Лекции для родителей автор. Публичная лекция для родителей «Дитя и компьютер


СОБРАНИЕ №3

Тема: «Мой ребёнок становится трудным»

Классный руководитель: Макарова О.В.

Класс: 3 «М»

Сколько человеческого счастья разбилось вдре­безги только потому, что кто-то кому-то не ска­зал: «Извини»?

И.Д. Вильде

Задачи: ознакомить родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей; формировать у родителей культуру приня­тия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка; развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с та­кими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: какого ребенка можно отнести к труд­ным детям; причины трудности ребенка; как себя вести с трудным ребенком; способы решения проблем в общении с ребенком.

Подготовительная работа: тестирование учащихся (см. приложе­ние); подготовка притчи и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка; подготовка мини-характеристик детей.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и дру­гих классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, ба­бушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реаль­ными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас са­мих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, ра­ботающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок - это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Но прежде всего попробуем определить, кто он - трудный ребе­нок?

Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный ру­ководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уро­ки и т. д.

Итак, портрет трудного ребенка мы с вами определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.

II. Анализ тестирования

Родителям предъявляется лист ватмана, на котором представлен анализ теста.

У них на партах лежат варианты ответа их ребенка. Классный ру­ководитель дает им для просмотра потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тре­вожные симптомы касаются всего класса.

III. Дискуссия по теме собрания

Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискус­сионные вопросы, заявленные в самом начале собрания.

Причины детской неуправляемости:

1. Борьба за внимание родителей.

Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внима­ние, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необхо­димо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем бо­лее - ребенку.

2. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте стар­ших.

3 . Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребенок мстит за:

    неверие в его способности и возможности. Это относится и к
    педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты спи­
    сал!»;

    сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями
    и сестрами;

    за унижение друг друга в кругу семьи;

    за потерю одного из родителей в результате развода;

    за появление в доме нового члена семьи, который становится
    более значимым, чем сам ребенок;

    за несправедливость по отношению к себе и невыполненные
    взрослыми обещания;

    за родительскую ложь и хамелеонство;

за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, пло­хие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоля­ция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способно­сти и умения.

Родители анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руко­водителю вопросы, если таковые имеются.

IV. Анализ притчи

В конце собрания классный руководитель анализирует с родите­лями притчу.

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя - милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все про­ступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-един­ственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознагражде­ние за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо мень­ше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закон­чилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось уз­нать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутрен­нее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему замес­тителю. А это дорогого стоит», - сказал ему наставник.

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходи­мость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу.

V. Подведение итогов.

Распространение телевидения, видеоигр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современной семье, живущей в ме-гаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. На приеме родители регулярно задают вопросы: "Сколько времени в день позволять ребенку смотреть телевизор?», "Как долго можно разрешать играть в компьютер?» и т. д.

Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму. Глупо отрицать развивающий и обу-чающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребенка в развитии и приобретении социальных навыков. Наблюдается тенденция к появлению специальных детских программ и целых каналов. В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора. Современная медицинская наука может четко указать на основные негативные аспекты.

С эволюцией мониторов основными проблемными моментами остались:

  • гиподинамия (отсутствие движения) ;
  • нарушение осанки;
  • ухудшение зрения;

Возможно, на первый взгляд перечисленные факторы не кажутся ужасными и непоправимыми, но исследования последних десятилетий пока-зывают, что гиподинамия является опорным фактором для развития се-рьезнейших заболеваний СДВГ, дислексии, других нарушений поведения и обучения.

Дети всех возрастов ежедневно проводят по многу часов у телевизоров, компьютеров и за видеоиграми. Это, увы, факт. Теоретически телевизор и компьютер являются источниками стимуляции мозга через глаза. Многие часы, проводимые перед телевизором и компьютером, буквально «перезагружают" мозг ребенка, переводят его в режим пассивного визуального обучения. Следовательно, этот «заново перезагруженный" мозг не научится использовать активную мультисенсорную модель обучения, которая интегрирует зрение, слух, тактильное чувство, вкус, движение и равновесие.

