие задачи, которые покажутся ему важными, чтобы он смог почувствовать себя взрослым и ответственным. Обычно эти меры очень эффективны.

Как решить проблему детских обманов?

Если вы понимаете, что ребёнок начал вас часто обманывать, нужно задуматься, почему он это делает. В его мире точно появилась какая-то дисгармония, и важно устранить её причину. Не кричите на своё чадо, постарайтесь ласково выяснить в чем проблема, покажите малышу, что он может вам доверять. Создайте условия, в которых дочке или сыну будет не страшно сказать правду. Возможно до этого вы использовали слишком суровые наказания, тогда их нужно пересмотреть.

Очень часто дети этого возраста обманывают без причины, они просто выдают свои фантазии за реальность. В этом случае не спешит наказывать школьника, направьте его воображение в правильное русло. Например, начните записывать сказки детского сочинения.

Как реагировать на детское воровство?

Растерянность, паника и желание наказать - первое что происходит с родителями, которые узнали, что их малыш присвоил чужую вещь.

Помните, что не стоит называть своё чадо вором, не сравнивайте его с другими детьми, не обсуждайте его воровство с посторонними людьми при нем, не угрожайте школьнику. Объясните, что воровство - это плохо. Оно может привести к потере друзей, и очень расстраивает вас. Не нужно кричать, но важно наглядно продемонстрировать, что за чужие вещи нужно платить. Во-первых, украденную вещь нужно отдать, а во-вторых, школьнику нужно назначить отработку, чтобы он осознал, что вещи достаются за труд и чужие вещи без разрешения трогать нельзя.

Когда рождается ребёнок мы хотим, чтобы он вырос крепким, здоровым, умным, интеллигентным, эрудированным. А может быть хитрым, сообразительным, ловким, быстрым, приветливым, эмоциональным? Так или иначе, у каждого родителя есть свой образ детей, к которому он стремится. И большинство из нас мечтали или продолжают мечтать вырастить идеального ребёнка.

Но жизнь вносит свои коррективы. Часто в силу нашей неопытности и отсутствия достаточных знаний о воспитании, из-за вмешательства непредвиденных или невидимых нами ранее обстоятельств, а может быть из-за следования устаревшим или неэффективным моделям воспитаниям – мы разочаровываемся в достижимости этого идеала и бывает, что пускаем на самотёк воспитание собственных детей. Под Самотёком я подразумеваю, когда мы воздействуем Неосознанно. При этом, с одной стороны, не имеем внутренне сформировавшейся программы воспитания (не понимаем, что должны передать детям, чему научить и что получить в итоге), а поддаёмся моде, тенденциям, предписаниям авторитетов. С другой же стороны, мы как личности и родители, часто не зрелы, не целостны, не гармоничны, не реализованы, травмированы собственным детством или взрослой жизнью. Конечно, наши бабушки и дедушки, тоже воспитывали неосознанно, но та неосознанность была в тесной связи с душевным миром отпрысков, народными традициями, физическом и психическом здоровье, гармонии личности. Воспитание у предков было «в Потоке» труда, вдохновения, любви, необходимой поддержки, физического развития. А наше скорее интуитивное, при полной потере этой связи с интуицией и реактивное, когда начинаем думать о решении проблемы или справляться с нею по мере возникновения.

А к чему приводят наши часто неосознаваемые действия или бездействия по отношению к собственным детям? Как мы своими поступками, мыслями и чувствами деформируем детскую душу, а значит и личность ребёнка? В этой статье я предлагаю Вам осмелиться узнать, осознать, осмыслить, а может быть даже признать некоторые свои ошибки. Мы рассмотрим основные дЭффекты воспитания, что нам, как родителям, присущи в большей или меньшей степени.

Я приглашаю к откровенному разговору. С самим собой. Для того, чтобы понять причины проблем с поведением, здоровьем, самооценкой, мотивацией, эмоциями, физическим и психическим развитием собственных детей и успеть исправиться. Хотя, вполне возможно, что Вы являетесь идеальным родителем, никогда не заблуждаетесь и Вам нечему учиться?

ДЭффект 1: Иногда мы ненавидим собственных детей. Они нас бесят, раздражают своей навязчивостью, необходимостью постоянного внимания и заботы, полной отдачи физических, материальных, эмоциональных и других ресурсов, своими действиями испытывают наше терпение и любовь.

