Праздник урожая — история и традиции. В праздник урожая "богач" белорусы желают друг другу "быть богатыми, как осень" Народный праздник багач сценарий на белорусском языке


Ведущий. во

Ученик.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-init ial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 2-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 3-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 5-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка.

10-я жнейка.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня.

3-я жнейка.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин. в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-pol icy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

(Выполняется танец.)

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то

- Ты

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяйка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с

9-я жнейка.

10 жнейка.

Ученица.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

[Error: Irreparable invalid markup ("

") in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Ведущий. Уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на праздник "Багач". Это большой праздник в жизни белорусского села. Когда-то, когда жатва подходила к концу, оставляли нязжатую горсть ржи - дедовского, или Божию, "бороду", потом кусцик зажынали, перавязвали лентой, говорили заказ и торжественно, с песнями и шутками несли домой. Это и был Багач. Его заносили во двор тем, кому желали богатства и счастья. Багач, согласно поверье, обеспечивал Ниву рожью и приносил в дом достаток и счастье.

Ученик. К Багача обращались со словами: "Багач! Багач! Не забывай нашей нивы! ". Именно в этот день, к взыходу солнца, хозяин засевать Ниву рожью. К озимой сева приступали торжественно. В доме все мылася, чысцилася, варили и пекли много вкусного.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша. Отправляясь на посевной, крестьянин надевал белую рубашку, а вечером справлялась торжественная ужин. Чистота в доме, праздничную одежду сейбита, достаток на столе считались обрядовых элементами, что способствовало успеху в работе, плодородия засеяно нивы.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик. Говорила поле широкое, рожь ядранае. Жнейки, жнейки мои молодые, серпы золотые. Приходите ко мне завтра рано, чтобы я недажатым не стояла. Не хочу я в поле стояли, последними колосьями махали, а лишь хочу я в поле стагами, а в гумно копали.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Парни, девушки, вы только посмотрите, последняя полоска ржи осталась!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 2-я жнейка. Вот сейчас дажнём и можно бороду завиваць, Багача делать и праздник справляет.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 3-я жнейка. Нивцы благодарить будем за хороший урожай.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Дима, шавялися быстрее, а то под снопами заснуть.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 5-я жнейка. Что-то последнее время Света стала до Димы цепляться.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Кто кого чубиць, тот того любит.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Гляньце, чья это Нивки жавцее на холме?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Василёва Нивки. Наверное, он ее собирается жать, когда белые мухи полетят.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка. Мы первые Дожинки играть будем!

10-я жнейка. Так давайте паспяшаем бороду зажынаци и дажыначны сноп вязала.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня. Так давайте же хозяину дажыначны сноп отнесешь.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня. Паздаров Боже, господин! Принеси тебе венок из широкого поля, с ядранага ржи.

3-я жнейка. Хозяин своего хозяйства не потеряет, нам за венок заплатить, хотя красные сапоги для нашего желания - жыту на урожай, хозяину на долгое век.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Хозяину венок, а нам кваса кувшин.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> I с горы, из-под горы на господарские дворе,

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С падваров к каморы на всякие сборы...

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Гаспадынька, ну-тка! Завихайся быстро, так, как мы завихалися около Нивки. Вынимайте квас с колбасой.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Проходите, садитесь, пожалуйста!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Послушайте, пожалуйста, я вам шутка рассказ в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Чтобы хозяева и гости паразмяли свои кости, надо танец попрыгать и в ладоши по-хлопать.

(Выполняется танец.)

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Давайте еще и песню хорошую за-поем.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Слышали ли вы, мои дорогие, легенду "Сколько жить человеку? Нет? Так слушайте.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то человек делает забор не из дерева, а из соломы. Бог пагля-дев на него и спрашивает:

- Ты чего, человече, забор не из дерева гародиш, а с салом?

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяйка. То госцейки заскучали, может песню запели, что ли?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с воза, патрымайце теленок, а я шапку снимет.

9-я жнейка. Хватит уже петь и плясать, по-ра и домой собираться.

10 жнейка. I действительно, пора, поздно уже.

Ученица. Спасибо хозяевам за хлеб-соль.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Спасибо вам, мои дорогие, что нашу хату НЕ обогнули. Давайте же на прощание красивую пес-ню запели.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

Style = "background: white none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz- initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Прощайте здоров, живите богато;

16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будьте жывеньки, здоровья;

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Здоровый бывают и нас не забывайте;

Ходить здоровы!