Часто возникает аргумент: «Можно смотреть телевизор, поскольку ре-бенок не имеет проблем с обучением и концентрацией внимания» . Но со-временные программы телевидения и реклама сильно отличаются от тех, что были в прошедшие десятилетия. Их цвет и яркость интенсивнее, изо-бражение динамичнее, звуки более громкие и быстрые. Реклама занимает много времени и энергии. Она целиком направлена на удержание внима-ния. Как это влияет на обучение в школе? Мозг ребенка перепрограммирован на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков. Как следствие, ребенок не может перестроиться на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются един-ственным звуком - голосом воспитателя или учителя. Ребенок уже не может сидеть в группе, классе часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.

Родители не способны обеспечить регулярность выполнения ребенком физических пауз и зарядки для глаз. Все зависит от степени их ответственности и веры в необходимость и эффективность предлагаемых мер. В идеале рекомендуется выработать у ребенка собственный алгоритм просмотра телепередач.

Поговорим о компьютерных игpax

В последнее время среди обилия вопросов, которые родители задают на консультациях, появился новый вопрос, так или иначе затрагивающий компьютерные игры. Родители интересуются: можно ли их детям играть в компьютерные игры, если можно, то сколько времени и в какие игры?

Правила пользования компьютером, с точки зрения санитарных норм, издавались часто, и ознакомиться с ними не составляет труда.

Как выбрать игру для вашего ребёнка

  1. Обратите внимание на то, чтобы игра была русифицирована
  2. Системные требования детских игр, как правило, очень невысокие, вам нужно посмотреть, подойдет ли игра к вашей операционной системе.
  3. Желательно брать игры, где указан примерный возраст ребенка, на которого игра ориентирована (правда, если ваш ребенок не может справиться с заданием, не расстраивайтесь: очень часто производители завышают требования к игрокам) .
  4. Мне больше нравятся игры отечественного производителя, но это мое субъективное мнение.

Как познакомить ребёнка с игрой

  1. Первый раз играйте вместе с ребенком, по ходу игры объясняйте, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, то тем более ему нужна ваша помощь, особенно если нет звуковой подсказки.
  2. Если в игре есть герои сказок или мультфильмов, желательно позна-комиться с ними (героями) заранее.
  3. Также нужно объяснить ребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему, а также объяснить, какое значение имеют очки на экране: количество очков, количество жизней и т д.
  4. Попробуйте по играть сами и попросите ребенка подсказывать вам: вы увидите, как он будет рад вашим совместным успехам.

Закончить хочу перечнем причин, по которым рекомендуются компьютерные игры детям:

  1. Компьютер, несмотря на разные особенности в развитии ребенка, дает ему возможность играть так, чтобы у него получалось.
  2. Компьютер стимулирует любопытство и познавательный интерес ребенка.
  3. Игра дает ребенку очень стойкую мотивацию, поэтому способность к концентрации возрастает, а это улучшает предпосылки к обучению.
  4. У компьютера бесконечное терпение, он не устает и не сердится, все это является хорошей поддержкой для детей, которым требуются многократные повторения и поддержка.
  5. Компьютер развивает все психические процессы, посредством всех анализаторов.
  6. Трудно назвать определенный возраст детей, когда можно начинать работать с компьютером, основное условие - понимание связи между причиной и следствием. Однако только после игры можно оценить, что компьютер дает тому или иному ребенку, с его индивидуальными особенностями и потребностями.
  7. Время, проведенное у компьютера, тоже вопрос разумного подхода. Полезно помнить про чередование активной и спокойной деятельности, про утомляемость зрения и правильную осанку.

Я надеюсь, что мой опыт использования компьютерных игр в коррекционной работе будет интересен не только родителям, но и специалистам

Дитя и компьютер.

Что такое хорошо и что такое плохо. Развивающие компьютерные игры для детей

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты» , смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.

Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив паззл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично» , это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

МБОУ «СОШ №10»

Лекция для родителей: «Адаптация первоклассников к школе» .

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебё, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему, и у каждого ребенка она происходит по- разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее.

Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!» готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинаковы у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе обучения. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности. Учебная деятельность - возникает не сразу. Для дошкольного возраста главной была игра, в процессе которой формировались и внимание, и произвольное управление своим поведением, и все остальное.

Для детей младшего школьного возраста наряду с учебной деятельностью по-прежнему остаются игровые моменты, ребята много и охотно играют. Пока ребенок был дошкольником несколько утрируя можно сказать: он делал то, что хотел. (В игре большую часть своего времени ребенок был свободным. Взрослые вмешивались только тогда, когда игра принимала опасный характер).

Школа - привычный уклад жизни резко меняет, на уроке нельзя делать то, что захочется, на переменах действует масса ограничений, но обычно дети быстро усваивают требования и порядки в школе, а вот дома ребенок считает, что все остается по прежнему, добавляется только выполнение домашних заданий. Ему трудно понять, что когда ему хочется пойти гулять, нужно садиться и писать уже надоевшие в школе палочки и крючки. Хочется играть с кошкой, а нужно зачем-то узнавать, сколько осталось у мамы яблок, после того как она отдала одно сыну, а другие дочери. Здесь самое главное не судить с высоты своих взрослых лет. То, что старшим кажется таким легким, для ребенка это совсем непростые вещи. Учеба с самого начала требует от школьника больших усилий, для него это самая настоящая работа, не менее утомительная и напряженная чем у нас.

Необходимо реально оценивать способности и возможности ребенка и учитывать, что они развиваются в процессе деятельности и общения с другими людьми. Как утверждал великий педагог А.С.Макаренко: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне, ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями.

Чтобы ребенок развивался соответственно своему возрасту необходимо:

Побольше совместной (родителей и детей) деятельности (обсуждение передач, совместное чтение книг;

Чаще общаться (не в форме вопроса и ответа);

Нужно предъявлять единые требования к ребенку от всех членов семьи;

Своевременные поощрения и наказания (и выбор их форм), (наказание должно идти сразу же после проступка и аргументировано, за что?), и не скупиться на поощрения даже за мелочи;

Личный пример родителей, контроль за своими действиями, эмоциями.

«Ребенок - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

От родителей требуется проявить любовь и терпение в отношении своего единственного ребенка. Не хотели (или не смогли) уделять должного внимания своему ребенку вовремя - придется позже наверстывать упущенное. Поэтому необходимо перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить время: где-то сократить часы, проводимые у телевизора, отказаться от поездки в гости и т.д.

Во-первых, не жалейте времени для разъяснения ребенку происходящего. В меру возможного делайте его самого участником действия.

(Пример: Ну-ка выбери нам два пакетика с молоком сам.). Но не твердите обычное «Стой, не вертись! Или «Постой здесь, никуда не уходи, я сейчас вернусь!».

Во-вторых, по возвращении со школы постарайтесь все расспросить об их впечатлениях, отнеситесь к рассказу ребенка с полной заинтересованностью, задайте вопросы.

«Не мешай, помолчи!» - способно надолго отбить у ребенка охоту общения с вами.

Совершенно необходимо научить ребенка управлять своим поведением. Ребенок должен иметь какие-то доступные ему по возрасту обязанности и нести за них ответственность. Важно, чтобы эти поручения были постоянными и чтобы родители не спешили делать за ребенка то, что он забыл или просто не захотел выполнить.

Особое внимание родителям, которые до школы стремились оградить своих детей от каких-либо забот, следует обратить на неукоснительность приготовления домашних заданий. Дело в том, что ребятишки первоклассники быстро усваивают, что школа - это такое место, где нельзя делать то, что тебе вздумалось, а надо делать то, что требует учитель. А вот дома они часто привыкли делать только то, что им хочется. И вдруг - уроки. Делать их не хочется.