Часто родители не готовы к рождению детей: слишком юны, сосредоточены на карьере или хотят «пожить для себя». И это нормально, ведь физическое созревание репродуктивной функции происходит раньше, чем реализовывается способность крепко встать на ноги. Бывает, что родители ждут детей, но представление о них и новой роли ложное: «Куплю красивую кроватку и буду наслаждаться спящим малышом под убаюкивающие звуки колыбельной», «Малыш родится здоровым, красивым, похож на меня», «Бог дал ребёнка, даст и на ребёнка». Но когда молодые родители сталкиваются со сложностями – недосыпанием, усталостью, болезнями, хлопотами, безденежьем, трудностями, отсутствием поддержки, то воспетое в мечтах беззаботное родительство может смениться на Ненависть к собственному ребёнку. Часто, если родители разводятся, а общий ребёнок своим видом напоминает об «плохом» отце, например, мать постоянно ему об этом говорит: «Ты, как твой отец, балбес (дурак, хам и т.д.)», то он это воспринимает как ненависть матери.

А малыш беззащитен, он пришёл в незнакомый мир и ищет того, кто даст чувство безопасности, будет опорой и поддержкой в познании жизни. Он ищет того, кому можно доверять! И наталкивается на частое пренебрежение физическими потребностями, сухость, равнодушие, холод или наоборот приступы ярости, раздражение, применения силы со стороны единственного знакомого и ценного человека. И ребёнок, которого ненавидят подавляет все проявления своих эмоций, движения мускулатуры тела, как-бы замирает внутри своего тела, что приводит к задержке физического и психического развития. Он учится сдерживать жизненные силы, чтобы не провоцировать родителей на негатив, и выжить.

Каким растет этот малыш? Поскольку с самого раннего возраста он думает: «Если родители так ко мне относятся (а родители для него – это весь мир) – наверное, со мной что-то не так и я не имею права жить». Он уходит в свой внутренний мир, безопасный, куда никто не сможет добраться, он замыкается в себе, становится нелюдимым. В его мире, среди воображаемых героев и божеств, есть любовь и принятие, забота и внимание. Мы радуемся, что он отстал от нас и сидит читает либо перебирает игрушки в углу, но на самом деле он переживает хроническую внутреннюю депрессию, которая в дальнейшем может проявиться суицидом. Он не умеет заботиться о себе, несамостоятелен, потому что не знает, как это – заботиться. У него плохо получается переживать и выражать эмоции, а в ситуациях, воспринимающихся как угрожающие, подвержен дискомфорту, беспокойству, напряжению, страху, приступам ужаса и злости. Эмоции механистичны и постановочны, а рациональность чрезмерна. Очень сложно устанавливает и поддерживает связь с миром, близкие отношения, трудно увлекается каким-нибудь занятием надолго. Родителям сложно достучаться до него, он будто не слышит их, находясь в параллельной реальности, а когда ругают – смотрит сквозь Вас, будто толстокожий и не пробиваемый.

По-настоящему любите своё чадо: искренне и открыто, несмотря на раздражение, другие дела и планы по жизни. Станьте безопасным, понимающим, открытым к контакту, станьте наконец-то крепким и цельным Взрослым, а не истеричным и уязвимым ребёнком. Разрешите малышу проявлять свои эмоции – злость и боль, накопившуюся обиду, обнимайте и успокаивайте. Вы выдержите, если готовы менять своё поведение во имя жизни и счастья собственного ребёнка. Заботьтесь о нём, не упрекая, а отдавая вопреки. Установите с ним те самые настоящие доверительные отношения, из-за отсутствия которых он ушёл в себя. Сделайте для него реальность стабильной, безопасной, комфортной и тогда он потихоньку вернётся в неё. И кто знает, может именно он Вам нужен для того, чтобы начать ощущать настоящие радости взрослой жизни?

Мы должны стать зрелым обществом – полностью готовым к детям, реально понимающим и принимающим всю ответственность, чтобы встретить их с распростёртыми объятиями и дать себе возможность любить и лелеять своё продолжение.

ДЭффект 2: Иногда мы бросаем своих детей. Я не имею в виду полного отказа от детей. Мы можем ограничивать ребёнка в физических или психологических, эмоциональных контактах с матерью (уделяем мало времени, мало обнимаем и целуем, мало искренне интересуемся его жизнью). Кадр из мультфильма "Осторожно обезьянки", Союзмульфильм, 1984.