Праздник урожая — один из четырёх важнейших дней колеса года, приуроченный к дням осеннего равноденствия — самого крупного осеннего праздника.

Это праздник рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия.

Время подведения итогов. Встреча осени. На Руси день осеннего солнцестояния считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями.

Для древних славян наступал Новый год, или Новолетие. Ночь начинала двигаться не "куриными шажками",а "лошадиными прыжками". Славяне праздновали целую неделю.

Поклонялись духам, справляли праздник урожая, гадали. Пекли много пирогов. Первый каравай выпекали из зёрен первого сжатого снопа. Его ели всей деревней. Второй каравай отправляли в костёр — угощение предкам.

Проводили множество гаданий и ритуалов. Одним из основных ритуалов был ритуал общения с духами предков.

А ещё на равноденствие хоронили мух. Считалось, когда насекомое засыпает, осень окончательно прогоняет лето. С мухами хоронили всё отжившее, плохое.

После новолетия славяне начинали готовиться к другому празднику — дню Макоши.

Это богиня судьбы, покровительница женщин. Осенних праздников на Руси насчитывается одиннадцать. Наши предки не скучали пасмурными холодными вечерами.

По народному календарю, в день осеннего равноденствия, осень переходит во вторую стадию — золотую осень. Эта красивая, бравшая за живое классиков пера и кисти пора продлится до 14 октября.

Обязательно делаем магических куколок — Зерновушку и Богача. Кукла Богач (мужичок) делается в пару Зерновушке на благополучие в семье.

С виду Богач — простой мешочек, а на деле верный помощник. При создание Богача думали о своём роде, предках с любовью и благодарностью. Как любому оберегу ему ставилась чёткая задача, например, прибыли и достатка на будущий год, защита благополучия семьи и т.д.

У Богача в мешочке зерно — основа благополучия и богатства. Как правило, куколку заполняют ячменём или пшеницей. Это означает круг жизни.

Я предлагаю Вам послушать себя и понять, чем Вы хотите заполнить своего Богача. Также, как и Зерновушку, Богача можно заполнить как одной крупой или бобовыми, так и их смесью.

Богач после изготовления путешествует по дому, выбирает себе место. Замечено, что после того как место найдено, Богач становится незаметным, "невидимым". Если дома есть пара, Богач и Зерновушка, то их всегда ставят рядом, так как идут они рука об руку по жизни вместе, оберегая семью, дом, урожаи.

А также на празднике Вас ждут:

  • Ритуалы на привлечение богатства.
  • Инициация огнём и водой.
  • Игры, веселухи, конкурсы!

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Маржана Исаева
Сценарий фольклорного праздника «Чем богаты, тем и рады»

Зал убран под горницу. В центре, между двух окон /бутафорских/ висит зеркало в обрамлении полотенца – рушник. Под зеркалом стоит большой сундук. Около окна – кровать, на ней стеганное одеяло, в левом углу стоит печь. Около печи лавка. В углу стол, висит люлька.

Дети сидят на лавке и выполняют простейшую работу по дому. Бабка Таня хлопочет у печки. Аленка, старшая дочь (воспитатель, носит дрова для печи. Все заняты делом.

Мать детишек, любуясь на них, запевает песню «А у нас ноне белый день» . Дети подхватывают песню и разыгрывают ее содержание.

Бабка : Как за работой время быстро летит! День заметно прибавился. Весна берет свое. (слышится плач ребенка)

Мать : Ой, кажется, Глаша проснулась (бежит к люльке) . Одновременно к люльке подбегают две младшие дочки. Они хотят посмотреть и потрогать маленькую сестричку (большая куклу, одетую в беленькую рубашечку. Вокруг головы платочек) .

Мать : Потягунюшки, подрастушечки, поперек толстунюшки.

1 сестра : А ручки – то хватушечки! (трогает ручки)

2 сестра : А ножки –то бегушечки (трогает ножки)

Мать : И вы у меня такие были, мои душечки (гладит дочек)

Бабка : дайте бабке – то поняньчить. (берет Глашу на руки)

Тпрушки – потпрушки,

Поехали к старушке.

Черт их понес,

Не помазал колес.

Колоса убежали,

Старухи те пропали.

Мать : не урони, бабушка, дай –ка мне деточку. (берет ребенка на ручки, заниматься с ним) .

Дети начинают подтрунивать друг над другом :

А повторь слово «иду» !