Установить родительский контроль над приготовлением домашнего задания необходимо с самых первых дней.

Не сосредотачивайте ваше внимание на неудачах и промахах, а чаще хвалите, указывайте на успехи своих детей.

Школьный возраст - период самой природой предназначенный для развития. Ум ребенка непрерывно требует новой пищи. Дать нагрузку уму - пойдет развитие.

Занятия ребенка в школе сопряжены с длительным напряжением при выполнении письменных упражнений. Поэтому надо развивать мелкие мышцы кисти рук, упражнять его в лепке, рисовании, вырезывании. Перебирая гречку или другую крупу, бусы, мелкие пуговицы вместе с вами, ребенок в игре может развивать мелкую моторику рук.

У ребенка нужно также развивать умение различать и изображать линии (толстые и тонкие, длинные и короткие, прямые и ломаные), круги, спирали, вырабатывать точность, координацию движений руки и глаз. (Сейчас в продаже много «Раскрась сам»).

Необходимо позаботиться о рабочем месте первоклассника. Постоянное рабочее место школьника в семье помогает ему осознать свое новое положение, почувствовать новый вид обязанностей и ответственность за их выполнение.

Значительную помощь в учебных занятиях окажет правильная организация режима дня первоклассника.

Помогать – значит научить ребенка добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца, быть самостоятельным; рационально распределять время, не растрачивая его попусту; быть собранным, уметь организовать свое рабочее место, содержать свои вещи в порядке, приучить его к самоконтролю. Надо учить ребенка быть требовательным к себе.

Первый школьный год не только самый трудный, но и самый ответственный.

Сумеет ли семья поддержать интерес ребенка к учению, будет ли способствовать развитию познавательного интереса, самостоятельности; насколько правильно будет сочетать включение ребенка в учебный и бытовой труд; как отнесется к его общественной работе в школе, от этого зависят успехи ребенка в учебном труде в последующих классах.

Предварительный просмотр:

Ризванова Раушания Рамильевна

МБОУ «СОШ №10»

Лекция для родителей «Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника».

Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста, веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека. Каковы же особенности развития ребёнка 7-11 лет?

Нервная система регулирует жизнедеятельность всего организма. Её высший отдел – центральная нервная система – головной мозг. Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.

В коре головного мозга постоянно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Возбуждение и торможение у детей легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

У каждого человека, особенно у детей, имеются различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе уравновешенности и подвижности нервных процессов).

В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память . В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая; они лучше запоминают конкретный материал. Значит, особое внимание необходимо уделять развитию логического мышления и памяти.

Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребёнка быстро утомляется. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.

Обычно различают физическое и умственное утомление. При физическом труде большую нагрузку несут сердечно сосудистая и костно-мышечная системы, а при умственном труде – центральная нервная система, в первую очередь кора головного мозга. Вот почему необходимо правильно сочетать физический и умственный труд, потому что чередование видов деятельности обусловливает и чередование нервных процессов в коре головного мозга. И только тогда работоспособность сохраняется длительное время. Во время физического труда изменяется состав крови: усиливаются окислительные процессы, увеличивается поступление в кровь красных кровяных шариков, более интенсивным становится обмен веществ, активизируется работа больших полушарий мозга.

Работоспособность школьника находится в прямой зависимости от выработанных навыков и привычек. Так, день учащегося начинается с утреннего туалета, уборки постели, завтрака, приготовления к школе. Поэтому, чем больше он натренирован, чем больше у него выработано привычек всё это делать без дополнительного напоминания, почти автоматически, одно за другим, тем легче и экономнее в смысле затраты физической и умственной энергии выполняет он данную работу.

Выработанные в детстве привычки часто остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно прививать детям полезные привычки.

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Источником активности человека является его потребности, которые побуждают человека действовать в определённом направлении. В процессе удовлетворения потребностей проявляется активность человека.

