Когда празднуют зул в. Перед празднованием Зул в Центральном хуруле Калмыкии состоятся предновогодние ритуалы долгой жизни («нас уттулhн»)


Многим наверно интересно кто мы такие грузины, откуда мы пришли и что есть Грузия этот пост более или мение полет вам свет о нас.

Самоназвание - картвели. Народ, основное население Грузии. Численность в Российской Федерации - 130 688 человек.

Язык - грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам Грузинов. Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма.

Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы Грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в 6 веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в 4 веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие Грузинами христианства: в 4 веке в Картлийском царстве, в 6 веке в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации Грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к 5 веку.
Образование на рубеже 10-11 веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в 12 - начале 13 века, в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в 13 веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В 16-17 веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в 16-17 веках были захвачены Турцией. Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца 18 века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов 19 века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания Грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры.
В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР).
В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. Грузин в другие районы Грузии, а также в Россию.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза.
С начала 20 века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия Грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи. Современные Грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.

Вперед, в демократическое будущее, в средневековое царство

В недавнем историческом прошлом образ грузин был для советских людей вполне определенным. В их глазах типичными грузинами были герои одноименных фильмов "Отец солдата" и "Мимино". Грузинские торговцы фруктами царствовали на рынках по всему СССР, сорили деньгами в ресторанах и вообще были известны как кутилы и прожигатели жизни. У прочих, не слишком благоденствовавших в советские времена национальностей, сложилось стойкое представление, что грузин может быть только богатым или очень богатым, а уж бедным – точно никогда.

В настоящее время от прежнего этнического стереотипа не осталось ничего. Среди последних прозвучавших эпитетов можно назвать следующие: политические хулиганы, клоуны, психопаты, коррупционеры, заокеанские политические марионетки...

Вполне очевидно, что грузины, как и все народы бывшего СССР, больше не являются частью единой исторической общности и окончательно перестали быть "социалистической нацией". Что же осталось после того, как коммунистическое иго и "русское имперское ярмо" окончательно сброшено? А после этого обнаружилось, что несмотря на ярко выраженное и господствующее у грузин национальное самосознание, процесс национальной консолидации грузинской нации еще очень далек от завершения.

Общая численность грузин составляет более четырех миллионов человек, но к настоящему времени из независимой Грузии уехало по разным подсчетам от одного до полутора миллионов. Подавляющее большинство этих людей относятся к молодому и среднему возрасту, имеют хорошее образование, многие из них являются признанными корифеями в медицине, искусствах и многих областях научного знания. Почему же энергичная и предприимчивая часть грузин оказалась в столь нелюбимой тбилисской политической элитой авторитарной России, а не в родном, истинно демократическом Сакартвело?

И вообще, кто такие грузины?

Под общим названием "грузины" объединено более 20 субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским). Поэтому является вполне обоснованным мнение тех ученых, которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин "грузины", а самоназвание "картвелы", которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы грузин Восточной Грузии, мегрелов и сванов.

Невысокий уровень консолидации грузинской нации объясняется тем, что как справедливо констатирует историк и политический деятель постсоветской Грузии Г.Мамулия, грузинская нация начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII веке, после того, как "находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII века) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи".

Нынешние тбилисские правители этот факт не признают и пытаются представить российский период грузинской истории в качестве тяжелейшего испытания. Подобные заявления свидетельствуют не столько о незнании собственной истории, сколько о воинствующей русофобии.

…К моменту включения в состав Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка. Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело целью духовное возрождение собственного народа, преодоление культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения грузинского национального движения (движение "Тергдалеули", Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое, особенно времена существования так называемой "идеальной Грузии" – средневекового Грузинского царства X-XIII веков.

Заново переосмысливаемые с точки зрения современных реальностей, приобрели в постсоветской Грузии настолько важное значение, что необходимо хотя бы вкратце остановиться на средневековой истории. Как ни парадоксально, единое Грузинское (точнее, Абхазо-Грузинское) царство появилось благодаря не грузинам, а абхазам. В VIII веке абхазские феодальные княжества были объединены в составе единого Абхазского царства, которое при поддержке хазар вышло из-под контроля Византии, а затем начало экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия, в Кутаиси была перенесена столица Абхазского царства. В Х веке династия абхазских царей прервалась, и престол перешел к Баграту III (грузину по отцу и абхазу по матери).