Мы любим малыша, ждали его и принимаем за него ответственность. Но жизнь очень мобильна и стремительна, чтобы не потерять квалификацию, сноровку или востребованность социуму, заработать денег для обеспечения семьи – стремимся быстрее вернуться на работу. В ситуации, когда у женщины несколько детей, то её внимание часто переключается на того, кто наиболее нуждается и как правило, «брошенными» остаются остальные дети. Случается, что здоровье женщины оставляет желать лучшего и она болеет, имеет недостаточно жизненных сил для заботы о ребёнке. Мать, которая должна заботиться, может уйти в депрессию и собственные переживания по поводу своего устройства в жизни, поиски мужа и копании в собственных проблемах, бывает, что и вымышленных. Как видите, ситуаций, когда ребёнок может оказаться оставленным – много и они не чужды каждому из нас. Хорошо, когда есть кому передать эти функции заботы – родственники, ясли, няня. Но, знаете, многие психологи считают, что в полной мере никто из них не сможет заменить мать, как бы мы себя не убеждали, что бабушка позаботится не хуже.

Для малыша до трёх лет очень важно, чтобы именно мама заботилась, помогала, была доступна к тактильному контакту, потому что в первую очередь через неё формируется чувство привязанности к миру. Если между ним и мамой не устанавливается крепкая связь, а мама – то есть, то нету (и так много раз), ребёнок сначала отчаянно протестует, затем разочаровывается и сожалеет, а далее чувствует себя брошенным. Согласитесь, очень болезненно быть привязанным к тому, кто, то приближает к себе (потому что любит), то отдаляется (потому что нет сил, времени). В этой ситуации малыш приспосабливается и решает «Если я не буду ничего хотеть (требовать) – то и боль переживать не буду».

Брошенный нами ребёнок может вести себя как равнодушный, не показывая и сводя до минимума свои потребности. Когда мама приезжает или приходит после разлуки – он делает вид, что не замечает её, и ведёт себя ровно. Берегитесь этой ловушки, это равнодушие значит, что он убедил себя в том, что не нуждается в материнской заботе, хотя на самом деле очень-очень нуждается. Упустив это из виду – Вы можете ещё больше увеличить психологическое расстояние между вами. Если кроха начинает скандалить, плакать, требовать, открыто выражать ненависть – значит он ещё готов принять Вас обратно в свою «команду», и открыт для внимания, любви, постоянной заботы.

До боли жаль целые поколения детей, родители которых вынуждены были вернуться рано на работу и детей отдавали в ясли. Знаете таких?

Оставленные нами дети рано начинают ходить, говорить, развиваться, словно пытаясь доказать «Я могу это и без тебя». Они взваливают на себя ношу ответственности, стараются выполнить больше, чем могут. Чередование периодов прилива сил и активности (доказать маме, что я заслуживаю заботы, времени, сил) и депрессивности, болезни (когда можно получить реальную заботу, внимание) укажут Вам на потребность в любви и заботе. Очень боятся одиночества, их одолевают страхи и фобии. Если потребность в материнской заботе не будет удовлетворена в детстве – взрослея они «прилипают» к другим людям, а когда остаются одни – заполняют место алкоголем, едой, кофе, наркотиками, сладостями, заполняют пространство вокруг предметами и вещами, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и одиночество.

Заботьтесь о детях: слушайте их потребности, научитесь понимать, что для них важно на самом деле и давайте это, а не замещайте игрушками, подарками и конфетами. Чтобы освободить время и силы для любимых детей, умело расставляйте приоритеты. Научите их заботиться о себе собственным примером, и перестаньте гордиться тем, что «Он такой самостоятельный!», потому что груз ответственности слишком рано лег на детские плечи. Не бросайте детей, в том числе психологически. Когда загружены работой, болеете или вынуждены уехать – найдите время пообщаться, поговорить, поинтересоваться его состоянием, мыслями и чувствами. И не бойтесь, что будет плакать, «лишний раз расстроится» – так он будет знать, что Вы с ним, думаете о нем и скучаете. Пока ребёнок чувствует крепкую связь с Вами – он напитывается Вашей родительской заботой, согревается в материнском тепле. Это позволит ему во взрослом возрасте строить зрелые отношения, чувствовать уверенность и принятие миром, работать в меру своих сил, приумножая их, чувствовать себя здоровыми, а также передать заботу и тепло вашим внукам.

