С какого возраста ребенок играет с погремушкой. Все о погремушках для новорожденных


Многие недооценивают роль погремушек, но на самом деле значение этих первых «развивалок» очень велико! Они участвуют в развитии слуха, зрения, моторики, сенсорики и координации. Современные модели позволяют совместить в одной игрушке сразу несколько предметов – погремушку, прорезыватель, развивающую игрушку для развития моторики. Как выбрать погремушки для новорожденных? Какие игрушки будут более полезны и безопасны? С какого возраста нужно давать малышу погремушки?

Виды погремушек

Прежде чем отправиться в магазин за игрушкой для крохи, нужно сначала изучить виды погремушек, которые сегодня предлагают производители. Их, действительно, много, и растеряться в этом многообразии легко. Вот лишь основные виды:

Классическая модель очень похожа на советские аналоги – есть шарик с бусинами, который издает характерные звуки при тряске, и ручка – за нее малыш должен держать игрушку.

Такая модель неплоха и подойдет для совсем маленького ребенка, но с возрастом, по мере развития крохи, понадобятся более сложные погремушки


Такие игрушки подвешиваются в коляску или кроватку, чтобы малыш мог их ловить ручками, раскачивать и слышать звуки перекатывающихся мелких шариков

3. Погремушки-растяжки в коляску или кроватку


Очень популярная модель. Можно купить две разных игрушки для коляски и кроватки. Так малыш будет увлечен этой занимательной вещицей и дома, и на улице

4. Текстильные погремушки-носочки, погремушки-браслеты

Очень помогают малышу изучать свои конечности и привыкать к собственному телу. Кроме того, характерный звук и яркие цвета разовьют слух и зрение крохи.


Маме можно не переживать, что ребенок выпустит игрушку из рук и расплачется. Такая модель всегда будет оставаться на своем месте

Очень хорошо влияют на развитие сенсорики и мелкой моторики. Игрушка наполнена специальным шуршащим материалом, перебирая который кроха может услышать интересный звук и развить пальчики.


Если потрясти такаю игрушку, то она будет греметь, а если помять ручками, то шуршать. Отличная «развивалка» для малышей!


Такие игрушки состоят из нескольких элементов, они двигаются, крутятся и вертятся, гремят, трещат. Очень интересный вариант для деток старше полугода, которым уже неинтересно просто трясти игрушку

7. Погремушки-прорезыватели


Очень хороший вариант погремушек, которые выполняют сразу две функции – развивающая игрушка и приспособление для облегчения боли при прорезывании зубов

8. Слинго-погремушки

Игрушки, специально придуманные для мамочек и деток, которые активно пользуются слингом или эрго-рюкзаком. Такую игрушку можно легко укрепить на слинге и малыш, находясь в этом приспособлении, сможет играть и развивать мелкую моторику.


Раньше такой вид погремушек можно было найти только у мастеров hand-made или сделать своими руками. Сегодня такие модели продаются в детских магазинах

Как правильно выбрать погремушку

Для начала нужно определиться, куда именно покупается игрушка. В коляску и кроватку потребуется одна модель, а для обычной игры с ребенком – другая. Кроме выбора модели, стоит помнить о некоторых других правилах выбора:

