Педагогические взгляды демокрита, сократа, платона, аристотеля философы древней греции о воспитании. Viii


Аристотель (Αριστοτελης)

384-322 до н. э.

Аристотель (Αριστοτελης) - древнегреческий мыслитель, идеолог античного рабовладельческого общества. Родился в греч. колонии Стагира во Фракии. В 367 поселился в Афинах, где получил философское образование в Академии Платона, в к-рой состоял 20 лет. В 343, по приглашению македонского царя, стал воспитателем царского сына Александра, впоследствии знаменитого полководца. В 335 вернулся в Афины, где основал свою философскую школу (Ликей), просуществовавшую несколько столетий.

Сочинения А. охатывают все области знания того времени: философию, логику, психологию, естествознание, историю, политику, этику, эстетику. Важнейшее философское произведение А. - «Метафизика». Его логич. произведения собраны под общим названием «Органон». Из естественнонаучных работ А. наибольшее значение имеет «Физика». Из сочинений, посвящённых общественно-политич. вопросам, наиболее видное место занимает «Политика». К этим работам примыкают работы по этическим (гл. обр. «Этика») и эстетическим (гл. обр. «Поэтика») вопросам. В трактате «О душе» дан анализ различных сторон психики (мышления, памяти, эмоций и т. д.). Пед. вопросам А. не посвятил отдельных исследований, но многократно затрагивал эти вопросы в различных сочинениях (гл. обр. в «Этике» и «Политике», а также отчасти в «Афинской политии»).

В своей философской концепции А. стремился преодолеть дуализм своего учителя Платона, разделившей го мир на не связанные между собой мир идей и мир явлений. А. признавал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. Различая во всяком предмете; вещество и форму, А. уподоблял идею форме и считал, что вещество становится вещью, получая ту или иную форму. Вещество без формы - это, по мнению А., низший предел существования мира; высший предел- чистая, безматериальная форма (бог). Между чистой материей и чистой формой располагаются все вещи и явления мира. Мир развивается от одного мыслимого предела к другому, каждая новая ступень существования является материей для след, стадии развития. Т. о., жизнь есть непрерывный процесс развития. Для общих философских взглядов А. характерны постоянные колебания между материализмом и идеализмом. Признавая объективность природы и непрерывность её развития, А. источником всякого движения считал неподвижное, но всё движущее начало - бога. Неоднократно указывая на зависимость «изменений души» от «телесного состояния», А. вместе с тем объяснял жизнь активностью души. Положив в основу познания объективного мира чувственный опыт, ощущения, составляющие первую ступень познания, источником высшей ступени познания (абстрактного мышления) А. признавал «разумную душу», якобы независимую от тела.

А. обобщил позитивные достижения натурфилософов и врачей, накопленный ими опыт познания психич. деятельности людей. Исходя из своей общей философской концепции, А. считал, что душа и тело неотделимы друг от друга (как форма и материя), что душа составляет сущность тела. Поэтому учение о душе у А.- это общее учение о жизни и её функциях, включающее и её органич. отправления и сознательную жизнь. В соответствии с такой трактовкой А. различал 3 разных вида души: растительную, к-рая проявляется в питании и размножении; животную (волевую), проявляющуюся в ощущениях и желаниях; разумную, характеризующуюся мышлением. Каждая из них относится к разным уровням жизни: первая специфична для растений, вторая - для животных, третья - для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Эти 3 вида души являются последовательными формами развития психики и связаны у человека с различными функциями его души - питательной, чувствующей и рассудочной.

На основании этой концепции А. развивал и свою теорию воспитания «свободнорождённых граждан». 3 видам души, по А., соответствуют 3 стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное, к-рые должны быть тесно связаны. Исходя из идеи развития, А. считал, что от природы у человека имеются лишь зародыши способностей, к-рые развиваются в результате воспитания. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной (волевой). Т. о., практике афинского воспитания, сочетавшей различные стороны воспитания, А. дал философско-психологическое теоретич. обоснование, высказав впервые мысль о природосообразности воспитания. Исходя из идеи природосообразности, А. сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию. Он различал 3 главных возрастных периода: до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости (14 лет) и от 14 лет до 21 года. Большое значение А. придавал дошкольному воспитанию и особенно игре. До 7 лет дети воспитываются дома; с 7 лет мальчики должны посещать школу. В период на­чального обучения дети занимаются гимнастикой, чтением, письмом, грамматикой, счётом, рисованием, пением. А. рассматривал воспитание как средство укрепления гос. строя, поэтому считал, что все школы должны быть государственными. Все граждане, указывал он, должны получить тождественное воспитание, приучающее их к гос. порядку. Однако А. не имел в виду рабов, к-рых рассматривал только как «говорящие орудия».