Потребности могут быть материальные (пища, одежда, жилище), духовные (чтение газет, книг; музыка) и потребность в общении с другими людьми. Например: Ребёнок хочет есть. Мама или бабушка кормят ребёнка приговаривая: «Не дадим киске, Коля скушает». И Коля ест, давится, но киске не даст. Мама приносит пирожное и это тоже Коле, он маленький. Потом Коля идёт в школу, и они опять кладут в портфель бутерброд и говорят: «Съешь, никому не давай, мы ведь для тебя стараемся».

Вот так вырастают чёрствые и жадные люди.

Потребности не являются неизменными, они развиваются. Нормальное развитие потребностей идёт тогда, когда для их удовлетворения ребёнок прилагает собственные усилия: хочешь есть – бери ложку, ешь сам; подрос – помогай накрыть на стол, убрать посуду; повзрослел – помогай приготовить обед, ужин.

Такое деятельное участие ребёнка в подготовке и удовлетворении той или иной потребности и есть показатель развития ребёнка.

Потребности в одежде: родители с детства должны научить ребёнка не только беречь вещи (не пачкать, не терять), но и уметь считаться с интересами близких, сообразовывать свои потребности с материальными возможностями семьи.

Развитие духовных потребностей происходит также в результате активной помощи самого ребёнка. Для этого важно заинтересовать ребёнка книгой, научить видеть и радоваться красоте.

Затягивать иждивенчество, когда взрослые дети привыкают удовлетворять свои желания и капризы за счёт труда родителей, тоже опасно. Народная мудрость гласит: «Если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает». Сам ребёнок может и должен стать творцом своей личности.

У младшего школьника новый и сложный вид труда – учёба. Если дети осознают, что их труд нужен им и семье, что это их долг, то учебный процесс станет для них внутренней потребностью. На этой основе родителям легко будет воспитать у детей любовь к учёбе, активность, самостоятельность, настойчивость. В учебном труде развивается центральная нервная система, увеличивается объём знаний, умений и навыков, формируются его интересы, развивается потребность в узнавании нового, неизведанного. Младший школьник и в бытовом труде способен на большее, чем обычно поручают ему родители. Не забывайте, что привлекая детей к посильному труду, тем самым оказываете ему доверие, помогаете самоутверждению как личности. Крепкая дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры.

Предварительный просмотр:

Ризванова Раушания Рамильевна

МБОУ «СОШ №10»

Лекция для родителей «Родительская любовь».

Уметь жить вместе с детьми, уметь разделять их радости и развлечения, делить с ними труды и заботы – это искусство, и им должны владеть взрослые.

Лев Николаевич Толстой утверждал, что «счастлив тот, кто счастлив дома». Нельзя понимать эти слова упрощенно: великий писатель говорил о счастье, о счастливости, которые творят в семье взрослые, готовя из маленьких людей увлеченных и деятельных. Семья – не только общая крыша, общие хозяйские заботы, но и общий досуг, общие духовные потребности, общие цели.

Умение любить – это большое человеческое счастье. Ведь чем больше человек может отдать: добра, внимания, заботы, тепла, мыслей, знаний, чувств – тем больше он и получит от других. Значит, умение любить – это прежде всего умение отдавать накопленные человеком духовные богатства. В этом убеждаешься на каждом шагу.

В каждой семье родители заботятся о детях. Бодрое, трудовое настроение, прежде всего, создают детям папа и мама. Порой одно тёплое, участливое слово преображает наших детей. Они начинают верить в себя, в свои силы.

А сколько раз бывает по-иному! Мальчик обращается к матери: «Мама, я не понимаю задачи». – «Ты всегда ничего не понимаешь, как дурак», - сердито отвечает мать. Это первая детская рана. Постепенно теряется доверие, взаимопонимание между матерью и сыном. А.С.Макаренко говорил: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Любовь воспитывается только любовью. К сожаленью, не все родители способны дать ребёнку ту радугу необходимых прекрасных чувств, чтобы его душа засверкала ответным сияньем. Любить своего ребёнка по-человечески – это искусство, родительский дар.