  • Экологичные безопасные материалы. Нельзя покупать игрушки, сделанные из токсичного пластика. Это опасно для жизни крохи. Если есть хоть какие-то сомнения, то лучше отложить вещь в сторонку и остановиться на проверенных текстильных или деревянных моделях.
  • Сертификаты. Качественная продукция для детей всегда сертифицирована. В хорошем магазине покупателю предоставят документацию по первому требованию. Лучше покупать игрушки именно в таких торговых точках, избегая приобретения с рук или на рыночных лотках.
  • Запах. Качественная безопасная игрушка не должна издавать никаких запахов. Если присутствует характерный неприятный запах пластика или чего-то еще, то такой вариант брать не стоит.
  • Яркие цвета. Яркие игрушки более полезны для зрительного и эстетического развития крохи. Поэтому не нужно покупать блеклые игрушки, лучше остановить свой выбор на красочных вариантах.
  • Наполнитель. Наполнитель должен быть очень хорошо закрыт, то есть не должно быть сомнений, что он может случайно высыпаться и попасть малышу в рот. Если модель предусматривает жидкий наполнитель, то нужно убедиться в том, что он не вытечет. Хорошо покупать игрушки с различными наполнителями, которые издают разные звуки. Это гораздо лучше разовьет слух малыша.
  • Возможность вымыть или постирать игрушку. Очень важный момент! Погремушка при активном использовании быстро загрязняется. Мыть ее придется каждый день. Обязательно должна быть возможность обработать антисептиками, вымыть или выстирать игрушку. Некачественные материалы быстро потеряют вид при таком уходе, поэтому качество игрушки должно быть на первом месте.
  • Отсутствие острых углов и травмоопасных элементов. Для малышей лучше выбирать игрушки обтекаемой формы с гладкой поверхностью, без «заусенцев». Это снизит количество травм.
  • Вес. Для новорожденного крохи следует выбирать максимально легкие игрушки, чтобы он без труда мог удержать их в ручке. Когда малыш подрастет, можно выбрать модель тяжелее и с большим количеством элементов.
  • Фирма. Сегодня можно найти погремушки различных фирм, как отечественных, так и зарубежных. Признанными лидерами в производстве качественных и безопасных игрушек являются компании Tiny Love, Canpol Babies, Tolo Toys. Игрушки этих производителей можно найти в любом сетевом детском магазине.

С какого возраста можно давать погремушку ребенку

Погремушка – это универсальная игрушка, которую можно использовать со второй-третьей недели жизни до года и старше, если малышу она еще интересна. Однако нужно правильно выбирать модель для малышей разного возраста:

  • От 0 до 3 месяцев подойдет классическая модель, растяжки в коляску и кроватку, слинго-погремушки.
  • С 3 месяцев можно усложнить конструкцию погремушек, купить модели в виде подвесок, браслетов и носочков, а также текстильные «шуршалки».
  • С 4-6 месяцев уже потребуются погремушки-прорезыватели, головоломки.

Совет: С двухмесячного возраста погремушки-растяжки следует повесить так, чтобы ребенок мог достать их ручками.

Как играть с ребенком при помощи погремушки

В возрасте 2-3 недель малыш еще не может играть погремушкой сам. Мама должна взять игрушку и двигать ею перед глазами ребенка. Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок следил за предметом глазками, поворачивал голову на звук погремушки.

С 2-х месяцев можно уже пробовать вкладывать предмет в ладошку малыша. Постепенно он будет удерживать игрушку, стараться поднести ее к лицу, рассмотреть. Если не выходит сразу, не стоит отчаиваться, нужно пробовать снова и снова. Скоро у крохи все будет получаться!

С 3-4 месяцев ребенок уже может самостоятельно взять игрушку, которая лежит рядом или из маминых рук. Он уже с увлечением трясет ее, слушая звуки, которые она издает, пробует на вкус, рассматривает. В этом возрасте необходимо расширить ассортимент игрушек и предлагать крохе новые погремушки, чтобы его развитие было более интересное и активное.

Начиная с полугода, малыш становится более самостоятельным и вполне может играть один, но мама тоже может принять участие в игре, приобретя новую, более сложную погремушку и показывая крохе, что с ней можно делать.

Как сделать погремушку для новорожденного своими руками

Мамочки-рукодельницы могут не просто купить готовую игрушку для крохи, а постараться изготовить ее своими руками. На самом деле ничего сложного нет.

Простые погремушки

Сделать такой вариант погремушки смогут даже те мамы и папы, которые далеки от творчества и рукоделия.

1. Вариант

При изготовлении такого вида погремушки не нужно класть внутрь много наполнителя, иначе звук получится глухим. Крышка должна быть хорошо завернута, можно даже усилить сцепление горлышка и пробки клеем, чтобы ребенок точно не смог отвернуть пробку и подавиться бусинкой.


Чтобы сделать такую погремушку, понадобится любая пустая пластиковая емкость и наполнитель в виде бусин, мелких шариков или крупы

2. Вариант

При изготовлении такой игрушки нужно следить, чтобы клей надежно сцеплял капсулы. Сами капсулы также лучше проклеить при закрывании, чтобы наполнитель не высыпался.


Для изготовления понадобится 5 капсул от шоколадных яиц, мелкие бусинки и клей

Погремушки, сшитые из ткани

Здесь понадобится чуть больше усилий и сноровки, но работа не займет много времени, а результат будет отличный.