Цель физич. воспитания, по А.,- развитие сильного, красивого, ловкого тела. Большое значение в системе воспитания он придавал музыке. Задачей нравственного воспитания, с точки зрения А., является развитие дееспособности, активности, волевого начала. Содержанием нравственного воспитания, по А., должно быть развитие качеств, необходимых для рабовладельцев: умение держать рабов в повиновении, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество и т. п. Типично рабовладельческим является и предостережение А. против физич. труда, к-рым, как полагал А., следует заниматься только рабам; по его мнению, надо воздерживаться и от занятий, «выполняемых за плату», т. к. эти занятия отнимают досуг, необходимый для развития интеллектуальных и нравственных сил. Природные задатки, навыки и разум - таковы, по А., движущие силы развития, на к-рые опирается воспитание вообще и нравственное воспитание в частности.

Пед. система А., основанная на требовании гармонич. развития личности, была вершиной теоретич. пед. мысли античного мира. Являясь, по характеристике Ф. Энгельса, «самой всеобъемлющей головой» среди др.-греч. философов, А. оказал огромное влияние на последующее развитие всей научной, в т. ч. и педагогической, мысли. Передовые прогрессивные мыслители опирались на материалистич. и диалектич. тенденции его учения, реакционные-на идеалистич. и метафизические.

С оч.: Aristotelis opera. Ed. Academia regia borussica, v. 1 - 5, Berolini, 1831-70; в рус. пер.- Метафизика, М.-Л., 1934; Физика, 2 изд., М., 1937; О душе, М., 1937; Политика, СПБ, 191Г, Афинская полития, 2 изд., М., 1937; Этика, СПБ, 1908; Поэтика, Л., 1927.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дю­ринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955; Л е-н и н. В. И., Соч., 4 изд., т. 38 (Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии»; Конспект книги Аристотеля «Метафизика»); Зелинский Ф. Ф., Педагогические воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916; ЖураковскийГ.Е., Очерки по истории античной педагогики, М., 1940; Медын­ский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Констан­тинов Н. А.,Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 2 изд., М., 1959.

Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. “Первая философия” (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный “ум”, нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. “Ум”, разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, “политика” (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - “очищение” духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод “Органон” (“Категории”, “Об истолковании”, “Аналитики” 1-я и 2-я, “Топика”), “Метафизика”, “Физика”, “О возникновении животных”, “О душе”, “Этика”, “Политика”, “Риторика”, “Поэтика”.

Аристотель (384-322 до т. э.) - величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средне­вековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. В его философской концепции имелось уже много элементов материализма…

…В своих сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская политая» Аристотель довольно подробно рассматривает многие важные вопросы воспитания, что позво­ляет говорить о создании им определенной педагогической теории.

Вопреки учению Платона, учеником которого он был на протяжении 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отождествлял их: идея представлялась ему формой, в которую облечена материя.

В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела как формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), животной (функции ощущения и желания), разумной (функции мышления).

Исходя из этих представлений, Аристотель видел задачу воспитания в развитии этих видов души, чему соответствует физическое, нравственное и умственное воспитание в их гармоническом единстве.

В «Политике», отрывки из которой приводятся ниже, Аристотель дает обоснование необходимости создания системы государственных школ, рассматри­вает содержание и методы физического, нравственного, умственного и эстети­ческого воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Ему принадлежит одна из первых попыток дать возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года, когда он становится полноправным членом общества. Гармоническое развитие физических, нравственных и умственных сил, кото­рые имеются в зародыше у каждого человека, Аристотель считал необходимым только для представителей рабовладельцев, ибо рабы представлялись ему лишь «говорящими орудиями».


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Т I. под ред. И. А. Каирова "Советская энциклопедия" М. - 1964
  2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и авт. статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. М., "Просвещение", 1971

Теоретическое обоснование педагогики Аристотелем
Б. М. Бим-Бад

С семнадцати лет Аристотель (384-322 до Р. Х.) стал учеником Платона и до самой смерти последнего состоял в его Академии.

С 343 до 336 года Аристотель был личным наставником Александра Македонского.

В 335 году основал в пригороде Афин школу, Ликей (Лицей), где до 323 года дважды в день, утром и вечером, читал, прогуливаясь по портику, лекции студентам, среди которых наиболее выдающимися стали Теофраст (Феофраст), психолог и ботаник, и Эвдем Родосский, этик и историк естественных наук.

Эта школа Аристотеля работала на протяжении последующих восьмисот лет.