ДЭффект 3: Иногда мы присваиваем себе детей. Мы настолько стремимся защитить их от мира, неопределённости, опасностей (часто мнимых), что запрещаем совершать самостоятельные действия, беря всю заботу о них на свои плечи за пределами необходимости.

Для ребёнка естественно развиваться, и обучение ходьбе – это попытка отделиться от матери и почувствовать пределы своих возможностей. Но мы привыкаем к тому, что ребёнок всегда рядом, в поле зрения и контроля, а выход за пределы этой зоны вызывает нашу тревогу и напряжение. Мы пытаемся сдержать эти порывы «Не ходи – упадёшь!», «Там тебя украдут, будь возле мамы!». Такая мама «Лучше знает, как надо действовать», «Защитит от опасного мира», пожалеет и обнимет после жизненных передряг. Потребности, желания, порывы и стремления ребёнка игнорируются, а все попытки самостоятельных действий подчинены жёсткой материнской воле. Его не спрашивают, что он будет кушать, куда пойдёт учиться или что оденет на праздник. Потому что мама знает и «Без этих детских фантазий», а дитя «Ничего в жизни не смыслит». Любые неудачи и ошибки, что связаны с выходом за пределы материнского контроля – комментируются «Я же говорила». Этот дЭффект в обществе известен под фразой «Родить для себя», когда заявляются права собственности «Мой ребёнок – как хочу, так и воспитываю». Встречали?

Ребёнок, которого присвоили растёт, не зная своих потребностей, желаний, интересов, способностей, предпочтений и нравов. Он пассивен по жизни, не умеет ставить цели и добиваться их, не умеет учиться, потому что обучение – это выход за пределы своих возможностей, что неприемлемо для родителей. Не самостоятелен, мыслит себя только в отношениях с другими людьми, подчиняется их воле. Ему сложно устанавливать психологические и физические границы между собой и другими людьми, а значит другие люди могут безнаказанно нарушать его границы, причиняя вред. В рискованных ситуациях чувствует себя неуверенно, потому что не понимает грань реальной и вымышленной опасности, а, следовательно, не умеет справляться с жизненными трудностями. На вопрос о его желаниях ответит «Мне всё равно» и посмотрит на маму. Ради любви и уважения матери ему пришлось приспособиться, отречься от автономности и самостоятельности, а значит и себя. Требовать от такого ребёнка достижений и успехов в учёбе – бесполезно, потому что, вместе с ограничением самостоятельности мы убиваем способность развиваться.

Позвольте своим детям выходить за пределы вашего влияния, конечно же соблюдая условия реальной! безопасности. Радуйтесь его открытиям и достижениям, даже тем, что произошли без Вашего участия. Учитесь легко отпускать его, когда он уходит и искренне радуйтесь, когда возвращается с победой или поражением. Поддерживайте и одобряйте инициативы, более того – ищите, планируйте и создавайте ситуации, в которых ребёнок мог бы успешно проявить свою самостоятельность. А в случае неудач, подбадривайте, говорите ему о том, какой он молодец (активный, ловкий, решительный, талантливый) и отпускайте снова. Чтобы легче было расставаться с ребёнком, займитесь реализацией собственной жизни, поищите новые интересы и занятия, наконец-то такая возможность появилась! Зачем? Чтобы он выжил, когда Вас не станет рядом. И был счастлив от достижений и здоровых отношений в собственной семье, благодаря Вам – родителю, который правильно поддержал детскую самостоятельность.

Нравится статья?


ДЭффект 4: Иногда мы используем детей для воплощения своих эгоистичных желаний, целей, потребностей. Мы эксплуатируем их молодость, талант, способности, красоту или время, чтобы продлить, реализовать свою жизнь через своё продолжение – жизнь своих детей. Картина "Нарцис и Эхо" (Дж.У.Уотерхаус), 1903