Погремушка-подвеска «Бабочка»

Для работы понадобится:

  • Несколько разноцветных лоскутков.
  • Кусочек фольги.
  • Ленты.
  • Игла и нитки.
  • Капсула от шоколадного яйца.


Вот такие яркие и модные погремушки можно сделать за 20-30 минут работы

Ход работы:
Из лоскута нужно вырезать подобие крыльев бабочки.


Понадобится 2 одинаковые детали


Фольга нужна, чтобы бабочка шуршала, когда малыш будет ее трогать. Это развивает моторику и слух

Теперь нужно сделать голову и туловище бабочки. Для этого надо вырезать два одинаковых круга и два овала и пришить овалы к кругам.

Контейнер от шоколадного яйца надо наполнить крупой или бусинами, чтобы бабочка гремела

Теперь нужно сшить детали головы, наполнив ее ватой, лоскутками или кусочком синтепона.

Теперь можно прикрепить пластмассовое кольцо для крепления на коляску.


Если нет подходящего пластмассового кольца, то можно сделать ленту для крепления длиннее и завязывать ее на коляске

Погремушки – это первые игрушки ребенка. Выбирать их стоит придирчиво и внимательно. Если у мамочки есть время, то неплохо сделать игрушку малышу своими руками. Можно привлечь к этому старших детей, и тогда это будет веселое развлечение и обучающая игра для всей семьи.

У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Вспомните, какая? Плюшевый заяц, медведь, пес в детских объятиях перед сном? На самом деле первая и особо важная в жизни игрушка — погремушка. Именно с погремушки новорожденные начинают процесс обучения и развития.

Все молодые родители задаются вопросом: с какого возраста новорожденным нужны такие игрушки? Не зря существует старинная традиция – дарить погремушку на рождение ребенка. В первые месяцы жизни малютке не удастся самостоятельно играть с ней, поэтому стоит купить погремушки, подвешивающиеся на кроватку, коляску. Вешать следует на расстоянии 40-60 см от лица ребенка для возможности фокусирования им взгляда на них. В таком возрасте уже можно играть в простые игры с помощью погремушки – водить перед лицом малыша, побуждая следить за ней взглядом, вертеть головой.

В первый год жизни активно формируются связи в мозге ребенка, поэтому даже крохотному младенцу важны самые разнообразные впечатления, даваемые яркой и звонкой погремушка.

Разнообразие

Гармоничному развитию малыша, получению им представления о разных свойствах окружающих вещей помогают погремушки различных форм, цветов, размеров. Их необходимо менять время от времени.

Современный рынок с лихвой обеспечивает крох разнообразными игрушками, а значит, и впечатлениями. Далее поговорим о том, какие бывают погремушки, каково их предназначение. Вы увидите фото.

Погремушки-подвески

Закрепляются на кроватку, коляску, манеж с помощью специального кронштейна. Изготавливаются из самых разных материалов. Бывают жесткими или мягкими, большими или маленькими, однотонными или с рисунком. Главная особенность – яркий (но не кислотный) цвет. С помощью такой игрушки новорожденный малыш учится фокусировать взгляд на ярком пятне, развивая зрение.

Музыкальная карусель (мобиль)

Является подходящим вариантом младенцам. Развивает у малыша умение следить за предметами, движущимися по кругу, прислушиваться к тихой мелодии. Элементы мобиля можно снять и использовать отдельно.

Браслеты или носочки

Очень хороший вариант для новорожденных, еще не умеющих осознанно держать предметы в руках, управлять своим телом, но способных научиться этому, прислушиваясь к звукам, издаваемым такими игрушками, закрепленными на ручках и ножках с помощью липучек.

Погремушки-грохотушки

Состоят из свободно перемещающихся по кольцу фигурок разной формы. При потряхивании фигурки создают шум, очень нравящийся маленьким деткам. Такие погремушки формируют у малютки умение передвигать руками нанизанные предметы. С их помощью и с помощью погремушки с бусинами на шнурке ребенок учится целенаправленно совершать движения руками под контролем взгляда. Такие игрушки подходят со второго полугодия первого года жизни.

Погремушка на присоске

Прикрепив к столику, удобно использовать во время кормления подросших чад. Карапузу не получится сбросить ее на пол, но удастся играть с ней и радоваться. Не капризничая, малыш лучше поест.