« Родительская любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности, - писал Макаренко. - Дети, воспитанные без родительской любви и ласки, часто остаются искалеченными морально на всю жизнь».

Но человеческая любовь не может быть безумной. Она может принести и вред, стать причиной неудачного воспитания, если к ним не предъявлять при этом разумных требований. Такую материнскую и отцовскую любовь в народе называют слепой. И, к сожаленью, слепая любовь и искалеченные, избалованные ею дети не такая уж и редкость. Всячески балуя детей, потакая их прихотям, такие родители вместе с тем подавляют в ребёнке собственную самостоятельность, ростки воли, инициативы.

И ещё об одной стороне любви в семье хочется сказать. О взаимной любви отца и матери. Когда родители любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок. Кто из нас не убеждался, что мир и лад между мужем и женой – залог детского спокойствия, жизнерадостности! Без неё весь мир бледнеет не только для взрослых, но и для детей, и никакие педагогические меры не помогут восполнить её влияние на ребёнка. Умело и вовремя сказанное слово взрослых способно зажигать сердца детей любовью и уважением к людям, оно помогает усовершенствовать характер, дарит силу воли. Однако слово не только способно излечить, но и ранить.

Конечно, высок темп нашей жизни. Много торопимся, спешим, всё дела и дела… С детьми порой не остаётся времени для разговора. А в отдельных семьях родители превратились в некое подобие автомата, говорят с ребёнком штампованными фразами:

Долго не гуляй! К урокам приготовься! Друзей в дом не води! Обед на плите, разогрей!

Так даются наспех наставления и родители исчезают. Естественно, всё это не проходит бесследно.

С самого рождения ребёнок испытывает потребность в словесном общении. Как он радуется ласковым материнским или отцовским голосам! Подрастая, дети очень тонко ощущают духовный мир людей старшего поколения. Они хотят быть в кругу взрослых, беседовать с ними. А мы часто, не подозревая, какую наносим им травму, отстраняем их от себя, ошибочно считая, что подрастут дети, и всё сами поймут. Ребёнку нужна, как хлеб, ежедневная беседа с родителями, как знак уважения, доверия и взаимопонимания к нему. В дружеской беседе совершенствуется не только дитя, но и родители много узнают о нём, лучше поймут его. Вот почему нельзя уклоняться от разговора с детьми, несмотря на перегруженность самыми различными делами.

Но при этом нельзя и уходить в другую крайность: злоупотребление уговорами, злоупотребление разъяснительными беседами, нудными нотациями и многословным морализированием – всё это становится ошибками воспитания.

Доступное и яркое слово взрослых раскрывает смысл его поступков и значение требований, которых он должен придерживаться. И, наоборот, придирчивость может вывести ребёнка из себя, вызвать его даже на грубость. Например: Мать возвращается с работы в плохом настроении и уже с порога кричит сыну:

Опять не сходил в магазин!

Хлеб лежит на кухне на столе, - докладывает мальчик.

Зайдя на кухню, она снова недовольно заявляет:

Где ты видел такой хлеб? Чёрствый, как кирпич! Уходи с глаз моих…

Трудно поверить, но это та же самая мама, которая только вчера после работы мило улыбалась, была терпеливая и чуткая. Испортилось настроение? Но причём тут сын? Макаренко прав, давая такой совет: не разрешайте себе требовать, если не уверены, что требование будет выполнено. Обращаясь с просьбой, каждый, кто имеет дело с детьми, должен знать, что эта просьба будет принята во внимание; налагая запрет, должен быть убежден, что располагает возможностью на него. Требовательность к детям надо проявлять в уважительной форме, не оскорбляя достоинства ребёнка.

