Изделия в технике шибори своими руками. Японская техника шибори



В древности для окрашивания ткани использовался натуральный краситель индиго, который получали из растений, произрастающих в тропических и умеренных широтах. К концу 17 века такой краситель стоил очень дорого.

В 1856 году Уильям Перкинсон изобрел первые красители на основе каменноугольной смолы, и это событие стало предвестником производства синтетического красителя индиго. Буквально спустя несколько лет он уже вошел в обиход. Процесс окрашивания ткани при этом практически не изменился. В современных условиях используются анилиновые красители. Диапазон оттенков индиго весьма широк: от бледно-голубых до насыщенного бирюзового.

Вам понадобится:

  • краситель
  • емкость для окрашивания
  • перчатки
  • камушки или крупные бусины
  • резинки или веревка
  • деревянная или пластиковая трубка
  • ткань или одежда для окрашивания
Добиться разных рисунков и узоров на ткани можно, по‑разному складывая материал и используя дополнительные приспособления (резинки, бусины, камушки, прищепки и т. д.). Существует много техник окрашивания в стиле шибори, но некоторые из них настолько сложны, что освоить их самостоятельно очень трудно. Мы рассмотрим три простых техники, с которыми сможет справиться даже новичок.

Техника Араши шибори



Араши начинается с обматывания ткани вокруг деревянной или пластиковой трубы.
Чтобы добиться такого эффекта, как вы видите на фото, нужно сложить ткань в несколько раз, обернуть ее вокруг деревянной трубы (можно использовать обычную скалку), сосборить материал и крепко зафиксировать резинками или веревкой.



Можно просто туго скрутить материал, не используя трубу, и зафиксировать его резинками. Например, эта футболка была окрашена таким способом.



Туго скрутили футболку, наметили примерные места расположения резинок (именно в этих местах потом останутся красивые белые полосы) и зафиксировали.


Техника Кумо шибори



Техника Кумо шибори заключается в том, что ткань обматывают вокруг круглого предмета - гальки, камушка или бусины. Затем ткань фиксируют резинками или веревками, после чего опускают в краситель.



Можно делать симметричный рисунок или абстрактные картины. Все зависит только от вашей фантазии, не существует правильных или неправильных узоров в технике шибори.



Обратите внимание: предметы не обязательно должны быть идеально круглой формы. Можно использовать неидеальные формы, от этого рисунок будет только инетереснее.


Техника Итаджими шибори: эффект плиссе



Техника Итаджими шибори заключается в следующем: ткань укладывают гармошкой (лучше хорошенько приутюжить все складки), а затем фиксируют резинкой или веревкой. В некоторых случаях ткань укладывают между двумя деревянными брусками или другими плоскими предметами и уже потом закрепляют резинками.




Процесс окрашивания

После того, как ткань и все вещи подготовлены, можно приступать непосредственно к окрашиванию.

Шаг 1

В первую очередь разведите краситель согласно инструкции.

Шаг 2

Затем намочите подготовленные вещи и ткань в обычной воде, после чего опустите в емкость с красителем.


Шаг 3

Постоянно помешивайте ткань в красителе, не допускайте, чтобы материал лежал на дне: там могли остаться нерастворившиеся частички красителя, они могут сделать окрашивание неравномерным.

Шаг 4

Удалите ткань из красителя, дайте ей полежать некоторое время (примерно 20−30 минут). Когда вы извлечете материал, он будет зеленоватого оттенка. Ткань будет синеть постепенно, окисляясь на воздухе. Если вы хотите добиться более темных оттенков индиго, дайте материалу полежать 20−30 минут, а затем опустите в краситель второй раз.

Шаг 5

Снимите все резинки, извлеките камушки и бусины.

Шаг 6

Осталось прополоскать ткань в воде, развесить и дать ей высохнуть.