Другие виды погремушек

  • Погремушки без ручки бывают любой формы. Даются ребенку в руки и способствуют развитию мелкой моторики.
  • В период прорезывания зубов очень полезны специальные погремушки-прорезыватели. Бывают разной формы, с охлаждающим гелем или без него, с гладкой или рельефной поверхностью. Производственный материал прорезывателей достаточно мягкий и не поранит десны малыша, но, одновременно, достаточно твердый: кроха может погрызть и пожевать игрушку.
  • Для карапузов постарше подойдут погремушки с кнопками. Кроме шума, погремушки при потряхивании пищат или издают мелодию при нажатии на кнопку. Бывают с подсветкой.
  • Подросшему крохе интересно играть с мягкими игрушками-погремушками, производимыми из разных, приятных на ощупь материалов. Внутрь зашита капсула с гремящими шариками. Игрушка может быть заполнена сыпучими элементами разного размера. Они не только приятно шуршат, но и помогают развить тактильную чувствительность при сжимании ребенком игрушки.
  • Погремушки с запахом помогут развить обоняние у новорожденных. Латексные производят с разными запахами (клубники, ванили), а деревянные – с ароматом хвои. Однако, если заметили у крохи аллергию, их лучше не использовать.

Погремушка, сделанная мамой

Конечно, лучшее, что родители дают малышу – любовь и забота. Но в качестве подарка, напоминающего о детстве и тепле маминых рук, отличным вариантом станет погремушка, сделанная самостоятельно.

Давая волю фантазии, используйте для изготовления абсолютно разные предметы и материалы. Свяжите из шерсти, сшейте из приятной ткани; заполните бисером, разными крупами и семечками. Интересный вариант — разрисовка маленькой заготовки матрешки и приспособление ее в качестве погремушки.

Научно доказано: мамино лицо – первое, что ребенок начинает видеть своими глазками, поэтому можно сшить малышу погремушку в виде веселого личика, способного радовать и успокаивать кроху.

Делаем правильный выбор

Все окружение новорожденных с первых дней жизни оказывает огромное влияние на их дальнейшее развитие. Как видно, разновидностей погремушек огромное количество. Все обладают различными, полезными детям свойствами. Родителей волнует вопрос: как правильно выбрать погремушку?

Новорожденный малыш совсем беззащитен перед окружающим большим миром, поэтому, покупая любой товар для ребенка, в первую очередь, родителям необходимо обращать внимание на его безопасность.

Делая покупку, обращайте внимание на следующее:

  • хорошая погремушка отличаетсяпрочностью, не имеет мелких, легко отрывающихся деталей;
  • поверхность ее гладкая, без швов и острых углов;
  • качественная краска – не слезает с игрушки и не оставляет следов;
  • игрушка не имеет постороннего неприятного запаха.

Не экономьте денег, покупайте только в проверенных магазинах и требуйте у продавца сертификат качества на данный товар. Соблюдая такие рекомендации, вы будете уверенны, что первая игрушка принесет малышу только радость.

Чтобы погремушка для новорожденного способствовала развитию различных навыков, обращайте внимание на:

  • конструкцию игрушки – младенцу важно удобство держания ее в руке, отсутствие чрезмерной тяжести;
  • звук – не резкий, но достаточно громкий. Обязательно выберите несколько погремушек с разными звуками: бубенчиками, шариками, мелодией, звуками природы;
  • цвет игрушки лучше выбрать яркий, пастельные тона просто не привлекут внимание младенца. Малышам очень нравятся прозрачные экземпляры с помещенными во внутрь разными перекатывающимися фигурками.

Растет малыш – меняется интерес

Погремушка – полезная для новорожденных вещь. Остался один вопрос: с какого возраста и какой именно вариант данного развлечения подойдет ребенку?

  • Внимательно следить глазами за ярким предметом, удерживать в кулачке небольшой по размеру предмет за счет развитого хватательного рефлекса новорожденный способен с двухнедельного возраста.
  • Трехмесячный малютка осознанно удерживает погремушку в руке, начинает размахивать ей, тянет в рот. Начинает понимать форму и цвет игрушки, хорошо реагирует на звук. Некоторые игрушки становятся любимыми.
  • Примерно в четыре месяца крохе понадобятся погремушки-прорезыватели.
  • При ношении ребенка в слинге, с пяти месяцев ему можно давать мягкие игрушки. Занятый делом малыш не отвлекает маму.
  • Шестимесячный карапуз осознанно и с удовольствием играет со всеми погремушками.