Династия Багратиони продолжила политику территориальной экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось, воцарилась феодальная междоусобица, и страна на многие века оказалась в том самом "тупике социального развития", о котором пишет Г.Мамулия. Этот период закончился лишь с приходом в Закавказье России, после которого в Грузии, огражденной от внешних нашествий русскими штыками, начался период национального возрождения.

Почему же события средневековья приобрели актуальность в современных условиях? Дело в том, что разделенное на бесчисленные группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX веков было едино в определении границ "исторически принадлежавшей грузинам территории": ими стали именно границы "идеальной Грузии" –Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета.

Согласно официальной грузинской версии, летописцы уже в Х веке под названием "Картли" подразумевали всю Грузию, обширную страну, где христианское богослужение велось на грузинском языке. На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами "идеальной Грузии" определяются "исконные грузинские земли", именно эти границы являются справедливыми на уровне современного грузинского массового сознания.

Порочность данного подхода заключалась в том, что данное средневековое царство изначально было многонациональным, что, в частности, было закреплено и в названиях его правителей: "царь абхазов, картвелов, эгров, кахов…". Поэтому уже в середине ХХ века трактовка вопроса о том, кто на территории Грузии является "хозяином", а кто "гостем", стала предметом острой дискуссии, способствовала ухудшению отношений между грузинами и этническими меньшинствами.

Наряду с объявлением меньшинств "гостями на исконных грузинских землях", грузинская общественно-политическая мысль изначально включила мегрелов и сванов в состав единой грузинской нации и отказалась признавать за ними право на собственное национальное существование. Проиллюстрируем значение и суть этого судьбоносного для грузинской нации положения на примере славян. Как известно, чехи, сербы, поляки и другие народы являются славянами, имеют общих исторических предков и языковое родство, но никому не придет в голову провозглашать их русскими.

…Первая попытка осуществить на практике права грузин на "свои исторические земли" была предпринята после распада Российской империи, в период существования независимой Грузинской республики. Но власти страны, стремившиеся добиться национальной консолидации грузин в максимально сжатые сроки, проводили по отношению к этническим меньшинствам откровенно шовинистическую политику. Вот как характеризовал эту политику очевидец: "в Грузии усиленно культивируется национализм в очень диких формах. В Учредительном собрании армянам не разрешают говорить по-армянски. Резкая борьба против стремления Аджарии к автономии. Осетинов страшно преследуют и выселяют. Сильная национальная борьба идет в Абхазии."

Как и в прошлом, в настоящее время грузины и национальные меньшинства страны имеют собственные версии своей истории. К примеру, отношения между абхазами и грузинами оценивается с диаметрально противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа – массовые аресты, истребление интеллигенции и значительной части крестьянства, запрет говорить на родном языке и т.п. – с союзными руководителями грузинского происхождения (Сталин, Берия и другие) и политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику насильственной грузинизации населения. Грузинская сторона связывает все проблемы в отношениях между двумя народами с политикой союзного руководства, которое во имя "господства Москвы" сознательно разъединяло и противопоставляло братские народы. Как показывают социологические исследования, в настоящее время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского населения.

Подобные взаимоисключающие взгляды отражают одно принципиально важное явление. В течение всего советского периода важнейшей задачей руководства Грузинской ССР (как и их предшественников в 1918-1921 гг. и последователей в постсоветские времена) было достижение национальной консолидации грузин в максимально короткие исторические сроки. В период правления Сталина эта задача решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам, были объявлены "грузинскими племенами" и должны были быть насильно грузинизированы.

Сегодня политика государственного строительства Грузии вновь строится на основе жесткого унитаризма, на дискриминации и подавлении меньшинств. Конституция 1995 года провозгласила Грузию федеративным государством, но это осталось чисто пропагандистским шагом; условием начала рассмотрения всех связанных с федерацией вопросов было объявлено "восстановление территориальной целостности Грузии".

Таким образом, глубокий кризис государственности в нынешней Грузии во многом предопределен принципиальной невозможностью осуществить избранную еще в XIX веке стратегию строительства грузинской нации и грузинского государства.