Фото: Pinterest.com
Материал подготовила Анна Соболева

Шибори. Что означает это японское слово? Фактически, ничего. Термин прижился в неправильном прочтении. Корректнее говорить «сибори». С японского переводится как «окрашивание».

Речь о технике рукоделия. В Японии к ее названию добавляют слово «дзомэ» — «узелки». То есть, речь об узелковом окрашивании. В Японии его освоили в 8-ом веке. Однако, родина техники шибори иная. На острова стиль пришел из Индии и Китая. Узнаем в чем суть метода, как узелки могут помочь в деле окрашивания тканей.

Описание и особенности техники шибори

Японская техника шибори заключается в защите некоторых участков ткани от окрашивания. Дабы пигмент не попал на них, или попал лишь частично, материи перекручивают, стягивают жгутами или завязывают в узлы.

Итогом может стать любимый узор хиппи – радужная спираль психоделического толка. Поскольку краска на ткань ложится неравномерно, получаются узоры.

Упомянув культуру хиппи, зародившуюся в Америке, заметим, что в США стиль шибори именуют «тай-дай». Его связывают именно с красочными узорами на одеждах и хиппи.

На фото варианты скручивания и перетягивания ткани для окрашивания в технике шибори

Их считали отжившими свое, но к грядущему весенне-летнему сезону о тай-дай вспомнили именитые бренды. Мастера Lacoste дали миру поло с узелковым рисунком. Иссий Мияки расцветил психоделическими узорами пиджаки и свитера. Модельер – японец. Поэтому, его тяга к узелковому окрашиванию понятна.

Купить шибори джинсы предложили на последних показах Levis. Band of Outsiders создали коллекцию красочно-расплывчатых рубашек. У The Hundreds можно найти шибори-панамы и кепки.

В 21-ом веке их выполняют из разных тканей. Исторически же шибори делали только на натуральном шелке. Ненатуральных тканей в те времена не было. К тому же, истинное узелковое окрашивание одноцветное и даже однотонное.

Использовали только индиго. Краситель получали из и синих , к примеру, . Других пигментов у простолюдинов Азии не было. Именно они и придумали технику, дабы хоть как-то украсить свои одеяния и быт.

В современном мире украшения в технике шибори далеки от эстетики бедности. Напротив, узелковое окрашивание стало символом эксклюзивности. В условиях массового, однотипного производства узоры шибори единичны.

Их невозможно повторить. Поэтому лента шибори из шелка стоит подобно полудрагоценным и наравне с ними используется в . Тесьму гофрируют. Собственно за счет «гормошки» и получается неравномерное прокрашивание ленты.

Украшения в технике шибори

Шибори-украшения , как правило, массивные. Чтобы просмотрелась красота окрашенной ткани и нужно пространство. Им, обычно, служат , фетр. Нужны материалы, к которым шибори легко приклеится или пришьется.

Порой, основой для композиции из радужной ткани служат предметы гардероба, к примеру, фетровые шляпы. Замена привычных круговых лент на них композициями шибори делает головные уборы цепляющими глаз, изысканными.

В украшениях шибори дополняют камнями насыщенных цветов, россыпью , . Красочные элементы соответствуют столь же цветной ткани. Общий вид изделий получается ярким, с восточными нотами.

Азиатские мотивы, порой, подчеркиваются и формой украшений. Возьмем, к примеру, подвеску с керамическим лицом гейши. Ее черты прорисованы в технике , а прическа – складки ткани, окрашенной узелковым методом и украшенной . Лента шибори, так же, отлично смотрится в роли крыльев птицы Феникс, или тела .

Если использовать шибори для украшений европейской стилистики, материя подходит для юбок придворных дам и их зонтиков, защищающих от . Можно сложить из лент бутоны лилий. Композиции объемные, но легкие.

Шелк, как известно, почти невесом. Утяжелить украшения могут лишь металлические вставки и. Но, если взять легковесные , а камни заменить и бисером, придворные дамы и цветочные композиции не будут обременительны даже в .