Итак, подведем итоги. Погремушка – не просто игрушка, а первый предмет, открывающий перед малышом возможности познавать окружающий яркий, разнообразный мир, наполненный звуками, запахами, ощущениями. Радуйте и развивайте ваше чадо разными играми, радуйтесь вместе его новым умениям.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Игрушки – немаловажная часть приданого для новорожденного. Придя в магазин, новоявленные родители подчас теряются от разноцветного многообразия предлагаемого ассортимента. Растеряться здесь немудрено, поэтому важно заранее определиться с тем, что нужно купить, дабы избежать бесполезных лишних затрат. Так, главными игрушками в первые месяцы жизни крохи должны стать погремушки для новорожденных.

Простая и даже, иногда примитивная погремушка оказывает влияние на умственное, физическое и эмоциональное развитие малыша, поэтому важно отнестись к выбору со всей ответственностью.

Как выбрать погремушку?

При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:

  • материал , из которого изготовлена погремушка. Это может быть дерево, пластмасса или ткань – дело вкуса, главное, чтобы игрушка была выполнена качественно, не имела острых углов и швов, постороннего запаха;
  • цвет . Лучше выбирать погремушки ярких, контрастных цветов, пастельные тона не привлекут внимания младенца. Краска должна быть качественной и не слазить с изделия;
  • звук , который издает игрушка. Должен быть не резким, но достаточно внятным и громким. Выберите несколько погремушек с разным звучанием – полые с шариками внутри, мелодичные с бубенчиками, музыкальные погремушки со звуками природы;
  • безопасность . Хорошая игрушка должна быть прочной, гладкой, не иметь мелких деталей, которые легко отрываются или отпадают. Для того, чтобы быть уверенным в качестве, следует покупать погремушки проверенного производителя в надежных торговых точках. Тогда вы сможете быть уверенны в соблюдении стандартов качества;
  • наличие дополнительных функций и элементов на развивающих погремушках. Подросший малыш оценит шуршащие, блестящие, вращающиеся детали, а мягкие прорезыватели он сможет грызть в период активного роста зубов.

С какого возраста давать погремушки?

В первые месяцы жизни кроха, конечно же, не сможет играть самостоятельно, поэтому целесообразно приобрести погремушки на кроватку и коляску. Вешать их следует на расстоянии 40-60 см от лица ребенка, чтобы он смог сфокусировать на них свой взгляд. Кроме того, на первом месяце жизни можно начинать осваивать нехитрые игры совместно с малышом – водить погремушкой перед лицом, опять же на расстоянии 40-60 см, чтобы не спровоцировать косоглазия, в течение нескольких минут. Далее можно разнообразить движения – ускорять, замедлять, стимулировать ребенка следить за ней взглядом и вертеть головой. По мере подрастания ребенка можно надевать ему погремушку на ручку, чтобы он пробовал манипулировать ею самостоятельно.

Для малыша в возрасте от 6 месяцев следует выбирать более тяжелые, например, деревянные погремушки для того, чтобы укреплять пальцы рук и способствовать развитию моторики. Интересны будут погремушки в виде гирлянд, состоящих из шаров разного размера, которые малыш сможет перебирать, контролируя свои движения взглядом.

Когда ребенок начинает держать погремушку?

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка держать погремушку. Этот навык разовьется примерно к 4-5 месяцам, когда малыш начнет проявлять к предмету игры активный интерес и тянуть ручки. Помогите ему правильно захватить погремушку. Если что-то не получается, попробуйте повторить упражнение. Позже игру можно усложнить, давая ребенку погремушку менее удобную для захвата, стимулируя тем самым развитие мышц.

Не стоит засыпать ребенка разнообразными погремушками. Вполне достаточно 4-5, при этом использовать для игр их лучше по очереди, чтобы у ребенка не пропал интерес.

Малышей. Когда давать ребенку погремушку ? Они доступны и нужны уже во вторую неделю жизни. Дети в первый месяц жизни ведут пассивный образ жизни, но, тем не менее, познают окружающий мир с помощью звуков, цвета, запахов. Погремушка – один из способов такого познания окружающего мира. Она обязательно должна быть у .