В трактатах "О душе", "О происхождении животных", "О памяти", "О сновидениях" и других Аристотель сформулировал первую в истории человечества систему категорий и понятий психологии. Душа, учил он, есть способ организации живой материи. Она целостна и проявляется в питательной, чувствующей, движущей и разумной деятельности (функциях).

Первая функция типична для растений, вторая и третья – для животных, последняя – для человека, в котором, впрочем, присутствуют и все предшествующие функции. Высшие функции возникают на фундаменте низших.

Человеческая душа проходит в своем развитии через этапы, на каждом из которых преобладает одна из этих функций – в их последовательности.

Душевные способности присущи телу лишь в потенции: их пробуждение и развертывание зависят от объектов, которые воздействуют на душу, – от пищи, от предметов и от мыслей других людей. Но самое воздействие на душу возможно только при условии активности самого субъекта, его деятельности. Существует три главных типа активности существа – ассимилирующая, чувственная и познавательная. Именно деятельность превращает внешние объекты усвоения, чувствований и мышления во внутренние – образы ("оттиски").

Образы внешнего мира, став внутренними оттисками, вступают во взаимодействие друг с другом. Аристотель Открыл способность воображения как всеопределеяющую форму процесса научения и познания, благодаря которой происходит закономерная ассоциация, соединение образов, идей ("оттисков") – по смежности, сходству и контрасту.

Аристотель впервые также показал качественное отличие теоретического мышления от практического и именно он обратил внимание на зависимость восприятий ("впечатлений") от предшествующей системы образов, от предшествующего опыта ("первых впечатлений"). Эта идея апперцепции стала одним из оснований психологии и философии Лейбница, Канта, Гербарта и Вундта и сыграла значительную роль в обосновании педагогики гербартианского направления – Циллер, Стой, Штрюмпель, Рейн и другие. Ее эвристический потенциал продолжает сказываться и в наше время (Вертгеймер, Коффка, Кёлер, Гуссерль, Хайдеггер, Дьюи, Шильман, Беляускас, Борчиков, Катречко, Матюшкин, Симон, Орлова и другие).

Учение Аристотеля о душе оказало неисследимое и неизмеримое по силе влияние на педагогику, ощутимое вплоть до XXI века. К психологии Аристотеля восходит сенсуалистское обоснование педагогики Коменским и Локком. Она получила своеобразное преломление в педагогике Бэна и Дж. С. Милля. Она лежит в основании всех моделей обучения как управления процессами накопления и переработки чувственного опыта: восприятие – понимание – запоминание благодаря упражнению – применение к аналогичному материалу. Именно на аристотелевский анализ памяти опирался П. П. Блонский при разработке педагогической психологии.

Аристотель структурировал на века вперед содержание мировых дискуссий о предмете – проблематике и методах педагогики (трактат "Политика"). Прежде всего, Аристотеля выявил ядро научной дискуссии о воспитании – цели, обнаружив в нем следующие альтернативы. 1) В чем предпочтительнее упражнять, в том, что полезно для собственной практической жизни, или в том, что ведет к альтруистической добродетели, или в том, что выше интересов текущей жизни. 2) Что нужнее: развитие мышления или нравственности.

Затем Аристотелем ставилась проблема программ воспитания. Следует ли придерживаться определенной программы, сообразованной с целями, или последние достигаются без организации воспитания как процесса.

Наконец, Аристотель констатировал разногласия между защитниками общественного (государственного) и частного воспитания.

В своей педагогической концепции Аристотель исходил из одновременно этических и политических посылок. Добродетели не врождены, они приобретаются. Высшие добродетели – дианоэтические, созерцательные: научный поиск, философское исследование, мудрость, благоразумие и подобные им продукты созерцательной деятельности разума. Созерцание как раздумье становится во главе иерархии ценностей.

Воспитание есть существенная часть политики. Оно призвано подготовить граждан, способных защитить и укрепить государство. Цели государства едины, поэтому воспитание всех граждан должно быть единым. Неконтролируемое государством воспитание исключается.

Самое важное в воспитании – нравственность, затем уже идет умственное воспитание. Отупляющее воздействие на человека исключительно только физического или умственного труда предопределяет требование разносторонней умелости, гармоничности. Хотя в жизни необходимы и труд, и досуг, все же досуг имеет все преимущества перед трудом. Но достойно пользоваться досугом надо учить.

Учить необходимо музыке, грамоте, гимнастике, рисованию. Обучению призвано не только готовить к полезной деятельности типа коммерции, хозяйствования, но и по преимуществу у искусству наслаждаться прекрасным.

Последнее тем более ценно, что овладение искусствами служит, наряду с наслаждением культурным досугом, становлению нравственных качеств и развитию эмоциональной сферы. Так, музыка может научить любить и ненавидеть, судить о собственных порывах души (аффектах) и находить удовлетворение в истинно нравственных действиях.