Современное шибори в украшениях не всегда натурально. Процветает псевдоузелковый метод. Драпировки крепят на да , и лишь потом окрашивают. Достаточно вспрыснуть материи красками-спреями из баллонов. Такое шибори своими руками способен сделать каждый. Но, как соблюсти исторические каноны?

Как сделать шибори

Узелковая техника берет узорами и плавными переходами цветов. – дело фантазии мастера. Однако, оттачивать технику рекомендуют на простых узорах. Это . Предлагаем шибори для начинающих с ромбовидным принтом. Потребуется белый шелк, краска одного цвета, нитка с иглой, булавки, карандаш и шаблон квадратной формы.

Начинаем работу со складывания шелка вдвое. Ткань скользит. Для удобства фиксируем ее булавками или иглами. Теперь, подставляем к бокам материи квадратный шаблон, к примеру, коробку из-под CD-диска.

Ставим ее углом. В итоге, на ткани обрисовывается треугольник. Фигуры с одной стороны ткани встают меж фигурами с другой. Расстояние между треугольниками равно длине их основания.

Обрисованные карандашом треугольники нужно прошить по контуру. Мелкие и частые стежки блокируют проникновение красителя в узор почти полностью. Большие и редкие стежки сделают орнамент на ткани отличным от основного фона лишь на пару тонов.

Нити, которыми прошиваем , не обрезают. Когда все фигуры отделены от основы, нити затягивают. Из треугольников получаются сморщенные «ушки». Обматываем их основания концами нитей.

Сила их затягивания тоже влияет на количество красителя, попадающего внутрь узоров. Чтобы преградить путь пигменту нужно обмотать «ушки» много раз да потуже.

Наступает время окрашивания. Подойдут анилиновые или проционовые пигменты. Первые – продукты окисления анилина. Это простейший органический амин. Его получают из натурального индиго. Последнее время анилиновые краски научились синтезировать, к примеру, на основе каменноугольной смолы.

Проционовые краски названы в честь одной из самых ярких звезд. Соответственно, пигменты серии поражают насыщенностью. Как и анилиновые, проционовые красители легко растворяются в воде, даже холодной.

Пигменты обоих типов идеальны для обработки натуральных тканей и кож. Анилин воздействует еще и на вискозу, шифон, то есть ряд искусственных материй. Так что, выбираем цвет, читаем инструкцию, и вперед.

Окрашенной ткани даем просохнуть. Лишь потом удаляем нити и разворачиваем полотно. Треугольники складываются в квадраты. Их сердцевина прокрашена, а остальное пространство светлое с едва уловимыми разводами цвета. Остальная ткань однотонна. Творение сгодиться на шарф. При желании, можно подготовить несколько лоскутов, сшив из них юбку или топ.

Если в планах изготовление украшений шибори, удобнее воспользоваться шелковой лентой. Ее делают иначе. Потребуется шелк, краска, деревянная палочка и утюг. Берем так же нитки, воду, чашу с широкими краями, кисти с губками и газеты.

Но, начинает работу с . Он потребуется для того, чтобы сделать обычный шелк гофрированным. Он получиться после замачивания в растворе. На стакан воды берем чайную ложку уксуса. Выдерживаем ткань в растворе 20 минут.

После, отжимаем материю и выкладываем на чистую салфетку или полотенце. Далее, трудоемкий процесс. Сворачиваем шелк от центра и проглаживаем утюгом. Гладим через ткань, к примеру, марлю.

Как сделать ленту шибори без трудоемкого проглаживания? Купить уже гофрированный шелк. Он примерно на 40% дороже и встречается редко. Если удастся купить гофр, его нужно увлажнить и сложить в ленту.

На фото лента шибори

Тоже делаем с самодельной материей. Нити пропускаем по складкам в месте сгиба. Теперь наматываем свернутый шелк на широкую деревянную палку. Кстати, материя нужна цветная.