Маленькие дети ещё не в состоянии осмыслить правила и нравственные нормы поведения. Поэтому они поступают в соответствии с ними по нашей просьбе и требованиям. Поэтому считается, что успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до пяти лет. Если до пяти лет не воспитали ребёнка, как нужно, потом приходится перевоспитывать. Ребёнок в младшие годы должен выработать привычку следовать определённому правилу; быть собранным, а это собственно облегчает в дальнейшем учёбу, помогает соблюдать дисциплину и добиваться успехов во всём. От того, как родители воспитывают выдержку, самообладание, справедливость, стремление ежедневно делать что-то полезное в семье, в немалой мере будет зависеть его воспитанность.

« Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом».

В.Сухомлинский.


Рязанская Елена Владимировна

МАОУ «МСОШ №16», г. Миасс, Челябинская область,

учитель начальных классов

Развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.

Непроизвольное внимание – это такое внимание, которое совершается без каких-либо усилий со стороны человека. Произвольное внимание – вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чём-либо.

Очень часто на уроках слышен призыв учителя: “Будьте внимательны!”. В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ученика нередко звучит: “Все его ошибки от невнимания”.

Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся.

Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу, программы развивающего обучения содержат в своих учебниках упражнения развивающие этот психологический процесс.

Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

Идет урок в первом классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем - на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой, и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно сползать со стула. И снова - замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения... Наконец - звонок, Андрей первым выбегает из класса.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя школа

Лекция для родителей

«Ошибки, которые совершаются во время воспитания».

Воспитатель гпд

Буракова Инна Ивановна

Воронежская обл,

Лискинский район, . Троицкое

МКОУ «Троицкая СОШ»

2016 уч. год.

    Организационная часть.

Объявление темы и причины, побудившей провести лекцию.

Задание «НАПИШИТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ»

Я предлагаю вам написать левой рукой фразу: «Я правильно воспитываю своего ребенка».

А теперь давайте проанализируем, какие ощущения возникли при выполнении задания, удобно ли было, все ли удалось…

При написании данной фразы вы испытывали трудности, многие допустили ошибки, но еще сложнее по настоящему правильно воспитывать детей, не допускать ошибок. О некоторых ошибках воспитания я и предлагаю вам сегодня побеседовать.

Итак, тема нашей лекции «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

Цели:

Рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей;

    Лекция «Ошибки, которые совершаются во время воспитания».

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Я предлагаю рассмотреть десять самых распространенных ошибок. Вам будут предлагаться ошибки, и мы вместе с вами будем искать правильное решение данной проблемы.

Ошибка первая – обещание больше не любить.

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая – безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья – слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

Ошибка четвертая – детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая – навязанная роль

«Мой ребенок – мой лучший друг»

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая – денежная

«Больше денег – лучше воспитание»

Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ–САМЫЙ.

Ошибка седьмая – наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая – слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая – ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая – слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

    Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки для родителей.

Мы рассмотрели с вами десять ошибок воспитания, после чего можно сделать вывод:

    Не будьте безразличными.

    Не балуйте детей.

Данный вывод я предлагаю вам виде памятки, которая поможет вам в воспитании детей.

Список литературы

    Мишель Борба. « Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться М.: «Диалектика», 2006.

    Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1-2, М., 1868-69.

    Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

    Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

    Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М., 2002.

    Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.

    Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во "Республика", 1998

    Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» - 1994.- № 6.

    Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 139-151.

    • Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.

      Не будьте безразличными.

      В воспитании не должно быть слишком много строгости.

      Не балуйте детей.

      Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.

      Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

      Не стройте «наполеоновские» планы.

      Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

      Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.

      Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.

    Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»

    • Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.

      Не будьте безразличными.

      В воспитании не должно быть слишком много строгости.

      Не балуйте детей.

      Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.

      Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

      Не стройте «наполеоновские» планы.

      Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

      Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.

      Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.

    Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»

    • Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.

      Не будьте безразличными.

      В воспитании не должно быть слишком много строгости.

      Не балуйте детей.

      Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.

      Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

      Не стройте «наполеоновские» планы.

      Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

      Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.

      Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.