Дело в том, что мы быстро или не вовремя стали родителями и не успели воплотить в жизнь свои мечты, планы: по разным причинам – бедное детство без возможности посещать кружки и путешествовать, ранний брак и невозможность обучиться в желаемом ВУЗе, может быть политическая, экономическая, социальная нестабильность и т.д. В нас заложен потенциал великого художника, музыканта, воспитателя, учёного, актёра и первооткрывателя. И он требует реализации! В условиях ограниченности средств, времени, социального неодобрения мы отдаёт всю прерогативу своим детям, и ставим крест на себе. Мы упорно развиваем свой талант у наших детей, часто вопреки его наличию. Потому что, осмыслив жизнь, точно понимаем, какими должны стать наши дети или какими стать не должны. «Он никогда не будет в бедности, как я – найдём три репетитора по английскому», «Я так мечтала танцевать – отдам дочку в три года на балет», др. Хвалим за успехи и ругаем за сопротивление и «поражения». Мы стараемся вырастить гениев, детей со сверхвозможностями, вкладываем им это в голову и заставляем нести эту ношу. А по сути, заставляем их проживать две родительские и свою (если сил останется) жизнь.

Замечали, что среди знакомых мы часто жалуемся на своих детей: то слишком энергичный, то совсем тормозит; то слишком болтливый, то чересчур молчаливый; не хочет заниматься этим, а проводит время там, слишком независимый или несамостоятельный, плохо ест, за уши от тарелки не оттянешь; то просится в школу, то не загонишь и т.д. Мы придираемся к своим детям, вместо того, чтобы хвалить их и развивать их собственные таланты.

Но ребёнок имеет собственный потенциал развития, мы же сами заложили в него уникальный смысл и потенциал его жизни. Если он чувствует себя не таким, как нужно родителям, чтобы сохранить их любовь и поддержку, забывает, отрицает собственную природу, способности, склонности, таланты, предпочтения, физиологические привычки, и становится таким как надо родителям и окружению. И забывает о себе! В результате такой блокировки детской личности он ощущает себя не значимым, ничтожным, фальшивым. У каждого человека образ себя формируется путём отражения в глазах окружения. Ребёнок обращается за таким отражением в глазах родителей, а получает чужое, не его отражение. Жить в таком противоречии между собой истинным и фальшивым сложно и не избежать кризисов смысла жизни, непонимания как реализовывать собственную жизнь. Кроме того, рано или поздно он поймёт, что является обычным человеком, а не гением и это невероятное для него разочарование потребует много сил, чтобы идти дальше и начать заново, при помощи уже чужих людей, выстраивать свой адекватный реальности образ.

Мода на кружки танцев, боевых искусств, английского в нашем обществе не подвергает ли опасности погребение действительных и удивительных талантов подрастающего поколения?

Так важно быть правдивым, а не кривым зеркалом для своих детей! Осознайте и разграничивайте, почему Вы хотите отправить чадо на танцы, проколоть уши или выставлять на конкурсах красоты – для себя или для него. Нужна смелость посмотреть правде в глаза! Отражайте их качества, проговаривая вслух: замечательно пишет левой рукой – какой талант; бесстрашно заходит купаться в воду – какой молодец, не то что мы с папой; складывается пополам – какой гибкий; первым идёт на контакт с незнакомыми детьми – прелесть какой социальный, ленивый – значит избегает лишних действий. Давайте искреннее, правдивое отражение, не преувеличивайте, не придумывайте, чего нет. Пусть пока Вы не видите смысла его умениях и способностях – но получив своё подлинное отражение в ваших глазах, он станет увереннее, смелее и крепче в проявлениях себя, и кто знает, какой следующий талант у него обнаружится. Помогите ему стать настоящим и поверьте, он Вас приятно удивит!

ДЭффект 5: Иногда мы жёстко, бескомпромиссно, упорно и безжалостно принуждаем детей подчинятся нашей воле .

В формировании новой личности закономерно наступает этап, когда родителям становится сложнее его переключать, отвлекать от нежелательных действий или заинтересовывать, мотивировать, чтобы добиться желаемого результата. Зарождающаяся воля, потребность учиться контролировать себя и свой быт, создаёт стремление действовать по собственному усмотрению и желанию. Малыш сопротивляется – не хочет есть то, а хочет другое; взять эту игрушку, а не ту; стоять, а не сидеть; не какать; не спать и т.д.