Из белого шелка ленты шибори не делают. Секрет изделия в прокрашивании лишь верхушек сгибов. Подбираются пигменты, сочетающиеся с основным фоном. Это дает композиции особую глубину.

Сгибы намотанной на палку ленты красим губкой или кистью. Не снимая ткань с основы, кладем сохнуть, опирая о края чаши. Ее нужно удалить от солнца и обогревателей примерно на сутки.

Высохшая лента требует закрепления краски. Нужно смотать рулон, завернуть в полиэтиленовую пленку и отправить на водяную баню. Обмотка должна быть герметичной, чтобы пар не проник под нее. Выдерживаем ленту на бани полтора часа и проглаживаем по линии сгиба. Изделие готово.

Если отклониться от традиционной техники, расцветить материю можно перекисью водорода. Она даст белесые разводы. Химики вспомнят и еще несколько реагентов, действующих подобно перекиси.

Практикуют, так же, восковое окрашивание. Оно известно как горячий батик. Последнее понятие применяют к ручной росписи материй. в наносится на границы узоров, дабы закрепить их.

Если хочется почувствовать себя японцем 15-го столетия, можно прикрыть участки ткани листьями или побегами бамбука. Так окрашивали кимоно самураи. Хотите позавязвать узелки?

Выучите пару исторических названий техник шибори. Так, каноко – хаотично разбросанные мелкие узелки. Хитта каноко – уже сложные орнаменты из тех же мелких узелков.

Последний стиль возвели в ранг искусства в 17-ом столетии. Минуло 3 века, а шибори вновь на пике популярности. Подиумы ставят во главу угла ретро мотивы и этнику.

Шибори относится к последней. От узелкового окрашивания веет Востоком, сказками и очарованием древних легенд. Это и вдохновляет дизайнеров, а заодно, и их поклонников.

Дизайнерские украшения очень часто вызывают восторг. Каждое из них несёт свою индивидуальность и стиль. Направлений в создании украшений много, и одно такое направление с применением текстиля. В свою очередь и текстильные украшения могут быть весьма разнообразны. А если используется не простой текстиль, а уникальный?

Тогда и украшение будет невероятным. Речь идёт о сибори, или, как более привычно это название звучит для мастеров рукоделия, которые имеют дело с особенными материалами для создания своих шедевров, шибори.


Шибори пришло из Японии, слово в буквальном переводе означает «скручивание», «узел», а для ткани определяет метод ее окрашивания.


В Японии с помощью такого метода крашения готовили ткани для различных кимоно. Сначала это были ткани для бедных, для тех, кому были доступны самые обычные и недорогие красители типа «индиго». Затем, когда полотна научились окрашивать, создавая переходы цвета, шибори стали выполнять для состоятельных заказчиков. Само окрашивание происходило следующим образом: полотно скручивали, связывали и опускали в краситель. В результате окрас получался секционный, переливчатый, совершенно индивидуальный для каждого окрашиваемого полотна.

Но, вернемся к украшениям.
Для изготовления украшений используется лента шибори, шёлковая полоса с переливанием цвета, сжатая плиссировкой, позволяющей драпироваться и изгибаться ей как угодно, оставаясь зрительно превосходной.

Украшения из шибори напоминают богатые одежды любимых танцовщиц султана или роскошные убранства покоев падишаха, перья райских птиц, песчаные барханы, озаренные восходящим солнцем, закатную рябь океанского простора или плавно разливающееся северное сияние. Каждую такую ленту изготавливают в неповторимом варианте, ни одна из них не будет похожа на другую.

Ленту нарезают из полотен натурального шёлка, который имеет свой собственный цвет-основу, сшивают, чтобы получить стандартную длину, окрашивают и подвергают термической или химической плиссировке. Так как лента скроена по косой, при изгибах она не топорщится, а ложится плавными переливами.