Следует помнить, что погремушек должно быть не очень много, но и не две. Так же они не должны всегда быть на глазах у ребенка, а то он их быстро запомнит и они перестанут быть ему интересны. При выборе первых погремушек для ребенка следует руководствоваться рядом правил. Во-первых, погремушка не должна быть слишком звонкой. Громкие звуки могут спровоцировать испуг у малыша.

В результате вместо того, чтобы успокоиться, он расплачется еще больше. Во-вторых, игрушка должна быть достаточно яркой, чтобы привлечь внимание ребенка. Цвета у

игрушки должны быть максимально приближены к естественным: зеленый, желтый, красный, синий. Достаточно сочетания в одной игрушке двух-трех цветов, чтобы не перегружать мозг малыша. Не желательны в детских игрушках такие цвета как салатовый, оранжевый, лиловый и подобные им. В-третьих, материал, из которого изготовлена игрушка.

Если упаковку с игрушкой можно аккуратно открыть, то внимательно осмотрите игрушку на прочность, часто бросает игрушки или просто роняет их, и если материал очень хрупкий, то от нее могут отколоться кусочки и малыш поранится. Стоит обратить внимание и на запах игрушки. Сильный и явный запах химии, говорит о низком качестве материалов. Такая игрушка может вызвать у вашего малыша аллергическую реакцию, а так же спровоцировать отравление. В-четвертых, форма игрушки. Должны отсутствовать острые края, мелкие детали.

Погремушка должна быть цельной, а не собираться из различных кусочков (ребенок еще успеет наиграться с конструкторами). Погремушки бывают подвесные и неподвесные. К подвесным относятся: музыкальные мобили, растяжки на и игрушки для развивающих ковриков. К неподвесным те, которые ребенок держит в руках.

Игрушки для ребенка по возрасту

Ребенку трех-трех с половиной месяцев хорошо подвешивать звучащие, красочные подвески, кольца с шариками; ребенку четырех-четырех с половиной месяцев следует подвешивать погремушки, шарики, колечки, человечков и пр.

Для развития более тонкой координации движений рук можно использовать мелкие игрушки. Надо также иметь разнообразные погремушки, которые дают ребенку в руки. Если ребенок уже хорошо берет игрушки и долго их удерживает, то он не нуждается в подвешенных игрушках. Ему надо давать игрушки в руку или класть таким образом, чтобы он сам мог их достать.

Следует иметь игрушки, разнообразные по цвету, форме, величине, что содействует развитию органов чувств ребенка.

Хранить игрушки надо в чистом месте - на полке или в ящике с тем, чтобы в любой момент можно было без труда найти и дать ребенку ту игрушку, которой можно его заинтересовать. Все поломанные игрушки, которые ребенку давать опасно, надо сразу выбрасывать.

Когда ребенка после кормления кладут в кроватку, надо привлечь его внимание к висящим игрушкам или дать ему погремушку в руку. Отойти от ребенка следует лишь после того, как вы убедитесь, что он хорошо играет.
В дальнейшем, поддерживая самостоятельную игрy ребенка, приходится повторно привлекать его внимание к висящим над ним игрушкам, а когда они перестают его интересовать, заменять их другими.

Ребенка трех с половиной - пяти месяцев учат брать и удерживать игрушку. С этой целью надо, слегка позванивая погремушкой, поднести ее к ребенку и, убедившись в том, что он смотрит на нее, ждать, не потянется ли он к ней руками. Если ребенок совсем не протягивает рук к погремушке или протягивает, но не может еще взять ее, надо дать ему погремушку в руку. Если же ребенок может ее взять, то надо терпеливо подождать, пока он после ряда неудач все же дотянется и возьмет ее. У пяти-, шестимесячного ребенка можно развивать умение одновременно удерживать в каждой руке по игрушке.

Иногда никак не удается вызвать у ребенка стремление схватить игрушку, так как он все время смотрит на взрослого, улыбается ему, гулит и на игрушку не смотрит. В этих случаях взрослый должен присесть, спрятаться так, чтобы ребенок его совсем не видел, а видел только игрушку. Конечно, и игрушку для этого надо выбрать привлекательную, яркую.