Ну повторь!

У тя нос в меду!

Ванька : Эх, подловил! (чешет затылок и задумывается) Федясь, а у тя под ногами грязь! (Федяська нагибается и смотрит вниз под ноги.)

Не кланяйся, я тебе не князь! (Обиженный Федяська бежит расталкивать девочек, пытаясь согнать их с места.)

Девочки : Это наше место!

Федяська : Пресное вам тесто!

Девочки : Федя – медя съел медведя!

Федяська : Дразнила, празнила , во рту кусок мыла!

Затевается шуточная драка, девочки пытаются догнать мальчишек, в избе становится шумно.

Бабка Ишь. Как расшалились! Хоть батьки дома нет, а ремень на гвоздь надет.

Степка : А давайте в ремешок поиграем.

(снимает со стены ремешок и все дети быстро садятся по кругу)

Игра : «Ремешок»

По условиям игры одну из сестер побили. Она начинает горька плакать. Остальные разбегаются по лавкам.

Мать : Деламши смеялась. А сделамши плачешь. Всегда ты так, Анфиса!

Степан :Не плачь; скоро батька с ярмарки приедет, всем гостинцев привезет! И тебе тоже!

Анфиса : А ты, брат, на ярмарке бывал?

Степан : Бывал!

Анфиса :А велика?

Степан : Не мерял!

Анфися :А сильна?

Степан :Не боролся!

Анфиса : А кого ты на ярмарке видал?

Степа : Видал, как на цепи безрогую, безхвостую корову водили, а лоб широкий!

Анфиса :Это же медведь был!

Степан : Какой там медведь? Я раньше медведя знавал. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный.

Дети : Да ведь это же волк!

Степан : Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знавал! Волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает, от собак убегает!

Дети : Да ведь это заяц!

Степан : Да какой там заяц! Я прежде зайца видал! Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перепрыгивает, перелетывает да почирикивает!

Дети : Да ведь это горностай!

Появляется отец

Отец : Хватит байку сказывать. Бегите все сюда, да получайте подарки. (все бегут к отцу и обнимают его, но главное – подарки) .

Бабка : Вся семья вместе – так и душа на месте.

Отец : На ярмарку ходил, никого не забыл!

Дети : Дедушке?

Отец : Сапожки!

Дети : Бабушке?

Отец : Сережки!

Дети : Матушке?

Отец : Платочек!

Дети : Себе?

Отец : Ремешок.

Дети : Сестрицам?

Отец : По ситцу!

Дети : Братишкам?

Отец : По книжкам!

Выходит самый маленький сынок Ванечка, ему три года

Ванечка : А маленькому Ванечке?

Отец : Медовый пряничек и на зиму валеночек.

Мать : А ну –ка, примерь –ка, сынок,

В самый ли разок?

Ванечка садится на пол и надевает валенки. Дети напевают песню на мелодию «Ах вы, сени»

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька по бережку гулял

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька во зеркальце смотрел.

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-к как Ваня – Ванюшечька с невестою плясал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька невесту провожал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

В конце все становятся на парную пляску «Возле моста» .

Дети : Спасибо, хозяйка, и ласковая,

Чтоб жилось вам, и богателось

Чтобы было все, чего хотелось,

И собачку и кота…

А нам пора с вашего двора.

С наступлением дня осеннего равноденствия по астрономическому календарю в Беларуси отмечают окончание сбора урожая. В этом году праздник "Богач" провели 21 сентября в музее Янки Купалы в Вязынке.

Приурочен праздник к окончанию сбора урожая и первому зажиганию домашнего "очага" — восковой свечи в лукошке с рожью, которую ставят на угол и хранят там в течение всего года, что приносит в дом богатство и счастье.


Согласно обряду, каждая семья приносила по горстке зерна, обмолоченной с первого снопа. Всё зерно собиралось в общий короб, который называется "лубок", приглашенный священник проводил службу. После молебна в центр вставлялась зажженная свеча и люди с песнями обходили деревню. Затем люди шли к той хате, в которой "Багач" должен был храниться весь следующий год. Считалось, что обряд приносит достаток, здоровье и благополучие всей общине, особенно тому "гаспадару", в чьей хате потом хранился сам "Богач". В этой хате проводилось обрядовое застолье.

Народный праздник идет с языческих времен и одно из пожеланий у белорусов звучит: "Будзь багаты, як восень!"