В продажу лента шибори поступает смотанная в катушки, маленькие аккуратные швы, соединяющие секции ленты, практически не видны. Окрас при этом получается с необыкновенными переходами цвета, волнующе нежными, не только сочными, но и светящимися, словно пронизанными лучами солнца.

Сама ткань тонкая, практически невесомая, но при этом очень плотная, отрезанные края не осыпаются, её не нужно опаливать или подшивать.


Используя шибори для создания украшений, её сочетают с бисером, жемчугом, кристаллами Сваровски, получая при этом роскошество и неординарность.


Из шибори можно выполнять практически любые украшения: колье, браслеты, серьги, кулоны, броши. В процессе изготовления ленту распределяют по заготовленной основе, закручивают, сжимают или раздвигают гофрированные складочки.


Места соединений, края декорируют бисером, бусинами, которые используют как в виде плетения, так и россыпью.
Также роскошно в обрамлении шибори смотрятся кабошоны, как из природных, так и из искусственных камней в бисерном сопровождении.


За счёт ленты шибори украшение приобретает объём и сочные, словно живые цвета. Украшение может быть довольно крупным, при этом очень легким.


Изнанка шейных украшений или сережек выполняется из фетра или кожи, украшающую часть браслетов также нашивают на фетр, затем закрепляют на твердой основе.


В расцветках шибори практически нет ограничений. Поэтому украшение можно сделать под любой наряд. Лента шибори доступна для покупки, правда цена ее может несколько смутить, но ведь это всегда индивидуальное творение мастера.

Работать с лентой легко, и тем, кто имеет навыки в бисероплетении, будет интересно изготовить такое дизайнерское украшения.

Вам нужны цветы для украшения вашей квартиры? Композиции из искусственных цветов прекрасно украсят ваш дом надолго. К тому же цена на такие изделия гораздо ниже, чем на живые цветы.

Каждое украшение, сделанное дизайнером, вызывает восхищение. Оно всегда смотрится стильно, элегантно, индивидуально.

Хотя направлений и способов в создании украшений очень много, все большей популярностью пользуются прикрасы из текстиля.

А если этот текстиль будет уникальным? Тогда и результат вызовет восторг.

Именно так можно описать украшения с применением ленты шибори. Сегодня они – одни из самых ярких и незабываемых, что делает их незаменимыми и востребованными.

И имеют самое прямое отношение к моей любимой теме батика.

Что представляет собой шибори

Шибори, или — если быть точным, сибори, — это особый . Его суть в том, что перед покраской ткань складывается, завязывается, скручивается, и лишь потом наносятся красители. Родиной этого способа является Япония , а переводится слово, как «узел». Другое название – узелковое окрашивание.

Ткань прокрашивается не хаотично, но и не равномерно. Цвет получается удивительным – переливчатый, светящийся, с очень плавными переходами.

Ленты, которые используют для изготовления украшений, гофрируют . Благодаря этому их можно изгибать и расправлять как угодно, а внешний вид при этом портиться не будет. Сама ткань очень тонкая и легкая, но при этом плотная. Поэтому не нуждается в том, чтобы ее подшивали или опаливали.

Каждая такая лента изготавливается исключительно вручную, поэтому невозможно получить две одинаковые. Оттенок каждой из них особенный и неповторимый . Лента нарезается из полотна натурального шелка. Она кроется по косой, благодаря чему на изгибах ложится плавно, а не топорщится.

Украшения с лентой шибори

Украшения сибори напоминают богатое убранство жен султанов, переливчатые перья райских птиц, меняющуюся гладь моря или перекатывающийся песок пустыни.

Создавая украшения, ленту шибори комбинируют с камнями, жемчугом, бисером, кристаллами. Техник создания очень много. Одни используют для вставок натуральные или искусственные камни. Так легкость ткани уравновешивается весом камней. Другие сочетают ленты с мелким бисером и бусинками. Так изделия получаются яркими и объемными, не утяжеленными ни фактически ни зрительно.