Но мы, как родители, бывает не желаем воспринимать аргументацию маленького человечка, считаем неповиновение признаком неуважения или просто спешим, поэтому заставляем вести себя необходимым для нас образом. Обманываем, манипулируем, бывает запугиваем, стыдим и унижаем, порицаем, можем применить силу, вводим жёсткий режим и правила, малейшее отступление от которых – наказывается. Кстати, мы можем называть свои жестокие действия по отношению к ребёнку – прививанием дисциплины, уважения, любви, будто «делаем из него человека», «выбиваем дурь», «делаем управляемого и послушного гражданина», «для его же блага» и т.д. Суть остаётся та же – мы ломаем волю, стержень, психику своего потомка. «Пока не съешь – из-за стола не выйдешь», «Пока не выпьешь молоко – будешь сидеть на этом позорном стульчике», «Не покакал – упал отжался», «Пришёл на 7 минут позже разрешённого времени – получай по морде», «Заигрался с друзьями – собирай вещи и уходи, ты мне больше не сын». В таком режиме дети никогда не станут самостоятельными и сильными!

Из-за физической слабости или эмоциональной зависимости от тех, кто сильнее, ребёнок вынужден подчиниться и терпеть. Чтобы сохранить свою гордость он убеждает себя, что молодец потому что смог всё это выдержать, не плакать, вынести, принять любое насилие. Когда подросток пытается сопротивляться или доказывать свою точку зрения – это рассматривается как узурпация власти и проявление неуважения, саботаж «воспитательного процесса», чем вызывает ещё большее усердие родителей. Так вырастают безвольные дети, не способные ставить цели и добиваться их, терпящие, берущиеся за грязную, скучную работу. Подавление эмоциональности и стихийности, блокирует проявление эмоций, творческих способностей, спонтанности, остроумия, оригинальности у малыша. Дети, воспитанные в этой манере склонны к саморазрушению, будут осознанно делать надрезы на теле, возможно отрезать части тела, неосознанно искать ситуации, тесно связанные с болью. Когда подрастут – вступят в нездоровые отношения, где можно подчиняться: «Бьёт – значит любит», «Пилит – значит я ему нужна», «Унижает – значит я должна больше стараться». Будут жаловаться на жизнь, семью и работу, но не совершат усилий, чтобы изменить это.

Прислушивайтесь к желаниям маленького человечка. Ищите способы поддержать его волю, стремление выразиться, заявить о себе. Учитесь спокойно принимать от него «нет», «не хочу», «не буду» – это прорастает его воля, жизненно необходимая для успешности человека. Аргументируйте, договаривайтесь, ищите компромиссы. Разделите для себя три группы желаний ребёнка: абсолютно опасные, где компромиссов быть не может; альтернативные, решение в которых, может быть принято и по-вашему и по его желанию – это зона переговоров; и не принципиальные – в которых ребёнок может настоять на своём и получить это. При этом расширяйте среднюю зону переговоров. Спрашивайте, чего он хочет, предоставляя выбор. Взращивайте волю у ребёнка, а не убивайте её в зародыше и тогда он действительно вырастет сильной личностью.

Нравится статья?


ДЭффект 6: Иногда мы можем соблазнять детей, используя их невинный интерес к сексу, потребность в заботе и внимании, в удовольствии и контакте, зависть к отдельным (интимным, сексуальным) аспектам родительских отношений. Кадр из фильма "Лолита" (В. Набоков), реж. Э.Лайн, 1997.

У ребёнка по мере взросления возникает нормальный интерес к различиям между полами, ощущениям собственного возбуждения, таинству между мужчиной и женщиной, куда его не допускают. И родители могут этим пользоваться – соблазняя. Соблазняют, в основном отцы, старшие братья или близкие родственники девочек, но бывают случаи, когда женщины соблазняют малолетних родственников. В большинстве случаев, такое соблазнение не предполагает сексуального контакта. Мы, как родители можем неосознанно поддерживать интерес к сексуальной сфере жизни и способствовать его усилению. Некоторые родители рассказывают о своих любовных подвигах взрослым дочери или сыну, и постоянно расспрашивают их о сексуальном поведении, раскладывать порнографические журналы и фильмы в доступе у ребёнка, другие обнажаются перед подростками и взрослыми детьми или шпионят за ними, когда те голышом, третьи – дарят им сексуальное бельё или под разными предлогами пытаются посмотреть, потрогать гениталии. А Вы видели, как целуют в губы собственных детей? Непристойные выражения, повторяющие ситуации, когда дети застают родителей за сексуальным актом или наоборот пуританское воспитание, где о секс отрицается как таковой – повышают риск соблазнения.