Процесс формирования грузинской нации может быть облегчен и значительно ускорен только в случае признания за мегрелами и сванами права на национальное существование. Но эта идея, похоже, совершенно неприемлема не только для политической элиты, но и для большинства современных грузин.

По материалам "Новой политики"

Предки грузин упоминаются ещё в Библии, легендарная Колхида, куда плыли аргонавты, находилась на территории Грузии. Нам кажется, что мы многое знаем о грузинах, но их история и культура хранит много загадок.

1. Грузины называют свою страну Сакартвело. Этот топоним переводится как «вся Картли» и восходит к названию одноименной области. Топоним «Грузия» восходит к названию «Гурджистан» (страна волков), встречающемуся в арабо-персидских источниках.

Европейское название Грузии «Georgia» также сопоставляют с арабо-персидским названием, связанным с грузинским культов Святого Георгия. Золотая скульптура святого возвышается на центральной площади Тбилиси.

2. Численность грузин в мире - более 4 млн.

3. Грузины были одним из первых народов, принявших христианство. По одной из самых распространенных версий, это произошло в 319 году. Показательно, что, несмотря на общемировую тенденцию, число верующих в Грузии растет. Сегодня православными себя считают 80 % грузин.

4. Грузинский - древнеписьменный язык. Древнейшие письменные памятники на древнегрузинском языке датируются V веком. К ним относятся мозаичная надпись первой половины V века близ Иерусалима, а также надпись на Болнисском Сионе (в 60 км к югу от Тбилиси) конца V века.

5. Грузины имеют уникальный алфавит. В картвелистике имеются разные гипотезы о прототипе грузинского письма. Согласно разным теориям, в его основу положено арамейское, греческое или коптское письмо.

6. Самоназвание грузин - картвелеби.

7. Первым государством, упоминаемым историками на территории Грузии считается Колхидское царство. Впервые о нём упоминают в середине I тысячелетия до н. э. греческие авторы Пиндар и Эсхил. Именно в Колхиду плыли за Золотым руном аргонавты.

8. В грузинском языке нет ударения, только на определенном слоге повышается тон. Также в грузинском нет заглавных букв, а род определяется по контексту.

9. Самым известным в мире грузином заслуженно считают Иосифа Сталина.

10. В грузинском языке для называния чисел используется двадцатеричная система. Чтобы произнести число между 20 и 100, надо разбить его на двадцатки и назвать их число и остаток. Например: 33 - двадцать-тринадцать, а 78 - три-двадцать-восемнадцать.

11. Знакомые нам с детства слова в Грузии имеют не те значения, к которым мы привыкли. «Мама» по-грузински - папа, «деда» - мама, «бебиа» - бабушка, «бабуа» или «папа» - дедушка.

12. В грузинском языке нет звука «ф», а в заимствованных словах этот звук заменяют на звук «п» с сильным придыханием. Российская федерация по-грузински будет звучать как: «русэтис пэдэрациа».

13. По данным экономиста Кеннана Эрика Скотта из Вашингтонского института, во времена Советского Союза грузины поставляли на советские прилавки 95% чая и 97% табака. Львиная доля цитрусовых (95%) также шла в регионы СССР из Грузии.

14. На территории Грузии в 1991 году нашли останки Дманисийских гоминидов, изначально получивших название Homo georgicus . Им почти 2 миллиона лет (1 млн. 770 000). Им дали имена Зезва и Мзия.

15. Шашлыки и хинкали в Грузии принято есть руками.

16. Несмотря на то, что в Грузии традиционно высокий уровень гомофобии, уровень тактильного контакта между грузинскими мужчинами очень высок. Во время прогулки они могут держаться за руки, сидя в кофейнях – касаться друг друга.

17. В бытовом общении грузины используют слова, которые они почему-то считают русскими, хотя для нас они не всегда будут понятны. Тапочки грузины называют чустами, обои - шпалерами, фасоль - лобио, майкой часто называют все, что носят выше пояса, а ботасами кроссовки.

18. Грузины законно гордятся своим вином. Его здесь начали производить 7000 лет назад, и сегодня в Грузии 500 сортов культивируемого винограда. Ежегодно в стране проходит праздник сбора урожая винограда «Ртвели».

19. Грузины известны своей гостеприимностью. Гость в доме важнее хозяина. Поэтому в грузинских домах не принято снимать обувь.