Воспитание включает в себя профилактику дурных влияний: оно обязано помочь человеку стать нечувствительным к растлевающим воздействиям среды.

Роль Аристотеля в научной судьбе педагогики колоссальна, уникальна и беспрецедентна. Он сам "подлинный учитель человечества" (В. Ф Асмус).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Липецкий Государственный Педагогический Университет

имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Кафедра Технологии и Предпринимательства

на тему: « Аристотель и его педагогические взгляды»

Выполнил: студент группы

ТБ-2 Мухортых Дмитрий

Проверил(а):

Егорова Елена Анатольевна

Липецк 2016г

Аристотель, называемый также Стагирит по месту рождения (384, Стагир -- 322 до н.э., Халкида на Эвбее) -- древнегреческий философ и учёный. аристотель педагогический воспитание дошкольный

Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18 году -- в Афины, где прожил целые 20 лет. Там, под влиянием Платона, лекции которого Аристотель так же усердно слушал, как изучал его сочинения, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.

В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея -- перипатетическая школа (от перипато -- прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

Педагоги ческая теория Аристотеля

Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.

Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь -- вещество, а медный шар -- предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания -- физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон -- разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое. в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,-- говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье.

По мнению Аристотеля, такая периодизация соответствует природе человека. Ведь до семи лет ребенок воспитывается в семье, где родители обязаны ее закалять, воспитывать с помощью игры, музыки, сказки, бесед на моральные темы. От семи до четырнадцати лет дети должны посещать государственные школы, где бы они занимались физическими упражнениями, музыкой, учились читать и считать. От 14 до 21 года подростки и юноши должны получить среднее образование, в которые входили знания по литературе, истории, философии, математики, астрономии, музыке. Стоит отметить, что для девочек такая система обучения была ограниченной.

Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких -- питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан -- забота государственная: “Не следует... думать, будто каждый гражданин -- сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках -- частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

Список использованной литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000 - 345с.

2. Вересов М.Р. История педагогики. М.: Инфра - М, 2002- 456с.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. Учеб. пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 - 288с.

4. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1999 - 321с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Воспитание и школа в Афинах: умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека. Педагогические взгляды Демокрита, его материалистическая концепция развития личности. Система взглядов Платона и Аристотеля на организацию воспитания.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2013

    Всестороннее и гармоничное развитие личности как главная задача античного образования. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля о сущности воспитания. Научные идеи и концепции философов: методика, психологические основы, возрастная периодизация.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности методики физического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте, дошкольном возрасте и старшем дошкольном возрасте. Закономерности физического воспитания и формирования личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка. Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника. Значение детского коллектива в воспитании нравственности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Обзор задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программы нового поколения. Физическая культура в разные периоды жизни человека. Особенности методики физического воспитания детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. Характеристика и специфика нравственного воспитания в семьях детей дошкольного возраста. Эмпирическое исследование влияния семьи на нравственное воспитание младшего дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений о людях. Гражданственность как интегральное нравственное качество личности.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Современные психолого-педагогические теории о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, основные используемые механизмы и приемы. Формирование нравственных понятий детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие. Современные средства организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Ознакомление с программой нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Понятие "патриотизм" в педагогической науке и задачи его воспитания в младшем дошкольном возрасте. Формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих -философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.

Аристотелю чужда Платонова тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Данная мысль, на мой взгляд, отражает истинность познания. По-настоящему образован то человек, который, ведя беседу об одном предмете, способен апеллировать знаниями из разных областей.

Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников -педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей традицию передать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Великий греческий ученый, философ, ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) развивал теорию и практику воспитания и обучения. В 18 лет он поступил в платоновскую Академию в Афинах и оставался там двадцать лет. Его труды охватывают многие направления: физику, биологию, зоологию, метафизику, логику, этику, эстетику, поэзию, театр, музыку, риторику, лингвистику, политику, философию. Покинув после смерти Платона Афины, Аристотель по просьбе Филиппа Македонского с 343 г. до н.э. давал уроки не только Александру, но и двум другим будущим монархам: Птолемею и Кассандру. Проявляя этноцентризм, Аристотель советовал Александру стать лидером греков и деспотом варваров.

Он автор важных трактатов: «Физика», «Метафизика», «Этика», «Политика», «Поэтика» и «О душе», от некоторых сохранились только фрагменты. Аристотель создал труды по эстетике, экономике, психологии, риторике и богословию, исследовал проблемы образования, литературы и поэзии, его творения составляют энциклопедию греческой науки. После смерти Александра в Афинах возобновились антимакедонские настроения, Аристотель был вынужден бежать, объясняя, что не допустит второго афинского преступления против философии, имея в виду расправу с Сократом. Он умер в Эвбее в 322 г. до н.э.