С применением такой эксклюзивной ленты изготавливают украшения на любой вкус – серьги, браслеты, кулоны, колье, броши. Сумочки украшают вставками из лент. При этом ткань закручивают, сжимают или растягивают гофрированные складки.

Узелковый батик шибори отличается вниманием к деталям и требует соблюдения многих тонкостей. Окрашивание ткани этим методом – доступный и несложный вид творчества.

Технику шибори может освоить даже ребенок, но самые красивые работы выполняются настоящими мастерами, которые обладают утонченным вкусом.

Узелковый батик в технике шибори

Узелковый батик позволяет создавать абстрактные картины, нашейные платки, украшения,

Чтобы сформировать необычные узоры с применением этой техники, можно брать любые предметы, благодаря которым при нанесении специальных красок получится сделать ткань рельефной. В качестве таких предметов могут быть использованы косточки фруктов, ракушки, веточки и камни.

Материалы, необходимые для окрашивания ткани

Техника шиборы применяется при наличии следующих материалов:

  • основа (рекомендуется брать шелк);
  • подстилка;
  • утюг;
  • чаша (глубокая с широкими краями);
  • вода;
  • , губки и кисточки для ее нанесения;
  • рельефные предметы (ракушки, камни и т. п.);
  • канцелярские резинки, ленты или нитки;
  • подставка или банка.

Перед тем как приступить к работе, нужно прочитать советы, указанные на упаковке с краской. Скорее всего, понадобится водяная баня. Можно применить кастрюлю или пароварку. После внимательного изучения материала появляется представление, как можно сделать ленту шибори, и процесс ее изготовления уже не кажется таким сложным.

Техника шибори: последовательность действий

Лента шибори делается легко, рассмотрим процесс ее создания. Последовательность необходимых действий выглядит следующим образом:

1.На ровной поверхности расстилают подстилку, например, на газете, скатерти или покрывале. Затем перед собой ставят чашу и опускают в нее подставку (банку) основанием вверх.

2.Шелковую салфетку смачивают водой (подойдет как белая, так и цветная салфетка) и хорошо отжимают, после чего расправляют на защитной подстилке.

3.В центр салфетки кладут рельефный предмет. Материал сворачивают пополам и фиксируют расположенный внутри предмет резинкой или нитками таким образом, чтобы сформировался узелок.

Вместо узлов можно вязать спирали, подкладывать внутрь камешки и пуговицы, вязать нитками разной толщины или резинками.

5.Салфетку перекладывают на подставку (банку) и с помощью губки или кисти покрывают краской.

6.Ее сушат вдали от солнечных лучей и обогревателей. Важно, чтобы ткань высохла сама.

7.Высушенную салфетку расправляют и оставляют в таком состоянии либо продолжают с ней работать. Например, окрашенную ткань можно применить для создания одежды или натягивания на каркас с целью создания картины или панно.

8.Салфетку гладят утюгом через марлю или газету, после чего ее кладут на газету и сверху накрывают еще одной газетой, затем – сворачивают в рулон. Края рулона загибают внутрь, в результате получается маленький брикет , который во избежание его раскрытия плотно перевязывают.

9.Сформированный брикет отправляют на водяную баню (если применять самый простой способ, достаточно будет несколько раз обернуть брикет пищевой пленкой, это поможет исключить вероятность проникновения влаги и позволит подвесить брикет в мультиварке). Воздействию пара изделие подвергают в течение полутора часа, не меньше.

Уникальные рисунки, полученные благодаря применению техники шибори

После проделывания необходимых манипуляций изделие расправляют и еще раз проглаживают. Краска, закрепление которой произошло в результате использования водяной бани, хорошо держится, она не выстирывается, и не выгорает при воздействии солнечных лучей. Рисунки всегда уникальны , а при правильном сочетании фактур и цвета можно получить настоящее произведение искусства.