20. Грузины известны своей любовью к длинным тостам, однако не все знают, что в то время, когда грузины пьют пиво, тосты произносить не принято.

Иллюстрации: Нико Пиросмани

Повествование о происхождении грузин унесет нас в такое далекое прошлое, что вряд ли кто-то сможет усвоить информацию с первого раза. Сами грузины, а также большинство историков ссылаются на сборник летописей «Картлис Цховреба» («Житие Картли»).

Несмотря на то что в летописях много исторических неточностей и анахронизмов, данный документ вошел в основу труда четырех современных грузинских историков «История Грузии».

Даохи и Колхи

XII − VIII вв. до нашей эры именно к этому периоду относят первые государственные образования на территории современной Грузии.

Даохи, позднее таохи − объединение грузинских племен, проживающих на территории юго-западной Грузии Тао (ныне на территории Турции) в конце второго тысячелетия до нашей эры.

Даохи были смелые и мужественные. Они постоянно сражались то с Ассирийскими царями, то с сильным государством Урарту, которое образовалось в IX веке до нашей эры к югу от Диаохи на современной территории Армении, Ирана и Турции. В клинописных памятниках Урарту Даохи упоминаются как сильная, богатая и победоносная страна во главе с царем, с которой приходилось считаться.

Диаохи все же ослабли в постоянных конфликтах с Урарту, платили им дань и потеряли много территорий. Как Ассирии, так и Урарту пришел конец под натиском скифом, киммерийцев и мидийцев.

*ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

К данному историческому периоду относится Троянская война, начало правление XX династии фараонов в Египте и основание Рима в 753 году до нашей эры..

Колхи − второе большое объединение грузинских племен. Колхи обосновались на западных территориях сегодняшней Грузии вдоль Черноморского побережья вглубь Колхидской низменности. Так сформировалось второе государственное образование грузинских племен в XI-VIII веках до нашей эры. Древние греки называли страну колхов Колхидой. Эту страну упоминали древние историки Геродот, Ксенофонт и Страбон.

Колхида − самая известная местность в Грузии благодаря древнегреческому эпосу. Об Аргонавтах и Золотом руне читаем .

Государство Урарту уступило место государству Мидия, занявшее Иранское нагорье. Жители Урарту после падения страны расселились по всей территории Закавказья, смешавшись с местными грузинскими племенами.

Киммерийцы − племена с Северного Причерноморья неоднократно захватывали территории Колхи, на опустошенных равнинных территориях селились другие племена, спустившиеся с гор.

Греческие колонии на побережье Черного моря

В VI века до нашей эры греки основали колонии: Фазис, Диоскурияю, Гиенос. и Питиунт. Эти названия соответствуют грузинским населенным пунктам Поти, Сухуми, Очамчира и Пицунда. Кроме того, они образовали Херсонес, Пантикапей и другие на территории сегодняшнего Крыма.

Это были независимые города-государства, которые попали под влияние более развитых Колхов. По сведениям греческих авторов, восстановившаяся со временем Колхети, была страной с развитым животноводством, зерновым хозяйством, металлургией, виноградарством…

Здесь были в ходу серебряные монеты «Колхури тетри». Царство Колхети или Эгриси поддерживало дружеские отношения с Ахеменидским Ираном, отправляя туда по собственной инициативе 100 мальчиков и 100 девочек один раз в пять лет.

После уничтожения древнейшего государственного объединения грузинских племен Диаохи, в Восточной Грузии стали селиться разные племена.

После падения царства мушков (или Фригии) в конце VI века до нашей эры из Малой Азии на южные территории Восточной Грузии переселились месхские племена, название которых сохранили некоторые регионы Грузии, например, Месхети, Самцхе,

К IV-III вв. до нашей эры относится образование первого «официального» государства в восточной Грузии. Иберия или Иберийское царство упоминается многими античными авторами. Именно так называли древнее царство Картли в античном мире. Столицей царства стала Мцхета а первым царем первой правящей династии Фарнаваз. Первая династия оставалась у власти до VI века нашей эры.

О том как Фарнаваз стал царем читаем ТУТ.

Хотите познакомиться с историей древней Колхиды ближе? Заказывайте экскурсию в Кутаиси . Расположенная в Западной Грузии Имерети − наследница легендарной Колхиды.

Подробнее об истории древней Грузии читаем