За соблазнение ребёнка, предусмотрена криминальная ответственность. Кроме того, знайте, психика ребёнка, в случае соблазнения, будет серьёзно травмирована. Раздвоение личности на «хорошую» и «плохую», будет рвать его изнутри: потому что чувства вины, стыда, злости и сожаления станут сражаться с тоской, грустью и любовью к родителям. Совращённый ребёнок эмоционально подавлен, но имеет вспышки ярких, эмоций, в попытке спрятать депрессию, которые выглядят для других неестественными (счастье и радость, интерес и восторг – будто наигранны). Мысли отделены от эмоций и действий, ребёнок не анализирует причины неудач и проблем, а попросту забывает их, теряя при этом выводы и ценность опыта. Не умеет строить глубокие отношения с другими людьми – мужчинами и женщинами, пытается использовать их и манипулировать. Когда вырастет – будут проблемы в сексуальной жизни, а для ухода в другую реальность и снятия напряжения – может пристраститься к наркотикам, алкоголю и бездумной трате денег.

Занимайтесь сексуальным воспитанием детей правильно, изучайте наработки психологов и педагогов по этой теме!

ДЭффект 7: Мы запугиваем собственных детей, сознательно или неосознанно ставим их пред устрашающим лицом неопределённости, хаоса и опасности мира.

Некоторые дети воспитываются в хаосе и неупорядоченности пространства, семейных ориентиров, ценностей, требований. Например, ребёнок растёт в семье родителей- алкоголиков, наркоманов, воров, дебоширов, затворников, агрессивных, психически нездоровых людей, и он делает выбор не принимать эти ценности, скрыто сопротивляясь влиянию. Ребёнок может не принимать отдельные ценности семьи: ходить голышом, есть сырую пищу, закаляться, обнимать чужих людей, любить животных, заниматься спортом и другое. Бывает мы запугиваем детей, чтобы приучить их к порядку: говорим, что можно умереть если плохо помыть руки, поцеловать другого человека, уколоться иглой, неплотно закрыть двери, забыть закрыть воду, выключить утюг и др. Мы вызываем у ребёнка страх за свою жизнь или жизнь других людей и указываем на то, что ответственность лежит на нём. Мы можем «заботливо» показать путь, как можно предотвратить негативное событие – хаотичность мира (болезнь или смерть) или ребёнок находит его для себя сам. А именно – он пытается упорядочить внешнюю реальность, чтобы преодолеть свой страх перед хаосом, и создаёт в своей душе устойчивую психическую структуру, порядок, организацию, которую и старается поддерживать вокруг себя.

Это может выражаться в осознанных действиях – дети просят проветривать, мыть руки много раз подряд, перебирают что-то, старательно пытаясь отделить одно от другого, складывают всё на свои места, добиваясь идеального ровного и правильного положения. Они очень расстроятся если что-то пойдёт не так, если нарушится симметрия или кто-то бросит соринку. Такие дети очень зажаты контролем себя и своего поведения, они блокируют собственные мысли, эмоции и действия, не позволяют им выходить наружу, словно «зажимают себя». Борются с угрожающей и страшной реальностью, существуют в тревоге, а не живут, раскрывая свой потенциал. Огромная энергия, что накапливается находит неосознаваемый выход: грызут ногти или ручки, выдирают себе волосы, сцарапывают ранки, трясут ногой или головой, качаются из стороны в сторону, повторяют одни и те же слова много раз, многократно хлопают дверями и другое. Жадным, педантичным, холодным, нелюдимым, контролирующим, упрямым до абсурда – таким он может вырасти.

Давайте учить детей правилам гигиены, безопасности, взаимодействия без тотального запугивания и выдумывания глупых причинно-следственных связей. Покажите, как можно проявить свою гибкость и вариативность в преодолении проблемных, сложных ситуаций. Поход, ночёвка в палатке, обед приготовленный на костре, умывание речной водой. Человечество же как-то выжило без мыла и зубной щётки? Учите предугадывать ситуации, дайте арсенал знаний, умений и опыта по преодолению страха и тревоги в них. Вместе с тем, делайте массаж, зарядку, чтобы расслабить и раскрыть тело ребёнка и тогда начнут циркулировать такие необходимые живые эмоции, энергия. Успехов добиваются люди – не загнанные в жёсткие рамки строго определённых действий, а умеющие реально оценивать угрозы и гибко реагировать на них разными способами.