Четырех-, пятимесячный ребенок, выронив игрушку, очень редко находит и берет ее сам и, оставшись без игрушки, начинает скучать. Поэтому взрослый время от времени должен снова давать ему игрушку в руки.

Особо привлекательную игрушку хорошо располагать возле пяти-, шестимесячного ребенка таким образом, чтобы ему пришлось проявить определенную настойчивость и использовать новые движения прежде, чем ему удастся ее достать.

Надо следить за тем, чтобы ребенок во время бодрствования побыл в разных положениях: если он сам еще не умеет перевертываться, то надо через некоторое время после кормления положить его на живот и оставить в этом положении до тех пор, пока он не устанет.

В течение двух часов бодрствования ребенка можно 2-3 раза класть на живот. Когда же он сам научится перевертываться на живот, надо его класть на спину и занимать игрушками в этом положении, если вы видите, что ребенок устал лежать на животе. Можно также взять и недолго подержать ребенка на руках, чтобы порадовать его и дать возможность посмотреть на окружающее.

К малышу, когда он играет в своей кроватке, надо, конечно, и просто подходить, чтобы поговорить с ним, особенно когда вы видите, что он заскучал, перестал заниматься игрушками. Разговаривая с ребенком, надо стараться вызвать у него ответные голосовые реакции. В те моменты, когда ребенок сосредоточенно играет, ему не следует мешать.

Всегда надо помнить о том, что частое общение взрослых с лежащим в своей кроватке малышом, а тем более игры-занятия, для проведения которых его берут на руки, легко могут стать помехой самостоятельной игре ребенка. Как только близкие почувствуют, что ребенок начинает хуже, менее сосредоточенно играть, так как с напряжением ждет, чтобы к нему обратились, заговорили или взяли его на руки, надо несколько сократить свое общение с ним.

Чтобы успокоить ребенка этого возраста, достаточно бывает дать ему новую игрушку или предоставить возможность поиграть в необычной для него обстановке. Брать на руки плачущего ребенка следует только в крайнем случае.

Желательно, чтобы в часы бодрствования ребенка кто-то находился в комнате, с тем, чтобы в нужный момент поддержать его радостное настроение, своевременно переменить положение или дать игрушку. Но можно на некоторое время оставлять его и одного. Не следует создавать у ребенка привычку чувствовать себя хорошо только в присутствии взрослых.

В каком возрасте ребенку нужна погремушка?

Погремушка имеет долгую интересную историю. У каждого народа погремушки были свои, сделаны из определенного материала.

Нынешние погремушки отличаются разнообразием расцветок, размеров и дизайна. Они могут быть в форме шариков, других геометрических фигур, животных и мультипликационных героев.

Гремящие или звенящие игрушки ребенку можно показывать с самого рождения. Сначала их стоит повесить над кроваткой. Это могут быть и механические игрушки. Важно, чтоб такие игрушки висели над уровнем груди. А не глаз, иначе, чтоб разглядеть игрушку, ребенок должен будет запрокидывать назад голову, что очень неудобно.

Убедитесь, что краска на погремушках не сдирается и переживет множество стирок. Сама погремушка должна быть удобна и хорошо держаться в детской ручке. Если погремушка сильно гремит, то покупать ее не стоит, она только напугает малыша и если до этого вы пытались малыша успокоить, то после такой погремушки он еще больше станет плакать.

Погремушка не должна быть тусклой, она должна привлекать внимание, а значит должна быть яркой и состоять из нескольких цветов. Не стоит покупать и «сложные» погремушки, которые, к примеру, состоят из множества разных фигурок. Малыш еще слишком мал, чтобы понимать замысловатость погремушек, чем проще погремушка, тем проще с ней играть.

На поверхности погремушки не должно быть острых или тонких краев. Может, такая погремушка будет и красивая, однако, играя с ней, ребенок может травмировать себя.

Не используйте в играх для ребенка одну или две погремушки. Погремушки должны быть разными и их должно быть несколько, иначе ваш малыш быстро потеряет к ним всякий интерес. Приобретите несколько погремушек разного цвета и формы. Используйте подвесные погремушки и музыкальные.

Помните, что погремушка предназначена не только для игр, она развивает мелкую моторику рук, координацию движения, а с первых дней жизни – это еще отличнейший тренажер для глаз вашего малыша. В целом погремушка способствует оптимальному всестороннему развитию ребенка до года.