Аристотель разделял науки на практические - этика и политика; поэтические изучают поэзию и другие искусства; и теоретические науки - физика, математика и метафизика. Исходя из целей организации обучения в Академии и Лицее Аристотель подразделял философию на теоретическую: метафизику, физику и математику; практическую: этику, экономику и политику, поэтическую и логику. Его произведения можно разделить на группы: экзотерические, предназначенные для населения, и эзотерические, предназначенные для использования в школе, часто это его курс лекций или конспекты его учеников. Аристотель писал: «Так как все государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то, ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственною, а не делом частной инициативы. Теперь всякий печется о воспитании своих детей по-своему, каждый и учит их по-своему, как ему вздумается. На деле же то, что имеет в виду общий интерес, должно быть и делаемо сообща. Не следует сверх того думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом» . Аристотель отстаивал сочетание благородства, физических и духовных способностей - калокагатию - идею воспитания совершенного человека: цельность человеческой личности и величие души. Она свойственна всем людям, но только в разной степени.

Педагогическую теорию Аристотель изложил в сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская полития». В «Политике» он заявил о необходимости создания в полисе системы школ с учетом возрастных особенностей детей и рассмотрел содержание и методы нравственного, умственного, эстетического и телесного воспитания. Аристотель создал возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года - возраста, когда он становится полноправным членом общества. На первом этапе, от рождения до 7-летнего возраста, ребенок должен физически развиваться, учиться переносить трудности. В возрасте от 7 до 14 лет он обучается гимнастике, музыке, чтению, письму и исчислению. В возрасте от 14 до 17 лет подросток изучает музыку, математику, грамматику, литературу и географию. Молодые мужчины продолжают образование, развивая энциклопедические познания в биологии и физике, этике, риторике и философии. Грамматика и рисование полезны в житейском обиходе и часто имели практическое применение; гимнастикой занимаются потому, что она способствует развитию мужества. Музыкой занимаются не только ради удовольствия, но как общеобразовательным предметом, утверждал философ.

В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и создал собственную школу Перипатетиков (греч. - «прогулки»), Ликей (Лицей), по названию расположенного рядом храма Аполлона Ликейского, будто бы он преподавал в процессе прогулок вместе с учениками, в течение последующих 12 лет (335-323 до н.э.). В этой неформальной школе учителя и учащиеся проводили философские и научные изыскания, сосредоточившись на изучении и толковании работ Аристотеля. Перипатетическая школа просуществовала около тысячи лет (до VI в. н.э.) и была крупнейшим центром античного образования. Первоначально школа не отличалась формализмом, здесь не было учебных программ, и требования к студентам отличались мягкостью. Аристотель читал лекции и совместно с другими преподавателями школы проводил философские и научные исследования. Многие из дошедших до нас сочинений - это тексты и конспекты его лекций в этой школе. Как и в платоновской Академии, в школе при равенстве партнеров существовало разделение: младшие - ученики и помощники, а старшие проводили исследования и читали лекции. Цель школы при Аристотеле состояла в изучении философских и научных теорий. После смерти Аристотеля в 322 г. до н.э. его коллега Теофраст стал преемником в качестве главы Перипатетической школы, и заложенные Аристотелем основы наук поддерживали его последователи. Философия для Аристотеля означала начало пауки, поэтому он прилагал усилия, чтобы достичь целей исследования методом индукции .

В 86 г. до н.э. Афины разграбили войска Суллы, Академия и Ликей прекратили свое существование, однако Перипатетическая школа уцелела.

Сулла привез труды Аристотеля и Теофраста в Рим, где они стали основой библиотеки. Андроник Родосский продолжил традицию Перипатетической школы, сосредоточившись на сохранении и защите наследия Аристотеля. После падения Римской империи труды великого философа оказались утрачены на Западе, но на Востоке их изучали ранние исламские философы Аль-Кинди (Alkindus ), Аль-Фараби (Альфараби), Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд), что будет играть большую роль в возрождении учения Аристотеля в Европе в период Средневековья. Впоследствии неоплатоники стремились включить философию Аристотеля в собственную систему и занимались толкованием его трудов. С XII в. труды Аристотеля начали переводить на латынь, что повлияло на возникновение философии Фомы Аквинского.

  • Аристотель. Политика Книга VIII // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль,1983. С. 628.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Гл. VIII. Учение Аристотеляо воспитании. М.: Мысль, 1993.