На празднике выступили вокальные и инструментальные группы "Варган", "Горынь", Dainava, Guda, "Амулет", "Рада", капелла "На Таку". Специальным гостем была аутентичная группа с Гродненщины.

Для детей и взрослых прошли разнообразные мастер-классы по ремеслам, работала игровая площадка и ярмарка. Приятным дополнением оказались блюда традиционной кухни, которые можно было недорого купить прямо на территории музея. Ещё фото на AFISHA.TUT.BY


“Багач” – древний белорусский обряд.

“Багач” – древний белорусский обряд, посвящённый окончанию уборки урожая.

19 сентября в 17-00 в Иркутске Молодёжный клуб «Крывічы» проведёт тематические вячорки, посвящённые древнему белорусскому обряду – «Багач».

С давних времён для наших предков окончание уборки урожая имело важное символическое значение. Весь календарный год у белорусских земледельцев был разбит на определённые циклы.

Выполняется данный цикл – хорошо, значит, будет достаток и спокойствие в доме, в семье. А уж если что-то пошло не так, значит, прогневили Богов и своих предков, которые, по убеждению белорусов, наблюдают за нами с «Вырая» - небесного Рая.

К 21 сентября белорусы стремились убрать весь урожай с полей. И рожь, ячмень, пшеницу сжать; и картошку выкопать; и «агародніну» (овощи) собрать. Одним словом нужно успеть закончить очередной этап земледельческого календаря именно к этому числу. Жизненный опыт наших предков диктовал это. А то ведь потом и заморозки могут начаться…

Ну, а, закончив сбор урожая, необходимо отметить данное событие определённым ритуалом – провести «Багач».

Конечно мы, молодёжь МК «Крывічы», живём в городе и можно сказать немного оторваны от земледельческих забот, но ведь традиция важна и для нас. Ведь нам не всё равно как пройдёт сбор урожая в нашем крае. Мы ведь тоже ходим в продуктовые магазины и покупаем хлеб, картофель, морковь и прочее.

Да и большинство из нас имеет деревенские корни. Да и вообще мы славяне! А славяне, как известно, были в основном земледельцы.

Так что знать, возрождать, и сохранять традиции наших предков для нашего Молодёжного клуба является одной из важнейших задач.

В этом году мероприятие пройдёт в «5» кабинете Министерства по экологии и природных ресурсов Правительства Иркутской области по адресу ул. Горького, 31.

«В кабинете» это так звучит официально. На самом деле, это небольшой зал, где можно и обряд провести, и потанцевать. Ведь на вячорках, как известно все танцуют бытовые народные танцы. Вот и мы, проведём не просто ритуал, а и будем обучать всех желающих бытовым белорусским танцам.

Также предусмотрено чаепитие с большим Караваем, который всегда печётся к Багачу.

Приходите к нам на Вячорки. Вы здесь узнаете о древней традиции, научитесь танцевать народные танцы, а также хорошо проведёте время за кружкой чая!

Сценарий праздника

Вступление

На протяжении всего уборочного периода человек не единожды проводил различные ритуальные действия и приносил пожертвования Земле и некоторым Духам покровительствующим полям, лугам, огородам, и в целом всему урожаю.

Но ближе к дням осеннего равноденствия все полевые работы, за исключением посева озимых культур должны быть закончены.

Хорош был урожай или не очень, но в любом случаи в амбарах имеется определённый достаток. Самое время подвести итог сбору урожая и провести главный обряд, связанный с уборкой – «Багач».

Само слово «Багач» имеет три смысловых значения. Первое – «багач» от слова «богатсво», т.е. собранный урожай и есть главное богатство земледельца. Второе – «Багач» – это мифологическое Божество, отвечающее за сбор урожая, и за его сохранение. Третье – так называли саму лубку (выдолбленную деревянную чашу), насыпанную зерном, в центре которого стояла зажжённая свеча.

Все три значения слова «Багач» дополняют друг друга и заставляют нас с большим вниманием относиться к самому Обряду.

В белорусской традиции во время проведения Обряда не было случайных движений, предметов или слов. Всё имело определённое символическое значение.

Осмысливая данный праздник можно придти к его подлинному пониманию. С одной стороны необходимо отдать дань «Багачу» и «Дажбогу» – Богу Солнца за то, что они позволили собрать урожай. С другой стороны необходимо «замолвить» словом и действиями перед этими Божествами сохранение этого урожая, попросить оберечь от всяких напастей и разорений.

То, что в лубок, насыпанный зерном, ставится зажжённая свеча, говорит, что «Багач» (прообразом его является зерно) и «Дажбог» (прообраз – зажженная свеча) наглядно демонстрируют объединенный символ благополучия, которое зависит от Солнца (огонь свечи). Ведь именно Солнце обогревает, освещает и одаривает (растопленным воском) своей благодатью наш Урожай.

Итак, согласно белорусской мифологии: «Багач» - это Урожай, «Дажбог» - это Солнце. Но в народных поговорках сопровождающих данный Обряд, присутствует ещё один символизм – «Рагач» («Багач заткнуў у страху Рагач»; “Прыйшоў Багач – кідай Рагач”). Большинство этнографов-исследователей считают, что “Рагач” – это общее название всего земледельческого инвентаря. А в энциклопедическом словаре “Беларуская міфалогія” (Мінск, “Беларусь”, 2004) “Рагач” объясняется как “соха”, что в общем то тоже является земледельческим инструментом.

Как проводился обряд ранее.

Наиболее полное описание Обряда «Багач» мы находим у известного белорусского историка и этнографа 19 века Адама Богдановича, который лично наблюдал проведение этого праздника в Игуменском уезде Минской губернии.

В частности А. Я Богданович пишет, что на «Багач» собирались всем селом. Вначале выбирали Дом, хозяева которого должны были хранить «Багач» (лубку с зерном) до следующего года. Причём каждый год это должны были быть другие люди. В выбранном доме брали лубку насыпали немного зерна и шли по всему селу, обходя каждый дом. Шли с обрядовой песней.

Когда процессия подходила к очередному дому, из него выходили хозяева со всеми домочадцами и высыпали каждый по горсти зерна в общую лубку. После того как вся деревня была обойдена «Багач» приносили в первый дом и ставили на почётное место на обрядовый ручник. С определёнными ритуальными словами ставилась и зажигалась свеча. После этого все участники садились за стол и вначале угощались большим праздничным Караваем, который испекли хозяева. Затем шло обычное застолье. К столу вся деревня приносила свои припасы. Ну а в конце праздника молодёжь устраивала танцевальные вячорки.

Кстати как утверждал Адам Багданович, именно во время проведения «Багача» молодые парни и девчата окончательно присматривались друг к другу. А уж после «Багача» многие засылали своих сватов и игрались свадьбы.

Как проведём Обряд мы.

Из всех присутствующих выбираются активисты, которые должны быть обязательно в белорусских обрядовых костюмах.

Вначале вперёд выходит ведущий и рассказывает присутствующим о самом обряде, о его значении.

Затем одна из девушек говорит ритуальные слова:

Шаноўны спадар Дажбожа,

Дзякуем табе за добрае збожжа!

После этого группа девушек взяв лубку вначале сами высыпают по горсти зерна, затем идут с песней «Хмель лугамi» по кругу помещения.

Все присутствующие высыпают свои горсти зёрен в лубку (зерно в мешочках будет заранее на входе роздано всем).

После того как процессия обойдёт круг, девушки подходят в “красный угол”, где стоит стол, застеленный праздничной скатертью. Одна из девушек торжественно расстилает обрядовый ручник (вытканный на наших кроснах). Она говорит следующие слова:

Ручнік, ручнічок

Абяражы наш лубок

Девушка, которая несла “Багач”, ставит его на ручник и говорит:

Багач, Багач!

Не забывай нашай нівы!

Дай ніве спор у снапах,

Стагамі ў гумне, зярном у клеці.

После этого девчата поют песню “Чаму ж нам ня пець”.

Затем ведущий берёт нож и разрезает праздничный каравай. При он он говорит:

Каравай, малявай.

Хто працу зрабіў, дык налетай.

Бяры лусту хлеба,

Ды малаці зерне, як трэба.

От каравая отрезается кусочек для “птушак”, чтобы они отнесли наш Дар у “Вырай” Богам и предкам нашим. При этом говорятся следующие слова:

А гэты каравайчык,

Птушкам на вырайчык!

Аднясіце яго ў неба,

Пачастуйце нашага хлеба!

После этого все принимаются за чаепитие, где основыными блюдами должны быть мучные различные изделия.

Ну а затем все танцуют на вячорках.

С уважением к Вам, Алег Рудакоў.
Газета "Маланка" №
103 ВЕРАСЕНЬ 2009 год